Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 33. Рациональная и символическая составляющая в культурных текстах. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Текст – это знаково-символическая система, имеющая социокультурный смысл. Они могут быть по разному закодированы. Языком культуры, в широком смысле слова, понимают те средства, знаки, символы и тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникацию друг с другом, ориентироваться в языке культуры. Это универсальная форма осмысления реальности. По средством языка выражается смысл культуры, так же мы можем понимать социокультурную действительность. Он является структурным элементом культуры. Семиотика – наука о знаковых системах или семиозе культуры. Возникла в 30гг 20в. Ее основателем считается философ Пирс. Русская традиция восходит к таким ученым как Потебня, Пропп, Лотман. Знак понимается как некий объект или символ, который воспринимается с помощью чувств. Уровни в знаке: 1)материальная форма( пр.стол) 2)предметное значение (его форма) 3)смысловое значение(мода, стеклянный столик) 4)оценка (применение с точки зрения эстетических свойств и личной функциональности) 5)переживание (эмоции, историческое значение) Первые три уровня в знаке – это объективное, то, что оно отражает. А последние два уровня есть некий субъективный уровень знака 3 области изучения: семиотика (отношение к знаку вне знаковой реальности, т.е. выявление смысла), синтактика (отношение знака к другому знаку), прагматика (сфера отношений между знаками и теми, кто ими пользуется). С точки зрения интерпритации знак имеет две стороны: воспринимаемую (форма) и информационную (смысл). Знак – результат длительного соглашения. Знаки бвыают природные и искусственные. Знаки можно классифицировать в зависимости от органов чувств. Иконические знаки – форма сходна с содержанием и непосредственно его отражает (картина). Индексальные знаки – близость формы и содержания в пространстве и времени и как правило есть объективная связь (запах дыма, симптомы болезни). Символические знаки – связь устанавливается произвольно (цвет-флаги, цвет-религия). Система знаковых элементов обладает способностью передавать смысл. Понятие текста появилось и стало использоваться недавно. Доуклис ввел понятие «мем» (единица памяти). Создал понятие мемофонд, аналогичное генофонду. Во Франции Ж. Дерида, и Р, Барт работали с текстами. Барт – текст – неэстетический продукт, а знаковая деятельность это не структура, а структурообразный процесс. Это не пассивный объект, а работа и игра. Это совокупность в замкнутых в себе знаках, наделенная смыслом, который можно восстановить. Это европейская традиция считать культуру как сложный текст. В американской традиции изучаются отдельные тексты, получен дробный подход. Лотман создал теорию культурных коммуникаций, в том числе и рассм.проблему текста. В России есть московско-парковая школа ее основатель Лотман Вводятся понятия метатекст и интертекст (картина мира). Употребляется понятие контекст и за-текст (среда, в которой текст существует). Городской текст. Понятие сформировано в 20 в. Гревсом и Анцифером. Они стремились показать душу города и были разработаны локализация города в пространстве; топография(расположение объектов); городская инфраструктура; мифология; уникальные городские объекты и лица населяющие город. Лотман и Топоров занимались Петербуржским текстом ( молодой и компактный). Благодаря этим исследованиям есть 2 типа городских текстов 1)концентрический («вечный город»; модель вселенной, прообраз небесного града. Тяготеет к замкнутости, выделению из окружения, которое рассматривается как враждебное). 2)Эксцентрический (город на краю культурного пространства в его основании заложено противостояние природы и человеческих деяний, тяготеет к открытости культурного контакта). Усадьба как текст Понимается широко: и как купеческая и как промышленная и т.п. Параметры: организация, локализация пространства и образ жизни. Есть Общество изучения истории усадьба (ОИИУ). Герменевтика. Истолкование, прочтение, понимание смысла. До середины 19в господствовала позиция, что в целом текст понятен, но не всегда понятны какие-либо его части. Со 2й половины 19в появилась другая позиция, что текст мы не понимаем, нужна специальная подготовка (позиция из немецкой философии). Б. Юрганов говорит, что нужно абстрагирваться от контекста и сосредоточиться на авторе. Символика социальной идентичности и престижности. Социальная идентичность – культурная принадлежность. Символика той группы, к который мы принадлежим (вузовская символика, госуд. Символика). Социальный статус: пол, национальность. Достигаемый: студент, школьник, пенсионер. Престижность определяетя определенной материальной базой комфортности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы