Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 1. Объект и предмет социологии культуры.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Билет 2. Основные отличия социологии культуры от общей социологии Общая социология имеет дело с двумя исходными утверждениями: 1) общество есть реальность особого рода; 2) реальны индивиды и их межиндивидуальные отношения. Если одно из них принимается без доказательств, то оно становится методологическим постулатом, который определяет характер общей теории: или социологический реализм или социологический номинализм. Принять без доказательств одновременно оба утверждения невозможно: их совместимость неочевидна, следовательно, нуждается в доказательствах. Возникает вопрос о способах доказательства. Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, которая позволяет понять общество как единую объективно-субъективную социальную систему; б) акцентирует внимание на социальных или асоциальных действиях личностей; в) анализирует и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий. Билет 3. Основные отличия социологии культуры от общей культурологи Культурлогия — гуманитарная наука, основанная на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных «представительных» вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль и наука. В каждом из этих вариантов существует своя система «постижения» тех смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов. Это предмет гуманитарного культуроведения, занимающий столь существенное место в просвещении, во всех ответвлениях филологического образования и в духовной жизни общества и человека. С к предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанном на объективном и аналитическом, не «погруженном», а «отстраненном» взгляде на культурную жизнь общества. Это освоение не «идеалов», «вечных образцов», «внутренних смыслов» и «подлинных ценностей», а движущих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общностей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и политикой.Другое важное отличие с к заключается в том, что социологический взгляд не ограничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких как смена технологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такой культурологии становится и повседневная жизнь общества. Билет 32. Социальный опыт. Культура рассматривает социальный опыт и коллективную память. В связи с этим формируется понятие социокультурной памяти. Это понятие сформировал Федоров. Он считал, что культурная память связующее звено между поколениями. Затем Тоффлер сформировал понятие социальной памяти. Он считал, что есть индивидуальная память, а есть социальная. Индивидуальная умирает вместе с человеком, а социальная способствует человечеству. Без социальной памяти человечество вымерло бы. Понятие культурная память сформировал Ян Ассман. Он понимает ее как социальные опыт, но высказал, что культурную память нельзя игнорировать, иначе она настигнет человека, даже если он этого не хочет.Лотман формирует понятие - память культуры.Он трактовал ее с точки зрения семиотики. Считал, что каждое поколение может по своему ее интерпретировать. СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ — важнейшая содержательная компонента культуры. С.о. накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей. 1 культурная функция С.о. заключается в аккумулировании способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей (прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистич. и иных социально безответств. проявлений человека, повышение взаимопонимания, толерантности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п.) Вместе с тем разнообразие природных и истор. условий и обстоятельств, в к-рых существуют разные сооб-ва является одним из осн. источников напряжений и конфликтов между разл. сооб-вами и их членами. Существ. часть межэтнич., межконфессиональных и межгос. противоречий и столкновений связана с несовпадением локального С.о. конфликтующих сооб-в. Т.о. 2 функция С.о. — аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов. 3 функция С.о. — социальное воспроизводство сооб-в — трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. Содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. и есть С.о. данного сооб-ва, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкулыпурации нового поколения. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов С.о. также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творч. самовыражения. Т.о., С.о., если он и не тождествен всей культуре во всем многообразии ее форм и артефактов, является квинтэссенцией ее содержания, продуктом истор. селекции разл. технологий удовлетворения человеч. интересов и потребностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики сооб-в и их социального воспроизводства. Билет 1. Объект и предмет социологии культуры. Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зрения, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры. Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой. Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д. Объект социологии. В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса осмысления членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения. Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного произведения имеют цель — донести смысл до читателя. Компоненты культуры обладают относительной независимостью существования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки. Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природными и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказывает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным условиям, но и сами изменяют их. Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточняется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предмета социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокультурного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жизни российского общества. Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, территориальная и др.); класс; социальная группа; личность. Предметом могут быть объективные и субъективные факторы материальной-, социальной, духовной культур и взаимосвязи между ними. В настоящее время в мировой социологии культура выступает как собирательное понятие (т.е. социология всех основных ее структурных элементов): социология различных видов творческой деятельности; проблемы межкультурного взаимодействия общностей (диалога и конфликта); воздействие культуры на социально-исторический процесс; на основные социальные институты (семью, экономику, политику и др.) и их деятельность. Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодействия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов применительно к культуре как предмету изучения. Например, социологический анализ процессов образования предполагает: выделение институциональных образовательных структур (дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие учебные заведения); фиксирование нормативных функций, закрепленных за ними; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих заведений; изучение навыков, ими транслируемых; выделение расхождений между запросами и реальным массовым уровнем образования, анализ возможных способов преодоления этих расхождений; разработка соответствующих социокультурных технологий, и оценка последствий их применения и др. Социологический анализ содержания общественной жизни требует знания границ понятия «культура». Социология — одна из наук об обществе, наряду с социальной психологией, политологией, этнологией, демографией, экономикой, правоведением, историей, социально-культурной антропологией и культурологией. Эти и многие другие науки, а также социальная философия, изучают общество, общество — объект этих наук. Предмет общественной науки — это некие аспекты существования общества, изучаемые данной наукой. В качестве отраслевой социологической дисциплины социология культуры имеет историю особую, совершенно не схожую с такими, например, направлениями, как социология труда, досуга или семьи. Предмет социологического анализа в данном случае трудно схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа. Социология культуры как исследования культурной коммуникации. Ни история, ни теория культуры, ни искусствоведение, ни эстетика не могут отказаться от анализа социальной обусловленности феноменов. В новейшей книге Л.Г.Ионина «Социология культуры» ее предмет определяется так: «Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и инструментами и применительно к конкретно-историческим ситуациям». Социологию культуры поэтому можно рассматривать как метасоциологическую дисциплину в рамках структурального, функционалистского и системного подходов. Одно из возможных направлений вычленения предмета социологии культуры — рассмотрение культуры в концептуальных рамках коммуникативных процессов (В.А.Конев). В принципе можно выделить четыре основных элемента культурной коммуникации: 1) создатель культурной ценности; 2) созданное им произведение; 3) продюсер, обеспечивающий материальные возможности исполнения, копирования, тиражирования, распространения тех или иных культурных ценностей; 4) публика (аудитория), воспринимающая произведение культуры. Эта концепция дает неплохие основания для рассмотрения прежде всего эмпирических исследований в отечественной социологии культуры, советского ее периода в особенности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы