Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Брахману не следует жить в местах, населенных шудрами , грешниками, атеистами, еретиками и низкорожденными людьми.



ТЕКСТ 62

Брахман не должен есть чрезмерно маслянистую пищу, переедать, есть слишком рано или слишком поздно, ночью или утром до рассвета.

ТЕКСТ 63

Он не должен бесцельно тратить время, нить воду с пригоршни, есть пищу, положив на колени, и без нужды проявлять любопытство к мирским вещам.

ТЕКСТ 64

Брахман не должен танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах, используя неведические стили музыки, пения и танца. Он не должен допускать беспорядочных телодвижений, скрежетать зубами и издавать грубые, непристойные звуки даже в состоянии возбуждения.

ТЕКСТ 65

Ему не следует мыть ноги в емкости из меди или латуни, вкушать из разбитой посуды и в условиях нечистоты.

ТЕКСТ 66

Он не должен носить после других обувь, одежду, священный шнур, гирлянду, украшения и сосуд для воды.

ТЕКСТ 67

Ему не следует путешествовать на необъезженных животных, изнуренных голодом или болезнью, имеющих поврежденные рога, глаза, копыта или хвосты.

ТЕКСТ 68

Однако благоприятно путешествовать на послушных животных, хорошо обученных, быстрых, имеющих красивый цвет, форму и счастливые знаки, несильно погоняя их стрекалом.

ТЕКСТ 69

Необходимо избегать жарких лучей солнца, дыма крематория, сломанных сидений. Не рекомендуется обгрызать зубами ногти, вырывать волосы и ломать ногти.

ТЕКСТ 70

Брахман не должен обрывать руками траву, разбивать глыбы земли или глины и совершать другие безумные поступки, которые принесут в будущем страдания и беды.

ТЕКСТ 71

Разбивающий глыбы земли, рвущий траву, грызущий ногти — быстро становится объектом мук и несчастий, подобно предателю или человеку, не соблюдающему чистоту.

ТЕКСТ 72

Он не должен заключать с кем-либо пари, браниться, носить венок на голове, ездить верхом на корове или быке, ибо подобные действия достойны осуждения.

ТЕКСТ 73

В деревню или дом, если они огорожены, следует входить только через главные ворота, а ночью — избегать корней деревьев.

ТЕКСТ 74

Брахману не следует играть в кости, носить в руках свою обувь, есть лежа на кровати или то, что лежит на стуле, и вкушать левой рукой.

ТЕКСТ 75

Брахман не должен после заката солнца принимать пищу, содержащую зерна кунжута, спать нагим, и идти куда-либо, не сполоснув рот после еды.

ТЕКСТ 76

Перед едой рекомендуется совершить омовение и вкушать пищу с влажными ногами, ибо тот, кто принимает пищу с влажными ногами, обретает долголетие, однако спать с влажными ногами не следует.

ТЕКСТ 77

Не следует пытаться заходить в труднодостижимое место, невидимое для глаз, пересекать бурную реку вплавь и смотреть на мочу и испражнения.

ТЕКСТ 78

Человек, желающий себе долгой жизни, не должен наступать на волосы, пепел, кости, разбитый глиняный горшок, семена хлопка и его мякину.

ТЕКСТ 79

Брахман не должен общаться с падшими людьми, чандалами (собакоедами), пулкаши (сын, зачатый нишадом в утробе шудрани), глупцами, властолюбивыми людьми и теми, кто находится вне каст.

ТЕКСТ 80-81

Брахман не должен давать остатки своей пищи шудре, также как пищу с жертвенного алтаря, он не должен обучать шудру ведическому знанию и налагать на него религиозные обеты, ибо тот брахман, который посвящает шудру в знание Вед и налагает на него религиозные обеты, идет вместе с ним в ад Асамвритам (беспросветную тьму).

ТЕКСТ 82

Не следует чесать свою голову руками, соединенными вместе, и касаться ее, не омыв рта после принятия пищи, а омываясь, не следует оставлять голову не омытой.

ТЕКСТ 83

Не следует хватать кого-либо (в том числе и себя) за волосы и бить по голове. После омовения не следует касаться какой-либо части тела маслом кунжута.

ТЕКСТ 84

Брахман не должен принимать дары от царя, не принадлежащего к роду кшатриев, от мясника, производителя масла, продавца вина, и тех, кто живет доходами от проституции.

ТЕКСТ 85

Маслобойня равна десяти скотобойням, винодельня — десяти маслобойням, дом проституции — десяти винодельням, а упомянутый царь — десяти домам проституции.

ТЕКСТ 86

Такой царь считается равным мяснику, имеющему десять тысяч скотобоен, поэтому принимать от него пожертвования или что-либо — является греховной деятельностью.

ТЕКСТ 87-90

Тот, кто принимает дары от алчного царя, пренебрегающего наставлениями Вед, обрекает себя на страдания в двадцати одном аду: Тамисра, Андхатамисра, Махараурава, Каласутра, Маханарака, Сандживана, Махавичи, Тапана, Сампратапана, Сангхата, Сакакола, Кудмала, Путимриттика, Лохашанку, Риджиша, Пантхана, река Шалмали, Асипатравана и Лохадарака.

ТЕКСТ 91

Поэтому ученые брахманы, сведущие в писаниях Вед и стремящиеся к вечному духовному блаженству, не принимают даров от подобных царей.

ТЕКСТ 92

Брахман должен пробуждаться ото сна в брахма-мухурту (за сорок пять минут до восхода солнца) и исполнять религиозные обязанности, размышляя об учении Вед и бренности этого мира.

ТЕКСТ 93

После пробуждения он должен очистить тело, омыться и сосредоточить ум на повторении мантры гаятри.

ТЕКСТ 94

Мудрецы обрели долголетие, мудрость, славу, духовную силу и святость благодаря вознесению молитв и повторению мантр в ранние утренние часы.

ТЕКСТ 95

Совершив обряд упакарма в день полной луны месяца Шравана или Бхадра, брахман должен изучать Веды в течение четырех с половиной месяцев.

ТЕКСТ 96

Под благоприятным созвездием Пушья (в месяц Пауша), брахман должен за пределами своего селения совершить обряд в честь изучения Вед, или сделать это до полудня в первый день светлой половины месяца Магха.

ТЕКСТ 97

Совершив этот обряд, как предписывают шастры, брахман должен прервать чтение на два дня и следующую ночь или на один день и ночь.

ТЕКСТ 98

Далее необходимо в течение светлой половины месяца внимательно читать Веды, а в следующую темную половину — повторять вслух все разделы Вед.

ТЕКСТ 99

Не следует читать невнятно, а также в присутствии шудры, если же в последнюю часть ночи, приступив к чтению Вед, он почувствует усталость, ему не следует снова идти спать.

ТЕКСТ 100

Согласно правилам, указанным выше, он должен ежедневно повторять надлежащие мантры, а если он не испытывает усталости, то необходимо читать «Брахма-самхиту».

ТЕКСТ 101-102

Ученик и обучающий учитель не должны читать и изучать Веды при следующих обстоятельствах: в сезон дождей, когда ночью завывает ветер, а днем, — когда ветер поднимает пыль.

ТЕКСТ 103

Ману объявил, что во время молнии, грома и дождя, а также при появлении в небе метеоров, — чтение и изучение также не должно продолжаться до следующего дня.

ТЕКСТ 104

Если он видит эти явления природы во время проведения агнихотры, тогда чтение и изучение Вед запрещено, так же как и при появлении туч в недолжное время года.

ТЕКСТ 105

Необходимо знать, что во время бури, землетрясения и затмения луны и солнца, даже если это случается в должный сезон, — изучение следует приостановить до следующего дня.

ТЕКСТ 106

Если молния и раскаты грома появляются, когда горит священный огонь, изучение прекращается до наступления света, а если эти явления природы продолжают действовать, необходимо ждать еще один день и ночь.

ТЕКСТ 107

Для людей, следующих принципам религии, крайне неблагоприятно изучать или читать Веды в селениях или городах, где распространен омерзительный или гниющий запах.

ТЕКСТ 108

Также читать и изучать Веды не следует в деревне, где находится покойник, в присутствии крайне неблагочестивого человека, в многолюдном месте, и там, где стенают и плачут.

ТЕКСТ 109

В воде, в полночь, во время естественных потребностей, не очистившись после еды, а также после принятия жертвенной пищи с церемонии шраддхи, — не следует размышлять о священных писаниях.

ТЕКСТ 110

Ученый брахман не должен изучать (читать) Веды в течение трех дней при рождении сына царя, во время участия в церемонии шраддхи и в то время, когда Раху затмевает Луну.

ТЕКСТ 111

До тех пор, пока остается запах от поминального обряда и шафрановая паста на теле ученого брахмана, он не должен читать Веды.

ТЕКСТ 112-113

Веды не следует читать лежа, с поднятыми ногами, поджимая ноги, покрывая колени материей, после вкушения мяса или пищи, приготовленной в честь рождения или смерти человека, также Веды не следует читать в тумане, при звуке летающих стрел, на стыке дня и ночи, в новолуние, на четырнадцатый и восьмой день каждого полумесяца и в день полнолуния.

ТЕКСТ 114

Если читать Веды в день новолуния может погибнуть гуру, в четырнадцатый день — ученик, а в восьмой день и день полнолуния утрачивается знание Вед, отложившееся в памяти. Поэтому этих дней следует избегать.

ТЕКСТ 115-117

Брахман не должен читать Веды во время пыльной бури (смерча), когда небо сверхъестественно красное, при завывании шакала, лае собак, реве осла или верблюда, в обществе атеистов, около кладбища, на окраине деревни, в коровнике, в одежде, в которой он имел близкое общение с женой; на церемонии шраддхи, когда он получил какой-либо дар, независимо оттого животное это или неодушевленный предмет, ибо считается, что руки брахмана подобны устам.

ТЕКСТ 118

Если на деревню нападают разбойники, либо когда охватывает смятение, вызванное пожаром, а также во время сверхъестественных природных явлениях, чтение (изучение) Вед следует прервать до того же времени следующего дня.

ТЕКСТ 119

По завершении обряда упакармы или утсарги перерыв предписан в течение трех ночей, а на аштаку и в конце года — на один день и ночь.

ТЕКСТ 120-122

Брахман не должен читать Веды верхом на лошади, слоне, осле, верблюде, в повозке, в лодке, на дереве, стоя на бесплодной почве, во время спора, ссоры, после еды, после рвоты, при плохом пищеварении, во время отрыжки, среди войска, во время битвы, сильного ветра, кровотечения, ранения, и без разрешения гостя (атитхи).

ТЕКСТ 123

Не следует читать гимны Риг-веды и Яджур-веды во время воспевания Сама-веды, а также после окончания изучения Вед и чтения Араньяк.

ТЕКСТ 124

Риг-веда посвящена полубогам, Яджур-веда — людям, Сама-веда — предкам, поэтому звук последней считается нечистым.

ТЕКСТ 125

Следовательно, ученые брахманы сначала повторяют пранаву, вьяхрити и мантру гаятри, сущность всех Вед, а затем изучают Веды.

ТЕКСТ 126

Если корова, собака, кошка, змея, лягушка, мангуст или мышь пересечет пространство между учителем и учеником, следует прервать изучение или чтение Вед на один день и ночь.

ТЕКСТ 127

Дваждырожденный не должен приниматься за чтение и изучение Вед, если место занятий нечисто (осквернено), и в том случае, когда он сам нечист.

ТЕКСТ 128

Брахман-снатака должен соблюдать целибат (брахмачарью) на день полнолуния, новолуния, в восьмой и четырнадцатый дни убывания и пребывания луны, даже если этот период благоприятен для супружеских отношений.

ТЕКСТ 129

Не следует омываться или купаться после еды; в больном состоянии, ночью, одетым в несколько одежд и в непроверенном водном пространстве (озере или реке).

ТЕКСТ 130

Никогда не следует намеренно наступать на тень Божества, гуру, царя, брахмана, священника (жреца) и коровы.

ТЕКСТ 131

В полдень, в вечерние и утренние сумерки, а также после церемонии шраддхи, вкусив жертвенной пищи, не следует долго оставаться на перекрестках.

ТЕКСТ 132

Не следует намеренно наступать на косметические принадлежности, на влажное место после омовения, на экскременты, мочу, кровь, мокроту и на то, что вышло изо рта.

ТЕКСТ 133-134

Человек не должен служить тому, кто враждебно относится к нему и его друзьям, и общаться с неблагочестивым человеком, вором и чужой женой, поскольку, как известно, близкие отношения с чужой женой сокращают жизнь.

ТЕКСТ 135-136

Человек, желающий себе блага, никогда не должен презирать или оскорблять кшатрия, ученого брахмана, змею и физически слабого, поскольку если навлечь на себя гнев кшатрия, брахмана или змеи, они могут немедленно уничтожить человека (обидчика).

ТЕКСТ 137

Во время неудач не стоит разочаровываться (унывать), необходимо с верой стремиться к достижению счастья до самой смерти, зная, что оно всегда достижимо, даже после смерти.

ТЕКСТ 138

Необходимо говорить правду приятными словами, не следует говорить неприятную правду и приятную ложь, — таковы законы вечной религии.

ТЕКСТ 139

Не следует вступать с кем-либо в бесплодные споры и создавать враждебные отношения, лучше в подобной ситуации вести себя дружелюбно.

ТЕКСТ 140

Не следует отправляться в путешествие слишком рано утром, слишком поздно вечером, а также в полдень, с незнакомцем, одному или с шудрой.

ТЕКСТ 141

Добродетельный человек не должен презирать или оскорблять людей, имеющих телесные недостатки, лишенных знания (невежественных), пожилых, немощных, уродливых, бедных и низкорожденных.

ТЕКСТ 142

Не очистив рот после еды, нельзя касаться рукой коровы, брахмана или огня, в нечистом состоянии также не рекомендуется смотреть на светила в небе.

ТЕКСТ 143

Если случается коснуться их в нечистом состоянии, необходимо совершить ачаман и сбрызнуть водой органы чувств, в том числе и пупок.

ТЕКСТ 144

Если человек не болен, он не должен без причины касаться внутренней части носа, ушей и других отверстий в теле, а также необходимо избегать притрагиваться к волосяному покрову на репродуктивных органах и других сокровенных частях тела.

ТЕКСТ 145-146

Брахман всегда должен обуздывать чувства, быть чистым, добродетельным, повторять священные мантры и совершать огненные жертвоприношения, тогда несчастья не коснутся его.

ТЕКСТ 147

Высшей дхармой для брахмана является постоянное изучение и чтение Вед, все остальное по отношению к этому является низшим.

ТЕКСТ 148

Постоянное изучение Вед, чистота ума и тела, медитация, аскезы и сострадание ко всем живым существам — дают ему возможность помнить свое прошлое рождение.

ТЕКСТ 149

Память прошлой жизни вдохновляет его равнодушно взирать на мир и стремиться к достижению Верховного Господа, вечного бытия и блаженства.

ТЕКСТ 150

На день новолуния или полнолуния брахман должен совершать агнихотру, а церемонию шраддхи на дни аштака и анваштака.

ТЕКСТ 151

Опорожнять кишечник и мочиться необходимо подальше от домашнего очага, и также следует выносить за пределы дома воду после омовения ног, воду после очистительных обрядов и остатки пищи.

ТЕКСТ 152

В ранние утренние часы необходимо справить естественные нужды, почистить зубы, омыться, одеться и совершить поклонение Божествам.

ТЕКСТ 153

В дни полнолуния и новолуния необходимо навещать гуру, благочестивых брахманов, Божество в храме и правящего царя, чтобы обрести милость и защиту.

ТЕКСТ 154

Необходимо оказывать почтение старшим, уступать им место для сидения или отдыха, сидеть рядом, почтительно сложив руки, и следовать за ними позади.

ТЕКСТ 155

Брахман должен строго следовать своей дхарме и правилам поведения, описанным в шрути и смрити.

ТЕКСТ 156

Следуя дхарме и предписаниям Вед, брахман обретает долголетие, благочестивое потомство, духовное богатство и избавляется от всего неблагоприятного.

ТЕКСТ 157

Однако человек, не следующий наставлениям Вед и не исполняющий свою дхарму, достоин осуждения, подвержен болезням, несчастьям и преждевременной смерти.

ТЕКСТ 158

Тогда как человек, лишенный всех добродетелей, но исполненный веры в Бога и не имеющий зависти, живет сотню лет.

ТЕКСТ 159-160

Брахман не должен заниматься той деятельностью, которая ставит его в материальную зависимость от других, в своей деятельности он должен быть материально независимым, поскольку зависимость от других рождает несчастья, тогда как материальная независимость приносит человеку счастье. Брахман обязан знать это правило.

ТЕКСТ 161

Всегда следует заниматься той деятельностью, которая приносит внутреннее удовлетворение и избегать той деятельности, которая рождает неудовлетворенность.

ТЕКСТ 162

Во всех ситуациях человек должен тщательно избегать оскорблений в адрес гуру (ачарьи), учителя Вед, брахмана, отца, матери, аскета и коровы.

ТЕКСТ 163

Брахман никогда не должен хулить Веды, поносить полубогов, попадать под влияние атеизма, ненависти, гордости, гнева, тщеславия и грубости.

ТЕКСТ 164

Даже в состоянии гнева не следует поднимать руку (палку) на другого, исключением из правила является наказание сына или ученика ради их исправления.

ТЕКСТ 165

Дваждырожденный, даже пригрозив брахману убить его, становится достойным отправиться в ад Андхатамисра на сотни лет.

ТЕКСТ 166

Если он в состоянии гнева ударит брахмана даже травинкой, его ожидают порочные рождения в утробах падших женщин двадцать один раз.

ТЕКСТ 167-168

Тот, кто по глупости прольет кровь невинного брахмана, после смерти подвергнется ужасным мучениям. Сколько пылинок впитает в себя кровь с поверхности земли, столько лет злоумышленника будут пожирать в аду собаки и шакалы.

ТЕКСТ 169

Поэтому мудрый человек никогда не станет угрожать брахману причинять ему насилие даже травинкой, а тем более проливать его кровь.

ТЕКСТ 170

Тот, кто наживает богатства неправедным путем, исполнен зависти и находит удовольствие в причинении вреда другим, никогда не обретет покоя и благополучия ни в этом мире, ни в следующем.

ТЕКСТ 171

Даже испытывая страдания или крайнюю нищету, добродетельный человек не должен вставать на путь порока, видя, что порочные люди находят свою быструю смерть.

ТЕКСТ 172

Греховная деятельность в этом мире не сразу приносит плоды, подобно тому, как не сразу прорастают брошенные в землю семена, — постепенно увеличиваясь, греховная деятельность уничтожает человека.

ТЕКСТ 173

Греховная деятельность никогда не остается безнаказанной, и плоды ее рано или поздно пожинает или сам совершающий или его потомки.

ТЕКСТ 174

Благодаря неправедной деятельности человек некоторое время может процветать, наслаждаться жизнью, даже одержать победу над своими врагами, но в конечном счете, его ожидает суровое наказание (возмездие).

ТЕКСТ 175

Поэтому брахман должен находить удовлетворение в истине, добродетели, праведности, дхарме, контролируя чувства и обучая учеников священным законам Вед.

ТЕКСТ 176

Необходимо отвергать богатства или деньги, накопленные греховной деятельностью (путем адхармы), так же как и желание разбогатеть за счет неправедности, и даже праведные дела, которые могут в будущем принести несчастья другим.

ТЕКСТ 177

Не следует таить ненависть к кому-либо, замышляя недоброе против другого человека, тренируя руки и ноги для причинения (совершения) насилия.

ТЕКСТ 178

Человек должен следовать по стопам святых людей, за которыми следовали деды и прадеды, ибо этот путь гарантирует достижение Успеха.

ТЕКСТ 179-180

Никогда не следует вступать в ссору с гуру, жрецами, проводящими жертвоприношения, братьями матери, гостями; детьми, принявшими у нас покровительство; пожилыми людьми, больными; учеными брахманами, родственниками отца и матери, с отцом и матерью, братом, сыном, женой, дочерью и прислугой.

ТЕКСТ 181

Избегая с ними ссор, домохозяин способен освободиться от всех грехов и завоевать все три мира.

ТЕКСТ 182-183

Гуру — представитель духовных миров, отец — представитель Праджапати, гость — представитель Индры, жрец — представитель полубогов, родственницы — представительницы апсар, родственники по матери — представители вишвадевов, родственники — представители водного мира, мать и брат матери — представители земли.

ТЕКСТ 184-185

Дети, пожилые люди, бедные и больные считаются представителями небесной сферы, старший брат — представитель отца, жена и сын — представители тела отца, прислуга — представители его тени, дочь — представительница его милосердия; поэтому домохозяин должен терпеливо без гнева сносить от них обиды и оскорбления.

ТЕКСТ 186

Брахман, даже достойный даров, не должен привязываться к получению даров, поскольку подобная привязанность лишает его божественного сияния и духовной силы.

ТЕКСТ 187-188

Не владея искусством непривязанности, не зная правил принятия даров, описанных в священных писаниях, и как использовать дары в служении Богу, разумный брахман не должен принимать их, даже страдая от нужды, поскольку если он примет в дар золото, пищу, землю, лошадь, корову, топленое масло, одежду или зерна кунжута, — он станет подобным древесине, брошенной в огонь.

ТЕКСТ 189

Пожертвованные золото и пища принесут ему различные мучения, земля и корова станут источниками болезней тела, лошадь — болезней глаз (зрения), одежда — кожных заболеваний, топленое масло станет источником потери силы и энергии, а зерна кунжута — причиной потери потомства.

ТЕКСТ 190

Брахман, не исполняющий обетов, не совершающий аскез, не изучающий Веды, но любящий принимать дары, без сомнения отправится вместе с дарителем в ад, как корабль, сделанный из камня, погружается на дно океана.

ТЕКСТ 191

Поэтому если брахман не знает, как использовать дары (пожертвования) в соответствии с учением священных писаний, ему не следует принимать их, поскольку приняв даже самый незначительный дар, он погибнет, как корова, тонущая в болоте.

ТЕКСТ 192-193

Благочестивый человек, знающий законы дхармы, не должен давать даже незначительные пожертвования грешному брахману, не изучающему Веды и живущему подобно кошке или цапле, ибо пожертвования, данные подобному брахману, приносят несчастья и великие страдания обоим как в этом мире, так и в следующем.

ТЕКСТ 194

Они неизбежно отправятся в бездну невежества, как неизбежно низвергается на дно океана корабль, сделанный из камня.

ТЕКСТ 195

Дхармадваджа, лицемер и обманщик, выдающий себя за блюстителя закона религии, но всегда исполненный жадности, порока, оскорблений и клеветы, считается живущим подобно кошке.

ТЕКСТ 196

Брахман, притворяющийся смиренным и кротким, но живущий обманом и преследующий свои корыстные цели, подобен цапле.

ТЕКСТ 197

Брахманы, которые ведут себя подобно цапле и имеют характер кошки, вследствие своего недостойного поведения низвергаются в ад Андхатамисра.

ТЕКСТ 198

Брахман никогда не должен под прикрытием религии совершать греховную деятельность, обманывая женщин и шудр.

ТЕКСТ 199

Брахманы-лицемеры и обманщики осуждаются всеми святыми мудрецами, а плодами их обетов, исполненных под ложным предлогом, питаются ракшасы.

ТЕКСТ 200

Тот, кто ради получения пожертвований или пропитания, рядится в одежды святого, но ведет греховный образ жизни, в следующей жизни родится в звериной утробе.

ТЕКСТ 201

Не следует омываться в чужом бассейне или пруду, поскольку, омывшись в нем, человек принимает на себя часть греховных последствий владельца водоема.

ТЕКСТ 202

Использующий повозку, ложе, место для сидения, колодец или дом без разрешения владельца, принимает на себя четвертую часть его греха.

ТЕКСТ 203

Омовение необходимо совершать в реках, озерах и других естественных источниках воды, созданных божественной силой.

ТЕКСТ 204

Разумный человек должен всегда следовать принципам йамы (главным регулирующим принципам, самоконтролю), но он может не всегда следовать принципам нийамы (второстепенным правилам или обязанностям). Если человек не следует принципам йамы, а выполняет только второстепенные обязанности, его ожидает падение.

ТЕКСТ 205

Брахман никогда не должен принимать пищу с жертвоприношения, которое проводил невежественный дваждырожденный, не знающий Веды, сельский жрец, женщина или евнух.

ТЕКСТ 206

Жертвоприношение, совершенное подобными людьми, не приносит никакого блага и не удовлетворяет ни святых, ни полубогов. Поэтому его следует избегать.

ТЕКСТ 207-217

Брахман никогда не должен есть следующую пищу: пищу с жертвенного алтаря, которую предлагал безумный, разгневанный или больной человек; в которой оказались волосы или насекомые; которой намеренно коснулись ногой; на которую посмотрел убийца брахмана; к которой притронулась женщина в менструальный период, птица или собака; которую понюхала корова; которая была предложена голодному. Он также не должен есть пищу вора, певца, плотника, ростовщика, жреца, скряги, тюремного заключенного, грешника, евнуха, проститутки, лицемера, прокисшую пищу, несвежую, пищу от шудры, врача, охотника, злодея, роженицы; пищу, которая является нечистой в течение десяти дней; данную без должного почтения, мясную пищу; пищу женщины, не имеющей мужа или сына. Также брахман не должен есть пищу целителя, управляющего города, доносчика, лжеца; пищу, на которую кто-нибудь чихнул; пищу танцора, портного, неблагодарного человека, кузнеца, низкорожденного человека, актера, ювелира, торговца оружием, собакоеда, торговца спиртным, прачки; пищу из увеселительных заведений; пищу человека, в доме которого живет любовник его супруги; пищу того, кто стал танцующей обезьянкой в руках своей жены, и ту пищу, которая не приносит удовлетворения.

ТЕКСТ 218-220

Пища, данная царем, забирает духовную энергию, пища шудры лишает духовного знания, пища ювелира сокращает жизнь, пища ремесленника лишает потомства, пища прачки забирает силу, пища из увеселительных заведений лишает возможности достижения высших миров. Пища целителя подобна гною, пища проститутки — мужскому семени, пища ростовщика — испражнениям, а пища торговца оружием — нечистотам.

ТЕКСТ 221

Пищу прочих дарителей, последовательно перечисленных, и ту, которую брахман не должен принимать, мудрецы считают подобной коже, костям и волосам.

ТЕКСТ 222

Поэтому, случайно вкусив пищу любого из вышеперечисленных людей, необходимо поститься три дня и практиковать аскезы.

ТЕКСТ 223

Ученый брахман не должен есть пищу, приготовленную шудрой, не совершающим обряд шраддхи, но при отсутствии средств к существованию он может принять от него неприготовленную на огне пищу на одну ночь.

ТЕКСТ 224

Рассмотрев пищу скаредного брахмана, знающего Веды, и пищу щедрого ростовщика, полубоги пришли к выводу, что и та и другая — равны.

ТЕКСТ 225

Господь Брахма, придя к ним, сказал, что не следует ставить знак равенства между неравными вещами: поскольку пища щедрого ростовщика очищена добродетелью, тогда как пища скаредного брахмана нечиста из-за отсутствия добрых дел.

ТЕКСТ 226

Брахман должен всегда с великой верой совершать жертвоприношения и добродетельные поступки, честно зарабатывая себе на жизнь. Поступая так, он обретет вечное благо.

ТЕКСТ 227

Совершая жертвоприношения и благочестивую деятельность, необходимо с радостью в сердце щедро раздавать дары достойным людям.

ТЕКСТ 228

Если достойный человек что-то попросит, необходимо ему дать по мере своих возможностей, ибо дар достойному человеку освобождает дающего от греха.

ТЕКСТ 229-232

Дающий воду никогда не будет страдать от голода и жажды, дающий пищу обретет неубывающее счастье, дающий семена кунжута обретет желаемое потомство, дающий светильник обретет хорошее зрение, дающий землю никогда не будет испытывать недостатка в земле, дающий золото обретет долгую жизнь, дающий Дом получит великолепный дворец, дающий серебро обретет красоту, дающий одежды отправится на райскую планету Луну, дающий лошадь — к Ашвина-кумарам, дающий быка обретет процветание, дающий корову отправится на планету Солнце, дающий колесницу и ложе обретет добродетельную жену, дающий прибежище обретет царство, дающий зерно — блаженство, а дающий Веды отправится в нетленные миры.

ТЕКСТ 233

Из всех даров, будь то вода, пища, корова, одежда, золото или земля, дарование Вед (обучение ведическому знанию) превосходит всё.

ТЕКСТ 234

Дающий какой-либо дар с определенным мотивом, несомненно, обретет в следующей жизни то, что желает.

ТЕКСТ 235

Тот, кто с почтением предлагает дары, и тот, кто с почтением принимает их, отправляются на высшие планеты, в противном случае оба идут в ад.

ТЕКСТ 236

Никогда не следует гордиться аскетическими подвигами, говорить неправду, совершая религиозную деятельность, оскорблять брахманов, даже страдая от них, и рекламировать свою щедрость, пожертвовав что-либо брахману.

ТЕКСТ 237

Ложь разрушает плоды жертвоприношений, гордость разрушает плоды всех аскез, оскорбление брахманов сокращает жизнь, бахвальство своей щедростью разрушает благо, получаемое от даваемого пожертвования.

ТЕКСТ 238-239

Как белые муравьи медленно, но верно строят свой муравейник, точно так же брахман должен, исполняя свою дхарму, постепенно накапливать благочестие, не причиняя никому насилие, ибо в следующий мир его будут сопровождать не отец, мать, жена или родственники, но лишь дхарма.

ТЕКСТ 240

Одиноким человек рождается и одиноким умирает, так же как каждый наслаждается плодами собственной добродетели и страдает от собственных греховных последствий.

ТЕКСТ 241

После смерти его мертвое тело бросают, подобно полену или комку земли, родственники, отвернувшись, уходят, и только дхарма остается с ним.

ТЕКСТ 242

Поэтому необходимо всегда следовать путем дхармы (религии), накапливая высшую добродетель, ибо с помощью дхармы человек может преодолеть даже непроглядную тьму.

ТЕКСТ 243

Человек, строго идущий по пути дхармы, быстро избавляется от своих грехов, а в конце жизни отправляется в вечную обитель, обретая нетленное тело.

ТЕКСТ 244

Чтобы возвысить свою семью, необходимо общаться с возвышенными людьми, избегая общества низких людей.

ТЕКСТ 245

Благодаря возвышенному общению брахман обретает возвышенные качества, а общаясь с низкими людьми, он становится подобным шудре (обретает качества шудры).

ТЕКСТ 246

Брахман-грихастха, обуздывающий чувства, исполненный смирения, терпения, решимости, щедрости, независтливый и не причиняющий вреда живым существам, достоин отправиться в высшие миры.

ТЕКСТ 247

Он может принимать в дар топливо, воду, коренья, плоды, мед, пищу и покровительство в виде защиты от опасности.

ТЕКСТ 248

Господь Брахма также установил, что дар можно принимать даже от грешника, если он дает этот дар искренне и добровольно.

ТЕКСТ 249

У того, кто с презрением относится к такой милостыни, предки и полубоги не принимают подношение пятнадцать лет.

ТЕКСТ 250

Не следует отвергать пожертвования (дар или милостыню) в виде цветов, травы куша, дома, ложа, воды, драгоценных камней, йогурта, зерна, молока и зелени.

ТЕКСТ 251

Брахман может принимать пожертвования от любого для поддержания своих родителей, гуру, гостей и семьи, а также для проведения жертвоприношений полубогам, но использовать эти пожертвования для себя ему запрещается.

ТЕКСТ 252

Если его родители ушли из жизни или он живет отдельно от них, он может, заботясь о своем существовании, всегда принимать милостыню от благочестивых людей.

ТЕКСТ 253

Брахман может принимать пищу от старого друга своей семьи, пастуха, содержащего его коров, шудры, возделывающего его землю, своего слуги, а также от того, кто принял у него прибежище.

ТЕКСТ 254

Последний должен объявить о себе, о своем служении, качествах и способностях.

ТЕКСТ 255

Тот, кто говорит добродетельным людям о себе неправду, считается вором, обкрадывающим самого себя.

ТЕКСТ 256

Каждая вещь в этом мире определяется словом, имеет своим основанием слово и происходит от слова; тот, кто нечестен в речи, — нечестен во всем.

ТЕКСТ 257

Отплатив долг великим мудрецам, предкам и полубогам, брахман-домохозяин может передать все имущество и наследство сыну, а сам должен жить, развивая непривязанность и безразличие к этому миру.

ТЕКСТ 258

Он должен, сидя в уединенном месте, размышлять о благе вечной души, и так он, несомненно, достигнет высочайшего блаженства.

ТЕКСТ 259

Таковы вечные обязанности брахмана-домохозяина и перечень правил и предписаний для снатаки, увеличивающие в человеке добродетель.

ТЕКСТ 260

Брахман, изучивший Веды и живущий в соответствии с наставлениями Вед, освобождается от греха и достигает вечного духовного мира».

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

ТЕКСТ 1

Выслушав обязанности брахмана-снатаки, мудрецы обратились к Бхригу Муни, родившемуся из огня, со следующими словами:

ТЕКСТ 2

«О господин! Как может смерть одолеть брахмана, знающего Веды и исполняющего свою дхарму?»

ТЕКСТ 3

Добродетельный Бхригу, сын Ману, сказал: «О великие мудрецы! Сейчас я расскажу вам, по каким причинам смерть может забрать жизнь брахмана.

ТЕКСТ 4

Если брахман пренебрегает изучением Вед, нарушает правила приема пищи, пребывает в праздности и сходит с пути добродетели, смерть непременно уничтожит его.

ТЕКСТ 5-9

Дваждырожденный не должен принимать в пищу следующие продукты: чеснок, репу, лук, грибы; травы, произрастающие в нечистом месте; красные древесные соки, соки деревьев, плод шелу, испортившееся молоко коровы; рис, сваренный с кунжутом; пшеничные и рисовые лепешки на молоке, не предназначенные для жертвоприношения; мясо, очищенное масло для агнихотры, верблюжье и овечье молоко, молоко коровы в течение десяти дней после отёла, молоко стельной коровы; молоко коровы, потерявшей теленка, а также молоко однокопытных животных, всех диких животных, кроме буйволиного, а молоко женщины и прокисшее молоко также запрещены.

ТЕКСТ 10

Из прокисших продуктов пригодна для еды простокваша и все сделанное из нее, а также соки из чистых цветов, кореньев и плодов.

ТЕКСТ 11-13

Нельзя употреблять в пищу мясо однокопытных животных; всех плотоядных птиц, живущих в селениях; и таких птиц как воробей, плава, лебедь, чакравака, петух, ворона, дятел, скворец, птиц-хищников, водоплавающих птиц, питающихся рыбой, цапли, журавля, трясогузки.

ТЕКСТ 14

Также запрещено употреблять в пищу плоть кабанов, свиней и животных, питающихся рыбой.

ТЕКСТ 15

Тот, кто принимает в пищу мясо любого животного или рыбы, именуется пожирателем плоти.

ТЕКСТ 16

Рыбу патхину, радживу, синхатунду, сушалку и рохиту, которые были предложены на жертвоприношении полубогам и предкам есть не запрещено.

ТЕКСТ 17-18

Нельзя принимать в пищу плоть животных, живущих в одиночку, неизвестных животных и птиц, а также животных с пятью когтями, дикобраза, ежа, ящерицу, черепаху и верблюда.

ТЕКСТ 19

Брахман, умышленно вкушающий грибы, наслаждающийся плотью животного или птицы, принимающий в пищу чеснок, лук или порей, совершает грех.

ТЕКСТ 20

Однако съев неумышленно вышеупомянутую пищу, необходимо совершить искупление под названием самтапана, или лунное покаяние отшельников, в других случаях необходимо поститься один день и одну ночь.

ТЕКСТ 21

Один раз в год брахман ради очищения должен налагать на себя епитимью за неумышленное вкушение запрещенной пищи, а если случается осознанно принять запрещенную пищу, он должен совершить суровую епитимью.

ТЕКСТ 22

Брахман может приносить в жертву некоторых животных во время ягьи для определенных целей, как некогда поступал Агастья Муни.

ТЕКСТ 23

В древности на жертвоприношениях, совершавшихся брахманами и кшатриями, использовались подношения из мяса животных и птиц, дозволенных для употребления в пищу.

ТЕКСТ 24

Пищу, которая была предложена на алтаре жертвоприношений, даже если она несвежая, можно использовать для еды.

ТЕКСТ 25

Блюда из пшеницы и ячменя, даже если они черствые, а также приготовленные на молоке, брахманы могут употреблять.

ТЕКСТ 26

Таковы правила и предписания употребления пищи для дваждырожденных. Теперь я опишу правила употребления в пищу мяса и воздержания от него.

ТЕКСТ 27

В древности человек мог употреблять в пищу мясо, очищенное водой, которое было предложено на алтаре жертвоприношения, и в голодные времена, когда жизнь человека стояла на грани смерти.

ТЕКСТ 28

Творец всех живых существ, Праджапати, предназначил одно живое существо в пищу другому; движущиеся и неподвижные являются пищей для поддержания жизненного духа.

ТЕКСТ 29

Неподвижные живые существа являются пищей для движущихся существ; не имеющие зубов являются пищей для тех, кто имеет зубы; не имеющие рук являются пищей для тех, кто имеет руки, слабый является пищей для сильного.

ТЕКСТ 30

Тот, кто ест то, что предназначено ему в пищу, не совершает греха, ибо творец создал одно существо, предназначенное в пищу другому.

ТЕКСТ 31

Употребление в пищу мяса (плоти) может иметь место только при жертвоприношении, таково божественное установление, использование в пищу мяса при других обстоятельствах, считается деятельностью ракшасов, пожирателей плоти.

ТЕКСТ 32

Если человек ест мясо, предложенное на жертвоприношении предкам и полубогам, он не оскверняется грехом.

ТЕКСТ 33

Дваждырожденного, который, зная вышеописанное правило, ест мясо, пренебрегая законом религии, после смерти будут пожирать те существа, чью плоть он ел при жизни.

ТЕКСТ 34-35

Грех человека, который убивает животное ради поддержания жизни, не так велик, как грех того, кто поедает плоть животного ради наслаждения языка.

ТЕКСТ 36

Брахман, высокообразованный человек, не должен принимать в пищу мясо, плоть животных.

ТЕКСТ 37

Желая съесть плоть, он может сделать животное из коровьего масла или из муки и съесть его, но он не должен убивать ради прихоти языка.

ТЕКСТ 38

Убийца животных столько раз примет насильственную смерть в будущих рождениях, сколько волосков на теле убитых им животных.

ТЕКСТ 39

Творец вселенной дозволил приносить в жертву животное только на священном жертвоприношении (ягьи) для блага всего мира, поэтому убийство при жертвоприношении не является убийством.

ТЕКСТ 40

Травы, скот, деревья, дикие животные и птицы, принесенные в жертву на священном жертвоприношении, — в следующей жизни принимают более высокое рождение и получают духовное благо.

ТЕКСТ 41

Животное приносят в жертву только при обряде шраддхи, посвященном предкам, и жертвоприношении полубогам, — таково указание Ману, прародителя человечества.

ТЕКСТ 42

Дваждырожденный, познавший истинный смысл Вед, принося животное в жертву на жертвенном алтаре, сам получает благо и возвышает душу животного.

ТЕКСТ 43

Однако дваждырожденный никогда не должен причинять насилие или вред животным (живым существам) без санкции Вед.

ТЕКСТ 44

Насилие, которое Веды не запрещают, не является насилием, ибо Веды, изошедшие из Верховного Господа, дают священные законы религии всему человечеству.

ТЕКСТ 45

Тот, кто ради собственного удовольствия убивает невинное животное или причиняет вред живым существам, в этой жизни и следующей испытает мучительные страдания.

ТЕКСТ 46-47

Тот, кто желает блага всем живым существам и избегает причинять насилие кому бы то ни было, обретает вечное блаженство и без усилий достигает того, к чему стремится.

ТЕКСТ 48

Плоть другого живого существа невозможно получить без убийства или насилия, которые лишают человека возможности достичь высших миров и вечного счастья.

ТЕКСТ 49

Зная, что без насилия и убийства невозможно получить плоть других живых существ, человек должен отказаться от употребления в пищу любого мяса.

ТЕКСТ 50

Тот, кто не принимает в пищу мяса, пользуется всеобщим уважением и не страдает от тяжелых болезней.

ТЕКСТ 51

Человек, дающий разрешение на убийство животного; расчленяющий тушу животного, убивающий, покупающий мясо, продающий, готовящий из мяса пищу, подающий мясо к столу и тот, кто ест мясо, — все причастны к убийству животного и поэтому считаются убийцами.

ТЕКСТ 52

Тот, кто, предлагая на жертвоприношении предкам и полубогам плоть животных, пытается наслаждаться вкусом мяса и увеличить объем своего тела — величайший грешник из всех грешников.

ТЕКСТ 53

Результаты благочестия того, кто совершает в течение ста лет ашвамедха-ягью, и того, кто не ест мяса — одинаковы.

ТЕКСТ 54

Воздерживающийся от употребления в пищу мяса достигает того же результата, что и отшельник, питающийся кореньями и плодами.

ТЕКСТ 55

Слово мясо (мамсах) означает — я (мам) пожираю его (сах), а в будущем он съест меня (мою плоть). Так мудрецы объясняют слово «мясо» (мамсах).

ТЕКСТ 56

Если человек воздерживается от употребления мяса, одурманивающих средств и плотских удовольствий, он обретает величайшее благо.

ТЕКСТ 57

А сейчас я расскажу о процессе очищения умерших для всех сословий, а также об очищении различных вещей и предметов.

ТЕКСТ 58

Если ребенок умирает до того момента, как у него прорежутся зубы, или после этого периода, или после посвящения священным шнуром, — считается, что все его родственники нечисты, также как и при его рождении.

ТЕКСТ 59

Период осквернения (нечистоты) длится в течение десяти дней для кровных родственников умершего, или до собирания костей, или три дня, или одну ночь и один день.

ТЕКСТ 60

Родство кровных родственников прекращается седьмым человеком, родство дальних родственников прекращается, когда происхождение и родовое имя неизвестно.

ТЕКСТ 61

Тот, кто стремится к совершенной чистоте, должен соблюдать те же правила при рождении ребенка, что и в период нечистоты в отношении смерти для кровных родственников.

ТЕКСТ 62

Период нечистоты по причине смерти распространяется на всех кровных родственников, тогда как нечистота по случаю рождения распространяется только на родителей, или только на мать, поскольку отец становится чистым, совершив омовение.

ТЕКСТ 63

Мужчина, извергнув семя, оскверняется, но становится чистым после омовения, а после полового общения с женщиной он оскверняется на три дня.

ТЕКСТ 64


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.257 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь