Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феномен медиазависимости: оценки и суждения



В первой главе работы большая часть содержания уделена эффекту массофикации, формированию популярной культуры, как результат глобальной стандартизации человеческой жизнедеятельности. После восстановления хронологической цепочки появления медиа как таковых, были рассмотрены предпосылки появления власти у медиа. К объективным, можно относить роль медиа в демократических системах, влияние на гражданское общество. Субъективные заключаются в нескольких эффектах, связанными со спецификой трансляции мира. Это показывают работы многих социологов и медиаисследователей. Самая важная и основополагающая причина появления власти у медиа – это становление медиа, как институтом, источником знания, ресурсом социального опыта.

Вторая глава посвящена двум взаимосвязанным последствиям власти медиа: медианасилию и медиазависимости. Предлагаю перейти от ситуации формирования медиа к реалиям. В настоящем времени СМИ являются самостоятельной индустрией, суть деятельности которой является создание информационного продукта в самых разных формах, от исключительно визуального контента до аудио. Последующая коммуникационная работа, распространение контента по различным каналам, также основополагающая функция СМИ.

Что же подразумевается под медианасилием? Для ответа на этот вопрос, предлагаю обратиться к работе Г.Р.Гаязовой «Сущность и специфика медианасилия как проявления «нового варварства» в медиакультуре». «Один из подходов к «новому варварству» заключается в том, что оно есть деструктивное свойство, порождаемое самой культурой. За десятилетия существования СМИ стало понятным, что демонстрация насилия на телевидении и в компьютерных играх увеличивает риск насильственного поведения в реальном мире».[27]

Мы сталкиваемся с проблемой медианасилия по причине огромного влияния медиа на культуру. Как было сказано ранее, проблема, лежащая в корне, заключается в том, что медиа стали источником знаний. Не будет преувеличением рассматривать медиа, как культуро-образующий институт, что нам показывает Г.Р.Гаязова.

Медианасилие подразумевает под собой то, что медиа способны значительно влиять на поведение и установки общества. Предположение о том, что медиа можно считать культурным институтом 21 века обосновываются культурами, построенными с помощью медиа технологий. Предлагаю обратить внимание на индустрию видео игр, потому что она наглядно показывает, как культура интегрировалась в медиа.

Давайте обратимся к мнениям других исследователей медиа. Р. Харрис в работе «Психология массовых коммуникаций» предполагает, что насилие в СМИ пробуждает фантазии зрителя, и эти фантазии perse приводят к катарсису. Однако, данное наслаждение, как отмечает автор, далеко от эстетического, это – наслаждение деструктивное.[28] Р.Гарифуллин, кандидат психологических наук в своем исследовании замечает, «деструктивное наслаждение – это всегда столкновение комфорта и ужаса и наоборот, как некое психологическое колебание, как некий насос, качающий адреналин. Эти два аффекта (комфорт и ужас) постоянно уничтожают друг друга и возникают микрокатарсисы, как некое деструктивное наслаждение.»[29]

Необходимо закрыть вопрос о том, что такое медианасилие и почему оно столь привлекательно. Насилие может проявляться как агрессия, провокация, отвлечение, вынужденное и другое. Обратим внимание на то, что насильственные действия редко выступают результатом одной причины; скорее всего, множество факторов, формирующихся с течением времени, способствуют такому поведению. Соответственно, влияние насилие в СМИ – это один из многих факторов, которые влияют на риск насилия. Во-вторых, некоторые дети и взрослые более уязвимы и внушаемы, чем другие. В-третьих, важно понимать, в какой мере насилие в средствах массовой информации влияет на поведение молодежи. Большинство молодых людей, которые ведут себя агрессивно и пропагандируют антиобщественное в некоторых формах поведение, не становятся жестокими. Все же, практика показывает, что значительная доля агрессивных детей, скорее всего, представляет собой результат агрессивного поведения родителей.

С.Р.Гаязова классифицировала типы медианасилия по нескольким группам:

1. По релевантности: эпизоды реального насилия и постановочные сцены насилия.

В эту категорию исследователь относит трансляции терроризма, убийств, образов войны, нападения, которые попадают в новостные и информационные программы. Также многие ток-шоу и развлекательный контент зачастую построены на этих элементах. Сюда относятся игры и спорт, которые способны регулярно провоцировать насилие и пропагандировать агрессивное поведение.

Во-вторую очередь Гаязова включает в этот пункт случаи реконструкции вероятного насилия, которые используются в рекламе, кино, музыкальных видео, мультфильмах и других визуальных форматов.

2. По субъекту. Коллективное и индивидуальное насилие.

Коллективное насилие значительно отличается от индивидуального. На самом деле здесь возникает фундаментальный классический конфликт идентификации «мы – они» и «я – ты». Дабы не посвящать всю работу этому фундаментальному вопросу, предлагаю остановиться на нескольких факторах отличающих коллективное от индивидуального.

Исследователь предлагает взглянуть на это с исторической точки зрения. Насилие часто подразумевает преступления: грабежи, вандализм, убийства и другие. То есть это «незаконное» поведения, нарушающие моральные нормы и гражданские права общества. Однако, в более широком смысле в это можно включить смертную казнь, войны и полицию. В самом объемном определении мы заметим экономическую эксплуатацию, дискриминацию. В таком контексте общество зачастую принимает подобное поведение, оно допускает «узаконенное» насилие.

Отдельные формы насилия оправдываются и считаются приемлемыми в культуре. В зависимости от исторического контекста и культуры, что-то принимается обществом.        

3. Исследователь разделяет насилие по формам электронных и материальных носителей. К примеру, компьютерные игры, сериалы и кино.

4. Разделение по способу представления: аудио, видео насилие.

Воздействие в формате видео подразумевает показ определенных кадров, сцен насилия и работает посредством визуального убеждения. Аудионасилие может выражаться в звуковом поддержании видеоряда, демонстрирующем насилия.

5. По способу воздействия: психологическое, сексуальное или физическое насилие.

Просмотр различных сцен насилия вызывает несколько видов влияния на поведение людей: катарсис, десенсибилизацию, возбуждение, имитацию, дизингибицию.[30]

6. По способу репрезентации: явное насилие или скрытое.

Неявное насилие воздействует опосредовано, в то время, как прямое насилие демонстрируется открыто.

Следует обратиться к теории медиазависимости для подробного освещения этой проблемы. Теория медиазависимости в теории массовых коммуникаций это то исследование, которое ищет объяснения долгосрочному влиянию медиа на зрителя и общество. Эта теория утверждает, что чем более человек зависим от средств массовой информации для выполнения своих потребностей, тем сильнее заметно воздействие СМИ. Теорию сформулировали исследователи – Сандра Болл Рокак и Мелвин Дефлер в работе «Модель эффекта зависимости в массмедиа».

Теория медиазависимости возникла от того, что исследователи увидели необходимость интегрировать результаты большого исследования эффектов медиа, которое было проведено в тот момент. Дефлер и Болл Рокеак в 1975 году предполагают, что общая теория эффектов массовой коммуникации недостаточно информативна, что важно продвигаться к «более высокому уровню абстракции, чтобы понять, где наши исследования и анализы, по-видимому, являются ведущими нас».[31]

Эта потребность возникла, потому что большинство научных доказательств, собранных в ходе лабораторных и обзорных эмпирических исследований, показывают, что средства массовой информации оказывают «небольшое непосредственное влияние на людей», однако многие известные ученые и большинство людей знают, что «появление новых СМИ в обществе приносит огромную разницу в жизни людей». Так Дефлер и Болл Рокеак предположили, что виды эффектов, которые поддаются измерениям, не являются теми, «которые легко обнаруживаются в лабораторных экспериментах или в состояния людей до и после воздействия специфичных сообщений».

Напротив, эффекты медиазависимости расширяют системы верований людей, их убеждений. Они меняют отношения людей, мотивируют сдвиги в индивидуальном или коллективном настроении, а также в других видах человеческой жизнедеятельности. Вместо того, чтобы рассматривать отдельных индивидов для оценки воздействия медиа, исследователи рекомендуют изучать всю социальную структуру, в которой функционируют СМИ.

Отправной точкой исследования является аргумент о том, что люди в современном обществе зависят от средств массовой информации, опираются на них, чтобы понять окружающий мир. Эта идея зафиксирована Мелвином Дефлером и Сандрой Болл Рокеаком в середине 70-ых годов в их статье «A dependency Model or Mass-Media effects»[32]. Теория понимает зависимость как отношение, в котором удовлетворение потребностей и целей одной стороны зависят от ресурсов другой. Основное внимание уделено взаимоотношениям медиа и аудитории. В современном мире мы обнаруживаем, что люди сильно зависят от СМИ, используют их для удовлетворения своих потребностей. Эти потребности могут варьироваться от политических до моды и развлечений.

Теория медиазависимости стала исходной теорией массовой коммуникации, которая рассматривала свою аудиторию как активную часть процесса коммуникации. Теория разработана на основе результатов исследований, проведенных теорией массовых коммуникаций, из ее вытекающих выводов. Будет правильно заметить, что исследование медиазависимости является расширением общей коммуникативной теории.

Сами исследователи также добавляют, что основой их исследований является экологическая модель. Они воспринимают совокупность веб-ссылок, охватывающих медиа и аудиторию. В обществе имеется много процессов, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. Каждое звено в цепочке является отдельным объектом. Они собираются воедино, чтобы сформировать более крупные средства массовой информации, которые состоят из радио, печати, телевидения и Интернета. Из-за необходимости получения дополнительной информации люди становятся более зависимы от медиа. У людей разные потребности, которые они всегда стараются удовлетворить, а СМИ предлагает решение этой проблемы.

Например, во время выборов людям хочется узнать, как их политический кандидат зарабатывает голоса, и наиболее удобное место для получения этой информации – это медиа. Помимо этого, Дефлер и Балл Рокеак отмечают, как политические кандидаты влияют на СМИ, чтобы отправить свое сообщение. В западном обществе политикам невозможно связаться с людьми при непосредственном прямом контакте. Это также работает и в Кении. Политические кандидаты постоянно пытаются убедить людей в том, что их кампании будут наиболее эффективными.

Эта политическая борьба показывает симбиотический характер отношений крупных средств массовых коммуникаций, журналистов и общественности. Медиа зачастую ослабляют политическую борьбу, так как являются основным инструментом для презентации той или иной политической программы. Дефлер и Болл Рокеак предполагают, что даже с частями (имеются в виду журналисты, общественность и другие), которые влияют друг на друга это вид экологических взаимоотношений, ни один из них по отдельности не создают зависимости.

Исследователи также отмечают, что уровень зависимости от средств массовой информации зависит от уровня модернизации общества. Например, в таких модернизированных странах, как США, есть много средств массовой информации, и они выполняют высокоцентрализованные социальные функции. В одних только США медиа выступают в качестве «четвертой власти» правительства, системы сигнализации во время чрезвычайных ситуаций на национальном уровне и в качестве средства развлечения и побега от реальности, тогда как в слаборазвитом мире СМИ не так многочисленны и выполняют гораздо меньше функций. Таким образом, средства массовой информации имеют более широкие возможности для удовлетворения потребностей и оказания воздействия в современной Америке, чем в странах третьего мира. В Кении СМИ получили свободу только в 1990 году, когда многопартийный режим вступил в силу. До сих пор наблюдается значительный рост свободы средств массовой информации, и это привело к тому, что уровень развития медиа в Кении значительно вырос. Это было наиболее очевидно в период насилия на постсоветском пространстве в период 2007-2008 годов. Масштабы межклановых столкновений были намного выше по сравнению с ситуаций 1992 года, при событии, называемом Kenyan general elections. СМИ значительно повлияли на разжигание вражды.[33]

Основные утверждения теории медиазависимости разделены на несколько тезисов, исследователи полагают, что степень зависимости от СМИ прямо пропорциональна нескольким факторам:

1) Способность среды максимально удовлетворить потребности отдельного человека. Человек и общество будет сильно зависеть от среды, если он удовлетворяет больший процент своих потребностей, чем если бы он соответствовал меньшему проценту;

2) Социальная стабильность. В период резких социальных изменений, таких как выборы. Люди призваны пересмотреть свои ценности, убеждения и практику, а также рассмотреть новые варианты. В таких случаях степень зависимости резко возрастает, потому что есть необходимость со стороны силы. Таким образом, СМИ становятся источником для получения этой информации, руководством своей аудитории;

3) Как активный компонент коммуникативного процесса. Аудитории выбирают идеальные медиа для себя, основываясь на индивидуальных потребностях и других факторах, таких как культура, социально-политические и экономические условия. Это указывает на то, что индивидуум будет менее зависим от среды, если для удовлетворения его потребностей есть больше альтернатив, а также не-медиа ресурсы. Хорошим примером является Кения, где имеется несколько видов радиостанций, вещающих разный контент. Верующие люди с большей вероятностью будут зависимы от «Hope FM», где они ежедневно получают контент, связанный с религией. Они более зависимы, чем люди, которые слушают «Classic 105 FM»;

4) Психологические особенности личности могут также определять уровень зависимости от СМИ. СМИ осознают свою способность создавать зависимые отношения со своей целевой аудиторией, они используют свои возможности для достижения целей.

Согласно Болл Рокеаку и ДеФлер, когнитивные поведенческие и аффективные последствия использования СМИ основаны на характеристиках, как индивидуумов, так и социальной среды.

Во-первых, когнитивная деятельность затрагивается в основном тогда, когда информация, получаемая людьми, недостаточна. Следовательно, люди ищут больше информации в медиа ресурсах. Когда возникает высокая неопределенность, аудитория испытывает стресс, она с большей вероятностью обращается к СМИ, чтобы устранить двусмысленность. Неоднозначность может быть особенно распространена во времена социальных изменений или конфликтов.

Хорошим примером является насилие в период после выборов 2007-2008 годов в Кении. Большинство людей слышало, что Мваи Кибаки был объявлен новым президентом страны. В Найроби это могли увидеть граждане, которые собирались в Международном конференц-центре Кеньятта. Люди, которые там собирались потом звонили своим коллегам в разные уголки страны. Чтобы прояснить этот вопрос, большинство людей бежало в ближайшие места, где они могли получить доступ к телевидению, чтобы убедиться в новостях и перестать сомневаться. Поэтому в этом сценарии теория медиазависимости хорошо раскрывается.

Во-вторых, аффективность тоже упоминается в работе исследователей, как возможный способ воздействия медиа на аудиторию. Существует десенсибилизация, создание тревоги и страха из-за воздействия негативных новостей и чувства отчуждения из-за степени положительных или отрицательных новостей из медиа об определенной социальной группе или определенном вопросе.[34]

Хорошим примером является террористическая атака, произошедшая в Кении на западе в торговом центре West Gate Mall 21 сентября 2013 года. В СМИ появились новости о том, насколько плоха ситуация, люди убиты, пострадали дети. Полиция не помогает, а люди умирают. Это был очень страшный момент для всей страны. На следующий день, это было воскресенье 22 сентября, на первой странице газеты Sunday Nation была очень скверная фотография человека, который имел окровавленное лицо и широко открыл рот. Это создало панику в социальной сети Facebook, люди действительно возненавидели эту фотографию, она показывала боль и ужас. С такими новостями из всех видов медиа, как печатных, так и электронных, люди опасались посещать торговые центры, особенно того города. Это заставило людей боятся мусульман, поскольку они были изображены, как террористы.

Наконец, Болл Рокеак и ДеФлер идентифицируют такое поведение, как одно из последствий зависимости от медиа. Люди либо активируют определенное поведение, либо деактивируются из-за сообщений СМИ. Поведенческие эффекты проявляются в связи с когнитивными и аффективными. Они относятся к случаям, когда аудитория в противном случае что-то делала бы, но не делала, потому что на нее воздействовали СМИ. Например, СМИ действительно обнародовали, как людей из сообщества кикуйю убивали в Рифтовой долине во время насилия после выборов 2007-2008 годов. В результате большинство кикуйу не покупали землю где-либо рядом с Элдоретом или Тимбороа, или Керичо из страха повторить ситуацию в другой период предвыборной кампании. Исследователи считают, что в 1990 году, незадолго до того, как Кения стала демократической страной, свободы медиа было мало, и поэтому во время многопартийных выборов 1992 года межплеменные бои были не такими жестокими, как в 2007-2008 годах, когда люди не получили много информации для разжигания ненависти и насилия.

Проблематика, которая была поставлена в исследовании – зависимость от воскресной программы «Church Live» на канале Citizen Television. Точные и объективные новости – это высший приоритет ответственных СМИ. Однако коммуникационные медиа могут все более позитивно или негативно влиять на процессы социальной коммуникации и на социальные изменения. Согласно Болл Рокеак и Мелвину ДеФлер, «чем больше человек зависит от средств массовой информации для удовлетворения потребностей, тем более важную роль занимают медиа в его жизни, и, следовательно, чем больше СМИ влияют на человека».

В недавнем прошлом стало очевидным, что большинство людей зависит от СМИ для получения дополнительной информации, особенно во время кризиса или важных изменений, таких как период выборов. Вопрос в том, насколько хорошо аудитория использует эту информацию для улучшения своей жизни? Получает ли информация, поступающая от средств массовой информации долгосрочное воздействие на аудиторию? Отвечает ли она на все вопросы, возникающие у аудитории по разным причинам?

Как субъект изучения исследователи выбрали программу «Gospel Sunday», христианскую программу в Кении, которая выходила по телевидению «Citizen» каждое воскресенье, а также по «Church Live», которая транслировалась с 9 до 11 утра.

Основа этого исследования заимствована из эффекта медиазависимости в СМИ. Обычно в этой программе разные церкви представляют свои учения в эфире. Имеет ли это долгосрочное влияние на зрителей? Ограничило ли это пробел для тех, кто не может посещать церковь, доверять программе и оставаться в доме, чтобы не пропускать учения? Теория медиазависимости утверждает, что в современном обществе традиционные медиа вынуждены приспосабливаться к миру, в котором людям не нужен физический носитель, чтобы удовлетворять свои потребности, поскольку значительная их часть доступна в Интернете. Этот процесс модернизации проникает в социальную жизнь, как пример с церковными программами. СМИ в настоящее время предлагают воскресные службы, и люди обнаруживают, что им ненужно физически присутствовать в церкви, достаточно «посещать» молитвы по телевидению.

Найдутся люди, которые не признают просмотр воскресных служб по телевизору, потому что не считают, что это равнозначно настоящему присутствию при службе. Поскольку число посетителей церкви постепенно уменьшалось, росла зависимость от программы. Ниже приведены причины, по которым медиа не могут компенсировать посещение священных обрядов:

1) Церковь нуждается в людях. Физическое присутствие, служба и слова поддержки — это то, в чем нуждаются верующие люди. Человек вступает в беседы с другими верующими, он обсуждает достаточно интимные темы, потому что вера помогает находить ответы в сложных ситуациях. Медиа не могут предложить этого;

2) Речь идет не только о духовной пище – цель церкви гораздо шире, чем просмотр телевизора. Это в определенном роде сравнимо с корпоративной идеологией, молитве и изучении Библии, служении миру и людям посредством совместной работы. Это не может быть реализовано в массмедиа;

3) Верующие нуждаются в церкви. В священном писании много говорится о различных аспектах, таких как: любовь, преданность, взаимопонимание и единство. Это невозможно реализовать в полной мере в медиа;

4) Церковь – это целостный организм. Новый Завет не знает о христианстве, который не связан с церковью. Дары, навыки, идеи, услуги, лидерство, любовь и ресурсы – все это является важной частью религии. Нельзя отказаться от чего-либо в пользу СМИ;

5) Физическое присутствие имеет большее значение, чем может показаться со стороны. Верующий не должен недооценивать значения своего присутствия, он не чувствует Божественного присутствия, когда остается дома. Ему необходимо присутствовать в намоленном месте.

Для объективности исследования теоретики выделили несколько факторов, согласно которым люди могут нуждаться в том, чтобы смотреть Church live и избегать физического посещения церкви.

1) В обществе имеются изолированные люди, которым комфортно пребывать в одиночестве, медиа помогают им оставаться в сообществе верующих;

2) Является фактом то, что программа и интернет в целом затрагивают миллиарды людей во всем мире, некоторые из них не имеют возможности присутствовать в церкви физически;

3) Человек получает возможность поддерживать связь с церковью дистанционно, даже находясь в моментах переезда;

4) Медиа служат удобным инструментом для приглашения людей в церковь, возможно, не все готовы вступать в прямой физический контакт, но им необходима вера. Медиа способны помочь этим людям.

Таким образом имеются и плюсы, и минусы программы Church live. Людям вовсе необязательно иметь зависимость от медиа, потому что имеются причины для посещения церкви физически.

Подытоживая, необходимо отметить, что теория медиазависимости требует модификаций. Одно из основных предположений заключается в том, что чем человек или общество более зависимо от медиа, тем больший процент потребностей медиа удовлетворяют. Как теория оценивает количество информации, в которой имеется потребность у аудитории? В коммуникативной теории считается, что процесс коммуникации начинается тогда, когда собеседник способен декодировать сообщение, то есть понимает смысл сообщения. Если человек не понимает сообщения, то коммуникация не удается. Например, отправив сообщение на иностранном языке, непонятном для собеседника, человек потеряет с ним связь. [35] Следовательно, теория зависимости от СМИ не должна принимать за факт то, что аудитория всегда будет опираться на информацию, полученную в медиа. Большое количество факторов формируют систему принятия решений людьми.

Во-вторых, эта теория рассматривает аудиторию, которая имеет активную позицию, и всегда будет иметь определенный образ действий. Мы не может игнорировать «слепые» зоны теории. В действительности же многие люди не имеют активной позиции, у них другое поведение.

В-третьих, теория не следит за повторяющимся поведением людей. Большое количество людей имеет привычку часто использовать медиа. Привычки порождают зависимость, но в этом исследовании это проигнорировано.

Как и любая научная теория или гипотеза, теория медиазависимости имеет сильные и слабые стороны. Поскольку необходимо привести адекватную оценку этому труду, теория рассмотрена с нескольких сторон. К сильным сторонам следует отнести четыре пункта, а именно:

1) Теория построена таким образом, что ознакомиться и понять основные тезисы способен любой человек. Она грамотно сформулирована и описана;

2) Теория позволяет лучше ориентироваться в системе информационного пространства,[36] она связывает воедино широкие социальные системы, средства массовой информации и личность человека в комплексное объяснение медийных эффектов. Исследователь понимает, откуда появилась теория, в каком логическом направлении происходит исследование, почему сделан вывод о существовании зависимости;

3) Теория объединяет микроскопическую и макроскопическую теорию: Микроскопические теории – это те теории, которые фокусируются на том, как отдельные люди и социальные группы используют средства массовой информации для создания и развития форм культуры, которые структурируют повседневную жизнь. В то время как макроскопические теории, которые фокусируются на том, как социальные элиты используют свою экономическую власть, чтобы получить контроль над ней и использовать ее для распространения гегемонистской культуры как средства сохранения своего доминирующего положения в общественном порядке; Они называются теориями политической экономии, потому что они придают приоритетное значение понимаю того, как экономическая власть создает основу для идеологической и политической власти. Теория в своих предположениях включает обе точки зрения и помогает рассмотреть проблему с нескольких сторон;

4) В теории объясняется роль медиа во время кризисных ситуаций и социальных изменений, теория дает объяснение того, как средства массовой информации получают возможности для контролирования общества.

Тем не менее, теория медиазависимости имеет слабые стороны, которые нельзя проигнорировать для сохранения объективности исследования, такие как:

1) Ее трудно проверить экспериментальным путем, насколько теория объясняет, как аудитория становится полностью зависимой от СМИ, как источника получения информации, настолько и сложно это доказать практически. При исследовании людей и отдельных социальных групп, можно сделать совершенно разные выводы, итоги варьируются.

2) Сила эффекта зависимости не оценена. Весьма затруднительно измерить этот эффект в определенных величинах, а также, этот критерий имеет совершенно разный характер при изучении разных видов медиа;

3) Не хватает описания долгосрочных последствий. Теория объясняет, как аудитория медиа зависит от оных во время кризисов, таких как политические изменения и конфликтные ситуации, но не раскрыла, как долго сохраняется это воздействие.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь