Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святая праведная София, княгиня Слуцкая



Память: 19 марта / 1 апреля.

 1 апреля (по григорианскому календарю) день памяти Святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Прошло почти четыре столетия, с тех пор, как завершилась ее земная жизнь. Но и сегодня вспоминают о ней православные верующие, приходят в Минский Свято-Духов кафедральный собор, где покоятся ее нетленные мощи, чтобы помолиться и попросить заступничества, преисполниться верой, терпением и надеждой в своих делах и заботах.

София Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке, одном из древнейших городов Беларуси. Около 1270 г. город оказался во власти литовских князей, в 1395 г. образовался особый удел со своими князьями, родоначальником которых стал внук великого князя Ольгерда — Александр (Олелько) Владиславович.

Под управлением Олельковичей Слуцк строился, укреплялся и к XV веку считался одним из главных городов Великого княжества Литовского. Этот род явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии Юрий Юрьевич — великий почитатель православных святынь — известен собственноручно переписанным Евангелием, переданным в дар Слуцкому Свято -Троицкому монастырю[141]. Кроме того, сохранились грамоты князя Юрия и его супруги Екатерины о слуцких церквях и монастырях. В своем духовном завещании князь увещевал сыновей попечительствовать, подобно ему, над Свято — Троицким монастырем, не отнимать у обители данных ей пожертвований и привилегий, твердо держаться Православия.

Святая праведная София Слуцкая

Заветы князя строго выполнял Юрий Юрьевич II, отец Софии Слуцкой, который, несмотря на католические притеснения из-за верности Православной Церкви, твердо держался веры отцов и обычаев предков. Как и отец, был он щедрым дарителем церквям и монастырям: известен пожертвованный им Благовещенской церкви Свято-Троицкого монастыря литой серебряный настоятельский посох. Юрий Юрьевич был женат на Екатерине из рода Кишек; от этого брака, длившегося менее одного года, и родилась 1 / 14 мая 1585 г. их единственная дочь, последняя из рода Олельковичей. Словно в ознаменование будущей мудрости Слуцкой княгини и ее заботах о гонимом Православии, княжну назвали во святом крещении Софией.

Богатым и влиятельным было тогда принадлежащее отцу и его трем братьям Слуцкое княжество, но видно злой рок постепенно обрел на вымирание этот род. Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Вскоре умирают и оба дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.

Согласно завещанию деда, София становится еще и княгиней Копыльской. После этих событий Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти лет. Ее опекуном становится родственник со стороны матери, жмудский староста Юрий Ходкевич.

Детство девочки прошло в его имениях в Берестье и Вильно. В этом время София, предоставленная самой себе, начинает увлекаться религией, Святыми книгами, долгими беседами со священниками. Ходкевичи задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского[142], сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла. Разумеется, София ничего не знала об этом решении.

Одновременно с приготовлениями к свадьбе тянулась тяжба между другими представителями родов Ходкевичей и Радзивиллов из-за имения Копысь под Оршей, на которое Радзивиллы наложили запрещение. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне. Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. Дело практически дошло до кровопролития, когда Радзивиллы осадили Ходкевичей в их доме в Вильно, где жила София. Но буквально за несколько часов до начала штурма девушка дала согласие на брак с Янушем Радзивиллом, тем самым предотвратив побоище, вдобавок, в спор вмешался король, склонив оба рода к миру и аннулированию всех взаимных претензий.

День бракосочетания назначили на воскресенье 1 / 14 октября 1600 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которой вручала свою судьбу юная София. Однако незадолго до венчания появилась еще одна проблема — опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с Несвижским князем католиком. Но Православие, вера предков — главное сокровище, оставшееся у княжны Софии от отцовского наследства, и она решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась на брак.

Князю Янушу пришлось обратиться к Римскому Папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено и бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось в назначенный срок: 1 / 14 октября 1600 года, по православному обряду, в одном из соборов Бреста. Обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В это время ей принадлежал город Слуцк, и княгиня встала на защиту народа и православных святынь «от униатского насилия».

С участия княгини Софии, Слуцк оставался твердыней Православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Под ее кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные храмы в дни их престольных праздников. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты православия. Вдобавок, Софья убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала

принуждать её подданных к унии.

«Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения... уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом...»

Кафедральный Свято-Духов Собор в Минске, ныне место упокоения мощей праведной Софии

Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов о пожертвованиях церквям.

На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам. К сожалению, Господь не дал супругам потомства. В 1604 и 1608 г. их дети Николай и Екатерина умерли младенцами. А 19 марта / 1апреля 1612 г., родив мертвого ребенка, скончалась и сама София. Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

Безвременная кончина супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Но и по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.

В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. В ее жизнеописании отмечалось: «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».

Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма Слуцкого Троицкого монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины. На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой. Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Почитание святой и ее мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды.

Существовала еще одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. В 30 — х годах прошлого столетия мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медицинского факультета БГУ. Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников они были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, но вскоре из-за угрозы вывоза в Германию стали храниться в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны нетленные мощи Святой Софии Слуцкой вновь вернулись в Свято-Духов Собор.

3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года её имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Составил А. Медельцов


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь