Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На заседании педагогического совета Директор МОУДОД ЦРТДиЮ



Протокол № 1 от …………………В.А.Терских

«08» сентября 2011г. Приказ № ………………..от

«08» сентября 2011г.

.

Согласовано:

Председатель профсоюзного комитета

……………О.С.Гребенникова

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детское объединение

«Кукольный театр»

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Новикова А.П.

 

Возраст детей: от 7 до 17 лет

Срок реализации программы: 3 года

П. Каменка

Г.

I. Пояснительная записка

Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.

Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.

В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.

Программа «Кукольный театр» по форме является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно-развивающей (при разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Трифоновой, Л.Иванцовой, О.Коржовой, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного).

Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает

устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Основная - театрализованная - деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

Реализация программы рассчитана на 3 года. По форме организации и содержанию педагогической деятельности данная программа является модульной и состоит из трёх модулей:

1. Подготовительный

2. Базовый

3. Углублённый.

Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении.

Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.

Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя.

Основные цель программы «Кукольный театр» - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач :

· реализация творческого потенциала личности воспитанников

· систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей

· знакомство с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра)

· развитие художественного и ассоциативного мышления

· обогащение эмоционально-образной сферы

· формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира

· формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни

· развитие коммуникативной культуры детей

· формирование у детей представления об искусстве, как высшей форме общения;

· формирование отношения к спектаклю, как к произведению искусства, способному изменить мир;

· формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству; показать лучшие традиции русского народа, помочь воспитанникам глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра.

· создание условий для проявления творческой активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины.

В основу программы положен принцип историзма, сочетающийся с постоянным обращением к практике современного театра, что обусловлено художественно-воспитательными задачами и самой спецификой театрального искусства.

Принцип историзма оберегает от случайного и чисто вкусового отбора материала, помогает педагогу и воспитанникам ориентироваться в безбрежном мире искусства, в потоке поступающей к ним разнообразной информации.

В программу включен исторический материал, позволяющий отчетливо выявить связь театрального искусства с определенной эпохой и общественным движением.

К числу стержневых принципов обучения относится и принцип систематичности.

В связи с анализом практики современного кукольного театра и театра вообще в программе рассматривается его общественно-воспитательная роль в различные эпохи, а также виды и жанры драматургии кукольного театра в их развитии и обогащении; театр как синтетическое искусство: жизненный материал – пьеса –спектакль, драматург – актер – режиссер, их творческое содружество и особенности творческого труда каждого; спектакль как целостное произведение искусства; театр и зритель.

Программа методически ориентирована на принцип последовательности – это помогает школьникам наглядно и конкретно представить исторические факты и явления (чтение и обсуждение глав книг и т.д.) и принцип коллективности: развитие навыков восприятия и анализа спектакля, просмотр и обсуждение пьес и фильмов по произведениям устного народного творчества, а также классиков детской литературы; беседы с использованием грамзаписей; сопоставление разных спектаклей по одному и тому же произведению и т. д.

Принцип доступности предполагает опыт "актерской" работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, былина, лирическое стихотворение и т. д.) и действенный анализ текста, импровизацию, этюды, чтение в лицах и т. п.

Программа рассчитана на 3 года обучения (1 год обучения – 108 учебных часов; 2 год обучения – 108 учебных часов, 18 факультативных занятий и 54 индивидуально-групповых занятий;

3 год обучения – 108 учебных часов, 108 индивидуально-групповых занятий).

Количество воспитанников в группах:

1 год обучения – 15 человек;

2 год обучения – 12 человек;

3 год обучения – 10 человек.

Периодичнось занятий:

1 год обучения – 2 раза в неделю (1час+2 часа);

2 год обучения – 3 раза в неделю (1 час+2 часа+2 часа);

3 год обучения – 3 раза в неделю (2 часа+2 часа+2 часа).

Количество детей в группах: 15 человек. При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально-групповые занятия.

Группы детей комплектуются с учетом возраста, интересов, умений и навыков, что выявляется в ходе собеседования. Набор в группы 1 года обучения – свободный.

Основанием перевода ребенка на 2й, 3й год обучения является усвоение программы 1го или 2го года обучения, желание продолжать занятия в объединении, хорошая посещаемость.

Воспитанники 1-го года обучения должны знать:

· сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения

· историю возникновения детского театра; владеть теоретическим материалом о драматургии, об известных актерах-кукольниках

· сведения об античном театре

· что представлял собой русский национальный театр в первой половине XIX века, как он развивался и что представляет собой сейчас.

· объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах.

· что такое техника речи

· какие понятия она в себя включает

· что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.

· привести примеры упражнений по развитию динамического диапазона, дыхательной разминке

· чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи

· что такое дикция

- что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок

- что такое этюд, виды сценических этюдов

Воспитанники должны уметь:

- объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение

- выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему

-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды

-выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения

Воспитанники 2-го года обучения должны знать:

- основные амплуа актеров, информацию о возникновении подвидов сценической маски

- иметь представление о русском фольклоре, о городском зрелищном фольклоре, его видах, формах;

-на примере одного из мероприятий рассказать о том, как такие праздничные гуляния проходят в нашем поселке и т.д.

- информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра

Дети должны уметь:

- грамотно выполнять упражнения артикуляционные упражнения, освобождать тело от мышечных зажимов и блокад

-владеть навыком работы над речевой моторикой

- вносить индивидуальную корректировку в исполнение от рывка

- работать над тембровой подвижностью голоса

- уметь использовать максимальный тоновый объем речевого голоса

-грамотно выполнять этюды на заданную тему

-владеть навыком сценической импровизации

-достигать максимальной сценической выразительности

- грамотно объяснять понятия: чувство баланса, чувство координации, чувство скорости, чувство инерции, чувство напряжения и т.д.

- осуществлять взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.).

-применять полученные знания в создании характера
сценического образа

-использовать характерность

- находить средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразитель ности.

Воспитанники 3-го года обучения должны знать:

- значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля

-сведения о значении театрального искусства в жизни человека

- иметь представления об искусстве, как высшей форме общения

-сведения о национальной специфике театральной культуры

-сведения о новинках театральной жизни в воронежских театрах

- значение понятий: ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений, пластическая гибкость, подвижность, гибкость

- значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля

Воспитанники должны уметь :

-владеть своим телом, создавать пластические образы

- выполнять специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц

- развивать пластическую выразительность

-создавать индивидуальные и коллективные пластические композиции.

- выполнять речевые этюды – тренинги

-владеть голосовым диапазоном

-грамотно выполнять упражнения на резонирование, работая индивидуально или в подгруппе

-заниматься самообразованием по данной теме, совершенствуя свои умения и навыки.

- грамотно владеть техникой актера, навыками импровизации и перевоплощения, навыками кукловождения

- точно объяснять замысел спектакля, грамотно владеть знаниями о мизансцене

- самостоятельно работать над сценарием

-создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли.

-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;

 

Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.

Контролем эффективности обучения по программе служат тест-опросы по основным разделам:

· «История театрального искусства»

· «Техника речи. Выразительное чтение»

· «Дикция»

· «Устное народное творчество»

· «Художественно - театральные этюды»,

а также карты оценки знаний, умений и навыков, составляемые на каждый год.

Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:

· приобретенные организаторские навыки

· желание работать на коллективный творческий результат

· умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности

· приобретенные навыки работы с перчаточной, тростевой, ростовой куклами

· приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи

· необходимость в планировании своей деятельности

· умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение

· стремление прийти другим на помощь.

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:

· инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

· адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

· новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

Обучение по данной программе предполагает тесное сотрудничество воспитанников и педагога с психологической службой учреждения дополнительного образования, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

Программа «Кукольный театр» предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей воспитанников:

· беседы,

· наблюдения,

· анкетирование,

которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать комфортный микроклимат. Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики, может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это помогает педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решенияв следующем учебном году. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

· открытое занятие

· Индивидуальные занятия-тренинги (тестирование, речевые и пластические этюды)

· индивидуально-групповые занятия-тренинги (речевые и пластические этюды, тестирование)

· спектакль

· театрализованное представление

· творческий отчёт

· участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства.

С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы на 1-м и 2-м году обучения проводится промежуточная аттестация в следующие сроки: с 15-30 декабря и с 15-30 мая, а на 3-м году – промежуточная(с 15-30 декабря) и итоговая аттестация (с 15-30 мая).

Нормативную основу разработки образовательной программы «Кукольный театр» составили:

  • Закон Российской Федерации об образовании;
  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Приказ Минобрнауки России № 06-1844 от 11.12.2006г. «Примерные требования к программам дополнительного образования»;
  • Устав МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества», утверждённый…..
  • Образовательная программа МОУДОД ЦРТДиЮ;
  • Положение о промежуточной аттестации обучающихся МОУДОД ЦРТДиЮ.

II. Учебно-тематический план


I год обучения


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь