Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часы, изобразительны и Литургия Преждеосвященных Даров.
Паремия на 6 часе. Книга пророка Иезекииля (Главы 1 и 2): Внегда идяху [животная], идяху [и колеса], и внегда стояти им, стояху [и колеса с ними]: и егда воздвизахуся от земли, воздвизахуся с ними [и колеса], яко дух жизни бяше в колесех. И подобие над главою животных яко твердь, яко видение кристалла, простертое над крилами их свыше. И под твердию крила их простерта, паряще друг ко другу, комуждо два спряжена, прикрывающе телеса их. И слышах глас крил их, внегда паряху, яко глас вод многих, яко глас Бога Саддаи: и внегда ходити им, глас слова яко глас полка: и внегда стояти им, почиваху крила их. И се глас превыше тверди сущия над главою их, внегда стояти им, низпускахуся крила их. И над твердию, яже над главою их, яко видение камене сапфира, подобие престола на нем, и на подобии престола подобие якоже вид человечь сверху. И видех яко видение илектра, яко видение огня внутрь его окрест от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу видех видение огня, и свет его окрест. Яко видение дуги, егда есть на облацех в день дождя, тако стояние света окрест. Сие видение подобие славы Господни. Русский текст: 1И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. 2В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима), 3было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. 4И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, 5а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; 6и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; 7а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). 8И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; 9и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. 10Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. 11И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. 12И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. 13И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. 14И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. 15И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. 16Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. 17Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. 18А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. 19И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. 20Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. 21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. 22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. 23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. 24 И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. 25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. 26 А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. 27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. 28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Глава 2. 1 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. 2И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. 3И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. 4И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: " так говорит Господь Бог! " 5Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. 6А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов[190]; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; 7и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. 8Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. 9И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. 10И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе". И продолжение чтения книги пророка Иезекииля. Здесь Бог является пророку в виде человека, что считается прообразом воплощения Сына Божия…. Литургия Преждеосвященных Даров также была совершена, как и обычно. Единственным оличием этой службы являлось чтение Евангелия, которое должно читаться на Страстной седмице на всех службах… Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Исхода (Глава 2): Сниде дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ея прохождаху при реце: и видевши ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и. Отверзши же, видит отроча плачущееся в ковчежце, и пощаде е дщерь фараоня, и рече: от детей еврейских сие. И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли призову ти жену кормилицу от еврей, и воздоит ти отроча? И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, призва матерь отрочате. Рече же к ней дщерь фараонова: соблюди ми отроча сие, и воздой ми е: аз же дам ти мзду. Взя же отроча жена, и дояше е. Возмужавшу же отрочати, введе е ко дщери фараонове, и бысть ей в сына: и нарече имя ему Моисей, глаголющи: от воды взях его. Русский текст: 1Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. 2Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. 5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. 7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. 10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его. 11Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. 12Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. 13И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? 14А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. 15И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской[191], и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя. 16У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. 17И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их. 18И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня? 19Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]. 20Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. 21Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. 22Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.] 23Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. 24И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. 25И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог. История появления на свет будущего пророка Моисея. Собственная мать, боясь египтян, бросила родившегося сына, однако его нашла дочь фараона. Формально она его усыновила, но фактически его воспитала собственная мать, что объясняет его дальнейшее поведение – ведь он, даже считаясь опекуном дочери фараона, осознавал себя частью еврейского народа, а также чтил Истинного Бога, а не богов египетских…. Паремия 2. Книга Иова (Глава 1): Бысть яко день сей, сынове Иовлевы и дщери его пияху вино в дому брата своего старейшаго. И се вестник прииде ко Иову, и рече ему: супруги волов оряху, и ослицы пасяхуся близ их: И пришедше пленители плениша их, и отроки избиша мечем, и спасохся аз един, и приидох возвестити тебе. Еще сему глаголющу, прииде ин вестник, и рече ко Иову: огнь спаде с небесе, и пожже овцы, и пастыри пояде подобне: спасохся же аз един, и приидох возвестити тебе. Еще сему глаголющу, прииде ин вестник, и рече ко Иову: конницы сотвориша начальства три, и окружиша вельблюды, и плениша их, и отроки избиша мечми: спасохся же аз един, и приидох возвестити тебе. Еще сему глаголющу, ин вестник прииде, глаголя Иову: сыном твоим, и дщерем твоим ядущим и пиющим у брата своего старейшаго, внезапу ветр велик найде от пустыни, и коснеся четырем углом храмины, и паде храмина на дети твоя, и скончашася: спасохся же аз един, и приидох возвестити тебе. Тако [услышав] Иов, востав растерза ризы своя, и остриже власы главы своея, [и посыпа перстию главу свою, ] и пад на землю, поклонися [Господеви], И рече: сам наг изыдох от чрева матере моея, наг и отыду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно [во веки]. Во всех сих приключившихся ему ничтоже согреши Иов пред Господем [ниже устнама своима], и не даде безумия Богу. Русский текст: 1Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2И родились у него семь сыновей и три дочери. 3Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. 4Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. 5Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни. 6И был день, когда пришли Ангелы Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. 7И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? 12И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. 13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. 14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит: 15волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; 19и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. 20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился 21и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось; ] да будет имя Господне благословенно! 22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге. Первые бедствия, попускаемые Иову. Поистине, желающий постичь духовную причину скорбей, может открыть книгу Иова и почитать ее. Бог никогда не наказывает и не делает человеку зла, однако он попускает демонам нападать на человека. А причина этого в том, что среди людей нет никого, кто бы не согрешал пред Богом. « Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром ….» - пишет апостол Павел. Таким образом, попускаемые человеку скорби являются средством отвращения его от зла, в которое он впал, согрешая и исполняя волю обольстившего его диавола, либо также средством отвратить его от бедствий, в котрые он мог бы впасть, если бы жизнь его шла благополучно и все его планы сбывались. Если же не будет скорбей, выпадающих на долю человека, то трудно представить себе развращение, в которое может впасть человек. А скорби вынуждают человека возвести очи свои на небо и вспомнить о Боге, ибо во все другие дни он обычно все внимание свое обращает на свои земные дела…. И так же, как и в понедельник, после пения «Да исправится молитва моя….», читается Евангелие (от Матфея): 1И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. 2Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. 3Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 4Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: " я Христос", и многих прельстят. 6Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8всё же это - начало болезней. 9Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13претерпевший же до конца спасется. 14И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. 15Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - 16тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20Моли́ тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. 23Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. 24Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 25Вот, Я наперед сказал вам. 26Итак, если скажут вам: " вот, Он в пустыне", - не выходи́ те; " вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; 27ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28ибо, где будет труп, там соберутся орлы. 29И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. 32От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. 34Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37но, ка́ к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка́ к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; 40тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 45 Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - 50то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Глава 25. 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов [192], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́ л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́ л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в му́ ку вечную, а праведники в жизнь вечную. Глава 26. 1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. 6Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? 9Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. 10Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. 14Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16и с того времени он искал удобного случая предать Его. Поведав ученикам будущие судьбы мира, Господь более подробно говорит о Суде своем. Сказав о том, что кончина мира и Суд Божий явится внезапно, Господь для разъяснения говорит притчами. Образ человека, который раздает слугам хлеб, дан, по большей части, ученикам и сегодня, скорей, касается священников, раздающим людям Хлеб Слова Божия и преподающим Таинства, но может относиться ко всякому человеку, ибо дела его будут взвешены – творил ли он их с благоговением, либо угождал, в первую очередь, себе. А так как и смерть человека и сей последний суд придут внезапно, то нельзя всю жизнь проводить в беспечности, а в последний момент – собраться и подготовиться, ибо велик шанс, что час смертный придет и застанет человека в его зле, которое он все обещал искоренить, но так и не искоренил. Притча о десяти девах описывает это более наглядно. Под маслом, которым запасаются девы, понимается духовный груз человека, добрые дела. Впрочем, важны даже не сами дела – они лишь средства, помогающие душе человека стать ближе к Богу, творящему только добро, но душа, преображенная и готовая к единению с Богом. Добрые дела умягчают ожесточенное сердце человека и возгревают в нем любовь, которая, разгоревшись, будет двигать человека к новым делам, так что он будет истощать себя. Все же, что делает человек, делает во имя Господа своего, так что он сам весь непрестанно горит, как светильник, пред Богом. Правда же состоит в том, что без помощи Божией человек неспособен ни на что доброе, так что и то, что он считает добром – отравлено злом, а потому нечисто пред Богом. Но сам Господь восполняет немощь человека и сам способен восполнить недостаток масла в запасе человека. Но для этого есть земная жизнь. Однако если человек всю жизнь свою провел в своих суетных делах, словно бы спал, а опомнился на смертном одре, то может быть поздно. Иному, как Евангельскому разбойнику, дается покаяние и на смертном одре, а иной может не получить и это, а за гробом нет уже покаяния и тогда человек рискует оказаться за дверями. И снова Господь завершает притчу призывом бодрстовать, дабы конец не застал нас спящими духовно…. После этого Господь говорит и еще одну притчу – о талантах. Обычно под талантами принято понимать способности человека, так что в русском языке слово «талант» стало означать именно способности. В какой-то мере это действителоьно так – если эти способности употребляются во зло, то он ответит сполна и наоборот. Но важнее другое – человеку вручается дар веры, само Евангелие, он вводится в Церковь, где питается от Таинств. И это – самый великий дар, который предоставляет Бог человеку. И здесь все зависит от него – сокроет ли он веру эту в глубинах сердца своего, спрячет в сундук, чтобы никому не показывать, а прибегать и самому к этому сокровищу лишь в крайнем случае. Чаще всего так и бывает – человек узнает о существовании Бога, но Бог для него значит не больше, чем вопрос о том, есть ли жизнь на Марсе или нет, продолжая жить своей жизнью. Иной же употребляет этот дар в дело, тратя его и приобретая на них другие дары. Это, как зерно. Зерно в одном мешке лежит в амбаре и плесневеет, поедается жучками, а другое высаживается в землю и приносит плод. Так и здесь. Дар Божий человек выращивает в себя, возделывая поле своей души, искореняя сорняки греховных страстей и собирая плоды добродетелей, преображая свою душу, делая ее близкой к Богу. Дело даже не в том, что Бог спросит – сколько у тебя любви, сколько веры и т.д. Вера и любовь всегда проявляется в делах, а дела Бог видит, как их ни прячь. Последнее, что говорит Господь на эту тему – прямое описание того, как будет проходить Суд. Здесь Господь употребляет меткое сравнение: люди сравниваются с овцами и козами. Овца – существо смирное, с ней всегда сравнивают человека кроткого и покорного, в то время как коза – животное строптивое и своенравное, притом, источающее сильный неприятный запах. Отсюда и сравнение праведных и грешных с этими животными. Одни старались жить по заповедям Божиим, а другие – презирали их, предпочитая жить по своим законам. И здесь Господь дает один из главных критериев спасения – дела любви. Душа, стяжавшая любовь, становится подобна Богу, всегда благотворящему людям, а к этому уподоблению Христос призывает постоянно. Потому любящий будет истощать себя ради ближних, а не имеющий этой любви, далек и от Бога... При этом интересно то, что праведники удивляются, когда Господь ублажает их. Так относится к своим делам душа, обладающая подлинным духовным зрением. Она знает, что ни одно его дело не имеет ценности пред Богом, так как отравлено злом. Бог, видя их усердие в движении к Нему, очищает их, а в свете озаряющей их Благодати грехи их ясно видны. Потому все великие подвижники видели себя великими грешниками, которые ничего не сделали доброго. Потому и удивление праведников тому, что, как выясняется, они угодили Богу и удостоились Царства Небесного, абсолютно логично. Те же, что поставлены по левую сторону, искренне уверены в том, что они правильно жили и угодны Богу, а тут вдруг выясняется, что в очах Божиих они не сделали НИЧЕГО. Дело не только в делах милосердия, а в добрых делах, вообще, как и о духовном самосознании человека. Человек, видящий свои грехи, может каяться в них и очищаться, тогда как мнящий себя правильным, сделавшим уже все для спасения, находится в величайшем ослеплении. Итак, нам предложены в иносказаниях слова о том, как мы все будем судимы. Эти наставления призваны заставить нас задуматься о нашей жизни и пока не поздно – что-то изменить…. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы