Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Оседлые рыбаки северо-западного побережья



Индейцы северо-западного побережья

Северной Америки

 

Северо-западное побережье населяли, а частью населяют и теперь племена охотников и рыболовов. Племена различались по языку и антропологическому типу. Принято делить их на три группы: 1. Северную – тлинкиты, хайда и цимшиан; 2. Центральную – вакаши, распадавшуюся на квакиютль и нутка; 3. Южную – селиш.

Северо-западное побережье – наиболее изученный в этнографическом отношении регион Северной Америки. Эти индейцы – почти единственная группа племен Америки к северу от Мексики, которая достигла высокого уровня развития самобытной культуры на базе охотничье-рыболовного хозяйства. В основе общественной организации лежал родовой строй. Существовали рабство, развитая торговля и имущественная организация. Северные племена сохраняли фратриальное деление (тлинкиты, хайда, цимшиан и сеерные квакиютли). Фратрии делились на роды, каждый вел свое происхождение от предка-тотема, по имени которого и назывался. Было широко распространено представление, что вожди рода после смерти превращались в тотемное животное.

Род состоял из нескольких больших домашних общин – домохозяйств. Домашняя община состояла из нескольких родственных семей, живших в одном большом деревянном доме. Сыновья после 10 лет воспитывались у брата матери.

Рыболовство было главным занятием индейцев. В больших количествах запасали икру. Рыболовная техника достигла большого освершенства. Индейцы до сих пор считаются самыми искусными рыбаками. Исконные методы ловли рыбы стали основой современной рыбной ловли на побережье. Индейцы запасали на зиму до тысячи лососей на семью и до 2000 литров жира на человека.

Продукты рыбной ловли в значительной мере дополнялись охотой на гусей, уток и курапаток и других животных, что давало мясо, жир, материал для одежды и товарный эквивалент для обмена. Земледелие не получило развития и ограничилось лишь разведением табака. В этом районе  отмечены единственные на севере Америки зачатки скотоводства. Селиши и тлинкиты разводили специальную породу собак с длинной белой шерстью, из которой изготавливали пряжу для тканья одежды. Собак этих держали отдельно от охотничьих.

Известна была холодная ковка самородной меди, но из нее изготовляли главным образом украшения. Война была способом обогащения и ремеслом. Звание воина стало наследственным. Получила развитие своеобразная военная техника в виде средств личной защиты. Костюм тлинкитского воина состоял из рубашки в несколько слоев кожи, пластинчатого панциря, шлема и забрала, изготовлявшихся из дерева.

Большого развития достигли ремесла – строительство домов, лодок. Столбы, поддерживавшие крышу дома, были покрыты искусной резьбой, изображавшей родовые тотемы. Тотемические столбы ставились около каждого дома. Выделились мастера-лодочники. Лодки подразделялись на 5-6 типов, отвечавшим различным хозяйственным нуждам. У хайда встречались лодки, вмещавшие до 100 человек. На носу изображались росписью или резьбой тотемы рода, по тотему называлась и лодка. Особенно славились лодки хайда, нутка и селишей.

Индейцы плели из лыка простые дешевые накидки, которые служили одеждой беднякам, из лыка же изготавливались водонепроницаемые пелерины и шляпы, переднички и коротнкие юбочки, а также циновки, на которых сидели и спали. По всему побережью было известно ткачество, наиболее развитое у тлинкитов-чилкатов. Особенно ценились накидки чилкат из пуха горных коз на лыковой основе. Шерсть и шерстяная пряжа очень высоко ценились. Шерстяные накидки были очень дороги и играли роль товарных эквивалентов наряду с рабами, раковинами, мехами и т.д. Обуви не носили, только зимой надевали мокасины для хождения на лыжах-ракетках.

Широко было распространено раскрашивание тела у хайда – татуировка, ношение ожерелий и браслетов. Богатые тлинкиты носили в нижней губе калужку (стулку из кости или дерева), которая являлась знаком высокого социального положения.

Большое значение имела работорговля. На юге побережья уже существовал специальный рынок по торговле рабами. Рабство еще носило патриархальный характер, но труд рабов имел большое экономическое значение. У тлинкитов рабы составляли треть населения. У других племен в семье имелось два-четыре раба.

По всему северо-западному побережью практиковался институт потлача. Этот институт был центром, вокруг которого сосредоточивалась вся экономическая и обрядовая деятельность индейцев. Устройство потлача было целью каждого индейца, и каждый старался скопить как можно больше богатства, которое потом щедро раздавалось на потлаче. Сущность потлача сводилась к тому, что индеец, скопив большое состояние, созывал гостей, избрав для этого любой повод (поминки, посвящение в религиозные тайны, наступление половой зрелости дочери или сына), и после угощения и плясок, длившихся три-четыре дня, раздавал гостям все свое состояние. Гостями были обычно члены рода или фратрии жены. Участники потлача делились на две половины: свою, состоявшую из сородичей и чужую, которую составляли гости. Сородичи выступали как соустроители потлача, как собственники раздаваемого имущества и подарков не получали.

В основе религии лежали тотемистические представления. Они верили, что водный, земной и небесный миры населены людьми в форме зверей, птиц, рыб. Эти люди делились на фратрии и роды, а внутри – на богатых и бедных. Наряду с тотемизмом верили в колдовство и магию, духов-помощников и духов-покровителей различных ремесел.

Покойников раньше сжигали, пепел укладывали в ящики-урны. У квакиютлей ящики ставились на высокие деревья или помосты, позже появилась практика захоронения в землю.

 

 

Северные лесные охотники


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь