Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Охотничьи племена Американского Севера



Алгонкинские племена

Вся полоса канадской тайги от берегов атлантического океана до Скалистых гор до недавнего времени была заселена индейскими племенами отсталых кочевых охотников. Остатки этих племен до сих пор кочуют по лесным пространствам северной части Канады, занимаясь охотничьим промыслом. Восточную половину этого огромного пространства заселяют алгонкинския племена, западную – атапасские.

К алгонкинским племенам американского севера относятся племена: кри, монтанье, наскапи и др. По особенносям хозяйства кри могут быть подразделены на две основные группы: равнинные кри, основными занятиями которых были конная охота за бизонами и коневодство. К середине Х1Х века охотничьи угодья этой группы были захвачены колонизаторами Канады, а индейцы переселены в резервации. Лесные, или болотные кри – группа, к которой относится основная масса кри, живущая вокруг южной части Гудзонова залива, главное занятие их – охота. У лесных кори имеется ряд общих черт с эскимосами. Получив раньше других индейцев оружие от агентов Компании Гудзонова залива, кри стали совершать набеги на безоружные племена северо-западной Канады. В середине ХУ111 века их отряды держали в подчинении значительные области. но ограбление индейцев меховыми компаниями, распространение спиртных напитков чрезвычайно ослабили индейцев, а эпидемии оспы 1784 и 1838 годов, вызвавшие страшные опустошения в рядах кри, нанесли окончательный удар по их былой мощи. С тех пор кри так и не смогли оправиться и остались рассеянными отдельными группами на огромной территории.

Монтанье и наскапи . Охота на лося карибу и медведя была главным занятием индейцев, которой добывалось все необходимое. Рыболовство и собирание растительной пищи, главным образом ягод, дополняли основную мясную диету. С появлением скупщиков меха промысел пушного зверя стал вытеснять охоту ради мяса. Хозяйственная деятельность индейцев было связана с кочевым образом жизни, поэтому средства передвижения в их жизни имели первостепенное значение. Во время зимней охоты в лесах использовались лыжи и сани. Индейцы монтанье и наскапи до сих пор пользуются лыжами-ракетками, известными под названием канадских. Они представляют собой сделанные из березового дерева рамы, переплетенные сеткой из тонких ремней или сухожильных шнурков; передняя часть закруглена и приподнята, задняя – вытянута в острие. На этих лыжах ходят по снегу как при обыкновенной ходьбе. Для хождения по талому снегу использовались весенние лыжи, которые делались из одной или двух связанных вместе еловых планок.

Для перевозки тяжестей служил тобогган – узкие безполозные сани, которые состоят обычно из четырех березовых досок, скрепленных несколькими поперечниками. Его тащили вручную или запрягали собак. Покидая свои охотничьи угодья и переезжая на летние стойбища, индейцы поднимали тобогганы на деревья, привязывая. Огромное значение летом имела лодка. Алгонкинские племена вообще славятся своим искусством изготовления берестяных лодок очень красивой формы, легких и изящных.

Для обычной одежды употребляли шкуры карибу. Одежду носили с капюшоном и блинными рукавами, носили также одежду связанную из полосок кроличьего меха. Особенно ценились вязанные одеяла из меха. На одно такое одеяло шло около ста шкурок. Мужская и женская одежда различалась только по длине.

У индейцев Лабрадора существовали патриархальная семья. Формой общественного устройства был охотничий коллектив, состоявший из нескольких больших семейных домашних групп. Это экзогамные объединения родственников по материнской линии, браки матрилокальны. Дети сестры – предпочтительные наследники. Состав родовых групп неустойчив и относительно немногочисленен.

Религиозные представления. Тотемистические представления лежали в основе почитания промысловых животных, с которыми была связана вся обрядовая жизнь охотников. Считалось, что индеец наиболее удачлив в охоте на животное, почитаемое в качестве тотема. Мясо его поедалось и тем самым, по мнению индейцев устанавливалась связь с тотемом. Практиковалась промысловая магия, употреблялись охотничьи амулеты. Почитался северный ветер, который образовывал наст и облегчал труд охотника.. большое значение имел медвежий праздник, распространенный по всей таежной полове Старого и Нового Света.

 

Атапасские племена.

Лесную зону от Гудзонова залищва занимали атапасские охотничье-рыболовные племена. Они распадаются на две группы: восточную и западную.

В быту этих двух групп наблюдаются значительные различия. У восточных кочевых племен охота имеет главное значение в хозяйстве, рыболовство – второстепенное. У западных же рыболовство так же важно, как и охота. Они ведут менее подвижный образ жизни. Летом они заняты рыболовством, а зимой охотой на оленя, лося, зайца и т.д.

В материальной культуре северных атапасков есть ряд общих черт. Все они носили замшевую одежду из оленьих шкур. Подол рубахи спускался мысом спереди и сзади, за что кри прозвали чайпеваев «остроконечными шкурами». Женская рубаха была длиннее и имела хвост только сзади. Одежда поражает красотой и тщательностью отделки. Она богато украшена вышивкой из оленьего волоса и игл дикобраза и оторочена густой замшевой бахромой. С появлением европейцев появилась вышивка бисером.

В зимнее время носили одежду из меха, накидывая поверх меховой плащ. Была распространена и одежда из полосок заячьего меха, как у лабрадорских индейцев, из них же женщины изготовляли большие мешки, заменявшие люльки для младенцев. Женщины же кучинов для этой цели расширяли свои меховые парки сзади, так что могли носить своих детей на голой спине, как это делают эскимоски.

Широко были распространены украшения из замши. Мужчины носили также ожерелья из оленьих рогов, из когтей медведя гризли. «Невольники» (этчаотины) носили в носовой перегородке гусиное перо или деревянную палочку. Было принято раскрашивать себе лицо красной охрой и черным свинцом в торжественных случаях.

Наиболее распространенным жилищем было коническое жилище в северных районах крытое шкурами карибу, в южных – древесной корой и еловыми ветвями. Нередко летом ограничивались и простым навесом. У кучинов в зимнее время жилищем служила куполообразная полуземлянка.

В общественной структуре восточной и западной группы отмечается значительная разница. Восточные племена характеризуются как никогда не имевшие родовой организации и состоявшие из нескольких кочевых охотничьих групп, счет родства в которых велся по отцовской и по материнской линии. Племена западной группы организованы в материнские роды и фратрии. Трудная и суровая жизнь вызвали к существованию такие обычаи, как умерщвление новорожденных и оставление стариков, иногда удушение по их просьбе (кучины), то есть, инфантоцид и геронтоцид.

Верования атапасков были проникнуты анимистическими воззрениями на природу, особенно почитались духи-помощники. Большую роль играли шаманы – лекари и посредники между духами и людьми.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь