Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преподобный Исаакий, игумен Далматский
Дни памяти: 22 марта / 4 апреля, 30 мая / 12 июня (прп. Исаакия), 3 / 16 августа (прп. Исаакия, Далмата и Фавста)
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию[197] и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: " Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе! ". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: " Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения. Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой император Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 / 16 августа. Преподобный Далмат служил в войске святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) и пользовался его уважением. Оставив мир, преподобный Далмат между 381-383 годами, вместе с сыном Фавстом, ушел в обитель преподобного Исаакия, близ Константинополя. Преподобный Далмат явился ревностным поборником Православной веры на III Вселенском Соборе в Эфесе[198] (431), осудившем ересь Нестория[199]. После Собора святые отцы возвели преподобного Далмата в сан архимандрита Далматской обители, в которой он и скончался девяностолетним старцем (после 446 года). ), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта / 4 апреля. Этот день (12 июня или 30 мая по юлианскому календарю) известен, как день рождения Петра I, поэтому в Санкт-Петербурге, построенном им, в память об этом событии был заложен храм, а позже и собор, крупнейший в России, наряду с храмом Христа Спасителя и один из крупнейших православных храмов в мире, посвященный преподобному Исаакию Далматскому. События дня. Утреня. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Антоний Новицкий. Служба совершалась так же, как и во все эти дни. Кафизма была прочитана только одна, а после чтения седальных было прочитано Евангелие (от Иоанна): 1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́ к было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? 35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. 42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. 44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. 45 И видящий Меня видит Пославшего Меня. 46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. 49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. 50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. Народ с восторгом встречает Христа, но, как и те люди, что поев хлеба, пожелали провозгласить Его царем, они оказались глухи к Его словам и не верят Ему, придираясь к словам. Христа они представляли себе по-другому – как правителя, который придет, и воцарится над Израилем, и будет править во веки вечные, а все прочие народы будут рабами и слугами Израиля. Но реальный Христос говорит о грехе, о духовной жизни, о спасении души, притом, уклоняется от рассуждений о политике. Слова об отвержении греха вызывают в них дискомфорт. Вдобавок, политические деятели, добиваясь возвышения, льстят толпе, дабы получить ее поддержку. Этого втайне желают и мечтающие об идеальном царе люди. да и их вожди, желающие получить высокие и теплые места при этом царе. А Господь никому не льстит, но говорит правду, даже самую горькую и неудобную для ушей тех, кому Он это говорит. А это уязвляет их гордость, и гордые умы, вместо покаяния, впадают в злобу и ярость.Такова гордость, ослепляющая духовные очи человека, мешая ему видеть себя таким, как он есть… Господь же снова говорит о своих будущих страданиях, сравнивая Себя с зерном, которое, оставаясь лежать в емкости, в которую собрано, пребывает одно, но будучи брошено в землю, приносит много семян, а собранные зерна, частью будут пущены на производство муки и хлеба, а часть – на новые посадки. Также и Господь, приняв смерть во имя спасения человека, вознесется на небо, а вместо Него на землю придет Дух Божий, который привлечет к Себе многих…. И тут же Он повторяет слова о том, что желающий спасти свою жизнь – погубит свою душу, прибавляя к этому, что считающий себя рабом Божиим, следует за своим Господином. Впоследствии апостолы почти все примут мученическую кончину, в прямом смысле последовав за Христом. Но сейчас они не столь сильны и когда их Учителя схватят иудеи – разбегутся и даже начнут сомневаться в том, что Он действительно Христос, в чем еще вчера, казалось бы, были уверены…. После хвалитных псалмов стихиры, положенные для пения во все дни Страстной седмицы, не были опущены, правда, не пелись, а читались. В конце службы о.Антоний сказал о том, что завтра в последний раз в посту будет прочитана молитва преподобного Ефрема Сирина, призвав всех задуматься о том, чего мы в ней просим, а задумавшись, исправлять свою духовную жизнь, адбы чистым сердцем встретить Светлое Христово Воскресение. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы