Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды политических (государственных) режимов:



Демократический режим:

- наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;

- критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;

- осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;

- требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;

- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.

2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.

- в основном демократические методы формирования гос. органов;

- исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;

- нарушена система сдержек и противовесов;

- плохая защита прав и свобод человека;

- политическая оппозиция не одобряется;

- низкая политическая активность граждан;

- плохая связь общества с государством.

3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия

- небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).

4. тоталитарный режим:

- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);

- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);

- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);

- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие);

- централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);

- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

 

 

. Республика Казахстан , следуя общему для всех стран бывшей СССР тренду , является Гиперпрезидентской республикой в которой Президент ялвяется главой государства и верховным главнокомандующем. Исполнительная власть представлена Правительством во главе с Премьер-министром.Законодательная власть осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат ( Сенат и Мажилис) который действует на постоянной основе.Сенат образуют депутаты в установленном конституционным законом порядке: по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (14 областей, 2 города), а также пятнадцать депутатов Сената, назначаемых Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом.Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.Судебную власть осуществляют суды: Верховный Суд, областные, военные, городские, районные и специализированные суды

6)ПОЛ.СИСТЕМА :ПОНЯТИЕ ,ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

Политическая система общества — это упорядоченная на ос­нове права и иных социальных норм совокупность институтов (госу­дарственных органов, политических партий, движений, обществен­ных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует поли­тическая власть. Это механизм организации и реализации полити­ческой деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представ­ляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаи­модействие которых порождает новое качество, не присущее ее час­тям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разо­браться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти инте­ресы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производ­ство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борь­бы за нее.

2. Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко про­является в ее функциях. Отсюда характеристика политической сис­темы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (поли­тической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемокра­тические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достиже­ния этих целей и задач (без огромной организаторской работы, люд­ских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъек­тов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая по­литика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для вза­имодействия различных элементов его структуры (объединяя раз­ные политические силы, политическая система пытается сглажи­вать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формиру­ется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и дея­тельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соотетствия реальной политической жизни официаль­ным политическим и правовым нормам).

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государст­венных органов и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные поли­тические функции. Как феномен саморегуляции общества, стабилизации протекающих в нем соци­альных процессов, современная политическая система обеспечивает эффективное проведение внут­ренней и внешней политики государства, формирует, выражает интересы различных социальных слоев. Она представляет собой основополагающую позицию и является фундаментом поддержания существующей в стране легитимной власти.

Сущность политической системы наиболее ярко выявляется сквозь призму реализуемых функ­ций в обществе. В самом упрощенном виде их можно охарактеризовать следующим образом:

  • определение целей и задач в обществе;
  • мобилизация ресурсов на их выполнение: разработка норм-законов, применение норм, кон­троль за соблюдением норм, распределение материальных и духовных ценностей в обществе;
  • интеграция всех элементов общества (классов, наций, социальных групп, конфессий);
  • формирование политического сознания масс, политическая социализация, легитимизация вла­сти.

Основные функции политической системы, как правило, сводятся к проблемам защиты, упроч­нения и развития сложившихся общественных отношений в интересах всех социальных групп обще­ства. Было бы ошибочным и неоправданным подходить к определению функции по-прежнему, ис­пользуя классовый подход. Иначе говоря, политическая система не может реализовывать функции в целях защиты интересов только лишь определенных социальных слоев, в пользу экономически гос­подствующих классов. Неспособность осуществления политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис, когда установленные в обществе нормы регуляции политических от­ношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного ап­парата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния со­циального организма, а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа. Более понятным выглядит типология политических систем, построенная на основе их соотнесе­ния с политическими режимами (демократические, авторитарные, тоталитарные). Приемы, методы и средства осуществления политической власти, в конечном счете, влияют на характеристику органи­зации политической системы в том или ином государстве. Политические системы, действующие в условиях демократического политического режима, имеют такие существенные признаки, к кото­рым следует отнести легитимность, легальность и безопасность. Легитимность политической систе­мы выражается в принятии государственной власти населением, в признании ее права управлять и в согласии подчиняться. Процесс легитимизации власти предполагает действие механизма обеспечения ее всесторонности в культуру, которая может как принимать, так и отторгать систему власти, если она ее не устраивает. Одним из важных аспектов служит ее легальность, т.е. нормативность, выра­жающаяся в способности оперировать и ограничиваться законами. Право является наиболее эффек­тивным механизмом осуществления политической власти в силу наличия только у него ряда харак­терных черт:

  • открытость, гласность используемых здесь норм, законов;
  • многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесо­образные способы регламентации общественной жизни;
  • право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и обязанности участников право­отношений;
  • относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных особенностей носителей власти;
  • достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязанностей участников обществен­ных отношений, вносящая в их деятельность необходимые для власти качества четкости и оп­ределенности.

В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действую­щая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной (преступной, по сути дела, разрушительной) власти. Общим является то обстоятельство, что и та, и другая — это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию. Различий же гораз­до больше. Если власть легальная опирается на писаные и всем известные (по крайней мере) законы, то власть преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь ограниченному кругу людей, правила поведения. Легитимная политическая система, использующая легальные механизмы осуще­ствления власти, безопасна для людей, общими делами которых она управляет. Важнейшими аспек­тами безопасности являются:

  • военный, выражающийся в способности государства не только защитить общество от внешней угрозы, но и не создавать ее самому;
  • правовой — наличие реальных гарантий личности в защите как от преступных посягательств, так и от насилия со стороны государства;
  • экологический — охрана государством природной среды обитания человека;
  • технологический — отсутствие радикального отставания определенного общества от других стран и народов по уровню развития науки и техники;
  • информационный — возможность получения адекватной и разнообразной информации, свобо­да от мифологических идеологических систем;
  • экономический — удовлетворение фундаментальных потребностей личности, возможность применения ею своих трудовых навыков и способностей.

Этим принципам в полной мере соответствует политическая система, построенная на демокра­тических началах, сущностные черты которой:

  • правление большинства;
  • свобода критики и оппозиции правительству;
  • защита меньшинства;
  • лояльность меньшинства политическому сообществу.

Авторитарные и тоталитарные политические режимы чреваты разрывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на реше­нии проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социальной, регулируемой действием властных механизмов. При этом целостность политической системы сохраняется, но чело­век занимает позицию не сотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее подав­ляющих их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный и нежела­тельный.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы формируется не в результате теоретических изысков или пропагандист­ских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противо­речащей им исторической практикой. Таким образом, демократическая политическая система пред­полагает организацию легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она функционирует на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

7)Гражданское общество понятие и функции.
Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структуру гражданского общества составляют:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- церковь.

Признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Функции гражданского общества[править | править код]

· Защита частных сфер жизни людей;

· Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

· Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

· Защита и продвижение общественных интересов;

· Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

·

Базовым условием существования правового государства является гражданское общество. Граж­данское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально­экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество является основой для правового государства. Соответ­ственно это, скорее, не признак правового государства, а определяющее условие его функционирова­ния. Понятие «гражданское общество» было заложено такими великими мыслителями прошлого, как Аристотель, Цицерон, Г.Гроций, Т.Гоббс, Д. Локк, Гегель, К.Маркс и другие [10; 58-64]. В целом гражданское общество характеризуется как свободное демократическое, правовое общество, ориен­тированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и зако­нам, гуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской дея­тельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражда­нина, органично вырабатывающее механизмы ограничения деятельности государства.

Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель оп­ределял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Теоретическая мысль и после Аристотеля долгое время не разделяла понятия «государство» и «общество», считая их тожде­ственными [10; 60-63]. Многие ученые внесли свой посильный вклад в эту важную теоретическую категорию, но все-таки решающая заслуга принадлежит здесь одному из родоначальников немецкой классической философии — Гегелю. Опираясь на труды своих предшественников, Гегель первым в немецкой философии права указал на то, что между личностью и государством существует некая об­щественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства. Граждан­ское общество, по Гегелю, представляет собой опосредованную трудом систему потребностей, кото­рая покоится на двух составляющих — отношениях собственности и формальном равенстве людей. Гражданское общество, полагал Гегель, является продуктом современности, античность не знала ни­чего подобного. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими, считал Гегель, индивид не может достичь своих целей во всем их объеме: эти другие суть, поэтому средства для цели особенного. В структуру гражданского общества входят: семья, право, корпорации, религия, культура, образование и другие социальные явления и институты. Общество — сложный, самоуправляемый организм. Корпорации, слои, страты, отдельные личности преследуют свои эконо­мические, политические, духовные интересы [14]. Таким образом, в обществе складываются самые различные социальные отношения: товарно-денежные, имущественные и неимущественные, в сфере чести и достоинства, семейные и другие. Соответственно, правовые отношения, возникающие между людьми, а также между людьми и государством, выступают в качестве основы. Вокруг этой основы формируются все остальные социальные отношения, обогащая жизнь общества, делая её реальной. Гегель анализирует более подробно указанные стороны гражданского общества. Рассматривая собст­венность, он замечает, что она покоится на «договоре, формальности которого твердо определены». Член гражданского общества имеет право искать суда и имеет обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право. Что касается полиции, то Гегель замечает, что на этот счет есть две точки зрения. Одна — «полиции следует представить надзор над всем», в том чис­ле она должна заботиться об уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на товары повседневного потребления, а также о здоровье людей. Вторая — «полиции ничего не сле­дует определять, т.к. каждый человек будет ориентироваться на потребности другого», иными слова­ми, в этих областях должны действовать принципы саморегулирования, самодеятельности, само­управления. Оправдывает Гегель геополитическую практику своего времени, когда расцветал коло­ниализм. «Гражданское общество, — пишет он, — вынуждается основывать колонии» в силу роста населения, невозможности «массам» населения удовлетворять свои потребности своим трудом в сво­ем государстве [10; 415-430]. Таким образом, гражданское общество Гегеля — это хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю — он точно определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы.

Следует обратить внимание на то, что краеугольными основами и фундаментальными ценно­стями гражданского общества являются следующие категории: семья, собственность, личность, сво­бода, права, государственность, нравственность (духовность). При этом ключевая роль в граждан­ском обществе отводится семье. К признакам гражданского общества относятся:

  • - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • - самоуправляемость;
  • - конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • - всеобщая информированность и, прежде всего, реальное осуществление права человека на ин­формацию;
  • - жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного ап­парата, который построен на основе принципа субординации);
  • - многоукладность экономики;
  • - легитимность и демократический характер власти;
  • - правовое государство;
  • - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей [15; 148].

Современное гражданское общество — это общество с развитой системой рыночных отношений и надежными социальными гарантиями. Демократическое государство не претендует на роль «Про­видения», ведущего к благу слепой народ. Задача его заключается совсем в другом, а именно в созда­нии необходимых условий для саморазвития, для разумного и прогрессивного существования лично­сти и устранения препятствий, неизбежно возникающих на этом пути. Государство должно устано­вить цивилизованные основы конкурентной борьбы между индивидами и социальными общностями. Право в гражданском обществе уже более не является волей тех, кто обладает экономической и поли­тической монополией, а служит мерой свободы, нормативами равенства и справедливости, компро­миссом социальных слоев. Политический аспект гражданского общества объективно воплощается в категории «правовое государство». Эти социальные институты объективно взаимосвязаны и соотно­сятся как содержание и форма. Правовое государство возможно лишь при наличии развитого граж­данского общества, и наоборот, гражданскому обществу имманентно присуща правовая форма власт­вования, основанная на господстве права (закона), разделения властей и реальном обеспечении прав и свобод человека. Демократия основывается на плюрализме гражданского общества. Свободный доступ, обмен и получение информации затрудняют процессы превращения властных политических структур в самодовлеющий институт. Свободная пресса, считает Т.Пейн [16; 7-12], является основой демократического общества. Духовный срез гражданского общества предполагает доминирование общечеловеческих ценностей и интересов, несмотря на некоторую расплывчатость и пафосность этих категорий, которые, к сожалению, пока еще не стали общецивилизационными идеалами. Там, где че­ловеку не обеспечено право на достойное существование, не может быть правового государства. При этом общество должно создавать гарантии для проявления и развития человеческого Духа, коль ско­ро личность является динамичным элементом истории, а общество — его статичным полем. Общест­венное развитие обеспечивается интеллектуальными усилиями критически мыслящих индивидуаль­ностей, поэтому общество обрекает себя на стагнацию и застой, отрицая индивидуальность. Если по­смотреть в прошлое непредубежденным взглядом, трудно не увидеть, что ученые, пытавшиеся выво­дить правовое государство лишь из взаимодействия права и государства, как правило, заходили в ту­пик, объявляя нередко правовым любое государство. Это связано с тем, что нет в природе государст­ва без права, без правовой системы, без правопорядка и даже без самоограничения правом — в той или иной степени. Ничего не меняет в этой ситуации объявление главным признаком правового госу­дарства верховенства закона, пусть даже это будет нечто именуемое «правовым законом». Такое вер­ховенство возможно и в тоталитарном государстве: в этом случае оно обращено против народа, пре­вращаемого в некую совокупность бесправных подданных. Тоталитарный закон, чьим бы именем он не прикрывался (а он может твориться и «от имени народа»), какими бы элементами не украшался, представляет собой орудие произвола властей предержащих, а не выражение воли народа, который в тоталитарном государстве лишен суверенитета. Видимо, к правовому государству надо идти не от закона и даже не от права вообще, хотя принцип верховенства права является фундаментальным и без него невозможно правовое государство. К правовому государству, т.е. к такому государству, где господствует право, надо идти от гражданского общества, современное понимание которого склады­валось параллельно совершенствованию представлений о правовом государстве, о демократическом правовом государстве.

Гражданское общество, как более высокий уровень развития человеческого общества, формиру­ется в процессе превращения подданных в граждан, т.е. в таких жителей данного государства, кото­рые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность сде­лать политический выбор. Политическое бытие гражданского общества реализуется на двух уровнях — на уровне государственной власти (парламентская деятельность народных представителей) и на внепарламентском уровне — через деятельность политических партий, общественных организаций, движений, культурных ассоциаций, общественное мнение. Гражданское общество в лице самостоя­тельных ассоциаций людей (политических партий, религиозных, общественных организаций, про­фессиональных союзов, кооперативов и т.д.), призванных выражать и защищать как групповые, так и индивидуальные права и интересы, становятся в особые политические отношения с государством. Для понимания характера этих отношений важно иметь в виду следующее. Если государство имеет различные формы осуществления политической власти, как демократические, так и недемократиче­ские, то для гражданского общества на уровне политики характерна демократическая форма сущест­вования. Степень развития гражданского общества обусловливает развитие демократичных процедур принятия политико-правовых решений органами государственной власти. Уровень развития граж­данского общества определяется не количественными характеристиками, отражающими степень уча­стия населения, а качеством участников. То есть сравнительно небольшое количество политически и юридически грамотных и активных граждан могут организовать общественный контроль и реализо­вать иные функции гражданского общества. Для того чтобы гражданское общество породило демо­кратическое правовое государство, необходимо, чтобы в его лоне родилось такое общественное мне­ние, которое было бы проникнуто уважением к праву, а это уважение привело к такому состоянию все общество, при котором оно в целом будет как бы пропитано юридическими принципами и поня­тиями. Без высокого уровня правосознания гражданское общество не способно подчинить государст­венный аппарат своей воле. Становление подлинно гражданского общества идет параллельно с осо­знанием необходимости поставить пределы произволу чиновников, укреплению единовластия кого бы то ни было, подчинить государство таким правилам, которые обеспечивали бы гражданам свободу и безопасность даже в тех случаях, когда та или иная группа граждан оказывается по тем или иным причинам в меньшинстве. Следует отметить, что защита прав меньшинств — это одна из функций современного гражданского общества.

Соответственно, из идеи суверенности народа, рождающегося в процессе формирования совре­менного демократичного, правового, гражданского общества, вырастает теория демократического, правового государства. Именно демократического, а не какого-либо иного, поскольку правовым, как уже отмечалось, может объявить себя любое государство, в том числе тоталитарное. Соответственно, попытка объяснить сущность конкретного государства через роль права в нем невозможна. Суть в формировании определенной идеальной формы как цели, к которой надо стремиться всем народам. Однако, конструируя такую модель, необходимо уделить внимание, прежде всего роли права с суще­ственной оговоркой, что источником этого права следует считать не государство, а гражданское об­щество, как воплощение идеи народного суверенитета. Когда суверенный народ становится граждан­ским обществом, сознающим и защищающим естественные права всех своих членов без исключения, он тем самым уже заключает себя в правовые рамки, за пределами которых начинается нарушение естественных прав граждан и исчезновение гражданского общества. Соответственно, гражданское общество — это именно та социальная власть, которая сама формирует право и сама себя ограничи­вает этим правом посредством законодательства и государственных органов. При этом самоограни­чение гражданского общества осуществляется посредством ограничения полномочий государства. Определение гражданским обществом для государства целей, задач, методов управления и контроля, способов принятия политических решений делает это государство демократическим, правовым госу­дарством. Таким образом, развитое гражданское общество и правовое государство формируются при условии ориентации всех членов общества, в том числе государственных служащих, на социальную справедливость, освобожденную от крайностей эгалитаризма. В настоящее время концепции правового государства и гражданского общества, являясь результатом исторического развития, вы­ступают в качестве основного ориентира политико-правового развития современного казахстанского общества и государства.

8)Пол.партии :понятие,функции и типология

Политическая жизнь современного государства немыслима без борьбы идей, течений, личностей. Принцип конкурентности предполагает существование объединений, которые могли бы представлять интересы различных групп единомышленников. Эти группы образуются по социальному, национальному, идеологическому принципу. В общественной жизни участвуют следующие общественные организации: политические партии, движения, ассоциации, профсоюзы и т.д.

Задолго до формирования современных политических партий термином партия от лат. рars (partis) - часть, участие, доля обозначали группы, соперничавшие между собой в сфере власти, либо в сфере влияния на власть.

Политическая партия- организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Партийные системы различают:
-по характеру правления бывают- тоталитарные, демократические, авторитарные;
-по политическому статусу- мажоритарные, доминирующие, коалиционные.

По количеству партий у власти: однопартийные, двухпартийные (бипартийные), многопартийные (мультипартийные).

1. Однопартийные системы в строгом смысле этого слова, при которых исключаются даже номинальное существование других партий
2. Двухпартийная система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает большинство голосов избирателей, а, следовательно, парламентских мест.
3. Многопартийная система - под такой понимают такую систему в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов

Кроме партий важное место в общественной жизни занимают общественно-политические движения. В нашей республике в конце 80-х годов появились первые общественные движения. Под термином общественное движение можно понимать совокупность всех организаций и союзов, близких по целям и задачам, а также проводимые ими массовые акции с аналогичной направленностью. Основные отличия движений от политических партий:
- массовый характер. Состав движений может быть достаточно разнородным и включать представителей разных классов, социальных групп;
- отсутствие четкой организованной структуры. Движения не имеют фиксированного членства. В их состав могут входить как отдельные граждане, так и организации;
- объединение вокруг одной или нескольких целей. Движение не требует от своих членов идеологической близости по всем вопросам.

В настоящее время в общественной жизни Казахстана действуют самые разные общественные организации и движения: партии, профессиональные союзы, женские, молодежные, религиозные организации, клубы, союзы, ассоциации, правозащитные объединения и т.д.

Политическая партия — часть общества или группа людей, имеющая определенную организационную структуру или не имеющая таковой, объединенных задачей завоевания, удержания и использования государственной власти.

Признаки политической партии:

- свободное создание партии как общественной, независимой организации;

- устойчивость организации, ее способность объединять и направлять деятельность своих членов-сторонников на постоянной основе, в том числе и в период между выборами;

- наличие четко выраженных политических целей, закрепляемых в программных документах, как основы для объединения граждан;

- открытая ориентация на решение политических задач и, прежде всего, на борьбу за государственную власть в рамках конституционных средств и методов, т. е. посредством участия в выборах;

- некоммерческий характер деятельности;

- наличие определенной структуры, руководящих органов, института членства, норм внутренней жизни, фиксируемых в уставах, и т. д.

Политические партии выполняют определенные функции:

— выработка определенной программы, определенного курса;

— привлечение новых членов в свою партию, расширение своих рядов;

— конструктивная критика существующей власти с пользой для государства и народа;

— содействие разрешению возникающих социальных конфликтов с тем, чтобы склонить действующее правительство к принятию мер, соответствующих интересам партии и народа;

— пропаганда идей и идеалов своей партии (идеологическая (воспитательная) функция);

— формирование и выражение политической воли народа (коммуникативная функция).

Во всех странах организация и деятельность политических партий имеет правовые основы. Статус и порядок деятельности политических партий регламентируется конституционно, в рамках органических законов, нормами текущего законодательства, в форме судебных решений. На уровне конституции фиксируются главные, принципиальные положения правового статуса политических партий:

— конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни;

— конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий;

— конституция формулирует условия, при которых политические партии могут пользоваться правом на свободную деятельность (соблюдать законы, основы свободного демократического порядка, уважать принцип национального суверенитета и демократии и др.).

В науке конституционного права политические партии классифицируются по различным основаниям:

1. По социально-политической ориентации:

а) консервативные партии выражают интересы крупного капитала, они против радикальных реформ, за сохранение частной собственности, существующих форм правления, существующей религии, института брака, семьи, государственных символов. В Великобритании это партия аналогичного названия — Консервативная, в Японии — Либерально-демократическая партия, в ФРГ — Христианско-демократический союз и другие;

б) центристские партии — партии умеренного направления, выражают интересы среднего и мелкого капитала. Например, Партия центра Швеции;

в) левые партии различают:

— левые буржуазные (они выступают за реформы, за подъем национальной экономики, широкие социальные программы). Например, Индийский национальный конгресс, Лейбористская партия Великобритании;

— левые не буржуазные партии (социал-демократические, социалистические). Например, Социал-демократическая партия Германии;

— крайне левые (коммунистические). Коммунистические партии являются правящими в КНР, КНДР. В некоторых странах они запрещены (Конституция Албании 1998 года).

2. По социальному признаку:

а) партия рабочих;
б) партия крестьян;
в) партия интеллигенции.

3. По признаку пола - женские партии. Например, Женский Альянс в Исландии.

4. По национальному признаку. Например, Шотландская национальная партия, Уэльская национальная партия, в Финляндии — Шведская национальная партия.

5. По религиозному признаку:

а) конфессиональные объединяют приверженцев на основе общности религии (ХДС/ХСС в ФРГ);

б) клерикальные стремятся подчинить государство влиянию своей религии (исламистские, мусульманские партии). В некоторых странах образование политической партии на религиозной основе конституционно запрещено (Конституция Болгарии п. 4 ст. 11, Конституция Казахстана п. 4 ст. 5 и др.).

6. Экологические партии — партии «Зеленых».

7. По территориальному признаку:

а) общегосударственные;
б) региональные.

8. В зарубежных странах существуют партии, которые классифицируются как фашистские (крайнелевые, край- неправые). Например, Национальный фронт во Франции.

9. Многие другие мелкие партии «по интересам»: партии любителей пива, либерторианцы (защищают интересы сексуальных меньшинств) и т. п.

Экзотические политические партии. Так, в Великобритании такие, как «Страсть к собственности», «Ни один кандидат не достоин моего голоса».

По организационной структуре различают политические партии организационно оформленные и организационно неоформленные.

Организационно оформленные политические партии имеют все признаки общественно-политической организации, т. е. устав, программу, центральные и местные органы, членство (коллегиальное или индивидуальное), регистрируемое членство, членские взносы и обязательную дисциплину. Такую структуру обычно имеют левые (коммунистические) политические партии.

Организационно неоформленные политические партии — не имеют всей совокупности вышеназванных признаков.

9)Партийные системы и их классификация

Партийная система – это определенной конфигурации совокупность партий и их взаимосвязей в процессе конкуренции (борьбы) за власть и ее осуществление.
Классификация:
- система с одной партией;
- система с партией, осуществляющей гегемонию;
- система с преобладающей партией;
- двухпартийная система;
- система ограниченного плюрализма;
- система крайнего плюрализма;
- система атомизирования.

Два типа: конкурентная, монополистическая.

10)Пол.партии и общ.движения РК

Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни»[1]. Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.

Согласно последней редакции Закона Республики Казахстан «О политических партиях» политическая партия должна иметь не менее 40 000 членов

Список партий, зарегистрированных в Центральной избирательной комиссии[

В Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий[3]:

· Партия «Нұр Отан»

· Политическая партия «Бірлік»

· Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»

· Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»

· Коммунистическая Народная партия Казахстана

· Общенациональная социал-демократическая партия


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь