Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 5. Социологическая антропология и социология культуры: элементы общности и различия.
Теория культур Лесли Уайта. Середина и вторая половина 20в Основные работы: Университетский курс «культурология», который он прочел в 1930-1931 гг Наука о культуре(1949), «Эволюция культуры» (1959) Понятие социокультурных систем ключ к пониманию племен и наций(1975) Определенной чертой является принцип эволюционизма. 3 вида процессов в культуре: 1)Временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных явлений. 2)Вневременные процессы, структурные и функциональные аспекты культуры. 3) Формально-временные процессы, в которых является как временная последовательность форм. Эволюция – процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияний элементов культуры. Понятие культуры: Общество и культура – разнопорядковые явления. Общество – скопление живущих вместе организмов, представляющих питательное, защитное и воспроизводящее поведение. Культура – как внетелесное внадорганизменная традиция, (экстросомматическая) ведущую роль в которой играют символы. Культура определяет саму себя. В связи с этим отличие человека от животных – символическое поведение. Рассматривая соотношение человека и культуры, он полагал, что человек играет роль только в процессе эволюции. На первом плане сочетание культурных форм, из разновидности. Он ввел понятие «энтропия»(степень организованности процессов). Настаивал на том, что культура включена в процессы глобального космического взаимодействия. Критерий прогресса в возрастании количества энтропии используемого общностью. Практически отождествляет уровня технологического и культурного развития. Культурная система состоит из 3х уровней. Философский, социологический и технологический, где социологический стоит между ними. Кребер (Америк.антрополог, сер и вторая половина 20в).Он изучал культуру индейцев Америки. На него большое влияние оказали философы, которые породили герменевтику: Рикерт, Виндельбанд – они рассуждали о различиях между гуманитарными (носят описательный характер) и техническими (генерализирующий храктер, установление закономерностей) науками. Кребер отрицал, что развитие культур подчиняется общим закономерностям и единой линией развития. (против Уайта). Он разделил антропологию на 2 области: эмпирическую (опытную и практическую.пр.социология) и теоретическую (культурология).Он испытал влияние концепции понимания. Свои идеи он изложил в работе «Конфигурация культурного роста». Он понимал культуру как систему элементов сцепленных определенным способом, образующих целостность, определенную модель, образей, тип. В типах культур можно выделить форму и содержание, внешнее и внутренние аспекты развития. Что подчеркивает противоположность эмпиризма. Он полагал, что каждой культуре присуща определенная идея. Недостаток в этом – субъективизм, поэтому типология получилась необоснованной. Он считал, что культура имеет суперорганическую сущность, не сводимую к закономерностям органического и неорганического мира. Он обозначал это как дух, культурную энергию. Кребер эту энергию изучал на материале периода расцвета культур. Задумывая о расцвете культур он ввел типологию расцветов культур: 1 тип – целостный расцвет культур. 2 тип – односторонний, духовный расцвет культур. Длительнсоть жзненого цикла где-то 1, 5 тыс.лет. В 1948 г – «Антропология» Кребер – роль человека понималась кА творческая. Он ввел понятие Этос (система идеалов, ценностей, доминирующих в культуре и имеющих тенденцию контролировать поведение ее членов). Человек включается в культуру путем сопереживания и усвоения ее ценностей.Он так же полагал, что есть культура ценностная и реальная. Херсковиц.создатель культурного релятивизма (относительность). Он занимался культурой примитивных народов (негров). Его книга «Культурная антропология» 1948-55гг Он высказался прости теории детерменизма (причинность). Херсковиц возражал против расистских объяснений культур, географического детерминизма, экономического детерминизма. Он был простиником идеи единой закономерности в истории мировых культур. Он считал, что прогресс относительная катерогия. Считал, что каждая культура развивается по разному и имеет свое направление, общая закономерность отсутствует. Культура – созданная человеком среда, сумма поведения и привычного способа мышления людей, образующих данного общества. (Появился психологический подход). Херсковиц полагал, что каждая культура уникальна. Уникальность определяется культурным фокусом. Культурный фокус подразумевает систему о желаемом, идеальную модель поведения. Он особое внимание уделял формам культурной изменчивости. Он рассматривал формы: культурная диффузия, культурный конфликт. Херсковиц разделял понятие культура и общество. Культура – способ жизни людей. Общество – организованный агрегат индивидов, ведущих данный образ жизни. В центре оказывается человек. Он ввел понятие энкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры. Принцип релятивизма (относительности) в признании и равновесии культурных ценностей созданных и создаваемых разными народами. Он переводил этот принцип на индивида. Формулируя теорию культурного релятивизма Он выделил 3аспекта: 1)методологический, 2)философский, 3)практический. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы