Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.



34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Некоторым это действие кажется бессмысленным, ведь время плодов еще не пришло, а потому проклинать дерево из-за их отсутствия кажется бессмысленным. Однако отмечается, что на нем не было не только плодов, но даже завязи, а лишь одни листья. Потому Господь проклинает дерево, так что оно засыхает. Господь проявляет свое Божественно могущество, а ученикам дает наставление о вере. Их вера слаба, потому Господь говорит им это, уча не простой вере в существование Бога, в которой нет ничего хитрого, но доверию Богу, подобному тому, как дитя доверяет матери или отцу, не допуская мысли, что те могут замышлять зло (впрочем, у детей бывает и такое, но это скорей отклонение от нормы, чем норма). Такая вера – действительно является редкостью. Апостолы обрели такую веру лишь по Сошествии на них Духа Божия. Мы тоже должны понимать, что сами мы слабы, но лишь с помощью Божией можем обрести такую веру. Путь же к этому лежит через труд над собой. Конечно, на практике мы не всегда получаем просимое, но это происходит из-за того, что мы не всегда понимаем, чего просим. Часто исполнение наших желаний обернулось бы для нас большим злом, хоть для человека, не могущего видеть будущее, это не очевидно. Но Бог видит все, а потому ограждает нас от зла. Понимание того, что Бог не дает нам то, что для нас вредно – тоже дело веры и тоже полезно... Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – душа, не приносящая доброго плода, но порождающая одни лишь греховные мысли и дела, не стяжавшая в себе Царства Божия уже на земле, не войдет в него и в будущей жизни. Бог изымает человека из этой жизни, когда видит, что лучше, чем есть, человеку уже не бывать, а будет только хуже. Поэтому, Писание призывает нас с вами, пока есть возможность, возделывать поле своей души, дабы она не порождала одно зло, но метаемое в нее семя Слова Божия прорастала в ней, принося плоды, преображая эту душу и делая ее достойной Царства Божия. В одном из толкований этой смоковнице уподобляются иудеи, не принявшие Христа, а также их вожди, не являвшие подлинной духовной жизни, а лишь одни внешние дела, исполнение внешних обрядов. И потому здесь приведен и разговор Христа с фарисеями. Они придираются, дескать, по какому праву Он делает все свои дела (совершает чудеса, а главное – по какому праву Он берет на себя дерзновение изгонять из храма торгующих, да еще укорять иудейское священство, превратившее Дом Божий в вертеп разбойников). Но Господь задает вопрос об Иоанне Крестителе и… выясняется, что они не могут ответить. Они привыкли лицемерить, носить маски благочестия, притворяться пред народом. Поэтому они боятся сказать то, что они не признают Иоанна пророком, а поэтому просто говорят «не знаем». Так мнение людей о них сделалось для них важнейшей ценностью. Похвалы услаждают горделивую душу. Эта гордость расцвела в них пышным цветом. А если похвалы людей становятся для человека важнейшей ценностью, и они занимают все его мысли, то он превращается в актера, играющего роль, надевая маски, дабы понравиться публике. И здесь Господь обнажает их лицемерие. Солгать пред народом, значит, оказаться в глупом положении, ведь Христос знал, что они не признавали Иоанна, а сказать правду – значит восстановить против себя народ. А потому они просто промолчали. Отвечать им на вопрос их было бессмысленно, а потому и Господь не сказал им, а лишь обличив их, сказав притчу о злых виноградарях. Народ иудейский уподобляли винограднику еще пророки (слова, которые произносит архиерей на литургии: «Призри с небесе Боже и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя! » - тоже оттуда). «Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего. У Возлюбленного Моего был виноградник, он насадил его, выкопал точило, построил башню и удалился…» - Читаем мы у пророка Исаии… Но далее речь идет несколько о другом: «Я рассчитывал, что виноградник Мой принесет мне добрые плоды, а он принес мне дикие ягоды….». Но здесь Господь обличает виноградарей, поставленных над сим виноградом. Под виноградарями Он разумеет вождей иудейских, а под слугами хозяина дома - пророков, которых Бог посылал для вразумления своего народа, дабы он приносил плоды Богу, а не удерживал их себе. А здесь именно так и происходило – фарисейская группировка мнимых праведников заботилась, преимущественно о собственном возвеличивании, так что плоды она забирала себя. Закон они исполняли формально, внешне, не заботясь о внутреннем содержании души, даже не заглядывая туда, а соответственно, тот же принцип духовной жизни проповедовали и другим, в то же время, они любили ощущать почитание народа, заботясь о нем. И в конце Бог посылает Сына Своего, но те не желают делиться плодами, подчас сознавая, что делают, распинают Христа на Кресте. Это Господь предрекает, предупреждая о том, что такая жизнь кончится тем, что виноградник Божий будет передан другим делателям, которые будут давать плоды Богу. Этими делателями и стали апостолы и их преемники – епископы и священники. Но приносит ли каждый плоды Богу, добрые ли плоды приносит или «дикие ягоды» - горькие и малосъедобные? О новых делателях вряд ли стоит мне писать – об этом на епархиальных собраниях епископы и без меня много говорят, увещевая священников приводить людей к Богу, а не к себе, не устраивать в Церкви секты. Для нас с вами важнее – приносим ли плоды мы сами, мы, нареченные в притче виноградом. « 2Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. » - Так говорит Господь апостолам в дни перед страданиями Своими. Это касается и нас. Виноград поливается и подкармливается и одним из средств питания нашего винограда является Слово Божие. Но услышав слово веры, стремится ли человек приносить плод, либо приносит одну массу листьев, заботясь лишь о земном, игнорируя небесное. Без единениея с Богом спастись человек не может, ибо если в нем не живет Дух Божий, то поселяется в нем иной дух, имеющий совсем иные цели….

Вместо канона на утрене читается так называемый трипеснец, включающий в себя, вместо, девяти, лишь три песни. Посвящен он исключительно Крестному пути Христа. После его окончанию поется светилен, также удивительный по красоте и глубине смысла, заставляющий задуматься о собственной душе: Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Далее утреня не отличается от обычной великопостной. Лишь после хвалитных псалмов в службу включаются стихиры, подобно тому, как бывает, когда на будние дни поста выпадают полиелейные праздники и подобно тому, как бывает при завершении всенощного бдения на праздник Благовещения в таких случаях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь