Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Племена собирателей в Калифорнии



Племена Калифорнии и Большого бассейна

Калифорнийские индейцы выделялись особенностями своего хозяйства. Основу их существования составляло собирательство, дополнительными занятиями стало собирательство и охота на мелкую дичь. Их считают наиболее примитивными племенами Северной Америки и причисляют к первобытным народам наряду с австралийцами, огнеземельцами, бушменами.

Судьба этих племен трагична. После открытия в Калифорнии золота в 1848 году население было истреблено. Только по преданиям и отрывочным описаниям можно представить их самобытную культуру.

Отличительной особенностью была большая пестрота и дробность в отношении языков. Здесь насчитывалось до 50 племен. Одно из главных мест в питании занимали желуди. Из желудевой муки готовили хлебцы, лепешки, каши. Большое значение имели также рыболовство и охота.

Калифорнийские индейцы не жили оседло, меняли место жительства несколько раз в год. Летнее жилище представляло собой навес, крытый листьями. Зимние жилища – врытые на 1 м в землю куполообразные землянки. В них помещались общины, состоявшие из нескольких супружеских пар с детьми.

Обычно индейцы ходили почти голые. Мужчины носили повязку на бедрах из оленьей кожи, женщины – 2 передника из высушенной травы, из ремешков. Старики и дети – совсем обнаженные. Только в зимний период в горах накидывали на тело шкуру оленя

Гончарство отсутствовало. Но калифорнийские индейцы превзошли всех остальных по искусству плетения.

 У калифорнийских племен сохранялись пережитки материнского рода. У горных майду существовал левират, в большинстве селений экзогамные запреты исчезли. Производство было коллективным в рамках родовой организации. Одно селение или группа селений была связана общей охотой или рыбной ловлей. Во главе стоял вождь, должность его была выборной.

В религии главное место занимал шаманизм. Главным назначением шамана считалось лечение им больных. Калифорнийцы верили в духов-хранителей дома и отдельного человека.

Мифология была развита слабо. Были представления о демиурге-строителе. Празднества устраивались в течение 6 – 7 месяцев в году. С октября по май, что было возможно благодаря обилию естественных богатств и мирной жизни, что давало населению большой досуг. Калифорнийцы в отличие от других индейцев не употребляли масок, но украшали себя сложными головными уборами и раскрашивали тело полосами.

 

 

Племена юго-западных штатов Северной Америки

С различными типами хозяйства

Индейцы Юго-Запада

В северной части региона к 1000 году было развито ирригационное земледелие, жилища были полуподземные, одежда делалась из хлопчатобумажной ткани, которую ткали на горизонтальном ткацком станке. Позже сюда вторгается народ-носитель культуры могольон. Они строят большие общинные дома из глины и камня, были оседлыми, оразвита керамика. К 1400 году люди могольон ушли, вероятно, под натиском кочевых племен атапасков. Оставшееся население смешалось с пришельцами. Это этого смешанного населения произошли индейцы пима и папаго.

Другая группа земледельцев обосновалась в северной части области на пустынном плато. Здесь получила развитие культура анасази . Расцвет ее припадает на 900-1300 гг., когда строились скальные жилища и террасовые дома, в которых помещалось целое селение. Дома эти получили от испанцев название пуэбло (исп. селение), перенесенное и на народ. Этот период разделяется археологами на два – развитых пуэбло (У11 – Х) век и великих пуэбло (Х1 – Х111 век). Индейцы «развитых пуэбло» занимались земледелием, хлопчатник, бобы, тыкву. Большое значение имеет охота при помощи лука и стрел. Гончарные изделия изготавливались налепом, появляется примитивный ткацкий станок.

Появляются большие дома в 6-14 смежных комнат. Стены сложены из каменных плит или сырцового кирпича. Старые подземные жилища стали местом собраний мужчин для совершения обрядов.

В период великих пуэбло строили огромные жилища, вмещавшие стони людей. Комнаты пристраивались к основному массиву строения по мере роста населения деревни. Наиболее известной из построек такого типа является пуэбло Бонито, удивительный памятник индейской архитектуры Х11 века. Развалины его находится у стен каньона Чако (Нью-Мексико). Строение представляло собой один дом, образовывало замкнутый полукруг, внешние стены которого были глухими. Жилые помещения шли по кругу параллельными рядами, спускающимися уступами внутрь замкнутого двора. В таком доме-селении было около 600 комнат. В центре двора стояло несколько помещений обрядового назначения. В комнатах, где помещались отдельные семьи, не было очага, вся хозяйственная жизнь проходила на крышах.

Другой тип строений этого времени – пещерные жилища. Под огромными навесами скал расположены дома, тоже с террасами, но стройность плана утрачена, так как строители зависели от расположения пещер. Типичный образец – скальный дворец в юго-западной части каньона Колорадо, датируемый серединой Х1 века. Во дворце 200 комнат, 32 помещения обрядового назначения (кивы) и большие каменные башни. Дя периода великих пуэбло характерно строительство башен.

Пуэбло были земледельцами, применявшими орошение. Они рыли канавы, выкладывали их каменными плитами, накапливали дождевую воду в особых резервуарах. Устраивали дамбы для орошения полей.

Гончарные изделия отличались изяществом форм и рисунка. Индейцы приручали собак и индеек. Индеек разводили ради перьев, которые шли на украшения и для обрядовых целей.

К ХУ в. пуэбло и предки современных пима покинули свои большие дома по натиском кочевников атапасков. Они были лучше вооружены и более подвижны. Та часть атапасков, которая дальше других подвинулась на юг, получила наименование апачей, что на языке индейцев пуэбло означает враги. Часть апачей поселилась около индейцев пуэбло на севере Центральной части Нью-Мексико и восприняла многие обычаи пуэбло стала известна под именем навахов.

 Ко времени колонизации на Юго-Западе жили индейцы пима и опата из юта-ацтекской семьи. Их основным хозяйственным занятием было выращивание кукурузы в сочетании с сезонной охотой. 2. Индейцы пуэбло, также земледельцы, также большинство входят в юта-ацтекскую семью. Часть индейцев принадлежали к большой сиу-ирокезской семье. 3. Сравнительно недавние пришельцы с севера – атапаски по языку – апачи и навахи. 4. В северо-западной Аризоне – охотники и земледельцы, говорившие на языках юма.

Индейцев юго-запада Северной Америки в отношении развития культуры можно разделить на три группы: земледельцев, применявших искусственное орошение (пуэбло, пима, папаго, опата), близких к ним охотников и земледельцев (навахи, юма) и кочевых охотников, у которых земледелие играло незначительную роль (апачи).

 

 

Пуэбло

Обычно различают восточных (или речных) индейцев пуэбло, чьи селения расположены по р. Рио-Гранде и западных или пустынных. Индейцы пуэбло раньше других заимствовали у европейцев разведение домашних животных, главным образом овец, а так же рогатый скот, свиней, кур. От пуэбло овцеводство перешло к навахам. Индейские одеяла из овечьей шерсти получили широкий спрос среди испанцев, а позже – мексиканцев. Научились выращивать фруктовые деревья, перец, пшеницу.

Костюм индейцев пуэбло был несложен: мужчины носили кожаный фартук, зимой плащ тканый или из кроличьих шкурок, женщины – доходящую до колен накидку, перекинутую через правое плечо. Те и другие носили ноговицы и мокасины, женщины обертывали ноги от колен до щиколоток обмотками из длинных полосок кроличьих шкурок для утолщения ноги.

Поселения являлось самоуправляющейся общиной. Там жили члены различных родов, образую большие домохозяйства, распадавшиеся на парные семьи. Род материнский. Хозяйкой-распорядительницей была старшая замужняя женщина. Во главе селения стоял вождь (касик). Должность его пожизненна. Его землю обрабатывали члены общины. Несколько менее почетными были должности двух вождей, назначаемых касиком на год. Они - начальники на войне, руководители обрядов и общественных работ. Они имели в распоряжении 8 помощников.

 

Навахи и апачи

Ко времени испанского завоевания навахи жили по соседству с пуэбло. К ним бежали целыми родами пуэбло, спасаясь от испанцев, в особенности после восстания 1680г. Навахи особенно охотно брали в плен женщин из селений пуэбло. Все это вело к сближению племен в языке и культуре. Связи с индейцами пуэбло обогатили культуру навахов, помогли перейти к оседлости и освоить земледелие. Навахи не применяли искусственного орошения. Вместе с земледелием продолжали заниматься охотой. Появление скота, завезенного колонистами произвело большие изменения. Земледелие отошло на второй план. Скотоводство дало регулярный источник мяса, шерсти, шкуры, обеспечило излишком продуктов для обмена. Навахи стали разводить овец, крупный рогатый скот и лошадей.

Поселения навахов представляло от трех до десяти жилых построек, отстоящих одна от другой на несколько десятков метров. Жилище – хоган – полуземлянка с характерным для северного жилища входным коридором. В хогане помещалась семья из 5-10 человек.

Навахи славились своими ремеслами, особенно плетением. Удивительна быстрота, с которой народ воспринимал новые культурные достижения. Это прежде всего относится к ткачеству. Навахи главным образом специализировались на производстве орнаментированных одеял из овечьей шерсти. У пуэбло, от которых они научились ткачеству ткачи – мужчины, у навахов – женщины. В ХУ111 – Х1Х вв. навахские одеяла имелись в каждой испанской, а позже мексиканской семье.

Расцвет культуры навахов сказался в их одежде. Мужчины носили кожаные короткие брюки, рубашку из куска бязи или одеяла, перевязанную узким сзади и широким спереди поясом с серебряной пряжкой. Женщины носили платье, перехватывалось которое красным шерстяным поясом, украшенным серебряными бляшками. И мужчины и женщины носили многочисленные украшения – серебряные и из ракушек.

Материнско-родовая организация с конца ХУ111 века подверглась разложению. Складывалась сельская община. Селение избирало вождя, в обязанности которого входило наблюдать за порядком хозяйственных работ, разрешать споры и т.д.

Появилось патриархальное рабство. Рабов часто принимали в семью, дети от браков с рабами были свободными. Но все же именно рабов приносили в жертву при совершении обрядов. Рабы работали главным образом на поле.

Апачи. Западные апачи ближе к навахам по культуре. Они занимались охотой в соединении с огородничеством. Одежду, ружья. Скот давали им торговля и набеги. В хозяйстве большое значение имел сбор семян и плодов кактусов. Одежда была очень живописна, особенно головной убор из перьев. Жилище – простой шалаш из ветвей. В общественной жизни много общих черт с навахами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь