Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биопсихосоциодуховная структура человека, как общечеловеческая норма и идеология для добровольного и гармоничного объединения людей и стран



 

Для того, чтобы устранить угрозу мирового терроризма и экстремизма нужно перезагрузить современное разделенное, разрушающееся, деградирующее человечество на объединение, мирное развитие и процветание. Для этого нужна система представлений о себе и мире, то есть идеология, а также формат правильных взаимоотношений между собой и всеми составляющими жизни – организмом, природой, семьей, обществом, Вселенной, Богом и т.д.

Для адекватной и гармоничной интеграции человека с миром, радикально устраняющей экстремизм и терроризм, нужно знать по какому замыслу мир устроен и упакован, всего его элементы (пазлы) и общую конструкцию (картину) их правильного сложения, без пустых ячеек, накладок и разрывов, на всех уровнях - от атома до космоса. Кроме элементов, образующих мир, необходимы знания объективных законов их сборки в конструкции, адекватного совмещения материальных конструкций с социальными и духовными. Для выполнения этих задач нужны соответствующие образы, идеи, технологии, методики. Мы с 2005 г. используем и рекомендуем коллегам, разработанную нами доктрину потребностно-иерархической (матрешечной) структуры человека и общества в формате современной научной парадигмы.

 Современная наука, международная администрация (Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ) и религии, определяют человека как существо биопсихосоциальное, то есть имеющее биологические, социальные и психологические (душевные и духовные) потребности. Содержание понятия разработал русский академик В.М.Бехтерев. Термин предложил Engel G. Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как – «состояние полного физического, душевного (духовного) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

  Основные потребности человека надо не только определить, но и соединить между собой в живую, функционирующую конструкцию, соотнести между собой по конфигурации, размерам, масштабам, по функциональной значимости, по целевой направленности, определить критерии нормативности. Мы представляем биопсихсоциодуховную, потребностно-иерархическую структуру человека в образе матрешки с нормативным возрастанием масштабов потребностей от биологических через социальные к духовным Рисунок № 1.

Образ голограммы также корректен, потому что, в каждом проявлении человека эта закономерность сохраняется. Соотношение и иерархию потребностей можно представить в виде секторов в круге или уровней в кубе или пирамиде (Маслоу). Образ матрешки отличается тем, что он замкнутый, более жесткий и однозначный, даже принудительный. Попытки изменить нормативное соотношение потребностей приводят к разрушению всей конструкции. Как, например, если внутренняя матрешка в укладке увеличится в масштабах или отклонится от оси, то это сожмет, деформирует и разорвет все последующие фигуры и разрушит всю матрешечную укладку на фрагменты. Предполагаем, что это и будет концом света, о котором предупреждали пророки.

Рисунок № 1. Соотношение биологической, социальной и духовной составляющих в потребностно-иерархической биопсихосоциальной структуре человека

Биологическая организация человека формировалась тысячи лет. Она стабильна и предназначена для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах тела. Во все эпохи для обеспечения жизни и деятельности организм нуждался в одних и тех же строительных и энергетических ресурсах - воздухе, воде, еде, тепле, одежде и др. Их можно точно рассчитать по физиологическим и гигиеническим нормам. Для самого полного и гармоничного удовлетворения всех биологических потребностей человеку нужно не так уж много.

  В России определен прожиточный минимум продуктов, вещей и денег, на который можно жить взрослому человеку, в том числе депутату и олигарху. Ведь их биологическая организация такая же, как у рядовых граждан. Миллиарды рублей, тем более долларов, человек физически не сможет проесть и пропить, потратить на одежду и жилье. Нет смысла так много «зарабатывать». Десяти прожиточных минимумов, рассчитанных  для наших соотечественников, гарантированно хватит любому человеку. Качества и количества здоровья и лет жизни миллиарды не прибавляют, но добавляют страхи разоблачения, морального и правового осуждения, ограбления, отравления, божьего наказания и др.

   Масштаб биологических потребностей жестко ограничен запросами поддержания внутреннего физического и химического баланса (гомеостаза). Как недостаточное, так и избыточное потребление даже самых полезных продуктов причиняет не пользу, а вред здоровью. Избыток белков ведет к подагре, жиров – к ожирению, углеводов – к диабету и ожирению, витаминов – к гипервитаминозам и т.д. 

В процессе воспитания и образования знания об этом нужно давать людям и формировать у них навык добровольного ограничения потребления в соответствии с научно разработанными нормами и рекомендациями, для своего же блага, на основе разумного эгоизма.

 Биологическая составляющая жизни задана свыше, ее не выбирают. Люди, различающиеся по социальным и духовным характеристикам, похожи по способу зачатия, рождения, дыхания, питания, общения, размножения, смерти. Это объединяет людей различающихся по финансовым, социальным, национальным, религиозным и другим признакам. В биологической организации человека, в его клетках, органах и системах нет рынка, демократии, коррупции, экстремизма и терроризма. Творец не вложил их в Человека, которого Он создал по своему образу и подобию. Жить можно и нужно без этих «изобретений» социума. Включение этих знаний в  школьные программы можно использовать в воспитательных целях, для профилактики асоциального поведения, радикализации, коррупции, экстремизма и терроризма.

  

Социальная организация жизни людей предназначена для обеспечения их целостности и гармоничности в пространстве общества.

 Социальные потребности человека - семья, друзья, профессия, образование, работа, деньги, отдых, средства связи, развлечения, профессиональный и социальный рост, признание и соблюдение гражданских прав и законов, государство, власть и др. Масштаб этих социальных потребностей соответствует среднему контуру в матрешке. Он больше масштаба биологических потребностей, но он также достаточно определенный, и меньше масштаба духовных потребностей.  

  Людям нужна одна семья, одна любимая профессия, постоянное место работы и проживания, свой вид спорта, одна компания «старых» друзей, одна Родина. Нужна зарплата, позволяющая обеспечить запросы семьи в образовании, лечении, отдыхе и т.д. Эти социальные потребности известны, их масштаб можно определить и просчитать, включить в прожиточный минимум и минимальную оплату труда. Они  естественным образом ограничены нижестоящими биологическими и вышестоящими  нравственными потребностями человека. Для полного и гармоничного удовлетворения нормальных социальных потребностей миллиарды тоже не требуются. Альберт Энштейн написал знаменитый «рецепт счастья»: «Спокойная и скромная жизнь приносит больше радости, чем стремление к успеху в сочетании с постоянным беспокойством».

  Если биологическая и духовная организация человека жестко заданы свыше, то в социальной организации есть свобода выбора и высокая вероятность искушений. Люди вольны выходить за разумные границы потребления – проявлять чрезмерный эгоизм, жадность, безответственность, беспредел, употреблять психоактивные вещества, обманывать, присваивать чужое и т.п.

  В социальной составляющей жизни происходят революции, войны, реформы, межконфессиональные конфликты, развивается преступность, коррупция, фрагментация и поляризация общества на богатых и бедных, радикализация обиженных и униженных несправедливостью, зомбированных адептами новых религий, культивирование экстремизма, терроризма и других социальных феноменов, разрушающих биологическую и духовную составляющие жизни человека и общества.

 Отрыв социальных потребностей от биологических и духовных приводит к разрушению соматического и психического здоровья, социальной и нравственной деградации. Это подтверждают закономерности развития всех зависимостей.

Формы организованного протестного поведения – демонстрации, майданы, экстремистские, террористические организации и др. имеют социальную и псевдодуховную мотивацию – бороться за «свою» справедливость, за свою свободу, ликвидировать других-чужих, присоединиться к смелым отважным из своих, стать героем, попасть в рай.

Освобождение социальных потребностей от контроля тела, души и Духа, закономерно и неотвратимо приводит к разрушению нормативности всей биопсихсоциодуховной структуры человека и общества.

  Наш коллега – православный врач психиатр-нарколог Николай Каклюгин выразил это суждение графически на Рисунке № 2.

Рисунок № 2. Жизненный маршрут человека, свободного от духовных потребностей и обязательств

 

Из рисунка видно, что выбор стиля жизни без нравственных целей проявляется деструктивным поведением в социуме и преждевременной биологической смертью. Отвержение Духа создает проблемы в социуме и сокращает жизнь. Неспособность ограничить потребление нравственными, социальными и правовыми нормами «одних», неизбежно ведет к нищете, бедности, необразованности, безработице «других», порождает у них протесты, создает социальную напряженность, нестабильность, радикализацию, экстремизм, терроризм и другие угрозы национальной и международной безопасности. Корни экстремизма растут из ослабления духовного контроля социума, нарушения принципов справедливости, совести, ответственности в отношениях между людьми.

Для сохранения здоровья людей и стабильности общества нужно всем добровольно, на основе психологии разумного эгоизма и нормальной физиологии работы мозга, сохранять нормативную иерархию масштабов и приоритетов биологических, социальных и духовных потребностей у себя и у других людей.

 

      Духовная (душевная) организация человека предназначена для целостности и гармоничности человека в пространстве семьи, общества, Чело-вечности. У нее нет биологических, социальных, территориальных и временных границ.

Если биологическая и социальная составляющие человека прекращают свое существование сразу после его смерти, то духовная составляющая личности живет намного дольше, пока о нем помнят люди. Есть множество примеров духовного бессмертия. Вошли в историю авторы великих научных открытий, врачи, полководцы, герои, писатели, скульпторы, художники, умершие сотни и тысячи лет назад. Их биологические и социальные характеристики совершенно не важны для потомков. У них вызывает интерес духовное наследие предков, сумевших ответить на «вечные» вопросы о смысле жизни, добре и зле, любви, счастье, подвиге..., точно и ярко выразить душевные переживания - чувства,  мысли и образы в рукописях и творениях искусства, которые вызывают душевный отклик у потомков, воспитывают, учат, развивают их, направляют и приближают к вечным сакральным ценностям.

Духовность проявляется добровольным принятием и исполнением замысла Творца, создавшего человека по своему образу и подобию, и завещавшему любовь к ближнему, как к самому себе, доброту, милосердие; ответственность за детей, больных, стариков, за прирученных животных, за сохранение природы; нестяжательность, совесть, справедливость; способность смело и умело защищать семью, род, веру, культуру, традиции предков, страну.

Дух никому не принадлежит, его нельзя отнять или уничтожить. Это энерго-информационное проявление Творца. Духовность принимается добровольно. Многим она не нужна, потому что ограничивает возможности становиться богатыми и властными. Авторы и исполнители программы сокращения человечества с 7,3 до 0,5 миллиарда человек, духовные ценности отвергли и уничтожают их в человечестве. Они применяют социально-психологические, манипулятивные технологии лжи, создания мифов, угроз, образов врагов, провокаций бунтов, революций, войн, которые поддерживают оружием, охотно «помогают» воюющим как можно дольше и эффективнее уничтожать друг друга, зачищать планету от людей, и при этом богатеть.   

  Развитие духовности, восстановление совести и справедливости в социуме, особенно среди людей руководящих, принимающих ответственные решения, является самым незатратным и в то же время самым надежным средством устранения коррупции, воровства, наркомании, алкоголизма, радикализации, экстремизма, терроризма и других современных пороков. Это соответствует национальным традициям русского народа, которому дано предназначение быть носителем и стяжателем Святого Духа. Запад предпочитает стяжать золото...

В нашей потребностно-иерархической, биопсихосоциодуховной структуре человека духовные (душевные) потребности образуют внешний контур, граничащий с Космосом, Вечностью (Богом). Поэтому Духовность, а не социальный и не финансовый статус, определяет масштаб личности, цели и смыслы ее деятельности, стратегии и средства их достижения, оформляет всю структуру человека и общества. Идеология политической элиты Запада и современных прозападных российских чиновников ограничена рамками потребления и двойными стандартами его регулирования. В ней нет высоты, простора и красоты духовной составляющей. Она двухмерная – био-социальная, а не многомерная, как наша - био-психо-социо-духовная. Надо не Российскую идеологию сдавать, упрощать и опускать до западного стандарта, а наоборот Западную развивать и поднимать до Российской.

Если не игнорировать графический и звуковой образ слова «зап-ад», то он по созвучию ассоциируется с образами «западение» и «западня». В географическом смысле запад - направление, в котором исчезает солнце, свет и тепло, начинается ночь с определенными страхами и искушениями….В политическом смысле – западня (капкан, петля на шее из советников, кольцо из военных баз по внешним границам) для отнятия наших богатств. Надо ли нам, стремиться туда и что-то переносить оттуда на территорию страны, над которой Солнце в зените 9 часов в сутки, и у которой крупнейшие запасы всех природных и человеческих, душевных и духовных ресурсов?

    На этот вопрос ответил немецкий философ В. Шубарт в книге «Европа и душа Востока» (1938): «Не европеец, а русский имеет ту душевную установку, с которой человек может оправдать свое извечное предназначение. Он руководствуется абсолютом, вселенским чувством, мессианской душой. В главных вопросах бытия европеец должен брать за образец русского, а не наоборот. Если европеец хочет вернуться к вечным целям человечества, ему следует признать русско-восточную оценку мира. Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз – как на салон, немец – как на казарму, русский – как на храм».

 Напомним высказывание Генерального секретаря ООН о том, что «Мир полон противоречий,…утрачивается чувство мирового сообщества… Среди людей царит разобщенность. Политические споры ужесточаются». Надо ли Россию встраивать в такую мировую экономику и политику? Добиваться любви и дружбы у западных партнеров? На эти вопросы ответил выдающийся отечественный геополитик генерала А. Вандам: «Хуже войны с англосаксом может быть только дружба с ним»

В настоящее время социальная составляющая жизни народа под влиянием запада перестала соответствовать биологической и духовной составляющим, но это поправимо. 

Доктрина потребностно-иерархического, триединого образа человека и общества ассоциируется с привычным образом солнечной системы, в которой орбиты планет входят одна в другую как матрешки, с образом планетарной модели атома и экстраполируется на множество биологических и социальных структур. Образ матрешки-голограммы имеет большие перспективы использования в воспитании и образовании для интеграции человека в природу, социум, историю, культуру, вечность и восстановления естественных связей, взаимных переходов между ними, разорванных в результате реформ. Приоритетной ценностью отдельного человека и всего общества должна стать жизнь, так как только при ее наличии возможно развитие.

Для практического использования описанной модели в медицине, психологии, социологии и других сферах нами в 2009 г. в книге «Самозащита от кризиса» предложена идея методики объективной оценки биологических, социальных и духовных характеристик человека и их регистрации. Например, в виде 3 цифр по 3 шкалам, в 3-х баллах: 1.2.3 – выраженность биологических потребностей 1 балл, социальных –2, духовных 3 балла. Это норма. А, например, 3.2.0 – биопсихосоциальный профиль человека с приоритетом и максимумом биологических потребностей – 3 балла, социальных потребностей, направленных на потребление – 2 балла, отсутствие духовных потребностей – 0 баллов.

 

  Описанная биопсихосоциодуховная структура человека и общества – это доктрина современной идеологии, наполняющей идеологический вакуум, мотивирующей переформатировать мировую политику и экономику, развернуть их на гуманизацию и развитие на принципах справедливости, совести, ответственности и любви.

 Это современное, инновационное направление для профилактики всех форм саморазрушения, в том числе экстремизма и терроризма. Оно соотвествует задачам, поставленным в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»: «создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику,  «повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе  традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, к которым относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины». [3].

Глава 3


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь