Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мимические признаки эмоциональных состояний



Части и элементы лица Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Открыт закрыт Закрыт Открыт открыт обычно закрыт
Уголки губ опущены опущены Опущены Подняты подняты подняты
Форма глаз раскрыты или сужены сужены Сужены Широко раскрыты широко раскрыты прищурены или раскрыты
Яркость глаз Блестят блестят Тусклые Блеск не выражен блеск не выражен блестят
Положение бровей сдвинуты к переносице сдвинуты к переносице Сдвинуты к переносице подняты вверх подняты вверх подняты вверх
Уголки бровей внешние уголки подняты вверх внешние уголки подняты вверх Внешние уголки подняты вверх внутренние уголки подняты вверх внутренние уголки подняты вверх внутренние уголки подняты вверх
Лоб вертикаль-ные склад-ки на лбу и переносице вертикаль-ные склад-ки на лбу и переносице вертикаль-ные склад-ки на лбу и переносице горизон-тальные складки на лбу горизон-тальные складки на лбу горизон-тальные складки на лбу
Подвиж-ность лица лицо дина-мичное лицо дина-мичное лицо застывшее Лицо застывшее лицо дина-мичное лицо дина-мичное

       Составлено по [7].

 

    Поза – это положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

    Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Наиболее изучены следующие группы поз, выражающих отношение к партнеру:

· «Закрытые» и «открытые» позы. Закрытые, когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта (человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед).

· Доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта» на плече собеседника и т. д.) или зависимость (взгляд снизу, ситуативная сутулость и т. д.).

· Противостояние (человек стоит сжав кулаки, подбоченясь, выставив плеча вперед) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).

· Позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя) и позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку).

    Походка – это стиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка — при страдании. Походка человека отражает не только его актуальное эмоциональное состояние, но и его самооценку, степень самоуважения.

    Взгляд – наиболее естественное средство невербального общения, выполняющее функцию регулирования разговора (табл. 1.3.4). Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т. е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

    Взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в ваши глаза настораживает. Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60—70 % всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельств о недоверии к собеседнику или стремлении скрыть какую-либо информацию. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее на шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.

 

Таблица 1.3.4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь