Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Цели урока: выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя. Оборудование урока: если возможно, показать отрывки из художественного фильма «Петр Первый». Методические приемы: проверка домашнего задания: выборочный пересказ, анализ текста; углубление знаний по теории литературы.
Ход урока I . Слово учителя В работе над романом Толстой использовал обширный исторический материал — мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и объективности изображения. Однако писатель оставил без внимания мнение виднейшего историографа В. О. Ключевского, который писал о Петре: «Вводя все насильственно, даже общественную самодеятельность вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина». — Как вы думаете, почему высказывание Ключевского не вписалось в концепцию Толстого? (Роман создавался в годы активного строительства социализма, начало работы над ним совпало с началом выполнения пятилетнего плана. Высказывание Ключевского о бесправии, об отсутствии свободы, о принуждении неизбежно вызывает ассоциации с укреплявшимся в стране культом личности Сталина, с порядками, утвердившимися в стране.) Литература социалистического реализма, «единственно верного», «марксистского» направления, призвана была «дать правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Движущей силой истории объявлялась классовая борьба, сама история осознавалась как движение к заранее известной цели — к светлым идеалам коммунизма. Величием цели оправдывались любые жертвы на пути к ней. В эту концепцию вполне укладывался образ, создаваемый Толстым: «Личность является функцией эпохи, она вырастает как дерево на плодородной почве, но в свою очередь крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». В образе Петра воплощен тип положительного героя, главными чертами которого являются ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется. — Каким образом Толстой создает такой характер? (Уже с первых строк романа различными художественными средствами утверждается необходимость преобразований в стране (описание нищеты семьи Бровкиных, убогого жилья дворянина Волкова, узаконенное пьянство — сцена у кабака, низкие своды царских палат, где умирает царь Федор Алексеевич и решается вопрос, кого же «кричать на царство»). Ребенок-Петр «горяч умом, крепок телесно», как признает Василий Голицын, влиятельный человек при дворе. «Быть царем Петру», — это его слова.)
II. Реализация домашнего задания: анализ образа Петра в романе Слово учителя А. Толстой признавался: «В моем романе центром является фигур Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, но мере важности описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью...» — Какие, по вашему мнению, есть свидетельства тому, что «романе центром является фигура Петра»? (Создавая образ Петра, Толстой прослеживает процесс становления личности, формирования его характера. Подчеркивается своенравность, жажда деятельности, выносливость, активность юного царя: «Не по его — так и убьет, — проговорила Наталья Кирилловна, — в кого только нрав у него горячий? (глава вторая, ч. 3). В портретной характеристике явно внешнее сходство с людьми «подлой породы»: «все бегает, как простой», «весь в пыли, земле, потный, как мужичок», долговязый, неуклюжий, с косолапыми ступнями.) Подчеркивается стремление Петра к самостоятельности, отсутствие высокомерия с «простыми» сверстниками, готовность учиться — от протаскивания иголки через щеку до строительства кораблей. Тяга ко всему новому соседствует с неприязнью и даже ненавистью к старому, отжившему: «Скука старозаветная!» — думает Петр о размеренной жизни в Москве — и занимается постройкой кораблей на верфи Переяславского озера (глава четвертая, ч. 5). Толстой показал постепенное формирование личности Петра, превращение «волчонка», нескладного подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля. — Когда приходит к Петру мысль о необходимости преобразований? (После раскрытия заговора и заточения Софьи в монастырь, когда Петр стал уже полновластным правителем (глава четвертая), государственные дела еще не занимают его. Только увидев в Архангельске иноземные корабли (глава пятая, ч. 15), почувствовал стыд за убожество русских карбасов: «Стыдно! Все это почувствовали... Смешно... Стыдно... И немедленно решил закладывать в Архангельске верфь: «Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…».) В разговоре с Лефортом оформляется стратегия всей жизни царя — планы по выходу к Черному, Азовскому и Балтийскому морям, планы будущей неизбежной войны со шведами: «Замахивайся на большее, а по малому — только кулак отшибешь...» — Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских преобразований? Как эта закономерность показана в романе? — Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода? (После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон решимости взять реванш: «В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком, какого ждали.) «От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек, зол, упрям, деловит» (глава седьмая, ч. 1). «В два года должны флот построить, из дураков стать умными», — беспрекословно заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву». — Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и — нищие...». В чем он видит выход? (Выход — в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики. Такие же планы у Ромодановского, Василия Голицына.) — В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра? (Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (глава третья, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.) — Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом ХII? (Образ шведского короля Карла ХII контрастно противопоставлен образу Петра. Шведский король горяч, дерзок, решителен — эти черты объединяют его с русским царем. Карл — авантюрист, ветреник, «испорченный юноша». Карл рожден королем, а Петр завоевал право на престол.) — Какие действия Петра имеют историческое значение? (Не менее воинских побед важны победы Петра над косностью, консерватизмом старого. Петр пробуждает национальные силы, поддерживает людей дела: дает деньги тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал», помогает братьям Баженовым, самостоятельно построившим водяную пильную мельницу, предоставляет три корабля первому навигатору» Ивану Жигулину для развития торговли с другими странами. Петр беспощадно борется с боярством, с раскольничеством, жестоко подавляет стрелецкий мятеж. Борется с невежеством и темнотой, учреждает школы, «дубиной» гонит в науку дворянских детей, дает возможность реализоваться людям из народа, ценит человека не зачин, а за ум («за ум графами жаловать».)
III. Оформление тетрадей: выводы Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.
I V . Практикум. Задания практикума раздаются по группам (если ответ устный) или по вариантам (в случае письменного ответа). Материал — см. Приложение к уроку.
Домашнее задание Написать сочинение по роману «Петр Первый» по одной из следующих тем: 1. Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев. 2. Петр и его сподвижники в романе. 3. Женские образы в романе.
Приложение к уроку 1. Алексей Толстой писал по поводу работы над романом «Петь Первый» (1931—1933): «Первое десятилетие ХVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости». — Сопоставимы ли эпоха Петра и время, в которое создавался роман? В чем они сходятся и чем отличаются? — Как и кем представлен в романе «старый мир»? Что указывает его разрушение?
2. Алексей Толстой говорил: «В моем романе центром является фигура Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере их важности, описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью. Есть фигуры, которые нарочно мелькают каким-нибудь жестом или словом». — Приведите примеры того, что в «романе центром является фигура Петра I»? — Проранжируйте персонажей первой книги «по мере важности». Есть ли в ней фигуры, которые «…мелькают каким-нибудь жестом или словом»? В чем смысл этого «мелькания»?
3. Литературовед А. П. Налдеев пишет: «Роман «Петр Первый» — книга оптимистическая, жизнеутверждающая. Именно в нем видно, что А. Толстой понял закономерность петровских преобразований, прогрессивную роль Петра в истории русского народа». — В чем заключается «закономерность петровских преобразований»? Как она реализована в романе? — Докажите, что «Петр Первый» — книга оптимистическая, жизнеутверждающая.
4. Толстой писал: «На Петра я «нацеливался» давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане... Работа над «Петром» для меня прежде всего — вхождение в историю через современность...» — Как оценивает деятельность Петра I Толстой в романе? Расскажите подробнее о «пятнах на его камзоле». — Можете ли вы привести примеры того, что можно назвать «историческим туманом»? Есть ли в образе Петра что-либо необъяснимое и таинственное?
5. Критик А. Дерман писал (1940) о формировании образа Петра в романе Толстого: «Это все равно, как если бы, например, средствами замедленного кино мы воочию наблюдали, как из желудя вырастает могучий дуб. Все резкости, искривления, угловатости, все пороки, но и все гениальные черты Петра растут на наших глазах!» — Какие «резкости, искривления, угловатости» вы заметили в образе Петра I? Действительно ли писатель показывает «все пороки» своего героя? Что вы можете о них рассказать? — Согласны ли вы с тем, что в образе Петра Толстой показывает «гениальные черты»? Какие свидетельства гениальности героя вы обнаружили? — Объясните, что имел в виду критик, говоря о средствах «замедленного кино» и желуде, из которого «вырастает могучий дуб». Действительно ли личность Петра I формировалась таким образом?
6. А. Дерман писал, что «одновременно с тем, как процесс «складывания» Петра обусловливается историческим процессом развития Московского государства, — с полной естественностью показано и обратное: влияние этой исполненной противоречивой фигуры на исторический ход вещей...». — Действительно ли «процесс «складывания» Петра» обусловливается в романе «процессом развития Московского государства»? В чем проявляется зависимость одного процесса от другого? — Как показано в романе влияние Петра I «на исторический ход вещей»? Приведите примеры.
7. Критик М. Левидов писал в 1935 г.: «Петр-человек как бы принесен в жертву Петру — государственному деятелю». — Как показан в романе Петр-человек? Какие черты Петра — государственного деятеля подчеркивает писатель? — Действительно ли Петр-человек «принесен в жертву» Петру — государственному деятелю? В чем это проявляется?
8. Литературовед А. В. Алпатов писал: «Дать личное и государственное в Петре в слитности, в единстве было особенно важно, ибо писатель изображал крупного исторического деятеля, государственного мужа, богатство личности которого, его страсти и мысли прежде всего проявлялись в его широкой государственной деятельности. Ведь для Петра жизнь его страны, осуществление его государственных замыслов означали собственную жизнь». — Обоснуйте мысль критика о том, что «личное и государственное» дается в облике Петра Толстым «в слитности, в единстве». — Согласны ли вы с утверждением, что «осуществление государственных замыслов» Петра означает для него собственную жизнь? Как это показано в романе и как сам Петр утверждает эту мысль?
9. В заметках А. С. Пушкина о Петре есть такая запись: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые для вечности или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». — Присутствует ли в романе «разность», о которой писал Пушкин? Как она показана в книге? — Приведите примеры того, что А. Толстой видел в деяниях Петра и те, которые «для вечности или по крайней мере для будущего», и те, которые «вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».
10. Критик М. Б. Чарный писал: «По-своему содержателен и образ Софьи. Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерзкая. Она является инициатором заговоров и интриг». — В чем «содержательность» образа Софьи в романе? Докажите, что «Толстой пишет ее почти одной краской». — Охарактеризуйте Софью самостоятельно. Согласны ли вы с критиком? — Какова роль Софьи в композиционном построении романа Только ли эта роль в том, что «она является инициатором заговоров и интриг»?
11. «Интересно, что борьба Софьи с Петром дана в романе не как непосредственное выражение борьбы старой Руси с подымающейся новой, хотя такое противопоставление удобно укладывалось бы в общую схему книги. И не только потому, что Петр еще молод и к началу борьбы неясно было, по какому пути он пойдет, а Софья не была нужда «европеизации»: она даже занималась переводами из Мольера» (М. Б. Чарный). — Дайте характеристику борьбы Петра I и Софьи. — Есть ли в романе доказательства того, что «Софья не была чужда «европеизации»? Как это показано в романе и какие это свидетельства?
12. Критик С. Серов писал: «Если рассматривать развитие личности Петра Первого на протяжении всей книги, то основной чертой его характера, все ярче проявляющейся от первых глав к последним, будет бунт против господствовавшего в Древней Руси принципа: «Не человек владеет историей, а история владеет человеком». — В чем в романе проявляется принцип, господствовавший в Древней Руси? — Удается ли Петру I опровергнуть этот принцип?
13. «Каким образом А. Толстой достигает единства авторского языка и языка персонажей? Авторский язык представляет собой несобственную прямую речь, то есть такую, где слышатся слова, мысли и интонации персонажей... (А. Л. Налдеев). — Согласны ли вы с тем, что в романе «Петр Первый» Толстой «достигает единства авторского языка и языка персонажей»? — Что дает автору использование несобственно прямой речи? Приведите примеры того, когда благодаря ей в романе «слышатся слова, мысли и интонации персонажей».
14. В. Р. Щербина писал о языке Толстого в романе «Петр Пер вый»: «Он свободно обходится живым, общедоступным языком современной литературы. Вместе с тем иногда он несколько отходит от обычных языковых норм, чтобы выразить дистанцию времени. Писатель строго соблюдает художественную меру. Он прибегает к старинным словам и оборотам, когда в современном лексиконе нельзя найти точно совпадающее по значению слово или выражение. Ясная и доступная всем речь приобретает, таким образом, историческую тональность». — Как часто в романе Толстой «прибегает к старинным словам и оборотам»? Насколько оправданно используются эти слова и обороты? Всегда ли их смысл ясен современному читателю? — Действительно ли такое использование старинных оборотов придает языку писателя «историческую тональность»? Приведите примеры из текста.
15. «...А. Толстой широко использовал при написании романа фольклорный материал. Поскольку в «Петре Первом» А. Толстой старался полнее показать народ, народную жизнь в ее широком разливе, поскольку он, естественно, обращался к фольклору, в котором столь ярко запечатлелся самый склад, богатый внутренний мир русского человека. Фольклорные образы в повествовании Толстого органически входят в основную художественную ткань, образуя с ней неразрывное целое» (А. Алпатов). — Действительно ли в «Петре Первом» Толстой «старался полнее показать народ»? В чем это проявляется? — Какие фольклорные образы вы нашли в романе? Какова их роль в повествовании?
16. В. Р. Щербина писал о «Петре Первом»: «В первых двух книгах автор еще прибегает к символизации, обнаженно-публицистическим высказываниям. Здесь в художественной ткани романа еще проглядывают выдержки из исторических источников, отрывки из записок со временников, эпистолярных материалов, следственных дел и всякого рода других официальных документов. В третьей книге нет вставок, связок и пояснений историко-справочного характера». — Какую роль играют в первых двух книгах «обнаженно-публицистические» высказывания, «выдержки из исторических источников, отрывки из записок современников...»? — С чем связано то, что в третьей книге романа «нет вставок, связок и пояснений историко-справочного характера»? Что теряет и что приобретает повествование романа от этого?
17. Писатель А. С. Макаренко так отзывался о «Петре Первом»: «Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, что в особенности увлекает читателя, это живое движение живых людей, это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа». — В чем проявляется в романе Толстого «живое движение живых людей»? — Приведите примеры того, что в «Петре Первом» показаны «здоровые и всегда жизнерадостные движения русского народа»?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы