Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Каменского муниципального районаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Каменского муниципального района Воронежской области УтвержденоУтверждаю: На заседании педагогического совета Директор МОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № 1 от …………………В.А.Терских «08» сентября 2011г. Приказ № ………………..от «08» сентября 2011г. . Согласовано: Председатель профсоюзного комитета ……………О.С.Гребенникова Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Кукольный театр» Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Новикова А.П.
Возраст детей: от 7 до 17 лет Срок реализации программы: 3 года П. Каменка Г. I. Пояснительная записка Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми. Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр. Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты. Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает. Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра. Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им. Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя. Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли. В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека. Программа «Кукольный театр» по форме является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей (при разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Трифоновой, Л.Иванцовой, О.Коржовой, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного). Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Основная - театрализованная - деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала. Реализация программы рассчитана на 3 года. По форме организации и содержанию педагогической деятельности данная программа является модульной и состоит из трёх модулей: 1. Подготовительный 2. Базовый 3. Углублённый. Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении. Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д. Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя. Основные цель программы «Кукольный театр» - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Данная цель реализуется через решение следующих задач : · реализация творческого потенциала личности воспитанников · систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей · знакомство с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра) · развитие художественного и ассоциативного мышления · обогащение эмоционально-образной сферы · формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира · формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни · развитие коммуникативной культуры детей · формирование у детей представления об искусстве, как высшей форме общения; · формирование отношения к спектаклю, как к произведению искусства, способному изменить мир; · формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству; показать лучшие традиции русского народа, помочь воспитанникам глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра. · создание условий для проявления творческой активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины. В основу программы положен принцип историзма, сочетающийся с постоянным обращением к практике современного театра, что обусловлено художественно-воспитательными задачами и самой спецификой театрального искусства. Принцип историзма оберегает от случайного и чисто вкусового отбора материала, помогает педагогу и воспитанникам ориентироваться в безбрежном мире искусства, в потоке поступающей к ним разнообразной информации. В программу включен исторический материал, позволяющий отчетливо выявить связь театрального искусства с определенной эпохой и общественным движением. К числу стержневых принципов обучения относится и принцип систематичности. В связи с анализом практики современного кукольного театра и театра вообще в программе рассматривается его общественно-воспитательная роль в различные эпохи, а также виды и жанры драматургии кукольного театра в их развитии и обогащении; театр как синтетическое искусство: жизненный материал – пьеса –спектакль, драматург – актер – режиссер, их творческое содружество и особенности творческого труда каждого; спектакль как целостное произведение искусства; театр и зритель. Программа методически ориентирована на принцип последовательности – это помогает школьникам наглядно и конкретно представить исторические факты и явления (чтение и обсуждение глав книг и т.д.) и принцип коллективности: развитие навыков восприятия и анализа спектакля, просмотр и обсуждение пьес и фильмов по произведениям устного народного творчества, а также классиков детской литературы; беседы с использованием грамзаписей; сопоставление разных спектаклей по одному и тому же произведению и т. д. Принцип доступности предполагает опыт "актерской" работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, былина, лирическое стихотворение и т. д.) и действенный анализ текста, импровизацию, этюды, чтение в лицах и т. п. Программа рассчитана на 3 года обучения (1 год обучения – 108 учебных часов; 2 год обучения – 108 учебных часов, 18 факультативных занятий и 54 индивидуально-групповых занятий; 3 год обучения – 108 учебных часов, 108 индивидуально-групповых занятий). Количество воспитанников в группах: 1 год обучения – 15 человек; 2 год обучения – 12 человек; 3 год обучения – 10 человек. Периодичнось занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю (1час+2 часа); 2 год обучения – 3 раза в неделю (1 час+2 часа+2 часа); 3 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа+2 часа+2 часа). Количество детей в группах: 15 человек. При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально-групповые занятия. Группы детей комплектуются с учетом возраста, интересов, умений и навыков, что выявляется в ходе собеседования. Набор в группы 1 года обучения – свободный. Основанием перевода ребенка на 2й, 3й год обучения является усвоение программы 1го или 2го года обучения, желание продолжать занятия в объединении, хорошая посещаемость. Воспитанники 1-го года обучения должны знать: · сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения · историю возникновения детского театра; владеть теоретическим материалом о драматургии, об известных актерах-кукольниках · сведения об античном театре · что представлял собой русский национальный театр в первой половине XIX века, как он развивался и что представляет собой сейчас. · объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах. · что такое техника речи · какие понятия она в себя включает · что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д. · привести примеры упражнений по развитию динамического диапазона, дыхательной разминке · чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи · что такое дикция - что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок - что такое этюд, виды сценических этюдов Воспитанники должны уметь: - объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение - выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему -выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды -выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения Воспитанники 2-го года обучения должны знать: - основные амплуа актеров, информацию о возникновении подвидов сценической маски - иметь представление о русском фольклоре, о городском зрелищном фольклоре, его видах, формах; -на примере одного из мероприятий рассказать о том, как такие праздничные гуляния проходят в нашем поселке и т.д. - информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра Дети должны уметь: - грамотно выполнять упражнения артикуляционные упражнения, освобождать тело от мышечных зажимов и блокад -владеть навыком работы над речевой моторикой - вносить индивидуальную корректировку в исполнение от рывка - работать над тембровой подвижностью голоса - уметь использовать максимальный тоновый объем речевого голоса -грамотно выполнять этюды на заданную тему -владеть навыком сценической импровизации -достигать максимальной сценической выразительности - грамотно объяснять понятия: чувство баланса, чувство координации, чувство скорости, чувство инерции, чувство напряжения и т.д. - осуществлять взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.). -применять полученные знания в создании характера -использовать характерность - находить средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразитель ности. Воспитанники 3-го года обучения должны знать: - значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля -сведения о значении театрального искусства в жизни человека - иметь представления об искусстве, как высшей форме общения -сведения о национальной специфике театральной культуры -сведения о новинках театральной жизни в воронежских театрах - значение понятий: ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений, пластическая гибкость, подвижность, гибкость - значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля Воспитанники должны уметь : -владеть своим телом, создавать пластические образы - выполнять специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц - развивать пластическую выразительность -создавать индивидуальные и коллективные пластические композиции. - выполнять речевые этюды – тренинги -владеть голосовым диапазоном -грамотно выполнять упражнения на резонирование, работая индивидуально или в подгруппе -заниматься самообразованием по данной теме, совершенствуя свои умения и навыки. - грамотно владеть техникой актера, навыками импровизации и перевоплощения, навыками кукловождения - точно объяснять замысел спектакля, грамотно владеть знаниями о мизансцене - самостоятельно работать над сценарием -создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли. -владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления; - применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки. Контролем эффективности обучения по программе служат тест-опросы по основным разделам: · «История театрального искусства» · «Техника речи. Выразительное чтение» · «Дикция» · «Устное народное творчество» · «Художественно - театральные этюды», а также карты оценки знаний, умений и навыков, составляемые на каждый год. Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются: · приобретенные организаторские навыки · желание работать на коллективный творческий результат · умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности · приобретенные навыки работы с перчаточной, тростевой, ростовой куклами · приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи · необходимость в планировании своей деятельности · умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение · стремление прийти другим на помощь. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены: · инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста; · адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы; · новые, самостоятельно разработанные, пьесы. Обучение по данной программе предполагает тесное сотрудничество воспитанников и педагога с психологической службой учреждения дополнительного образования, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно-развивающих упражнений. Программа «Кукольный театр» предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей воспитанников: · беседы, · наблюдения, · анкетирование, которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать комфортный микроклимат. Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики, может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это помогает педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решенияв следующем учебном году. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: · открытое занятие · Индивидуальные занятия-тренинги (тестирование, речевые и пластические этюды) · индивидуально-групповые занятия-тренинги (речевые и пластические этюды, тестирование) · спектакль · театрализованное представление · творческий отчёт · участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства. С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы на 1-м и 2-м году обучения проводится промежуточная аттестация в следующие сроки: с 15-30 декабря и с 15-30 мая, а на 3-м году – промежуточная(с 15-30 декабря) и итоговая аттестация (с 15-30 мая). Нормативную основу разработки образовательной программы «Кукольный театр» составили:
II. Учебно-тематический план I год обучения II год обучения III год обучения Первый год обучения. Вводное занятие-2ч. Знакомство с программой объединения. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей.
Работа над спектаклем -22ч. · Выбор пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения . · Работа над сценарием. · Понятия: мизансцена, декорация, реквизит, бутафория, сценический костюм, сценические эффекты, устройство сцены и зала. История театрального здания.
Второй год обучения. Вводное занятие – 2ч. · Знакомство с программой обучения. Техника безопасности при организации и проведении занятий. Определение уровня подготовленности детей. Третий год обучения. Вводное занятие-2ч. · Знакомство с программой обучения. Техника безопасности при организации и проведении занятий. Определение уровня подготовленности детей. Работа над спектаклем-26ч. · Выбор пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения. · Работа над сценарием. · Репетиция спектакля. Ролевое соответствие. Считка · Работа над ролью: создание характера, образа. Работа с тростевой куклой. · Взаимозаменяемость. Работа с куклой. · Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и ростовыми куклами. · Взаимосвязь импровизации с техни ческими навыками. Работа с ростовой куклой. · Генеральная репетиция спектакля. Каменского муниципального района Воронежской области УтвержденоУтверждаю: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы