Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I I . Сборник А. А. Ахматовой «Белая стая»
1. Слово учителя Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой, всегда важная для нее, хотя не во всем ортодоксально православная. Мотив памяти приобрел новый, во многом надличностный характер. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии — различные ипостаси русской женщины. О. Э. Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа ХIХ века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу». Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».
2. Чтение и анализ стихотворений Стихотворения читают заранее подготовленные ученики или сам учитель.
Вместо мудрости — опытность, пресное Неутоляющее питье. А юность была как молитва воскресная... Мне ли забыть ее? Столько дорог пустынных исхожено С тем, кто мне не был мил, Столько поклонов в церквах положено За того, кто меня любил...
Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла — оно становится глубже и шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «темный городу грозной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:
О, есть неповторимые слова, Кто их сказал — истратил слишком много. Неистощима только синева Небесная, и милосердье Бога.
В цикле исчезает «псевдосложность» юности, уже осмыслены экзистенциальные ценности: свобода, жизнь, смерть. Поэтому даже в стихах, развивающих знакомую тему любви, появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить свое чувство с простором мира:
Ведь где-то есть простая жизнь в свет, Прозрачный, теплый в веселый... Там с девушкой через забор сосед Под вечер говорит, и слышат только пчелы Нежнейшую из всех бесед.
А мы живем торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь.
Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос музы еле слышный.
В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России: Молитва Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Развивается образ Музы, появившийся уже в ранних стихотворениях Ахматовой, он становится более предметным, живым, приобретает конкретные черты:
Муза ушла по дороге Осенней, узкой, крутой, И были смуглые ноги Обрызганы крупной росой.
Я долго ее просила Зимы со мной подождать, Но сказала: «Ведь здесь могила, Как ты можешь еще дышать?» …………………………………… Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну, А в небе заря стояла, Как ворота в ее страну.
Прочитаем стихотворение «Я так молилась: «Утоли...». Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова?
Я так молилась: «Утоли Глухую жажду песнопенья!» Но нет земному от земли И не было освобожденья.
Как дым от жертвы, что не мог Взлететь к престолу Сил и Славы, А только стелется у ног, Молитвенно целуя травы, —
Так я, Господь, простерта ниц: Коснется ли огонь небесный Моих сомкнувшихся ресниц И немоты моей чудесной?
Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение Пушкина «Пророк»). Широкое смысловое поле сборника, глубина и разнообразие ассоциаций придают импульс дальнейшему творчеству, эпическому освоению мира. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini МСМХХI» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. Однако следующая книга ее стихов вышла лишь в 1940 году. Это был небольшой сборник «Из шести книг». В годы Великой Отечественной войны ею были написаны стихи, насыщенные высокой патетикой и мужеством, хранившие, как святыню «великое русское слово». Это был «голос поколения», много пережившего, но лишь закалившего силу духа. В конце жизни голос Ахматовой с высоты прожитого и пережитого зазвучал с новой силой. В 1962 г. она завершила писавшуюся более двадцати лет «Поэму без героя», где поэтически преобразуется давняя метафора, прозвучавшая в стихах Н. С. Гумилева: «Все мы — смешные актеры / В театре Господа Бога». В том далеком 1910 году Ахматова стала женой Гумилева. Из трагического времени Великой Отечественной войны Ахматова бросает мысленный взгляд в годы своей поэтической юности. Прежняя жизнь Серебряного века предстает как маскарад, вызывает у автора поэмы самые противоречивые чувства: радости узнавания, боли, горечи. «Большое видится на расстоянье» — Ахматова, «голос своего поколения», осмысляет ход времени, Историю:
… по набережной легендарной Приближался не календарный — Настоящий Двадцатый Век.
Лирические стихи Ахматовой последних десятилетий ее жизни пронизаны высокой духовностью, философичностью, раздумьями над смыслом жизни: «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты» (1940), «И голос вечности зовет / С неодолимостью нездешней...» (1958). Классическая строгость и ясность стихов Ахматовой напоминают о главной традиции, которой она следует, — традиции Пушкина. До последних лет жизни она изучала творческое наследие великого поэта, написала целый ряд статей и заметок о жизни и творчестве Пушкина. В желании сохранить бесценные традиции тоже выразился «голос поколения» Ахматовой. Отсюда интерес к природе творчества, к «тайнам ремесла». В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
— В чем видит Ахматова природу творчества? (Творчество, по Ахматовой, явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта — услышать их, уловить. Поэзия вырастает из сора земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным — через поэта и обрести бессмертие:
Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым. У меня не выяснены счеты С пламенем, и ветром, и водой... Оттого-то мне мои дремоты Вдруг такие распахнут ворота И ведут за утренней звездой.)
Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение Ахматовой (по выбору) 2. Сделать письменный анализ стихотворения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы