Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Серьезных новостей и сенсаций



Современный информационный рынок – это многоцветье и разнообразие товаров. У каждого товара свой лик, неповторимый и запоминающийся: «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Известия», «Независимая газета», «Советская Россия» и др. Потребителю есть что выбрать, и из чего. Маркетинговый подход к информации радикально изменил принципы отбора фактов. Но он «всегда выступает своеобразным "квантом" информации, так как несет сообщение о чем-то, о ком-то. Его социальная роль сохраняется за ним во всех без исключения случаях, независимо от цели конкретного журналистского произведения, его жанровых особенностей или формы подачи»[23][16]. И к этому информационному кванту необходимо привлечь внимание. Как? Внешним и внутренним оформлением информационного продукта и знанием основных характеристик категории «читательский интерес». А он, «по своей внутренней природе – проявление жизненной установки человека в процессе поиска, приема и переработки информации. Установка в данном случае есть производное от конкретных интересов индивидуума (в них выражено его социальное положение и главное – степень осознания им своего положения, которое может варьироваться от непонимания через смутное ощущение до ясного сознания).

По своей внутренней сути читательский интерес действует как фильтр, который в зависимости от того, как настроен, либо пропускает информацию в сознание человека, либо отвергает ее; либо трансформирует под воздействием жестко фиксированной установки. В первом случае, проходя сквозь фильтр читательского интереса, воздействие информации как бы усиливается. Во втором случае, натолкнувшись на отрицательно настроенный читательский интерес, информация не может преодолеть этот фильтр, оказывается в нейтральном к сознанию читателя»[24][17]. Чаще «информация в процессе фильтрации не просто отвергается или принимается, но прежде всего трансформируется, т.е. под воздействием принятых оценок и мнений приобретает такой оттенок значения, который соответствует системе ранее освоенной информации. В таком случае информация при восприятии как бы приводится к виду, удобному для практического использования»[25][18].

А жизненные установки, как мы уже говорили, они такие разные. Недавний пример этого – программа TV 6 проект «За стеклом» при информационной поддержке «Комсомолки». Молодые зрители и читатели «застекольщиков» приняли, старшее поколение категорически выступило против. Избирательность и неадекватность крайне усложняет отбор фактов. И все-таки, какую новость сегодня выбирают масс-медийные каналы?

СЕНСАЦИОННУЮ!

БРОСКУЮ!

ОРИГИНАЛЬНУЮ!

ПРИКОЛЬНУЮ!

ПОЛЕЗНУЮ!

ЗНАЧИМУЮ!

ОГЛУШИТЕЛЬНУЮ!

 

Но термин НОВОСТЬ – это гораздо более широкое понятие, нежели информационные, аналитические жанры. НОВОСТЬ является родовым определением для целого ряда видов публицистики – репортажа, интервью, корреспонденции и т.д. «Определенный вид публицистики, обладающий только ему присущими основными устойчивыми признаками, качествами и свойствами, и является конкретным жанром»[26][19].

Оперативный, информационный повод плюс «семерик» – сенсационность, броскость, оригинальность, прикольность, полезность, значимость, оглушительность, плюс документальные факты – это в журналистике главное и основное. Именно эти компоненты определяют качество новости, а затем направление и характер публицистического выступления. Главное – содержание, а оно зависит от характера и объема новости. А уже жанровые формы зависят от содержания.

Если ваша цель – проинформировать о событии, то вами будет выбран жанр информационной группы. Всесторонний анализ новостного события соответственно потребует использования аналитических жанров и т.д. Но журналисты-практики знают, насколько это условно и непредсказуемо. Полосные интервью-диалоги, что это? Когда-то В. Шкловский сравнивал жанры с «льдинами во время ледохода, они торосятся, образуют новые сочетания, созданные из прежде существующих единств»[27][20]. Для журналиста жанры – это как палитра для художника: цвета, оттенки, смешение красок...

Например, новость, полученная по каналам «Интерфакса». Знаменитое голубое платье Моники Левински аукционщиками оценивается в 2 млн. долларов. «Комсомолка» эту новость дает в недельной подборке «Люди, которые нас удивили».

Моника Левински

Глупые дядьки пачкают своим тетькам платья. А умные тетьки не торопятся смывать пятна стиральным порошком... Вот и Моника дождалась-таки возвращения властями главного вещдока дела об оральном сексе с Биллом в Овальном кабинете. Кстати, знаменитое синее платье оценивается теперь аукционщиками в 2 млн долларов[28][21].

 

Или другой пример. «Уж свезло Шекснинской сельской больнице, так свезло! Внезапное счастье внесли в три часа ночи на носилках "Скорой помощи": с серым лицом, скорченным от нестерпимой боли в животе. Счастье, норвежский гражданин Челл попал в обычную сельскую больницу с прободной язвой и перитонитом». А так как случай это уже не первый, а десятый (именно стольким туристам из дальнего зарубежья была оказана помощь), то журналист всесторонне рассматривает событие. Замечательный и грустный получился материал. Излечившийся больной Хаганесс Челл не просто сказал спасибо, а выступил по норвежскому телевидению и вместе с женой рассказал о том, что они видели в российской сельской больнице. Это повергло в шок всю Норвегию! Подданному норвежского короля сделали операцию попросту голыми руками. В стране был организован фонд помощи Шекснинской районной больнице.

«А дальше все как в сказке: хирургу вручили именной чек на 4 тысячи долларов, именно столько стоит подобная операция в Норвегии, а хирург испугался. Действительно, зачем нашему врачу столько денег? Больницу завалили бельем, халатами, кроватями, телефонами, мягкой мебелью... Теперь толпы норвежцев приезжают в Шексну в гости, просто так»[29][22].

Таким образом, журналист, выстраивая свой материал, Должен помнить о целевом назначении той или иной новости, что даст возможность сознательно использовать возможности информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров.

Итак, новостная журналистика с разнообразными сообщениями (экономическая, политическая, светская, спортивная, скандальная, сенсационная и т.д.) сегодня занимает значительную газетную площадь. Но достаточное место уделяется и статейным материалам, разъясняющим те или иные проблемы.

Рассмотрим своеобразный новостной «цветик-семицветик» качеств, которые выбирает пресса: сенсационность, броскость, оригинальность, прикольность, полезность, значимость, оглушительность.

Сенсационность! Сенсационность присутствует в любой, самой обыденной теме. Сенсационная новость должна быть исключительной, описывать из ряда вон выходящие факты.

Например, «Пугачева купила в Израиле место на кладбище? По слухам, звезда эстрады заранее позаботилась о том, чтобы после смерти лежать в земле обетованной»[30][23]. «У Киркорова отбирают суперджип? В таможенной декларации было сказано, что 9-метровый «Хаммер» стоит 58 тысяч долларов. Филипп похвалился, что отдал за машину чуть ли не полмиллиона долларов. И нажил неприятности»[31][24].

В обоих случаях называется источник информации (церковные, таможенные источники), а также дается подробная раскрутка предлагаемой читателю сенсации. И тот, и другой пример – хорошо раскрученная новость в направлении сенсации. Ведь не одна Алла Борисовна жаждет упокоится на древнем еврейском кладбище. Но именно о ней информация на «ура!» будет воспринята. Та же ситуация и с джипом «Хаммер». Наверное, не один покупатель прокололся на этой подделке, но читателю «давай подробности» именно о машине Киркорова.

Броскость! «Комсомолка», как правило, броско подает аннотационные материалы, помещение на первой полосе.

Например, наркоманы украли в парке птиц и сделали шашлык из лебедей. После того как милиция развела руками, воров наказали ветераны – «афганцы». И далее «Дежурный по Хмельницкому музею воинов – «афганцев» Анатолий Немчаковский отомстил похитителям лебедей[32][25].

После такой броской аннотации материал, конечно же, будет прочитан.

Оригинальность! (Своеобразность, особенность).

В мае мир праздновал День семьи. «Комсомолка» его отметила достаточно оригинально: рассказала о жителях села Чирикеева, выдающих ударный секс в деревне и достаточно своеобразно понимающих, что такое семья. «Конюх Федор из кусочков кожи для своей благоверной сделал пояс верности. 79-летние бабули друг другу поджигали сено: не могли деда поделить; другая благоверная с символа плодородия наружную плоть стянула. И вы – семья? Семья! Да у нас даже в словаре Даля такого слова нет. А общественность призывает международный день семьи справлять!»[33][26].

Прикольность! Этот новостной аспект, как правило, организовывается редакцией, новый взгляд на привычные вещи. Зима 2000–2001 года для Приморского края была гибельной. Обогревались как могли и чем могли. Журналистский коллектив Дальневосточного представительства «Комсомолки» решил провести конкурс на лучший обогреватель. И – пошло-поехало! Чего только ни придумывали народные умельцы! Фото-глянцеватели, кирпичи, пропитанные мазутом и закладываемые в печь, всевозможные экраны возле радиаторов... Победителю был вручен конечно же обогреватель.

Полезность! «Чем стирать ваше испачканное крапивой белье?», «Как на даче не казаться клячей?», «Можно докупаться до цистита?», «Что делать, если после инфаркта возникла одышка?» и т.д.

Полезность и необходимость этой информации не вызывает сомнений, она необходима, она будет прочитана. К полезной информации относятся адреса аптек, травмпунктов, расписание электричек (по сезонам), катеров, адреса гостиниц, досуга, карты автобусных маршрутов, туристических баз и т.д. Да мало ли что еще подскажет вам ваша фантазия!

Значимость! Пример такой информации: рубрика «История современности» заголовок «Не пора ли спасать товарища Путина от вождизма?» Событийный повод: «Ровно 45 лет назад, 30 июня 1956 года, ЦК КПСС принял постановление «О преодолении культа личности и его последствий». Этот документ актуален и сегодня[34][27].

Значимость этого материала для общества – бесспорна. Неужели страна снова движется к вождизму? Бюсты, майки, музеи-заповедники.

Оглушительность! Любая концепция продажи, как уже говорилось, в том числе и информационного продукта, требует принятия усиленных агрессивных мер. Эти агрессивные меры и порождают оглушительную информацию. К таким шок-материалам можно отнести публикации: «Задница – как средство протеста» рубрика: «Скандал»; «Не спи, товарищ! Виагра не дремлет». Наши корреспонденты получили задание испытать сексуальное удовольствие на полную катушку; Дарья Асламова упала на самое дно Парижа, «Приключения дрянной девчонки зашли слишком далеко даже для любительницы рискованных похождений»[35][28].

Новости такого качества привлекают молодежную читательскую аудиторию. Но при этом старшее поколение читателей «Комсомолки» эпатажные материалы воспринимает негативно.

...Существует понятие цветомузыка, где каждой ноте соответствует тот или иной цвет. Новостные качества – это тоже нечто цветное: сенсационность – это оранжевое, броскость – конечно же красное, оригинальность – ярко-синее, прикольность – желтое, полезность – зеленое, значимость – серебристое, а оглушительность отсвечивает золотом. Игра воображения и все-таки...

В учебном пособии 40-х годов путевые очерки и информационные корреспонденции назывались «Темпераментными жанрами»[36][29]. Вся ситуация с хорошо поставленной информацией характеризовалась так: «Она предлагает использование большинства газетных жанров. Было бы ошибочно считать, что можно добиться полного и разностороннего освещения всех процессов, происходящих в нашей жизни, лишь с помощью небольших хроникальных заметок (курсив мой. – Л. В.). Для глубокого и убедительного показа событий и явлений нашей кипучей действительности надо мобилизовать все роды оружия из богатого газетного арсенала»[37][30].

Про темпераментные жанры – информационную корреспонденцию и путевой очерк – чересчур сильно сказано. К какой категории тогда относить репортаж? А вот вход в богатый газетный арсенал долгие годы тщательно охранялся. Трудно представить старшему поколению журналистов, кто бы и когда в те годы разрешил делать программу «Куклы», «Итого», печатать подборку «Люди, которые нас удивили», рубрику «Сказано». Все было строго регламентировано: жанры, проблематика и даже заголовки. Жанры, в свою очередь, разделялись на две категории: рабочие (заметки, интервью, репортаж, корреспонденция) и аристократические (статьи, очерки, фельетоны). Очеркисты, фельетонисты считали не царским делом заниматься информационными жанрами. Чего стоили заголовки: «Кадры решают все!», «Пришла весна на поля», «Человек широкой души!»

Нам повезло, на наших глазах идет становление новой журналистики. Какой и как будет использоваться жанр – это не суть важно, главное, чтобы было интересно! Журналисты помнят и чтят формулировку М. Бахтина: «Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое».

Да, жанры, действительно, живут, они оперативно откликаются на социальные перемены, они дышат, движутся, видоизменяются, и второе дыхание им дают новые методы, формы подачи. Современная журналистика – это журналистика высокого напряжения, накала, эмоциональности! Другая журналистика просто уходит со сцены истории. Новое поколение журналистов-практиков, талантливых, «продвинутых», старую школу журналистики называет безапелляционно и категорично «лженаукой и шарлатанством». «Я разделяю два разных, случайным образом похожих друг на друга вида человеческой деятельности: литературу и журналистику. Я считаю, что до того момента, когда категория источника и категория темпа стали главенствующими в журналистике, этой профессии не существовало. Я подчеркиваю: это не отрицает ни синтеза, ни прогноза – ничего. Тем не менее, либо понятие скорости и понятие прямого доступа к информации есть, либо его нет. Аграновскому не нужно было никогда, ни для одного текста непосредственного доступа к информации. Ему нужен был доступ к людям, характерам, судьбам, обстоятельствам и к чему угодно еще. Вся информация, которая содержится в его текстах, опосредованная. Никогда он не выяснял в своей жизни ничего. Он ничего в своей жизни не установил. Он вел блестящие разговоры с чрезвычайно интересными людьми и великолепно их описывал. Это – другая профессия. Вот и вся история. Таким образом, взять из этого наследия мне нечего, потому что этого наследия не существует»[38][31].

Но в истории не бывает контрацепции, прошлое произрастает в настоящем. Да, сегодня другая журналистика, и имеем ли мы право выбрасывать прежнюю на свалку истории?

в начало

Итоги

Формула Квинтилиана [кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?] – действительно необходима для новостей всегда. Новость – душа, сердце информации + проблема скорости, темпа, источника.

Новость – продукт социальный, отражающий попытку осознать, что же происходит в обществе. Маркетинговый подход к новостям.

Система маркетинговых коммуникаций способствует достижению маркетинговых целей масс-медийных изданий. Новости, их аудитория и читательский интерес. Новостная «великолепная семерка» масс-медийных каналов: сенсационность, броскость, оригинальность, прикольность, полезность, значимость, оригинальность.

 

ГЛАВА 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь