Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всенощное бдение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим



Суббота, Марта 31 2018
http: //eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6369-vsenoshchnoe-bdenie-v-kanun-prazdnika-vkhoda-gospodnya-v-ierusalim

31 марта 2018 года, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города-курорта Геленджика.

Архипастырю сослужили: благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Владимир Сазонов, протоиерей Александр Яблоков, протоиерей Владимир Цапков, протодиакон Евгений Габов и диакон Александр Лысенко.

За богослужением была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея.

После чтения Евангелия глава Новороссийской епархии совершил традиционное освящение вербных ветвей (ваий) и помазал молящихся освященным елеем.

По окончании богослужения епископ Феогност обратился к прихожанам собора со святительским словом.

Литургия.

И вот, наступает сам день праздника. Если ты в такой праздник желаешь спокойно помолиться, то лучше пойти на раннюю литургию. Однако это не всегда это возможно, тем более, что на поздней ожидается прибытие архиерея (хоть это под вопросом). Потому я в храм иду к поздней литургии. Вот, и храм. Несмотря на раннее время, вся улица уставлена машинами, часть которых принадлежит торговцам, продающим вербовые ветки. Вокруг храм стоит плотный круг из людей, принесших ветки для освящения, а потому, чтобы войти в храм, приходится искать проход через эту стену. В храме народу уже много, а к образу праздника стоит длинная очередь. В центре стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Служба уже началась. Проскомидия[149] заканчивается уже в середине чтения 3 часа. Открывается завеса, и диакон кадит весь храм. Вот, чтение часов завершается, и начинается чтение молитв ко святому причащению. Вскоре один из иподиаконов берет с архиерейского амвона и уносит дополнительные орлецы, приготовленные на случай совершения чина встречи. Значит, служба снова пройдет без чина встречи. Последняя служба с полным чином встречи и облачения совершалась в Неделю о мытаре и фарисее (чин встречи совершался и в день памяти святителя Феогноста, но облачался архиерей в алтаре). Так или иначе, но вскоре на амвон выходят иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом. Открываются Царские врата, и на амвон выходит правящий архиерей, в сопровождении о.Антония Новицкого (о.Евгений Кузнецов совершал проскомидию, а потому не имеет нужды в чтении входных молитв). Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят благословения Божия на совершение литургии (при этом они обязательно причащаются Святых Христовых Таин, перед которыми они, как и мы, должны читать последование ко святому причащения, притом, последование для священника даже больше, чем предназначенное для мирян). Наконец, священнослужители просят прощения у верующих, а архиерей благословляет народ на три стороны, и уходит в алтарь. Чтение молитв продолжается еще какое-то время. Наконец, в храме зажигается весь свет. Открываются Царские врата, пропуская в центр храма правящего архиерея, которого сопровождают о.Атоний Новицкий и о.Евгений Кузнецов, а также диаконы.. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) идет в алтарь к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом выстраиваются перед амвоном. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством! Этот день – первый воскресный день с начала Великого поста, когда служится

Архиерей во время литургии.

не литургия Святителя Василия Великого, но литургия Святителя Иоанна Златоуста, та самая, что служится большую часть года.

После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы.

Этот праздник отмечен особыми праздничными антифонами, подобно всем Господским праздникам (включая Пасху). Поется 1 Антифон, составленный из строк 114 псалма:

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего.

Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих: 2: Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 4: Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Этот антифон поет боковой хор, тем же распевом, каким оба хора когда-то пели все праздничные литургийные антифоны. Изначально казалось, что антифон будет, как в былые времена, петься попеременно обоими хорами, но этого не было. На сей раз умывальницу для умывания рук архиерея не выносили…. сам архиерей во время пения антифона сидит в приготовленном кресле, вставая лишь во время произнесения ектении. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор.

После этого следует второй антифон, составленный из строк 115 псалма, того самого, третьего из псалмов, начинающих последование ко Святому причащению, которое мы все с вами читаем, если желаем приобщиться Святых Таин:

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Спаси ны Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: аллилуиа.

Стих 2: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 4: Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. Спаси ны Сыне Божий:

Второй антифон поет верхний хор неким вычурным распевом. Затем боковой хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! »  Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона. Третий антифон подобен антифонам многих Господских праздников, включая Пасху: чтец возглашает особые стихи, а хоры по очереди поют тропарь праздника:

Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его. Тропарь: Общее воскресение:

Стих 2: Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакона с кадилом, протодиакона с Евангелием, а также прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[150] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: « Премудрость прОсти! Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам ». Устав службы таких праздников, как нынешний, велит сразу петь тропарь праздника, но при архиерейском богослужении, как и в обычные дни, духовенство начинает петь: « Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Возседый на жребя, поющия Ти. Аллилуиа. » При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Первый тропарь праздника поет верхний хор, а второй – боковой. Кондак праздника[151] поет духовенство в алтаре. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого (именно Трисвятое, в отличие от литургии Лазаревой субботы), как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

2Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

3Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

Читаемый отрывок начинается словами «радуйтесь». А вся глава преисполнена выражениями радости самого апостола, который доволен тем уровнем духовного развития, которая достигла его паства. Так что здесь не скажешь, что это просто приветствие, как можно подумать о некоторых других книгах Нового Завета, но пожелание того, что Духом Божиим дано самому апостолу, который, достигнув уже некоего уровня, сам стал сосудом Духа, переживая единение с Богом, как апостолы переживали Преображение Господне на Фаворе, когда они от охватившего их блаженства не хотели, чтобы видение заканчивалось. Поистине, это лучшее, что может пожелать человек человеку, ибо либо душа человека становится прибежищем Духа Божия, либо в нее вселяется иной дух, третьего же не дано... Так и апостол, сам, по его слову, благодушествуя в скорбях, пребывая в радости, ниспосылаемой ему Богом, желает, чтобы и его паства имела тот же дар. Однако для достижения этого уровня, которого желает апостол пастве (а значит, и нам), нужны многие труды, в которых может пройти вся жизнь и лишь к концу ее человек может приблизиться к тому, чего желает всем апостол: радости, доставляемой Духом Божиим, отличной от преходящей радости века сего, радости, которую неспособна поколебать никакая скорбь века сего, так что во всех бедах мир Божий и радость охватывает человека (хоть бы он, как праведный Иов, лишился всего и сам, в гное, сидел бы на куче мусора). Мы с вами стоим еще только в начале пути, тяжелого и страшного для нас, грешников, однако иного пути не дано... Помимо этого, апостол призывает отложить лишние заботы, то есть, выбросить из головы, всю земную суету, не беспокоиться о мелочах, но все упование возложить на Бога, знающего, чем и когда напитать человека. Речь не идет о том, чтобы сидеть и ждать, когда что Бог нам даст, ибо и сам апостол писал в другом месте: « А кто не работает, тот и не ешь …» (мало кто знает, что этот любимый лозунг советского времени взять из Священного Писания). Но трудясь, апостол советует не забивать голову мыслями о результатах этого труда, но верить Богу. заботящемуся о нем, внимание же свое переключить на спасение души своей, на стяжание Божественной Благодати, о плодах которой он здеь так красочно пишет…

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий держат у аналоя с иконой праздника. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт [152] нардового [153] чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев [154] и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́ к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов не делает акцента на встрече Христа. Здесь эта встреча как бы второстепенное событие. Сперва нам показывается ужин, на котором Мария – сестра воскрешенного Лазаря, возливает на ноги Христа миро. У Евангелистов имеется три похожих события, так что некоторые склонны считать их описанием одного и того же события. Однако в синаксаре Великой среды разъясняется, что речь идет о разных случаях: в одном случае – некая женщина Христу, находящемуся в доме некоего прокаженного, именем Симона, возливает на голову миро, в другом женщина, о которой говорится лишь то, что она была «грешница» (обычно ее называют блудницей, а иные и вовсе цитируют католическое предание, олицетворяющее эту женщину со святой Марией Магдалиной), помазывает ноги Христа миром, будучи в доме уже фарисея, именем Симон. И здесь дело происходит в другое время, притом, в доме сестер Марфы и Марии. И именно Иоанн Богослов разъясняет, что шум по поводу «траты мира», которое «можно было бы продать за большие деньги и деньги раздать нищим» поднимал никто иной, как Иуда, говоривший это не потому что заботился о нищих, но потому что крал пожертвования из ящика, который сам же носил. И после того, как в очередной раз большой куш прошел мимо его рук, он решил, что зря тратит время, ходя за Христом, а потому решил предать Учителя, полагая, что за это ему дадут какое-нибудь вознаграждение. Так, страсть к деньгам отдаляла его от Бога, пока не сделала предателем. Ведь человек заботится, в первую очередь, о том, что для него важнее всего, остальным же жертвуя. Потому и Иуда пожертвовал тем, что считал второстепенным – своим Учителем, за которым он ходил лишь для наживы за счет пожертвований. Такова любая страсть – если человек уступает ей, то неизбежно начинает служить ей, поворачиваясь спиной к Богу. Но да не будет этого с нами!.... Итак, сперва Евангелист рассказывает о помазании, которое совершила святая Мария, заметив, что к месту, где они ужинали, собралось много народа, который пришел даже не столько ради Христа, но чтобы посмотреть на Лазаря, которого Он воскресил. Это вызвало ярость иудейских вождей, решивших убить и Лазаря. Вслед за этим описывается и вход Господень во Иерусалим. Здесь минимум деталей – лишь указывается то, что именно воскрешение Лазаря привело к тому, что народ встретил Его с таким восторгом. К ярости книжников и фарисеев, все кричали, исповедуя Его Христом (что заставило их проклинать этот народ, которому они так старались понравиться, демонстрируя свое благочестие). А Господь знает, что за этим последует и прямо говорит об этом, хоть ученики это не понимают, осознав, что Он говорит правду, лишь когда через несколько дней ночью придет вооруженная толпа, чтобы взять их Учителя. Иудейская верхушка, озлобленная тем, что Господь обличал их, обеспокоенная тем, что Он вел за собой все больше народа, уже приговорила Его к смерти и Господь это знал. Он мог бы легко разбить их козни в прах, как делал это не раз, будучи всемогущим, но Он пришел как раз для того, чтобы пострадать и принять смерть за род человеческий, дабы даровать человеку спасение. На этом и делает акцент Иоанн Богослов, который потому не приводит того, как Господь плачет, видя ликующий народ (как это делает Евангелист Лука), на поверку нестойкий в своем исповедовании Его Христом (совсем скоро этот же народ будет требовать его смерти). Также Евангелист не описывает того, как Господь, уже второй раз в своей жизни, изгоняет со двора Иерусалимского храма торговцев, превративших двор, где молился народ, в базарную площадь (ведь там продавали все для совершения жертвоприношений, включая жертвенных животных, а все это вкупе создавало невообразимый шум и гам, несовместимый с Домом Божиим), вызвав ярость первосвященников, которые начали спрашивать – по какому праву Он это делает. Для разъяснения цели входа Христа во Святой град это не обязательно. Потому именно этот отрывок и читается на литургии праздника, ведь нам напоминается, что Господь претерпел для того, чтобы и нам даровать очищение от грехов и вход в Царство Небесное. Приняв дар этот, мы бы проявили уважение к этому подвигу…. Как бы хотелось последовать этому пути, не сходя с него… Господи, на Тя уповах, спаси мя!

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». После этого он начинает проповедь (собственно, в книгах указывается, что проповедь должна произноситься именно в этот момент, да некогда так и было, просто для священника удобней произнести ее после окончания службы, так как это не прерывает течение службы, как это было бы после Евангелия). Сегодня мы празднуем Вход Господень во Иерусалим. В читаемом сегодня Евангелии описывается, как перед этим Господь был в Вифании у сестер Марфы и Марии, где присутствовал их брат Лазарь, воскрешенный Христом. Марфа готовила ужин, а также прислуживала гостям, а Мария, взял сосуд с нардовым миром, возлила его на ноги Христа, отерши волосами. Нардовое миро было очень дорогим благовонным средством. Потому Евангелист Иоанн Богослов описывает, что один из учеников – Иуда Искариот – ропщет, дескать, зачем такая трата мира, можно было бы его продать более чем за 300 динариев и раздать деньги нищим. При этом Евангелист замечает, что он говорил это не потому что заботился о нищих, но потому что он был вором – он носил ящик для пожертвований на нужды общины, из которого крал часть брошенных туда денег. Он уже замыслил предательство своего Учителя. Он уже понял, что это не тот политический деятель, которого иудеи привыкли понимать под Мессией, не тот, который бы воцарился в Израиле, дав бы ученикам своим, в том числе, Иуде, теплые начальственные места и высокопоставленные должности. Потому он желает предать своего Учителя иудеям, рассчитывая иметь хоть какую-то выгоду от близости ко Христу. Господь же отвечает на его ропот, призывая не смущать женщину, ибо она этим действитем приготовила Его к погребению. Господь ясно представляет себе, что идет на смерть. При этом Евангелист замечает, что к месту, где Он ужинал, пришло много народа, который знал, что Господь сотворил чудо, воскресив умершего, который уже разлагался, а потому во множестве пришел, желая увидеть и Христа, да и Лазаря. Наследующий же день Господь находит осленка, ученики постилают на него свои одежды, и Он въезжает на нем в Иерусалим. Заметно, что Он входит не на белом коне, как это делали цари и полководцы, а на молодом осленке. И народ встречает Его ликованием. Все слышали о том, что Господь сотворил чудо, а потому преисполнены восторгом по поводу совершившегося чуда. Все ожидают, что сейчас сбудутся их мечты, ибо приход Мессии они считали событием политическим, когда Христос воцарится над Израилем и под Его началом Израиль возвратит себе независимость политическую. Но Господь пришел не для этого. Он пришел спасти людей от греха. И видя ликующий народ, Он не радуетсмя этому, не придает значению восторгу толпы, поскольку знает цену этому ликованию. Он знает, что толпа, которая сейчас кричит: «Осанна Сыну Давидову! », всего через несколько дней будет кричать «Распни, распни Его…», при этом еще и с клятвой, говоря: «кровь Его на нас и на детях наших….». Он знает переменчивость общественного мнения, переменчивость вкусов толпы, а потому не придает этому значения. Он знает, что идет не ради почитания народа, а ради страданий за падший человеческий род. С завтрашнего дня мы вступаем в Страстную седмицу, когда мы будем вспоминать Крестный путь Христов, вспоминать Его страдания, сопереживать им, чему, в особенности, посвящена служба Великой пятницы. А за этими днями следует Светлое Христово Воскресение. Точно так же мы, сораспинаясь Христу в этой жизни, в будущем будем с Ним царствовать. Разумеется, это будет не так, как мыслили ученики Христа, подобно тому, как апостолы Иаков и Иоанн приходят и просят сделать для них то, что они просят, а на вопрос Христа «что вы хотите…? », отвечают, что желают сесть по правую и по левую сторону от Него, желая занять высшие должности в будущем правительстве, которое, как они считали, Он создаст. Только что Господь говорил им о том, что Он будет предан в руки иудеев, и Его подвергнут страданиям, пыткам, избиениям и в конце концов, распнут. Но они не понимают этих слов, для них они остались прикровенны. Они оказались неспособны понять этих слов Христа. Господь, разумеется, хотел бы их и посакдить по правую и по левую сторону, однако не может возвысит, а даже и просто спасти человека без его желания, а потому лишь при желании и усердии самого человека Бог может возвысит его до такой близости к престолу Своему. Но да даст нам Господь истинно царствовать в месте селения Славы Его, царствовать с Ним…. Аминь.

После этого служба продолжается. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. Как и всегда, в ответ на призыв о молитве о правящем архиерее «Господи помилуй» пели, сначала – духовенство, а потом – оба хора. К ектении была присоединена молитва о ниспослании помощи Божией в построении храмов (упоминались строящиеся соборы в честь апостола Андрея Первозванного в Геленджике и святителя и чудотворца Николая – в Новороссийске). После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… На этой литургии освящается Агнец для причащения народа и духовенства на этой литургии, а также на трех последних Литургиях Преждеосвященных Даров, которые будут совершаться на Страстной седмице в понедельник, вторник и среду. После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет уже упоминаемый выше задостойник праздника. Обязательной для архиерейского богослужения выклички не ожидалось. Как и обычно, правящий архиерей сразу возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Однако совершенно неожиданно на амвон выходит протодиакон, призывая верующих к молитве о правящем архиерее, «приносящем Святые Дары сия Господеви Богу нашему» (при этом он уходит в алтарь, показывая орарем на престол, где стоят сосуды с уже освященными Дарами), а затем и обо всех верных Божиих, начиная о священноначалия и заканчивая всеми предстоящими и молящимися и «иже и кийждо (каждый) в помышлении имать и о всех и за вся». Во весь голос произнеся последние слова, снова уходит в алтарь. После этого служба шла уже, как всегда. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) хор пел строки из 8 псалма….

Причастников в этот день оказалось очень много, так что причащение шло на три чаши (причащал народ также служивший раннюю литургию, а во время поздней – проводивший исповедь, о.Димитрий Осипов). При этом совершение литургии возобновилось сразу после того, как завершилось причащение народа в центре храма, хоть в южной части храма причащение шло еще минут пять. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Единственная ектения также посвящена благодарению Богу за возможность причащения Святых Таин. После этого священник у амвона прочитывает молитву, в которой просит помощи Божией всем молящимся в храме, дабы Господь сохранил их во всяком добре и после того, как они выйдут из храма в мир с его злом. Славления в конце службы не совершалось, но сразу архиерей произнес отпуст, и под пение многолетия ушел в алтарь…. Вышедший о.Евгений Кузнецов сообщил всем расписание служб на Страстную седмицу, особо заметив, что на Великую субботу в этом году приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь