Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арктические морские охотники.



Арктические морские охотники.

Американские эскимосы

Эскимосы живут в Американской Арктике и отчасти субарктике, населяя обширную территорию от Берингова пролива до Гренландии. Небольшое число эскимосов обитает в пределах России на крайнем северо-востоке Азии. Всего эскимосов около 50 тыс. человек.

Все эскимосы делятся на три географические и отчасти культурные группы

1. западные эскимосы, населяющие Аляску и бассейн Маккензи

2. центральные эскимосы, живущие по арктическому побережью Канады и на северо-западном берегу Лабрадора

3. восточные или гренландские эскимосы.

Морской зверобойный промысел давал эскимосам все необходимое: мясо и жир служили пищей, шкура шла на изготовление одежды, обуви, утвари, для оборудования жилища, из кишок шили непромокаемую одежду или затягивали оконные рамы, из сухожилий делали нитки, сало давало свет и тепло, кости кита использовались для сооружения остовов жилищ и крепления подземных ходов к ним. Не случайно в языке восточно-гренландских эскимосов понятия «жить» и «ловить в море зверя»совпадают.

Приемы охоты весьма разнообразны. Была распространена зимняя охота на тюленей через дыхательные лунки во льду. Лунка разыскивается с помощью собак. Охотник неподвижно стоял над лункой иногда в течение нескольких часов, так как тюлень, каждые 15 минут поднимающийся на поверхность, мог воспользоваться и десятком других лунок.

В Гренландии, на Аляске когда море было свободно ото льда, на тюленей охотились в открытом море из кожаных байдарок – каяков. Для охоты на китов использовались более крупные кожаные лодки – умиаки. Умиак служил также грузовой лодкой, имел в длину 8 метров, гребцами на умиаках были женщины, рулем служило однолопастное весло.

     С середины лета начиналась охота на карибу. Иногда эскимосы охотились на волков.

Собака – единственное домашнее животное эскимосов, собачья упряжка – единственное средство передвижения по суше. На Аляске такая же упряжка как и в Сибири – цугом, в Гренландии и Канаде – веерная. Ходили по снегу при помощи лыж-ракеток. Это ступательные лыжи, распространены также среди чукчей, атапасков, лесных индейцев Северной Америки. Скользящих лыж племена Америки вообще не знали.

Эскимосские стойбища состоят из нескольких жилищ, в которых размещаются три или четыре родственные семьи. Жилища делятся на два типа – зимнее и летнее. Одним из простейших типов зимнего жилища является каменная постройка с углубленным в землю полом. К такому дому вел длинный проход из камней, частью зарытый в землю. Стены над землей были сложены из камней и китовых ребер, крыши покрывали тюленьими шкурами.

У центральных районах американской Арктики строились иглу – снеговые хижины, которые возводят до настоящего времени. Иглу строят из снежных плит. Снаружи сквозь сугроб роют туннель, ведущий к хижине и заканчивающийся люком в ее полу. Внутри зажигают лампу-плошку с тюленьим жиром. От нагреванья снег начинает таять, но не капает, так как от таянья вода впитывается толщей снега. Потом в хижину впускают холодный воздух и дают ей промерзнуть. В результате стены покрываются изнутри стекловидной ледяной пленкой, это уменьшает теплопроводность, увеличивает прочность стен. На хижину могут взобраться несколько человек, не причиняя ей вреда.

Хижина занята обычно двумя семьями, одна живет справа, другая – слева. Эскимосы с восточного берега Баффиновой земли строили иглу с внутренней покрышкой из тюленьих шкур. В такой снежной хижине температуру при помощи жировой плошки можно поднять до 20 градусов, тогда как без нее – только до 2-3 выше нуля.

Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Ее шьют из оленьего меха. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой мехом внутрь, с капюшоном. Поверх коротких кожаных штанов надевают штаны из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге и меховые сапоги мехом наружу. Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую, и по форме они очень похожи. В отличие от мужской, в женской кухлянке есть заплечный мешок, в котором обычно носят грудных детей. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Почти единственной пищей эскимосов являлось мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде. Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

В конце Х1Х – начале ХХ века эскимосы жили еще первобытнообщинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было. Эскимосское стойбище являлось соседской общиной. В некоторых видах охоты участвовали все охотники стойбища.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку одолженного можно было не компенсировать владелец не имел права требовать возмещения ущерба., более того, считалось неудобным просить назад одолженный предмет, поскольку человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше чем ему необходимо.

В каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную собственность. Такие богатые люди должны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все что у него было или же насильственно заставляли устраивать празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был под страхом смерти оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть.

Брак парный. Поселение могло быть матри- и патрилокальным, преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию обеих сторон. Дети в случае развода оставались с матерью и отец терял на них всякие права. Женщина в семье была равноправной с мужчиной.

У большинства эскимосов не было вождей, но всегда был в стойбище человек, пользующийся большим авторитетом, чем другие. Обычно это был старый опытный охотник, часто шаман. Он указывал, куда перекочевать стойбищу, когда начинать охоту, но следовать совету его было не обязательно.

Характерной формой эскимосского искусства является резьба по кости и рогу. Художественное творчество находит также свое воплощение в орнаментации меховой одежды, в различных масках, в узорах татуировки.

В прошлом татуировка была распространена среди почти всех групп эскимосов. Татуированы почти исключительно женщины, мужчины – редко и только одной-двумя линиями. Основное назначение татуировки – украшение, но были и другие значения – медные эскимосы считали, что татуировка облегчает роды, у других - влияет на загробную жизнь.

Мифология и фольклор эскимосов богаты и разнообразны. Большой интерес представляет цикл преданий о тунитах – народе, который жил в Арктике до эскимосов и которому эскимосы приписывают развалины домов из камня и каменные круги от конических шатров, то есть рассказы об эскимосах эпохи туле.

Религия эскимосов анимистическая, но включает также веру в безликую магическую силу, разлитую в природе. Гораздо большее место занимают образы духов-хозяев. Одним из важнейших является «морская хозяйка» центральные эскимосы называют ее Седна, восточные гренландцы – мать моря. Если люди нарушают запреты, Седна сердится и держит тюленей и моржей вдали от берега.

 

Алеуты

 

Алеутские острова – суровая, негостеприимная область, лишенная древесной растительности, с сильными ветрами и постоянными туманами. Острова вулканического происхождения с действующими вулканами и горячими источниками. Преобладающий ландшафт – тундровый.

Язык алеутов относится к эскимосско-алеутской семье языков. Алеуты прежде всего охотники на морского зверя. Важным объектом охоты был морской бобр, на которого охотились группами по 15-20 человек, выходивших в море каждый на своей байдарке. Охотились на нерпу, на кита. Охотники на китов были самыми почетными людьми в селении.

Важнейшую роль при охоте играла байдарка. Алеутские байдарки обладают быстроходностью 10 км в час. На ее изготовление уходил целый год. Байдарку обтягивали нерпичьей кожей, оставляя наверху люк для гребца. Алеут одевался в непромокаемую камлейку с глухим капюшоном и цуки – обтяжка в виде широкого пояса из сивучих кишок плотно обхватывала люк, таким образом гребец и байдарка представляли собой водонепроницаемое единое целое.

Одним из способов охоты на птиц было бросание бола, которая представляла собой метательный снаряд, составленный из связки ремней, к которым привязаны каменные или костяные грузила. Брошенная в птичью стаю, бола задевала сразу несколько птиц.

Дележ добычи производился по строго определенным правилам. По наконечнику копья устанавливали, кто убил животное. Охотник, убивший кита, получал лучшие куски.

Запасов пищи алеуты почти не делали. В случае необходимости рыбу сушили, а пузырях из желудков морских зверей хранили запасы китового жира.

Алеуты носили парку – длинную глухую одежду с рукавами без капюшона. Мужские парки шили из птичьих шкурок, женские изготовляли из шкур морских бобров и котиков шерстью внутрь. В море и в дождливую погоду поверх парок надевали камлейки, сшитые из кишок. Непременную принадлежность охотничьей одежды составляли деревянные шляпы, конические или с открытым верхом, с удлиненной передней частью. Их носили поверх капюшона камлейки. Обменную стоимость конической шляпы составляли три раба.

Алеуты носили украшения из цветных камней и орнаментированной кости, носимые в отверстиях в нижней губе, носовой перегородке и в ушах. Втулка в нижней губе имела размер 5-6 см и воспроизводила по форме байдарку. Алеуты делали татуировку наколом, носили ожерелья, ножные и ручные браслеты.

Селения состояли из двух-четырех беспорядочно расположенных землянок различных размеров. Сверху оставляли несколько отверстий, вход также был сверху. Спускались по бревну с зарубами. Снаружи жилище напоминало продолговатый холм. Зимние жилища были 18 на 6 метров и вмещали 10-40 семей.

Население отдельных островов представляло самостоятельные территориальные объединения со своими диалектами и самоназваниями. Каждое из племен состояло из нескольких групп родственников, считавших свое происхождение от общего предка, прямым наследником которого считался вождь. Вождь имел судебную власть, ограниченную советом стариков.

В каждом селении обитала родовая группа. Во главе стоял вождь, старейший в роде. Так же как и военный вождь, он был прежде всего военным главой рода. В повседневной хозяйственной жизни он не отличался от остальных общинников. У алеутов было широко распространено рабство.

Алеутский мальчик в 10 лет допускался к охоте и к этому времени нередко номинально оказывался женат. Преобладал патрилокальный брак, женщина покидала дом отца после рождения ребенка. Воспитание детей лежало на обязанности дяди по матери. Отец отдавал сына брату жены, у которого мальчик жил до возмужания. Существовали обычаи обмена женами, уступки жены гостю, брака одной женщины с несколькими мужчинами. Существовало многоженство у богатых.

Религиозные верования алеутов еще менее изучены, чем их родовая организация. Уже в конце ХУ111 века появились русские миссионеры, которые очень быстро обратили алеутов в православие. Миссионеры вели решительную борьбу с языческими суевериями и вскоре от прежних верований ничего не осталось.

По представлениям алеутов существует два вида духов – добрых и злых. Духам иногда делали подношения из птичьих перьев. Болезни – от злых духов, на помоь призывали шамана, который вступал в сношения с духами.

Знатных алеутов погребли в глубине гротов, подвешивая их тела между двумя деревянными столбами в люлькообразных корзинах. Массовые родовые погребения и кладбища рабов помещались в небольших углублениях в скалах.

 

 

Северной Америки

 

Северо-западное побережье населяли, а частью населяют и теперь племена охотников и рыболовов. Племена различались по языку и антропологическому типу. Принято делить их на три группы: 1. Северную – тлинкиты, хайда и цимшиан; 2. Центральную – вакаши, распадавшуюся на квакиютль и нутка; 3. Южную – селиш.

Северо-западное побережье – наиболее изученный в этнографическом отношении регион Северной Америки. Эти индейцы – почти единственная группа племен Америки к северу от Мексики, которая достигла высокого уровня развития самобытной культуры на базе охотничье-рыболовного хозяйства. В основе общественной организации лежал родовой строй. Существовали рабство, развитая торговля и имущественная организация. Северные племена сохраняли фратриальное деление (тлинкиты, хайда, цимшиан и сеерные квакиютли). Фратрии делились на роды, каждый вел свое происхождение от предка-тотема, по имени которого и назывался. Было широко распространено представление, что вожди рода после смерти превращались в тотемное животное.

Род состоял из нескольких больших домашних общин – домохозяйств. Домашняя община состояла из нескольких родственных семей, живших в одном большом деревянном доме. Сыновья после 10 лет воспитывались у брата матери.

Рыболовство было главным занятием индейцев. В больших количествах запасали икру. Рыболовная техника достигла большого освершенства. Индейцы до сих пор считаются самыми искусными рыбаками. Исконные методы ловли рыбы стали основой современной рыбной ловли на побережье. Индейцы запасали на зиму до тысячи лососей на семью и до 2000 литров жира на человека.

Продукты рыбной ловли в значительной мере дополнялись охотой на гусей, уток и курапаток и других животных, что давало мясо, жир, материал для одежды и товарный эквивалент для обмена. Земледелие не получило развития и ограничилось лишь разведением табака. В этом районе  отмечены единственные на севере Америки зачатки скотоводства. Селиши и тлинкиты разводили специальную породу собак с длинной белой шерстью, из которой изготавливали пряжу для тканья одежды. Собак этих держали отдельно от охотничьих.

Известна была холодная ковка самородной меди, но из нее изготовляли главным образом украшения. Война была способом обогащения и ремеслом. Звание воина стало наследственным. Получила развитие своеобразная военная техника в виде средств личной защиты. Костюм тлинкитского воина состоял из рубашки в несколько слоев кожи, пластинчатого панциря, шлема и забрала, изготовлявшихся из дерева.

Большого развития достигли ремесла – строительство домов, лодок. Столбы, поддерживавшие крышу дома, были покрыты искусной резьбой, изображавшей родовые тотемы. Тотемические столбы ставились около каждого дома. Выделились мастера-лодочники. Лодки подразделялись на 5-6 типов, отвечавшим различным хозяйственным нуждам. У хайда встречались лодки, вмещавшие до 100 человек. На носу изображались росписью или резьбой тотемы рода, по тотему называлась и лодка. Особенно славились лодки хайда, нутка и селишей.

Индейцы плели из лыка простые дешевые накидки, которые служили одеждой беднякам, из лыка же изготавливались водонепроницаемые пелерины и шляпы, переднички и коротнкие юбочки, а также циновки, на которых сидели и спали. По всему побережью было известно ткачество, наиболее развитое у тлинкитов-чилкатов. Особенно ценились накидки чилкат из пуха горных коз на лыковой основе. Шерсть и шерстяная пряжа очень высоко ценились. Шерстяные накидки были очень дороги и играли роль товарных эквивалентов наряду с рабами, раковинами, мехами и т.д. Обуви не носили, только зимой надевали мокасины для хождения на лыжах-ракетках.

Широко было распространено раскрашивание тела у хайда – татуировка, ношение ожерелий и браслетов. Богатые тлинкиты носили в нижней губе калужку (стулку из кости или дерева), которая являлась знаком высокого социального положения.

Большое значение имела работорговля. На юге побережья уже существовал специальный рынок по торговле рабами. Рабство еще носило патриархальный характер, но труд рабов имел большое экономическое значение. У тлинкитов рабы составляли треть населения. У других племен в семье имелось два-четыре раба.

По всему северо-западному побережью практиковался институт потлача. Этот институт был центром, вокруг которого сосредоточивалась вся экономическая и обрядовая деятельность индейцев. Устройство потлача было целью каждого индейца, и каждый старался скопить как можно больше богатства, которое потом щедро раздавалось на потлаче. Сущность потлача сводилась к тому, что индеец, скопив большое состояние, созывал гостей, избрав для этого любой повод (поминки, посвящение в религиозные тайны, наступление половой зрелости дочери или сына), и после угощения и плясок, длившихся три-четыре дня, раздавал гостям все свое состояние. Гостями были обычно члены рода или фратрии жены. Участники потлача делились на две половины: свою, состоявшую из сородичей и чужую, которую составляли гости. Сородичи выступали как соустроители потлача, как собственники раздаваемого имущества и подарков не получали.

В основе религии лежали тотемистические представления. Они верили, что водный, земной и небесный миры населены людьми в форме зверей, птиц, рыб. Эти люди делились на фратрии и роды, а внутри – на богатых и бедных. Наряду с тотемизмом верили в колдовство и магию, духов-помощников и духов-покровителей различных ремесел.

Покойников раньше сжигали, пепел укладывали в ящики-урны. У квакиютлей ящики ставились на высокие деревья или помосты, позже появилась практика захоронения в землю.

 

 

Северные лесные охотники

Алгонкинские племена

Вся полоса канадской тайги от берегов атлантического океана до Скалистых гор до недавнего времени была заселена индейскими племенами отсталых кочевых охотников. Остатки этих племен до сих пор кочуют по лесным пространствам северной части Канады, занимаясь охотничьим промыслом. Восточную половину этого огромного пространства заселяют алгонкинския племена, западную – атапасские.

К алгонкинским племенам американского севера относятся племена: кри, монтанье, наскапи и др. По особенносям хозяйства кри могут быть подразделены на две основные группы: равнинные кри, основными занятиями которых были конная охота за бизонами и коневодство. К середине Х1Х века охотничьи угодья этой группы были захвачены колонизаторами Канады, а индейцы переселены в резервации. Лесные, или болотные кри – группа, к которой относится основная масса кри, живущая вокруг южной части Гудзонова залива, главное занятие их – охота. У лесных кори имеется ряд общих черт с эскимосами. Получив раньше других индейцев оружие от агентов Компании Гудзонова залива, кри стали совершать набеги на безоружные племена северо-западной Канады. В середине ХУ111 века их отряды держали в подчинении значительные области. но ограбление индейцев меховыми компаниями, распространение спиртных напитков чрезвычайно ослабили индейцев, а эпидемии оспы 1784 и 1838 годов, вызвавшие страшные опустошения в рядах кри, нанесли окончательный удар по их былой мощи. С тех пор кри так и не смогли оправиться и остались рассеянными отдельными группами на огромной территории.

Монтанье и наскапи . Охота на лося карибу и медведя была главным занятием индейцев, которой добывалось все необходимое. Рыболовство и собирание растительной пищи, главным образом ягод, дополняли основную мясную диету. С появлением скупщиков меха промысел пушного зверя стал вытеснять охоту ради мяса. Хозяйственная деятельность индейцев было связана с кочевым образом жизни, поэтому средства передвижения в их жизни имели первостепенное значение. Во время зимней охоты в лесах использовались лыжи и сани. Индейцы монтанье и наскапи до сих пор пользуются лыжами-ракетками, известными под названием канадских. Они представляют собой сделанные из березового дерева рамы, переплетенные сеткой из тонких ремней или сухожильных шнурков; передняя часть закруглена и приподнята, задняя – вытянута в острие. На этих лыжах ходят по снегу как при обыкновенной ходьбе. Для хождения по талому снегу использовались весенние лыжи, которые делались из одной или двух связанных вместе еловых планок.

Для перевозки тяжестей служил тобогган – узкие безполозные сани, которые состоят обычно из четырех березовых досок, скрепленных несколькими поперечниками. Его тащили вручную или запрягали собак. Покидая свои охотничьи угодья и переезжая на летние стойбища, индейцы поднимали тобогганы на деревья, привязывая. Огромное значение летом имела лодка. Алгонкинские племена вообще славятся своим искусством изготовления берестяных лодок очень красивой формы, легких и изящных.

Для обычной одежды употребляли шкуры карибу. Одежду носили с капюшоном и блинными рукавами, носили также одежду связанную из полосок кроличьего меха. Особенно ценились вязанные одеяла из меха. На одно такое одеяло шло около ста шкурок. Мужская и женская одежда различалась только по длине.

У индейцев Лабрадора существовали патриархальная семья. Формой общественного устройства был охотничий коллектив, состоявший из нескольких больших семейных домашних групп. Это экзогамные объединения родственников по материнской линии, браки матрилокальны. Дети сестры – предпочтительные наследники. Состав родовых групп неустойчив и относительно немногочисленен.

Религиозные представления. Тотемистические представления лежали в основе почитания промысловых животных, с которыми была связана вся обрядовая жизнь охотников. Считалось, что индеец наиболее удачлив в охоте на животное, почитаемое в качестве тотема. Мясо его поедалось и тем самым, по мнению индейцев устанавливалась связь с тотемом. Практиковалась промысловая магия, употреблялись охотничьи амулеты. Почитался северный ветер, который образовывал наст и облегчал труд охотника.. большое значение имел медвежий праздник, распространенный по всей таежной полове Старого и Нового Света.

 

Атапасские племена.

Лесную зону от Гудзонова залищва занимали атапасские охотничье-рыболовные племена. Они распадаются на две группы: восточную и западную.

В быту этих двух групп наблюдаются значительные различия. У восточных кочевых племен охота имеет главное значение в хозяйстве, рыболовство – второстепенное. У западных же рыболовство так же важно, как и охота. Они ведут менее подвижный образ жизни. Летом они заняты рыболовством, а зимой охотой на оленя, лося, зайца и т.д.

В материальной культуре северных атапасков есть ряд общих черт. Все они носили замшевую одежду из оленьих шкур. Подол рубахи спускался мысом спереди и сзади, за что кри прозвали чайпеваев «остроконечными шкурами». Женская рубаха была длиннее и имела хвост только сзади. Одежда поражает красотой и тщательностью отделки. Она богато украшена вышивкой из оленьего волоса и игл дикобраза и оторочена густой замшевой бахромой. С появлением европейцев появилась вышивка бисером.

В зимнее время носили одежду из меха, накидывая поверх меховой плащ. Была распространена и одежда из полосок заячьего меха, как у лабрадорских индейцев, из них же женщины изготовляли большие мешки, заменявшие люльки для младенцев. Женщины же кучинов для этой цели расширяли свои меховые парки сзади, так что могли носить своих детей на голой спине, как это делают эскимоски.

Широко были распространены украшения из замши. Мужчины носили также ожерелья из оленьих рогов, из когтей медведя гризли. «Невольники» (этчаотины) носили в носовой перегородке гусиное перо или деревянную палочку. Было принято раскрашивать себе лицо красной охрой и черным свинцом в торжественных случаях.

Наиболее распространенным жилищем было коническое жилище в северных районах крытое шкурами карибу, в южных – древесной корой и еловыми ветвями. Нередко летом ограничивались и простым навесом. У кучинов в зимнее время жилищем служила куполообразная полуземлянка.

В общественной структуре восточной и западной группы отмечается значительная разница. Восточные племена характеризуются как никогда не имевшие родовой организации и состоявшие из нескольких кочевых охотничьих групп, счет родства в которых велся по отцовской и по материнской линии. Племена западной группы организованы в материнские роды и фратрии. Трудная и суровая жизнь вызвали к существованию такие обычаи, как умерщвление новорожденных и оставление стариков, иногда удушение по их просьбе (кучины), то есть, инфантоцид и геронтоцид.

Верования атапасков были проникнуты анимистическими воззрениями на природу, особенно почитались духи-помощники. Большую роль играли шаманы – лекари и посредники между духами и людьми.

 

 

Ирокезы

Большая часть ирокезских и алгонкинских племен заселяла северные лесные области (Новая Англия, район Влеиких озер и Огайо), где теперь расположен самый развитый промышленный район США.

Большая часть ирокезских племен жила вокруг озер Онтарио и Эри в окружении алгонкинских племен. Это так называемые «нейтральные племена», эри, гуроны, к северу от нейтральных жили гуроны, наконец, центральную часть будущего штата Нью-Йорк занимали 5 племен собственно ирокезов: сенека, кайюга, онондага, онейда и могауки.

Основным источником существования ирокезов было примитивное огородничество. Главной культурой был маис, бобы и тыква. С давних времен ирокезы выделывали до 11 разновидностей кукурузы. Земледелия было подсечно-огневым. Кроме расистки земли от леса, вся полевая работа была женским занятием. Каждую весну женщины выбирали из своей среды наиболее опытную распорядительницу для руководства работой на общинных полях. Они совместно обрабатывали один за другим все участки своего рода.

Ирокезы собирали кукурузу в количествах значительно больших, чем могли потребить, и поэтому проблема хранения для них была актуальной, в чем ирокезы достигли большого искусства, выработав приемы, которые используются до сих пор. Наиболее распространенным было хранение в гирляндах, сплетенных из початков. Гирлянды кукурузы вывешивали внутри жилища и снаружи под навесами, такой вид драпировки жилища практикуется в резервациях и в наши дни.

Несмотря на большое значение земледелия, охота имела немаловажное значение для получения мяса и шкур. Охота была занятием мужским, преимущественно в течение осени и первой половины зимы. Женщины всю зиму только и делали, что ходили за мясом оленя или лося. Мясо потреблялось всей общиной. Охотничьи угодья были племенной собственностью.

Ремеслами у ирокезов занимались женщины, они не достигли такого уровня как у других племен Северной Америки, поскольку основная масса женского труда поглощалась земледелием.

Одежда была из замши и кожи. Мужчины носили набедренную повязку, женщины обертывали бедра куском замши. Это была единственная одежда в теплую погоду. На плечи набрасывали замшевый плащ. Зимой носили меховые плащи. Этим же плащом укрывались во время сна. На ногах носили ноговицы и мокасины. Носили также головные повязки с перьями, воткнутыми стоймя вокруг головы. Женщины носили только головную повязку, заплетая волосы в две косы. У мужчин существовал обычай брить голову, оставляя лишь продолговатый гребень торчащих волос, к которому прикреплялся головной убор из оленьего волоса или перьев.

Ирокезы жили в так называемых «длинных домах», где помещалась родовая группа. Длинный дом имел 6-10 метров в ширину и до 8 метров в высоту. Наибольшая длина достигала 90 м, зависела от числа очагов. В доме посередине находились очаги, по обе стороны – отгороженные помещения для отдельных семей. Если появлялась необходимость прибавить к дому еще очаг, то разбирали один из концов и удлиняли здание. Дом из коры мог простоять 10-12 лет. За это же время подбирался весь хворост в окрестных лесах, истощалась почва и назревала необходимость переселения. Переселения происходили каждые 10-15 лет. Селения иногда огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен. Селения состояли из 10-30 домов.

Формой общественного устройства ирокезов был род. Род имел родовое имя, тотемическое, был строго экзогамен. Члены рода участвовали в родовом совете, избирали и смещали старейшину (сахем) и военных вождей и через них имел представительство в племенном совете и союзном. Род был строго матрилинеен.

Экономической единицей была матрилинейная семья – овачира, род распадался на несколько овачир. Первоначально брак не вел к совместному поселению супругов, муж лишь посещал жену, стараясь делать это тайком от всех. После рождения первого ребенка мужу позволялось поселиться в доме жены. Муж и жена сохраняли принадлежность к своим овачирам, дети принадлежали к овачире матери и жили в ее доме.

Вся власть внутри овачиры принадлежала женщинам. Главная исполнительная власть находилась в руках правительницы, которую выбирали замужние женщины на своем совете. Муж не имел права ни на детей ни на имущество. Роды каждого племени группировались в две фратрии. Позднее экзогамия фратрии постепенно исчезла и экзогамным оставался только род.

В начале ХУ11 века ирокезские племена северной группы были объединены в три союза племен Союз гуронов, Союз нейтральных и Союз ирокезов. Еще в ХУ1 веке сложился союз из четырех племен – сенека, кайюга, онондага и онейда, живших на территории будущего штата Нью-Йорк. Позже в союз были приняты могауки, бежавшие от гуронов и алгонкинов. Союз пяти племен управлялся Советом, состоящим из 50 сахемов, выделенных всеми родами. Советы решали проблемы управления и политики, которые значительным образом влияли на ход колонизации Америки. Это собрание старейшин союза неоднократно получало формальные предложения мира и дружбы от Англии и Франции, правительства которых нередко со страхом ожидали решений совета краснокожих.

К началу ХУ111 века после почти столетних непрерывных войн ирокезы частью истребили, частью покорили почти все соседние индейские племена. Начало развиваться рабство. Сначала пленников усыновляли в роде, а потом стали обращать в рабство. Выделяются богатые и бедные домохозяйства, появляются частные участки в лесах вне родовых земель. Выделяется класс родовой аристократии.

Религия. Первое место в пантеоне занимали божества растительного царства, обожествленные силы природы и небесные светила. С тотемами не связывались уже религиозные представления. Каждое селение имело охраняющего его духа, каждый отдельный человек также имел своего духа-хранителя. Культ личных духов-покровителей составлял вообще одну из самых характерных черт религии североамериканских племен.

У ирокезов существовал культ трех основных земледельческих растений – кукурузы, бобов и тыквы, почитавшихся под именем трех сестер, нашей жизни и наших кормилиц. Они представлялись в виде трех прекрасных женщин, каждая – в одежде из листьев соответствующего растения. Наибольшее значение имело поклонение духам природы.

Больших праздников у ирокезов было шесть. Нового года, клена, посева, ягод, зеленого зерна и урожая. Самым торжественным был праздник нового года, середины зимы, зимнего солнцестояния.

Со второй половины ХУ11 века под влиянием проповеди христианских миссионеров у ирокезов начала складываться вера в благодетельного Великого духа, то есть, стало выделяться монотеистическое начало.

Алгонкины

 

Ко времени открытия Америки племена алгонкинов населяли огромное пространство от Атлантического океана на востоке до Скалистых гор на западе. Восточные прибрежные алгонкины стали первыми, на землях которых обосновались ранние колонисты – французы, голландцы, англичане. От алгонкинов переселенцы усвоили культуру кукурузы, научились приготовлять сахар из кленового сока. Целый ряд алгонкинских слов вошел в английский язык, а оттуда перешел во многие языки мира. Это карибу, вигвам, мокасины, тобогган, томагавк, сахем, тотем и другие.

Прибрежные алгонкинские племена давно исчезли с лица земли (могикане), жалкие остатки живут в резервациях, но память о них осталась в ономастике Америки, где многие штаты, реки озера носят алгонкинские названия: Миссисипи, Миссури, Иллинойс, Чикаго, Милуоки, Массачусетс, Коннектикут, Висконсин, Делавэр, Манхэттен и другие. За отдельными народностями и племенами прочно закрепились названия, которые дали ими алгонкины: эскимосы, ирокезы, могауки, сиу, атапаски.

Среди восточных алгонкинских групп выдающуюся роль играли делавары, по материальной культуре близкие к ирокезам, но основные занятия делаваров были охота и рыболовство. Среди алгонкинских племен широко была распространена легенда, что страна делаваров была прародиной алгонкинов, в силу этой легенды признавалось старшинство делаваров, их называли дедами.

К центральноалгонкинской группе относятся племена саук, фокс, кикапу, меномини, иллинойс, оджибве, оттава, потаватоми. В хозяйстве племен, населявших район Великих озер, огромное значение имело собирание дикого риса, в больших количествах росшего в озерах и тихих реках. Ко времени колонизации тут сложился своеобразный тип собирательского хозяйства на его высшем этапе – перехода к земледелию. Хотя рис собирался в дикорастщем виде, но уже практиковались некоторые приемы ухода за этим злаком. Со сбором риса были связаны обряды и праздники. Отмечалось начало сбора риса, до праздника никому не разрешалось им заниматься. По окончании устраивался большой праздник урожая. Индейские названия месяцев также связаны со сбором риса – месяц созревания риса, месяц сушки риса и т.д.

Наряду со сбором риса большое значение в хозяйстве имела охота, рыболовство, добывали сок сахарного клена.

Жилищем служили легкие палатки зимой – крытые корой и циновками куполообразные вигвамы, летом – покрытые берестой конические шалаши.

Одежду изготовляли из замши, орнаментируя ее вышивками из игл дикобраза и шерсти мускусного быка, позже – бисера.

К середине Х1Х века у этих племен уже сложился отцовский род, роды были экзогамны, названия носили тотемный характер. Сам термин тотем вошел в науку из языка оджибве. Изображение тотема считалось священной эмблемой рода. Оджибве, оттава и потаватоми были объединены в союз племен, называвшийся «Советом трех костров».

В основе религии лежали анимистические представления. Все почитаемые ими духи назывались маниту. Солнце и луна, озера и река, леса были добрыми, змеи, драконы, холод и шторм – злыми. Маниту солнца представлялось мужчиной, мужем женщины луны. Духам приносили жертвы перед началом охоты, перед войной или далеким походом. Помимо общих духов и родовых тотемов, индейцы верили в существование личных духов-покровителей.

 

 

Охотничьи племена прерий

Племена плато

Непосредственными соседями равнинных индейцев были племена шошонов и селишей, племена Плато. В начале Х1Х века там обитало до 25 племен, наиболее типичными считаются племена селишей. Северная часть была населена атапасскими племенами. Культура этого региона представляет более раннюю ступень развития. Основу существования их составляло рыболовство и собирательство. К середине ХУ111 века индейцы плато получили возможность пользоваться лошадьми. Многие племена перешли к жизни кочевников – охотников и коневодов. Охота стала общеплеменной, жизнь индейцев Плато стала походить на жизнь индейцев равнин. Наряду со старым зимним жилищем – круглой полуземлянкой с конической крышей и входом через дымовое отверстие появились типи, появилось устройство лагеря в форме круга. Одежду стали изготовлять из кожи бизона, тогда как раньше ее изготовляли из лубяной ткани и оленьих кож. Появились воинские головные уборы из перьев, возникла система военных отличий. Вождей стали избирать за военные заслуги. Стала активной торговля. С появлением скупщиков меха охота на бизонов постепенно уступила место товарному промыслу на пушного зверя.

 

 

Индейцы Юго-Запада

В северной части региона к 1000 году было развито ирригационное земледелие, жилища были полуподземные, одежда делалась из хлопчатобумажной ткани, которую ткали на горизонтальном ткацком станке. Позже сюда вторгается народ-носитель культуры могольон. Они строят большие общинные дома из глины и камня, были оседлыми, оразвита керамика. К 1400 году люди могольон ушли, вероятно, под натиском кочевых племен атапасков. Оставшееся население смешалось с пришельцами. Это этого смешанного населения произошли индейцы пима и папаго.

Другая группа земледельцев обосновалась в северной части области на пустынном плато. Здесь получила развитие культура анасази . Расцвет ее припадает на 900-1300 гг., когда строились скальные жилища и террасовые дома, в которых помещалось целое селение. Дома эти получили от испанцев название пуэбло (исп. селение), перенесенное и на народ. Этот период разделяется археологами на два – развитых пуэбло (У11 – Х) век и великих пуэбло (Х1 – Х111 век). Индейцы «развитых пуэбло» занимались земледелием, хлопчатник, бобы, тыкву. Большое значение имеет охота при помощи лука и стрел. Гончарные изделия изготавливались налепом, появляется примитивный ткацкий станок.

Появляются большие дома в 6-14 смежных комнат. Стены сложены из каменных плит или сырцового кирпича. Старые подземные жилища стали местом собраний мужчин для совершения обрядов.

В период великих пуэбло строили огромные жилища, вмещавшие стони людей. Комнаты пристраивались к основному массиву строения по мере роста населения деревни. Наиболее известной из построек такого типа является пуэбло Бонито, удивительный памятник индейской архитектуры Х11 века. Развалины его находится у стен каньона Чако (Нью-Мексико). Строение представляло собой один дом, образовывало замкнутый полукруг, внешние стены которого были глухими. Жилые помещения шли по кругу параллельными рядами, спускающимися уступами внутрь замкнутого двора. В таком доме-селении было около 600 комнат. В центре двора стояло несколько помещений обрядового назначения. В комнатах, где помещались отдельные семьи, не было очага, вся хозяйственная жизнь проходила на крышах.

Другой тип строений этого времени – пещерные жилища. Под огромными навесами скал расположены дома, тоже с террасами, но стройность плана утрачена, так как строители зависели от расположения пещер. Типичный образец – скальный дворец в юго-западной части каньона Колорадо, датируемый серединой Х1 века. Во дворце 200 комнат, 32 помещения обрядового назначения (кивы) и большие каменные башни. Дя периода великих пуэбло характерно строительство башен.

Пуэбло были земледельцами, применявшими орошение. Они рыли канавы, выкладывали их каменными плитами, накапливали дождевую воду в особых резервуарах. Устраивали дамбы для орошения полей.

Гончарные изделия отличались изяществом форм и рисунка. Индейцы приручали собак и индеек. Индеек разводили ради перьев, которые шли на украшения и для обрядовых целей.

К ХУ в. пуэбло и предки современных пима покинули свои большие дома по натиском кочевников атапасков. Они были лучше вооружены и более подвижны. Та часть атапасков, которая дальше других подвинулась на юг, получила наименование апачей, что на языке индейцев пуэбло означает враги. Часть апачей поселилась около индейцев пуэбло на севере Центральной части Нью-Мексико и восприняла многие обычаи пуэбло стала известна под именем навахов.

 Ко времени колонизации на Юго-Западе жили индейцы пима и опата из юта-ацтекской семьи. Их основным хозяйственным занятием было выращивание кукурузы в сочетании с сезонной охотой. 2. Индейцы пуэбло, также земледельцы, также большинство входят в юта-ацтекскую семью. Часть индейцев принадлежали к большой сиу-ирокезской семье. 3. Сравнительно недавние пришельцы с севера – атапаски по языку – апачи и навахи. 4. В северо-западной Аризоне – охотники и земледельцы, говорившие на языках юма.

Индейцев юго-запада Северной Америки в отношении развития культуры можно разделить на три группы: земледельцев, применявших искусственное орошение (пуэбло, пима, папаго, опата), близких к ним охотников и земледельцев (навахи, юма) и кочевых охотников, у которых земледелие играло незначительную роль (апачи).

 

 

Пуэбло

Обычно различают восточных (или речных) индейцев пуэбло, чьи селения расположены по р. Рио-Гранде и западных или пустынных. Индейцы пуэбло раньше других заимствовали у европейцев разведение домашних животных, главным образом овец, а так же рогатый скот, свиней, кур. От пуэбло овцеводство перешло к навахам. Индейские одеяла из овечьей шерсти получили широкий спрос среди испанцев, а позже – мексиканцев. Научились выращивать фруктовые деревья, перец, пшеницу.

Костюм индейцев пуэбло был несложен: мужчины носили кожаный фартук, зимой плащ тканый или из кроличьих шкурок, женщины – доходящую до колен накидку, перекинутую через правое плечо. Те и другие носили ноговицы и мокасины, женщины обертывали ноги от колен до щиколоток обмотками из длинных полосок кроличьих шкурок для утолщения ноги.

Поселения являлось самоуправляющейся общиной. Там жили члены различных родов, образую большие домохозяйства, распадавшиеся на парные семьи. Род материнский. Хозяйкой-распорядительницей была старшая замужняя женщина. Во главе селения стоял вождь (касик). Должность его пожизненна. Его землю обрабатывали члены общины. Несколько менее почетными были должности двух вождей, назначаемых касиком на год. Они - начальники на войне, руководители обрядов и общественных работ. Они имели в распоряжении 8 помощников.

 

Навахи и апачи

Ко времени испанского завоевания навахи жили по соседству с пуэбло. К ним бежали целыми родами пуэбло, спасаясь от испанцев, в особенности после восстания 1680г. Навахи особенно охотно брали в плен женщин из селений пуэбло. Все это вело к сближению племен в языке и культуре. Связи с индейцами пуэбло обогатили культуру навахов, помогли перейти к оседлости и освоить земледелие. Навахи не применяли искусственного орошения. Вместе с земледелием продолжали заниматься охотой. Появление скота, завезенного колонистами произвело большие изменения. Земледелие отошло на второй план. Скотоводство дало регулярный источник мяса, шерсти, шкуры, обеспечило излишком продуктов для обмена. Навахи стали разводить овец, крупный рогатый скот и лошадей.

Поселения навахов представляло от трех до десяти жилых построек, отстоящих одна от другой на несколько десятков метров. Жилище – хоган – полуземлянка с характерным для северного жилища входным коридором. В хогане помещалась семья из 5-10 человек.

Навахи славились своими ремеслами, особенно плетением. Удивительна быстрота, с которой народ воспринимал новые культурные достижения. Это прежде всего относится к ткачеству. Навахи главным образом специализировались на производстве орнаментированных одеял из овечьей шерсти. У пуэбло, от которых они научились ткачеству ткачи – мужчины, у навахов – женщины. В ХУ111 – Х1Х вв. навахские одеяла имелись в каждой испанской, а позже мексиканской семье.

Расцвет культуры навахов сказался в их одежде. Мужчины носили кожаные короткие брюки, рубашку из куска бязи или одеяла, перевязанную узким сзади и широким спереди поясом с серебряной пряжкой. Женщины носили платье, перехватывалось которое красным шерстяным поясом, украшенным серебряными бляшками. И мужчины и женщины носили многочисленные украшения – серебряные и из ракушек.

Материнско-родовая организация с конца ХУ111 века подверглась разложению. Складывалась сельская община. Селение избирало вождя, в обязанности которого входило наблюдать за порядком хозяйственных работ, разрешать споры и т.д.

Появилось патриархальное рабство. Рабов часто принимали в семью, дети от браков с рабами были свободными. Но все же именно рабов приносили в жертву при совершении обрядов. Рабы работали главным образом на поле.

Апачи. Западные апачи ближе к навахам по культуре. Они занимались охотой в соединении с огородничеством. Одежду, ружья. Скот давали им торговля и набеги. В хозяйстве большое значение имел сбор семян и плодов кактусов. Одежда была очень живописна, особенно головной убор из перьев. Жилище – простой шалаш из ветвей. В общественной жизни много общих черт с навахами.

 

арктические морские охотники.

Американские эскимосы

Эскимосы живут в Американской Арктике и отчасти субарктике, населяя обширную территорию от Берингова пролива до Гренландии. Небольшое число эскимосов обитает в пределах России на крайнем северо-востоке Азии. Всего эскимосов около 50 тыс. человек.

Все эскимосы делятся на три географические и отчасти культурные группы

1. западные эскимосы, населяющие Аляску и бассейн Маккензи

2. центральные эскимосы, живущие по арктическому побережью Канады и на северо-западном берегу Лабрадора

3. восточные или гренландские эскимосы.

Морской зверобойный промысел давал эскимосам все необходимое: мясо и жир служили пищей, шкура шла на изготовление одежды, обуви, утвари, для оборудования жилища, из кишок шили непромокаемую одежду или затягивали оконные рамы, из сухожилий делали нитки, сало давало свет и тепло, кости кита использовались для сооружения остовов жилищ и крепления подземных ходов к ним. Не случайно в языке восточно-гренландских эскимосов понятия «жить» и «ловить в море зверя»совпадают.

Приемы охоты весьма разнообразны. Была распространена зимняя охота на тюленей через дыхательные лунки во льду. Лунка разыскивается с помощью собак. Охотник неподвижно стоял над лункой иногда в течение нескольких часов, так как тюлень, каждые 15 минут поднимающийся на поверхность, мог воспользоваться и десятком других лунок.

В Гренландии, на Аляске когда море было свободно ото льда, на тюленей охотились в открытом море из кожаных байдарок – каяков. Для охоты на китов использовались более крупные кожаные лодки – умиаки. Умиак служил также грузовой лодкой, имел в длину 8 метров, гребцами на умиаках были женщины, рулем служило однолопастное весло.

     С середины лета начиналась охота на карибу. Иногда эскимосы охотились на волков.

Собака – единственное домашнее животное эскимосов, собачья упряжка – единственное средство передвижения по суше. На Аляске такая же упряжка как и в Сибири – цугом, в Гренландии и Канаде – веерная. Ходили по снегу при помощи лыж-ракеток. Это ступательные лыжи, распространены также среди чукчей, атапасков, лесных индейцев Северной Америки. Скользящих лыж племена Америки вообще не знали.

Эскимосские стойбища состоят из нескольких жилищ, в которых размещаются три или четыре родственные семьи. Жилища делятся на два типа – зимнее и летнее. Одним из простейших типов зимнего жилища является каменная постройка с углубленным в землю полом. К такому дому вел длинный проход из камней, частью зарытый в землю. Стены над землей были сложены из камней и китовых ребер, крыши покрывали тюленьими шкурами.

У центральных районах американской Арктики строились иглу – снеговые хижины, которые возводят до настоящего времени. Иглу строят из снежных плит. Снаружи сквозь сугроб роют туннель, ведущий к хижине и заканчивающийся люком в ее полу. Внутри зажигают лампу-плошку с тюленьим жиром. От нагреванья снег начинает таять, но не капает, так как от таянья вода впитывается толщей снега. Потом в хижину впускают холодный воздух и дают ей промерзнуть. В результате стены покрываются изнутри стекловидной ледяной пленкой, это уменьшает теплопроводность, увеличивает прочность стен. На хижину могут взобраться несколько человек, не причиняя ей вреда.

Хижина занята обычно двумя семьями, одна живет справа, другая – слева. Эскимосы с восточного берега Баффиновой земли строили иглу с внутренней покрышкой из тюленьих шкур. В такой снежной хижине температуру при помощи жировой плошки можно поднять до 20 градусов, тогда как без нее – только до 2-3 выше нуля.

Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Ее шьют из оленьего меха. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой мехом внутрь, с капюшоном. Поверх коротких кожаных штанов надевают штаны из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге и меховые сапоги мехом наружу. Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую, и по форме они очень похожи. В отличие от мужской, в женской кухлянке есть заплечный мешок, в котором обычно носят грудных детей. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Почти единственной пищей эскимосов являлось мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде. Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

В конце Х1Х – начале ХХ века эскимосы жили еще первобытнообщинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было. Эскимосское стойбище являлось соседской общиной. В некоторых видах охоты участвовали все охотники стойбища.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку одолженного можно было не компенсировать владелец не имел права требовать возмещения ущерба., более того, считалось неудобным просить назад одолженный предмет, поскольку человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше чем ему необходимо.

В каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную собственность. Такие богатые люди должны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все что у него было или же насильственно заставляли устраивать празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был под страхом смерти оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть.

Брак парный. Поселение могло быть матри- и патрилокальным, преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию обеих сторон. Дети в случае развода оставались с матерью и отец терял на них всякие права. Женщина в семье была равноправной с мужчиной.

У большинства эскимосов не было вождей, но всегда был в стойбище человек, пользующийся большим авторитетом, чем другие. Обычно это был старый опытный охотник, часто шаман. Он указывал, куда перекочевать стойбищу, когда начинать охоту, но следовать совету его было не обязательно.

Характерной формой эскимосского искусства является резьба по кости и рогу. Художественное творчество находит также свое воплощение в орнаментации меховой одежды, в различных масках, в узорах татуировки.

В прошлом татуировка была распространена среди почти всех групп эскимосов. Татуированы почти исключительно женщины, мужчины – редко и только одной-двумя линиями. Основное назначение татуировки – украшение, но были и другие значения – медные эскимосы считали, что татуировка облегчает роды, у других - влияет на загробную жизнь.

Мифология и фольклор эскимосов богаты и разнообразны. Большой интерес представляет цикл преданий о тунитах – народе, который жил в Арктике до эскимосов и которому эскимосы приписывают развалины домов из камня и каменные круги от конических шатров, то есть рассказы об эскимосах эпохи туле.

Религия эскимосов анимистическая, но включает также веру в безликую магическую силу, разлитую в природе. Гораздо большее место занимают образы духов-хозяев. Одним из важнейших является «морская хозяйка» центральные эскимосы называют ее Седна, восточные гренландцы – мать моря. Если люди нарушают запреты, Седна сердится и держит тюленей и моржей вдали от берега.

 

Алеуты

 

Алеутские острова – суровая, негостеприимная область, лишенная древесной растительности, с сильными ветрами и постоянными туманами. Острова вулканического происхождения с действующими вулканами и горячими источниками. Преобладающий ландшафт – тундровый.

Язык алеутов относится к эскимосско-алеутской семье языков. Алеуты прежде всего охотники на морского зверя. Важным объектом охоты был морской бобр, на которого охотились группами по 15-20 человек, выходивших в море каждый на своей байдарке. Охотились на нерпу, на кита. Охотники на китов были самыми почетными людьми в селении.

Важнейшую роль при охоте играла байдарка. Алеутские байдарки обладают быстроходностью 10 км в час. На ее изготовление уходил целый год. Байдарку обтягивали нерпичьей кожей, оставляя наверху люк для гребца. Алеут одевался в непромокаемую камлейку с глухим капюшоном и цуки – обтяжка в виде широкого пояса из сивучих кишок плотно обхватывала люк, таким образом гребец и байдарка представляли собой водонепроницаемое единое целое.

Одним из способов охоты на птиц было бросание бола, которая представляла собой метательный снаряд, составленный из связки ремней, к которым привязаны каменные или костяные грузила. Брошенная в птичью стаю, бола задевала сразу несколько птиц.

Дележ добычи производился по строго определенным правилам. По наконечнику копья устанавливали, кто убил животное. Охотник, убивший кита, получал лучшие куски.

Запасов пищи алеуты почти не делали. В случае необходимости рыбу сушили, а пузырях из желудков морских зверей хранили запасы китового жира.

Алеуты носили парку – длинную глухую одежду с рукавами без капюшона. Мужские парки шили из птичьих шкурок, женские изготовляли из шкур морских бобров и котиков шерстью внутрь. В море и в дождливую погоду поверх парок надевали камлейки, сшитые из кишок. Непременную принадлежность охотничьей одежды составляли деревянные шляпы, конические или с открытым верхом, с удлиненной передней частью. Их носили поверх капюшона камлейки. Обменную стоимость конической шляпы составляли три раба.

Алеуты носили украшения из цветных камней и орнаментированной кости, носимые в отверстиях в нижней губе, носовой перегородке и в ушах. Втулка в нижней губе имела размер 5-6 см и воспроизводила по форме байдарку. Алеуты делали татуировку наколом, носили ожерелья, ножные и ручные браслеты.

Селения состояли из двух-четырех беспорядочно расположенных землянок различных размеров. Сверху оставляли несколько отверстий, вход также был сверху. Спускались по бревну с зарубами. Снаружи жилище напоминало продолговатый холм. Зимние жилища были 18 на 6 метров и вмещали 10-40 семей.

Население отдельных островов представляло самостоятельные территориальные объединения со своими диалектами и самоназваниями. Каждое из племен состояло из нескольких групп родственников, считавших свое происхождение от общего предка, прямым наследником которого считался вождь. Вождь имел судебную власть, ограниченную советом стариков.

В каждом селении обитала родовая группа. Во главе стоял вождь, старейший в роде. Так же как и военный вождь, он был прежде всего военным главой рода. В повседневной хозяйственной жизни он не отличался от остальных общинников. У алеутов было широко распространено рабство.

Алеутский мальчик в 10 лет допускался к охоте и к этому времени нередко номинально оказывался женат. Преобладал патрилокальный брак, женщина покидала дом отца после рождения ребенка. Воспитание детей лежало на обязанности дяди по матери. Отец отдавал сына брату жены, у которого мальчик жил до возмужания. Существовали обычаи обмена женами, уступки жены гостю, брака одной женщины с несколькими мужчинами. Существовало многоженство у богатых.

Религиозные верования алеутов еще менее изучены, чем их родовая организация. Уже в конце ХУ111 века появились русские миссионеры, которые очень быстро обратили алеутов в православие. Миссионеры вели решительную борьбу с языческими суевериями и вскоре от прежних верований ничего не осталось.

По представлениям алеутов существует два вида духов – добрых и злых. Духам иногда делали подношения из птичьих перьев. Болезни – от злых духов, на помоь призывали шамана, который вступал в сношения с духами.

Знатных алеутов погребли в глубине гротов, подвешивая их тела между двумя деревянными столбами в люлькообразных корзинах. Массовые родовые погребения и кладбища рабов помещались в небольших углублениях в скалах.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.183 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь