Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тяжелая дилемма Западного интеллектуала.



Сердце – это центр нашего жизнеобеспечения. Веды утверждают, что здесь, в области сердца в тонком виде находится наш разум вместе с мировоззрением. Сердце подобно королевскому дворцу в царстве тела. Поскольку вера человека определяет его суть, внутри сердца возвышается трон нашей веры. На этом троне сидит парадигма или мировоззрение, в которое мы верим, и на которое мы опираемся.

Трон нашей веры – это место, предназначенное для подлинного самоочевидного авторитета. Но все наши проблемы состоят в том, что на этом месте находится что-то другое.

«Свято место пусто не бывает». Поэтому, если сбросить с трона нашей веры позитивное знание Вед, то его место сразу же займет что-то иное. Что же это иное? Это наше «СОМНЕНИЕ». Но поскольку жить в постоянном сомнении во всем и вся очень трудно, то это СОМНЕНИЕ уступает место новому «Самоочевидному Авторитету».

В действительности этот новый Авторитет совсем не самоочевиден. На вопросы о своей авторитетности, он, в конечном итоге, отвечает: «Сам сказал». Это значит, что он занимает не свое место. Мы знаем, что бывает с теми, кто занимает не свое место, особенно если это место – царский трон. Его просто свергают. Поэтому, время от времени, происходит следующее: В образе злого демона СОМНЕНИЕ врывается в зал нашего сердца, сбрасывает этого несовершенного АВТОРИТЕТА с трона, пинает и топчет его ногами, крича: «Я тебя породил, я тебя и убью.» (Это важный момент. Мирской авторитет в действительности является порождением пратйакши и ануманы, т.е. сомнения). Иногда АВТОРИТЕТУ удается отбится от атак СОМНЕНИЯ, но чаще он, полностью растоптанный, расстается с жизнью.

Если человек принимает за истину выдуманные несовершенными людьми доктрины, свои или чужие, то рано или поздно, все их недостатки всплывают наружу, и человек начинает понимать, что то, во что он свято верил, оказалось обманом.

Человек при этом чувствует иногда разочарование и горечь, иногда потрясение и всегда опустошение. Вера – это стержень человека. Лишиться веры – лишиться всего.

Когда от прежнего АВТОРИТЕТА-временщика остается мокрое место, некоторое время трон веры занимает злобный демон СОМНЕНИЯ. Но поскольку так жить невозможно, то, через какое-то время, а иногда сразу, СОМНЕНИЕ коронует на это место другого временщика, который притворяется царем. И поскольку этот новый АВТОРИТЕТ такой же поддельный, его участь также предрешена.

Подобные вещи происходят в сердце ищущего интеллектуала, пытающегося найти истину и следовать множеству разных доктрин и учений. Он будет испытывать разочарование до тех пор, пока трон веры в его сердце не займет место настоящий царь, подлинный самоочевидный авторитет, который занимает это место по праву, и который способен справиться со всеми сомнениями.

Есть еще и другой вариант, как избежать потрясений и разочарований – это заглушить все сомнения. Для этого нужно перестать самостоятельно мыслить, перепоручить эту функцию кому-либо другому, и просто стать фанатиком. Тогда это будет по-настоящему слепая вера. Сомнения, хотя и негативная вещь, – это проявление разума. Когда человек пытается заглушить сомнения, перестав думать, его интеллект постепенно атрофируется. Веды учат, что сомнения следует не заглушать, а разрешать с помощью ясного знания.

На самом деле, перед людьми Запада, лишенных Ведического знания, встает тяжелая дилемма: 1) либо мыслить, не приходя ни к каким результатам, искать и разочаровываться, снова и снова меняя убеждения, и испытывая потрясения, 2) либо перестать мыслить, и, ни о чем не беспокоясь, не осознавая своих убеждений, вести растительно-животное существование. Если сформулировать более коротко: 1) или мучаться, но с мозгами, 2) или не мучаться, но остаться без мозгов.

Большинство выбирает второе, меньшинство – первое. Второе относится к гуне невежества, первое – к гуне страсти. Ни то не другое не дает удовлетворения душе. Однако, есть третий вариант – быть подлинно мыслящим человеком с осознанными твердыми убеждениями. Это и есть Ведический подход.

Ведическое мышление

Может возникнуть вопрос: «Как человек может быть мыслящим, если, согласно Ведическому методу, он должен просто принимать свыше знание. О каком вообще мышлении речь? Принимай себе и принимай слепо, и даже усомниться в этом не можешь.»

Последний вопрос, который мы разберем – это природа ведического мышления. Чтобы наша логика была объективной, а не субъективной, следует тренироваться в том, чтобы строить свои умозаключения в форме дедукции. Шрила Прабхупада дает следующее определение дедукции:

Мы приобретаем знание с помощью дедуктивного метода. Кришна сказал: «Это так». И мы соглашаемся с этим. Наше движение – Движение сознания Кришны. Мы можем быть несовершенными, но Кришна совершенен. Поэтому все, что говорит Кришна, мы принимаем … Не слепо принимаем, а пытаясь понять, проверяя Его слова с поомщью логики и доказательств.

Слепое принятие?

Еще раз вернемся к нашей аналогии Вед с «Руководством пользователя» в масштабах Вселенной. Любое руководство – не что иное, как авторитетное знание. Некоторые люди считают, что опираться на такое знание очень ненадежно, и что такое слепое принятие ни к чему хорошему не приведет.

Однако, слепое ли это принятие? Купив какой-либо сложный агрегат, мы сразу берем «Руководство пользователя» и, пытаясь разобраться в работе этой машины, принимаем все, что там написано. Это не слепое принятие, потому что люди, которые изготовили этот агрегат и написали к нему «Инструкцию по эксплуатации» не были слепы.

В некоторых случая разработчики сложной техники могут ошибаться, и в своих «Руководствах» писать не то, что происходит в реальности. Обнаружив эти ошибки или узнав о них, мы уже не будем больше в точности следовать «Руководству». «Руководство» -- это плод работы людей, подверженных 4-ем видам недостатком.

Однако, Веды – это не плод творения таких несовершенных существ. Веды являются объективным знанием. Веды свободны от несовершенств, потому что они изошли из Изначальной Совершенной Личности, обладающей совершенными чувствами. Можно ли назвать принятие мнения совершенной Личности слепым принятием? Нет, ибо Он не слеп и не глух. Наоборот, Его чувства полностью совершенны. Если я смотрю на реальность сквозь Его совершенные чувства, я обретаю видение, а не теряю его.

Выражение «слепое принятие» справедливо в том, случае, если я полагаюсь на мнение того, кто руководствуется своими несовершенными чувствами, илюзиями, ошибками, и кто из ложной гордости, заявляет: «Я дам вам истинное понимание вещей».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь