Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НУЖНА ЛИ ЦЕРКВИ «НОВАЯ ПАСХАЛИЯ»?



НУЖНА ЛИ ЦЕРКВИ

 «НОВАЯ ПАСХАЛИЯ»?

Москва

2011

В последние месяцы ряд христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви выступили с публичным мнением, касающимся правильности вычислении празднования Пасхи в нашей Церкви. Этой теме посвящена статья А. Ю. Рябцева «О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения», опубликованная в ряде Интернет изданий и анонсированная в журнале «Неопалимая купина». В ней подвергается сомнению традиционный порядок вычисления дня Пасхи.  Эта публикация и последовавшие вслед за ней комментарии вызвали серьезную дискуссию. Вместе с тем, ряд священнослужителей, церковных деятелей и независимых исследователей выступили с критикой статьи. Сегодня Информационно-издательский отдел Московской Митрополии знакомит читателя с церковной и научной критикой учения изложенного в статье «О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения».

НУЖНА ЛИ ЦЕРКВИ «НОВАЯ ПАСХАЛИЯ»?

Возражения на статью А. Ю. Рябцева «О праздновании священного дня Пасхи»

Предисловие

В последнее время в  Интернете, а также в беседах некоторых християн,   довольно активно  обсуждается  статья члена Церковного Совета Рогожской старообрядческой  общины (г. Москва) и   преподавателя Духовного училища РПСЦ  А. Ю. Рябцева «О праздновании священного дня Пасхи». Она предназначена для очередного номера журнала «Неопалимая Купина».   В   ней   предлагается   подвергнуть серьёзной реформе   практически весь церковный календарь (!), в части, связанной с  нашим   основным духовным торжеством   - Светлым   Христовым   Воскресением.    Более   того, уже известно  о  реальном  возникновении в   Церкви  группы т. н.   "неопасхалистов",   молящихся  на дому  согласно Пасхалии,  "исправленной"  А. Ю. Рябцевым (!). Так,  Пасху Христову    2011 года они, безо всякого церковного благословения (!), планируют  праздновать не 24 апреля, а 1 мая   (!;  даты по   н.ст.). Наиболее  активным членом данной группы, отнюдь не скрывающим этого, к сожалению, является главный редактор упомянутого выше   журнала Сергий Аветян.  

   Суть статьи вкратце в том, что Алексей Юрьевич  считает "повреждённым" около 1409 года (!) в Византии (!), а также на Руси, воспринявшей сие от греков, исчисление христианской Пасхи. Поскольку, считает автор,  до того православные будто бы праздновали Светлое Воскресение отдельно не только от одного конкретного дня иудейского песаха (или, как говорили в Древней Руси, "фаски жидом"), но и вне всех семи дней «праздника  опресноков",  связанных у евреев с этим их торжеством. А после 1409 года, по мнению Рябцева, Пасха Христова якобы "впервые" стала "налезать" на указанную седмицу, вопреки известным каноническим запретам на совместное празднование Светлого дня христиан и "фаски". Наказанием за что будто бы явились бесчисленные исторические бедствия, в  частности, заключение Ферраро-Флорентийской унии 1439 г. и падение Цареграда в 1453-м. Во избежание чего-то подобного в наши дни автор предлагает разработанный им новый порядок определения даты Святой Пасхи, якобы  возвращающий принимающих его к ситуации "до 1409 года". Критики  данной  теории уже обратили внимание на её несоответствие множеству исторических источников. Считаю нужным привести здесь некоторые подобные примеры.

Во-первых,  многочисленные в наших рукописных и печатных богослужебных и уставных книгах "ручные Пасхалии" (имеются их изображения и XIV века, т.е. сделанные до 1409 г.) ясно свидетельствуют,  что под "фаской жидом"  православные христиане всегда  подразумевали один день, а не целую седмицу (см., напр.: Симонов Р.А. Математическая и календарно - астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М.: "Наука", 2007.  С. 347,  348).   

 Во - вторых, ещё в XII столетии празднование Светлого дня даже  на второй день (!) после иудейского  песаха  не считалось чем-то противным благочестию.  В церковно-исторической науке давно и хорошо известна запись с датой написания в  "Учении им же ведати человеку числа всех лет", составленном  в 1136 году иеродиаконом Новгородского Антониева  монастыря  Кириком.  Где чётко сказано, что в то лето "фаска жидом" была 21-го марта (ст. ст.), а  Пасха Христова - на следующий день, 22-го  (Симонов Р.А. Указ. соч., с. 324 - 325). В примечании к этой публикации (там же, с. 334) говорится, что по современным вычислениям, еврейский  песах 1136 года был "на три дня раньше 21 марта". Но и в  таком случае между ним и Светлым днем православных отнюдь не неделя.

 Алексей Юрьевич возражает на это, говоря, что не сохранилось списков "Учения" Кирика старше XVI века, а потому и данное здесь выше "сомнительно". Однако вся(!) церковно-историческая наука, всегда пользовавшаяся авторитетом и уважением старообрядцев, утверждает     обратное.

Другое недоумение Рябцева следующее:  как  соотнести с данной записью Кирика    указание  Матфея  Властаря,  что от "фаски жидом" до Пасхи Христовой должно быть три дня? Учёные  отвечают: "Кирик не знал, что еврейская Пасха совпадает с полнолунием. ... По-видимому, он пользовался устаревшей таблицей, названной "Пасхой жидом". ... (В ней) приводились рассчитанные в III в. по Р.Х. даты весенних полнолуний,  отличающиеся от реальных к  XII в.  на три дня " (Симонов Р.А. Указ. соч., с.334).  Вероятно,  Матфей Властарь  в XIV в. произвёл  новый, уточнённый  по сравнению с III в.  расчёт  даты   реального песаха.  О чём у него, собственно, и сказано.

"Учение" Кирика Новгородца, действительно, существует  лишь в списках не ранее XVI столетия.  Однако  сохранилась  как минимум одна подлинная русская рукопись начала XIV века, т.е. периода до 1409 года,  содержащая выходную запись с точной датировкой и упоминанием о времени празднования Святой Пасхи, опровергающим  построения Алексея Юрьевича.  Это Псковский Апостол 1307 года.  Запись сия гласит (в современном переводе): "В 1307 году ... законная  (еврейская - о.А.П.) пасха (приходилась на) 21 (марта)   ... а Пасха была христианская 26 марта". Т.е. между июдейским  песахом (точнее, той датой, которую християне того времени  считали "фаской жидом") и Светлым Воскресением было 5 дней. А не неделя и больше, как было бы, если бы теория  Рябцева была верной.  Подробности об этом уникальном памятнике  см.:   http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_15_8.pdf  , а также: Симонов Р.А. Указ. соч., с. 96 - 104.

  В   ряду подобных   источников    и    «Изложение   Пасхалии седмыя тысяща последнее сто»  (точнее, на   1426 – 1492 гг.), находящееся  в составе «Соборника», принадлежавшего    св. Кирилу Белозерскому (см.:  Энциклопедия русского игумена XIV - XV вв.  СПб., 2003. С. 198 - 208). Некоторые части этой  рукописи написаны самим преподобным (!). Здесь весьма нередко указано   меньшее семи   количество дней между «фаской жидом» и   Пасхой Христовой.

   С особой остротой вопрос  о Пасхалии встал на рубеже 80-х - 90-х гг. XV века,  в связи с окончанием упомянутой выше «седьмой тысящи» лет «от Адама». Многие из православных ожидали тогда кончины мира и Второго пришествия Христова. Когда же сего не произошло, некоторые стали отпадать от веры,   присоединяясь, в частности, к распространившейся тогда ереси  «жидовствующих».   Для противодействия этому высшими иерархами Русской Церкви, главным образом,   св. Геннадием, архиеп. Новгородским, на основе прежних вычислений и по старым же правилам, была рассчитана Пасхалия на «осьмую тысящу лет», до 2502 г. по современному летоисчислению. Где были указаны все даты Святой Пасхи, до названного года   включительно, и 2011 г. тоже.   Эта Пасхалия была утверждена Собором Русской Церкви 1492 г.  Не приемлющих её было постановлено подвергать строгим прещениям: «И аще  где обрящутся иныя  слогы, кроме отеческих  преданий  и не по благословению  нашего смирения и всего  Освященнаго Събора, сим несогласны  и развратны,  да  отвратятся и не приемлются,  и от  Святыя   Съборныя и  Апостольския Церкви да отлучатся таковая мудрствующие"(интернет-публикация: http://www.pravlib.ru/makary/mak3202.htm#number2 ). 

Правда, Алексей Юрьевич отказывается признавать законность этого постановления. Ссылаясь на то, что одним из участников указанных пасхальных расчётов и председателем Собора 1492 г. был митрополит всея Руси Зосима.  Который  вскоре после того был обличён в тяжких канонических преступлениях, пособничестве   «жидовствующим» и удалён   с кафедры. Замечу, однако, что если бы Русская Церковь сочла Пасхалию «на осьмую тысящу» ересью, она непременно   отказалась бы от  неё  после низложения Зосимы. Как было с Ферраро-Флорентийской унией с католиками, отвергнутой  по     изгнании   из Москвы подписавшего её митрополита Исидора (в 1441 г.). Но ничего подобного  не произошло.                  

Наконец, в старопечатной «Кириловой книге»  1644 г., выражающей официальную позицию Русской Церкви того времени и уже  не один век используемой старообрядцами для защиты своей правоты,   имеется глава  "Об опресноках".  Где   прямо  сказано, что еврейская пасха  это   только один  день,  а   затем бывает  уже праздник опресноков: "Яко же бо  14 луны  закон пасху нарицает,  такоже  и 15 первый опреснока именует …  Тем же с вечера пятому надесять  дню належащаго, опресноки повелевает закон  зачати ясти, даже до двадесять перваго дня до вечера, дабы  целая  седмь  дней исполнилася" (л. 290). О том же говорится и в другой главе этой   книги, «О пременении праздника Пасхи».   Составленной на основе трудов выдающегося отца и учителя древней Вселенской Церкви IV в., свт. Афанасия Великаго, архиеп. Александрийскаго  (л.311).

  Это лишь некоторые свидетельства неправоты учения, к глубокому сожалению, проповедуемого сегодня в РПСЦ А.Ю. Рябцевым и его сторонниками. Ряд других приведён в предлагаемых вниманию ниже статьях.

  Первая из них принадлежит старшему  научному  сотруднику  Библиотеки Российской Академии наук (Санкт - Петербург), кандидату  исторических наук Анастасии Анатольевне Романовой. В 2002-м году в издательстве Санкт-Петербургского университета увидела свет её монография  "Древнерусские календарно - хронологические источники XV - XVII вв." Здесь теория Алексея Юрьевича критикуется с позиций светской академической науки.

Автор второй статьи   - уставщик Общины РПСЦ г. Рязани чтец Владимир Кондратов. Его опровержение доводов Рябцева написано с точки зрения верного чада Церкви,   знатока богослужебного Устава,   глубоко почитающего  Священное Предание.

В заключение отмечу, что в ходе интернет - дискуссий   с Алексеем Юрьевичем    выявилось и весьма   немало   иных, не отражённых в настоящей публикации, аргументов против   его «неопасхалистских» идей.   Их высказывали,   в частности,    члены Канонической комиссии РПСЦ иерей Вадим Коровин (г. Саратов)   и диакон Валерий Тимофеев (г. Чебоксары), председатели общин   г. Балаково (Саратовская обл.)   Михаил Родин   и    Хавской (г. Москва) Андрей Пряхин,  уставщица Мария  Ямпольская (г. Москва) и   другие   християне.   Было, например, замечено,   что   мысль о еврейской   пасхе как семи днях, а не одном, не исключено, заимствована Рябцевым из книги   небезызвестных А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского  «Царь славян», вышедшей ещё в 2005  г.     Учение данных   авторов,     т.н. «новая хронология»,   напомню,   было   осуждено Собором   РПСЦ    2010 г. как    еретическое

Надеюсь, на этой основе   вскоре появятся   новые материалы в защиту Церкви Христовой, против  попыток ревизии Ея Предания и очередного реформирования.  Могущего,   представляется,  оказаться чуть ли не столь же губительным, как и печально известная никоновская реформа XVII столетия.  Это видно уже   из того, что серьёзные разделения   среди   чад РПСЦ по принципу «за Рябцева или против», к прискорбию, имеют место уже в настоящее время.

                                                                    

                                                                             Иерей Александр Панкратов (г. Великий Новгород),

А. А. Романова,

Введение

Главный смысл учения Алексея Рябцева заключается в том, что земная часть Церкви Христовой, примерно  с 1409 (или 1492-го)  года,   якобы грубо нарушает Апостольские и Святоотеческие правила о праздновании самого важного христианского праздника – Пасхи Христовой. Об этом мы узнали из двух его статей  2009–2010 гг. и на разных сайтах и  форумах.

Он пишет в последней статье («О праздновании священного дня Пасхи» - ОП): «Пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые года к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрещении празднования Христианской Пасхи вместе с иудеями (с. 1). … В  чём  можно упрекнуть наших предков, живших в 15-м и 16-м веках, так только в излишней доверчивости к грекам, передавшим нам ошибочные таблицы (с. 2).  … Мнение о неизменности пасхальных таблиц со времен Никейского  Собора ошибочно» (с. 18). В другом месте пишет, что  «на основе изучения внутреннего содержания таблиц православной  Пасхалии, делается вывод о том, что в своем первоначальном виде Пасхалия была создана в середине XIV века» («История пасхальных расчетов» – ИПР). Далее Алексей Юрьевич предлагает нам свои «неопровержимые доказательства  истинности»  своего учения.

Он ссылается не на Предание святых отцов, а лишь  на свой (!) церковный авторитет: «По пасхальным расчетам я в Церкви единственный специалист» (форум samstar). При этом он считает, что большинство людей «никакого понятия не имеет о том, каким образом рассчитывается дата Пасхи. А те (очень немногие), кто имеет какое-то понятие, глубоко убеждены, что нынешний вид пасхальных таблиц существовал всегда, никогда не изменялся и до сих пор правильно показывает расписание движения Луны («лунное течение»)» (ОП, стр. 14).  «Я потратил немало сил на то, чтобы в возможно доступной форме изложить самые основы пасхальных расчётов (этому посвящена первая часть моей статьи). Вижу, что с доступностью у меня не очень получилось» (samstar).

 То есть  он  «учитель», а мы   «ученики».  Если у других есть ошибки, они не специалисты, а если у г. Алексея Рябцева есть ошибки, никто это и не поймёт, ведь для него все либо не знают, о чём идёт речь, либо они ВЕРЯТ в  Пасхалию и лунное течение 15–16 вв.

 Но скорее всего, всё иначе. Мы ЗНАЕМ, что когда Пасхалия была составлена, её составили на ВЕЧНОСТЬ, до Втораго пришествия Господа нашего Исуса Христа. В ней соблюдаются все правила о Пасхе, несмотря на накопление ошибок в несколько дней за 1700 лет. Не нужно смотреть ни на луну, ни на солнце, чтобы узнать,  когда будет Пасха. Святые отцы прекрасно понимали, что излишнее занятие светскими науками не даёт место истинной премудрости богопознания, и некоторые впали в ересь, ссылаясь на движение планет. Итак, начинаем, с Божией помощью, разбирать учение Алексея Рябцева, сравнивая его с церковным Преданием.

 

1. О том, что Христос через Святых Апостолов и Святых Отец научил нас, когда праздновать Святую Пасху и что Церковь Христова хранит сие Предание до скончания века

ЕВАНГЕЛИЕ

«Шедше научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, УЧАЩЕ ИХ БЛЮСТИ ВСЯ  ЕЛИКА  ЗАПОВЕДАХ  ВАМ» (Мф., зач.116).

«Аще любите  Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух Истинныи» (Ин., зач. 48).

«Егда же придет Он, ДУХ ИСТИННЫИ, НАСТАВИТ ВЫ НА ВСЯКУ ИСТИНУ. Не о Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Ин., зач. 53).

АПОСТОЛ

«И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы, изложеныя от Апостол и старец живущих во Иеросалиме» (Деяния, зач. 37).

«Хвалю же вы братие, яко вся моя помните, и ЯКОЖЕ ПРЕДАХ ВАМ, ПРЕДАНИЯ ДЕРЖИТЕ» (Кор., зач. 147).

«АЗ БО ПРИЯХ ОТ ГОСПОДА, ЕЖЕ И ПРЕДАХ ВАМ» (Кор., зач. 149).

«Тем же убо  БРАТИЕ СТОЙТЕ И ДЕРЖИТЕ ПРЕДАНИЕ ИМ ЖЕ НАУЧИСТЕСЯ, ИЛИ СЛОВОМ ИЛИ ПОСЛАНИЕМ НАШИМ»  (Сол.,  зач. 276).

«О ТИМОФЕЕ  ПРЕДАНИЕ  СОХРАНИ. Уклоняйся скверных  суесловии, и прекословиих лжеименнаго разума. О них же нецыи хвалящеся, от веры погрешиша». «ЯЖЕ СЛЫША ОТ МЕНЕ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛИ, СИЯ ПРЕДАЖДЬ ВЕРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ИЖЕ ДОВОЛЬНИ БУДУТ И ИНЫХ НАУЧИТИ» (Тим., зач. 289, 292 ).

КИРИЛОВА КНИГА (М., 1644)

 «Да не рекут яко церковныи Устав Словом Божиим утверженыи по солнечному хождению. Мы бо речем противу вашего суесловия. Ибо по всех Седми Вселенских Соборех, ДУХОМ СВЯТЫМ, И СЛОВОМ БОЖИИМ, с едмижды сшедшихся, вся правила церковная суть утвержены и запечатлены. А наипаче  О  ДНИ СВЯТЫЯ ПАСХИ, дабы не с жидовы, ни прежде жидовския пасхи, ни с еретики праздновати написали. Уне бо рече небу и солнцу изменитися, нежели церковным правилом в чем изменитися. Понеже Церковь Словом Божиим утвержена. Слово бо Божие небесе и земли крепчайше. Яко же Сам Христос рек, небо и земля прейдет, а словеса Моя не прейдут, аще  и глаголют еретики, яко по планитам и по солнечному течению потребно суть дни и праздники пременити» (л.15 об.-16). «Апостол острегая пишет (Кол.,зач. 254). Братие БЛЮДЕТЕСЯ, ДА НИКТОЖЕ ВАС ПРЕЛЬСТИТ ХИТРОСТИЮ И  ТЩЕТНОЮ ЛЕСТИЮ, ПО ПРЕДАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ПО СТИХИЯМ МИРА СЕГО, а не по Христе Исусе, яко в том живет всяко исполнение Божества телеснее» (л. 16). «Ты же разумей, ибо ДУХОМ БОЖИИМ УТВЕРЖЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ТРЕБУЕТ ДНИ И МЕСЯЦЫ ПРЕМЕНИТИ. И ВО ВСЕХ СВОИХ ПРЕДАНИЯХ СТОИТ НЕ ПРЕМЕННА. И ЕДИН УСТАВ И ПРЕДАНИЕ ДЕРЖИТ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА» (л. 17).

Ныне же Алексей Рябцев учит нас  не как  Святии Отцы, но говорит, что было время, когда Пасху праздновали «по правилам», потом стали «неправильно» праздновать. И что примерно с  XIV века Святии Отцы тоже «не знали» об этом изменении и нарушали Святые Правила о Пасхе (!).     

Возможно ли это?! Могли ли Святые не знать Ветхий и Новый Завет, Апостольские и Святоотеческие каноны, вдруг изменить правила написания Пасхалий и расчёта даты Пасхи? Ведь Правила за такой грех, как празднования с иудеями, извергают и отлучают от Церкви!!

Все мы научились креститься, молиться и веровать, как наставили нас Святые. И Пасху они учили нас тоже праздновать не иначе, чем они праздновали, то есть  соблюдая все церковные правила. Они говорят, что Священное Предание не изменяется никогда и Церковь хранит его до скончания века. Святые не могли не знать закон и заповеди Христовы нарушать! Они не только сами так праздновали, но и других научили так делать!

 

КИРИЛОВА КНИГА

«ОТ СВЯТЫХ БО И ВЕЛИКИХ АПОСТОЛ О ПАСЦЕ СЛОВОМ ПРЕДАНЫИ ЧИН, по Вознесении Христове около 300 лет, БЕЗ НАПИСАНИЯ ПАСХАЛИИ БЫСТЬ …  В то время богоноснии отцы, повелением  благочестиваго  царя Констянтина, от всея  вселенныя на Собор в Никею собравшеся, ереси  богомерзския от веры, яко от пшеницы плевы искорениша, и проклятием в вечную муку осудиша.  ВЕРУ ЖЕ ИСТИННУЮ ИСПОВЕДАВШЕ НАПИСАША.  С НЕЮ ЖЕ КУПНО И О ПАСЦЕ ЧИН ИЖЕ СЛОВЕСНЕ  ОТ СВЯТЫХ АПОСТОЛ ПРИЕМШЕ  ОТ РОДА В РОД СОБЛЮДАЮЩЕ ИСПОЛНЯЛИ, И ТО ВО ОНО ВРЕМЯ ПО СОЛНЕЧНОМУ КРУГУ СЧЕТШЕ НАПИСАША …  И тридесятьма пятьма   буквы азбучными, повыше именованных тридесяти пяти дней, еже от  двадесять  втораго марта, до априля двадесять пятаго на пятьсот тридесять два лета круг составиша  …  Сего ради составивше и написавше купно с Символом, еже есть Верую во Единаго Бога, христоименитым людем, во обдержание неотменно, на вечныя лета предали, яже благодатию Божиею от православных християн по всюду, и ДО ДНЕСЬ ЦЕЛО И НЕПОКОЛЕБИМО ХРАНИМО И ИСПОЛНЯЕМО ЕСТЬ И ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА, ТАКО НЕ ИЗМЕНЕНО ПРЕБУДЕТ» (л. 342 об.-343 об.).

 ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

«Некоторые говорят: нам жить семь тысяч лет, поэтому и Пасхалия составлена на семь тысяч лет. Но да будет известно, что Пасхалия сложена не на семь тысяч лет. Как написано в исторических книгах, от Вознесения Господа нашего Исуса Христа до Первого Собора 318 святых отцов, который был во дни благочестивого царя Константина, Пасхалии не было и празднование Пасхи не было упорядочено. Пасху праздновали в течение всего года: когда кто-нибудь хотел ее отпраздновать, он постился сорок дней и потом праздновал Пасху; это было беспорядочно и вызывало смущение. Тогда 318 святых отцов составили многочисленные церковные правила и установления, и разделившееся на много частей Церковное Тело благодатью Христовой собралось воедино, и соединение в Боге пришло в мир. А чтобы не было больше никакого разделения или сомнения о вере, тогда же был рассмотрен и вопрос о Пасхе – Воскресении Господа нашего Исуса Христа. И благочестивый царь Константин и все святые отцы решили, что все и везде должны праздновать Пасху в один день, кто где будет. Тогда СВЯТЫЕ ОТЦЫ НАПИСАЛИ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ КРУГ И УСТАНОВИЛИ ПАСХАЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ; КРУГ ЖЕ ЭТОТ СОСТАВИЛИ НА ПЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ДВА ГОДА. И КРУГ ЭТОТ ОБРАЩАЕТСЯ ТАК ЖЕ, КАК И ЛУННЫЙ КРУГ И СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ ИНДИКТА, И НЕ ИМЕЕТ КОНЦА» (Книга Просветитель, слово 8).

Против жидовствующих - еретиков, хуливщих Предание, и был составлен ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ КРУГ. Составителем Предисловия к этой Пасхалии был святой Геннадий, архиепископ Новгородский, он обличал вместе с преподобным Иосифом названную ересь. В этой книге в таблицах указаны даты христианской Пасхи до 8000 года. В том числе дата Пасхи на 7519-2011 ГОД - 11 АПРЕЛЯ (ст. ст.).

Там написано: «Круг великий миротворный алфа (а-1, л-30, ф-500, а-1) ТВОРЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЕЦ 318 ИЖЕ В НИКЕИ СВЯТАГО ВСЕЛЕНЬСКАГО ПЕРВАГО СОБОРА … Да и о сем явленно сотворим, яко ПАСХАЛИЯ НЕ НОВО СОСТАВЛЕНА БЫСТЬ, НИЖЕ ИМАТЬ СКОНЧАТИСЯ, ДОНЕЛЕ ЖЕ БЛАГОВОЛИТ БОГ И МИРУ СКОНЧАНИЕ ПРИЯТИ … Да того ради предложихом сие писание, о Алфе же, и о руках, и о крузех солнечных, еже  безконечно имут обьхожение. Да не кто тщеславиемь, или гордостию обносимь, МНЕНИЕМ ПРЕЛЬЩЕН ЯКО ОТ СВОЕГО РАЗУМА СИЯ СОТВОРИТИ МНЯСЯ,  ИЛИ НОВО СИЯ  ВМЕНЯЯ  БЫТИ, НО ДА НЕ БУДЕТ СЕГО БЕЗМЕСТИЯ  … СВЯТИИ ЖЕ ОТЦЫ ДУХОМ СВЯТЫМ ПОДВИЖЕНИ, ИЗЛОЖИША АЛФУ ПО НАШЕМУ ХРИСТИЯНСКОМУ ЗАКОНУ, ТАЖЕ И СОЛНЕЧНОЙ КРУГ, И ЛУННОЙ КРУГ, ДА И РУКАМ ОБШЕСТВИЕ, ИМИ ЖЕ И ВИСОКОСТ ОБРЕТАЕТСЯ, ДА СИЕ УЧИНИША КОЛОВРАТНО НЕ ИМЕЮЩЕ СКОНЧАНИЯ, ДОНДЕЖЕ И ВТОРОЕ ХРИСТОВО ПРИШЕСТВИЕ БУДЕТ … иже на первом Соборе Святии Богоноснии Отцы повелеша. Да никогда преже пролетнаго стокмения днем праздновати Пасху. Начало равноднением уставиша 21 марта месяца даже до 18 априля месяца иже есть дней 29, и в коемужд от сих дней  умаление будет  луне, в том дни  глаголют  быти законную фаску. ПО ДНИ  ЖЕ ЗАКОННЫЯ ФАСКИ, В БЛИЖНЮЮ НЕДЕЛЮ НАЧИНАЕМ ПРАЗДНОВАТИ ПАСХУ ХРИСТОВУ … УСТАВИ ЖЕ СЕЙ  СВЯТЫИ  ВСЕЛЕНСКИИ  СОБОР СВЯТУЮ ПАСХУ ПРАЗДНОВАТИ НАМ, ЯКОЖЕ И НЫНЕ ПО ОБЫЧАЮ ДЕРЖИМ» (рукопись XVI века; публикация: Русская историческая библиотека. Т.6. СПб., 1908 ).

 Это учение было подтверждено и  решением Собора Русской Церкви 1492 г. Нарушителей его повелевалось отлучать: «И  аще где обрящутся иныя слогы, кроме отеческих преданий и не по благословению нашего смирения и всего  Освященнаго Събора, сим несогласны и развратны, да отвратятся и не приемлются, и от Святыя  Съборныя и  Апостольския Церкви да отлучатся таковая мудрствующие" (цит. по: http://www.pravlib.ru/makary/mak3202.htm#number2 ).

Святые всегда обличали ереси и исповедали истинную веру, им Бог открывал тайны, они пророчествовали  и творили чудеса и их же молитвами мы просим у Бога милость и прощение. Дух Святой открыл Отцам, как составлять Пасхалию, чтобы соблюдались все правила, Святые заповедали нам не менять её и молиться по ней до скончания века!

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

«В 10-и  месяца сего да примет кождо овча на дом, во отечество свое … И да будет вам соблюдено, даже до четвертаго  надесять дне месяца сего, и заколют то, все множество собора сынов Израилевых к вечеру. И приимут от крови, и помажут на обою  по двою и на прагах, и в домех,  егоже  снедят  в них сея нощи мяса та печена огнем. И опреснок с желтяницею, снедят  … И  снесте со тщанием скоро, ПАСХА ЕСТЬ ГОСПОДНЯ …  И да будет вам  ДЕНЬ СЕЙ в память, и  чтете праздник Господу в родех ваших,  законно и вечно, празднуйте 7 днии опресноки, да ясте …  В 14-и  день перваго месяца с вечера да  ясте опресноки, до двадесяти, и единаго  дне месяца до вечера. Седм  днии  квас да ся не явит в домех  ваших  …  Созва же Моисии вся старца Израилевы. И рече им.  Шедше  поимете себе агнца по сродству вашему, и жертвуите Пасху …  Снабдите служение се. Да будет егда  возглаголют сынове ваши, что есть служение се, то речете им, жертовная Пасха есть Господу …  Бысть в полунощи, Господь изби всяк первенец в земли Египетстей,  от первенца фараонова седящаго на престоле, до первенца пленнича, яже в доле …  И нуждаху Египтяне  отпустити люди скоро от земля, рекоша бо яко вси измрем. Взяша же людие муку прежде воскисения тесту их, и ввязавше в ризы возложиша на рамы  своя. И сотвориша якоже заповеда им Моисии …  И испекоша тесто муку еже изнесоша из Египта, опресноки не воскисоша бо.  Изгнаша же их египтяне, и не могоша пребыти ни брашна сотвориша на путь …  Се закон Пасхи. Всяко иноплеменник да не яст от нея  …  Шесть днии да ясте опресноки, в седмыи же день праздник Господу» (Исх., 12-13).

«7 днии  да яси опресноки, якоже ти  заповедах вся лета в новыи месяц  …  Да не заколеши с квасом крови требы  моея, и да не прележит наутрия, заколения велика ДНИ ПАСХИ» (Исх., 34).

«В 1 месяц 14 день месяца, между вечерными ПАСХА ГОСПОДУ. И в 15 день месяца перваго ПРАЗДНИК ОПРЕСНОК ГОСПОДУ.  Седмь  днии да ясте опресноки,  первыи же день   наречен свят будет вам. Всякого дела служения да не творите, и да принесете всесожжение Господу 7 днии. Седмыи же день  наречен  свят будет вам, всякого дела служн я да не творите» (Левит, 23).

«Рцы да  сотворят сынове  Израильстии  Пасху во время ея.  В 14 день месяца перваго к вечеру. И сотвориши ю во время ея, по закону ея, и по суду ея сотвориши я. И рече Моисии сыном Израильским, сотворите Пасху. И СОТВОРИША ПАСХУ, НАЧИНАЮЩУСЯ ПЕРВОМУ МЕСЯЦУ В 14 ДЕНЬ  …  И приидоша мужи иже беху нечисти о души человечи, и не можаху сотворити Пасхи, в той день …  И рече Господь к Моисию глаголя, Глаголи сыном Израилевым рекии. Человек иже аще будет нечист о души человечи или на пути далече, или в вас, или в рожении вашем, и ДА СОТВОРИТ ПАСХУ ГОСПОДУ. В месяц вторыи в 14 день месяца к вечеру, да сотворят ю,  со опресноки, с  горчицами, да ядят ю. Не оставят же от нея наутрия, и кости да не сокрушат от нея, по всему закону Пасхи да сотворят ю.  …  В месяц же  1  В  14  ДЕНЬ МЕСЯЦА, ПАСХА ГОСПОДУ. И В 15 ДЕНЬ МЕСЯЦА СЕГО ПРАЗДНИК. 7 днии опресноки да ясте. И первый день  нарочит свят да будет вам. Всего дела служения да не сотворите» (Числа, 9 и 28).

«Снабди месяц новых, и да твориши Пасху Господеви Богу твоему. Яко в месяц новыи изведыи тя из Египта нощию. И да жертвуеши Пасху Господеви Богу твоему. Овца и говяда, вместе еже изберет Господь Бог твой Себе призывати имя Его ту.  Да не яси вню кваса 7 днии. Да яси вня опресноки хлеб злобныи яко  со тщанием изыидосте из Египта да поминаете день исхода вашего от земля Египетски, вся дни жития вашего. Да не явится тебе квасно во всех пределех твоих 7 днии. И да не обвечереет  от мяс яже пожрете к вечеру в 1 день до утрия. Не возможеши требовати Пасхи  ни в едином же граде твоих яже Господь Бог твой дает тебе. Но в месте еже изберет Господь Бог твои, призывати имя Его ту. ТУ ТРЕБУЕШИ ПАСХУ В ВЕЧЕР, ДО ЗАХОДА СОЛНЦА, во время  в неже  изыидосте из земля Египетски, и  свариши и испечеши и яси на месте идеже  изберет Господь Бог твой Себе, и возвратишися  заутра и идеши в дом свой.  6 днии да яси опресноки, В СЕДМЫИ ЖЕ ДЕНЬ ИСХОДНЫИ ПРАЗДНИК ГОСПОДЕВИ БОГУ ТВОЕМУ. Да не сотвориши в ня всякаго дела» (Второзаконие, 16).

«И сташа сынове Израилевы в Галгалех. И СОТВОРИША ПАСХУ В ЧЕТВЕРТЫИ НАДЕСЯТЬ  ДЕНЬ МЕСЯЦА СЕГО С ВЕЧЕРА на запад Иерихону  на поли. И ядоша  от пшеница земля оноя опресноки, и новая в  тойже день» (Исус Наввин, 5).

«Нача совет царь со  началники всего множества Иеросалима иже позволиша, повелеша да сотворят Пасху месяца втораго  не бо поспеша сотворити во время свое …  Да сотворят праздник опресноком в месяц вторыи в соньме многом зело …  И пожроша  же Пасху 14 дня месяца втораго …  Сотвориша же сынове Израилеви иже обретени суть в Иеросалиме,  праздник опреснок 7 днии в веселии велице хвалящее Господа по  едины дни  …  И скончаша 7 днии праздника …  И совет сотвори собор творити ину седмь днии праздника, и сотвориша иную 7 днии празднующе …  И СОТВОРИ ЖЕ ИОСИЯ ВО ИЕРОСАЛИМЕ ПАСХУ ГОСПОДУ БОГУ СВОЕМУ, И ПОЖРЕНА ЕСТЬ ПАСХА В 14 ДЕНЬ МЕСЯЦА ПЕРВАГО … СОТВОРИША СЫНОВЕ ИЗРАИЛЕВИ ИЖЕ ОБРЕТЕНИ БЯХУ ТУ ПАСЦЕ  ВО ВРЕМЯ ТО. И ПРАЗДНИК ОПРЕСНОКОМ 7 ДНИИ» (2 Паралипоменон, 30 и 35).

«И  содеаша  сынове  Израилеви с  теми иже бяху от пленения  ПАСХУ 14 ЛУНЕ МЕСЯЦА ПЕРВАГО. Яко освятишася  священницы и левити. Вкупе и вси сынове плененыи, яко очистишася и пожроша Пасху всем сыном плененым,  вси вкупе очистишася. И пожроша Пасху всем сыном и племенем, и братиам их священником и себе сами. И ПРОСВЕЩАША ДЕНЬ ПРАЗДНИК ОПРЕСНОКОМ СЕДМЬ ДНИИ ПИРУЮЩИ ПРЕД ГОСПОДОМ» (Ездра, 7).

«В  ПЕРВЫИ  МЕСЯЦ ЧЕТВЕРТАГО НАДЕСЯТЕ  ДНЕ МЕСЯЦА, ДА БУДЕТ ВАМ ПАСХА ПРАЗДНИК. Седмь  ден да  ясте опресноки» (Иезекииль, 45).

Итак, из книг Ветхого Завета, видно, что Пасха совершалось в 14 день луны вечером, когда евреи ели пасхального агнца. Из него ничего не оставляли на утро и не кушали из него на второй день. А с 15 дня луны начинался праздник опресноков, который продолжал праздноваться до 21 дня луны.

Ветхий Завет является прообразом Нового. Если бы Пасха в Ветхом Завете праздновалось 7 дней, то и у нас все дни Светлой седмицы назывались бы Пасхой. Но Святые Отцы четко говорят, что Пасха - это Воскресение Христово, только 1-й день. Остальные не называются Пасхой, но Понедельник Светлый, Вторник Светлый и т.д. Еще нужно обратить внимание на то, что и богослужебный устав самой Пасхи отличается от остальных дней Светлой седмицы.

В Новом Завете Пасха Христова заменяет старую Пасху, также и артусный хлеб заменяет праздник опресноков: «Ветхии  же закон отнюд обнища, отвержением телчи крови и козлих жертв, един бо  Христос  Сам Себе ко Отцу за всех жертву принесе …  Того ради  артусныи хлеб от Пасхи и до ныне в церкви священ бысть,  и днесь на иерейских версех  ломится, за опресноки несенныя на главах левит  от Египта по пустыни, дондеже и Чермное море проидоша, и ту той хлеб освятиша  Господеви,  егоже  вкушающее  здравии  бываху, и врагом страшни» (Книга Златоуст, слово Кирила  мниха на Неделю Фомину).  «Тем же ведомо есть, яко агнец он  законныи до уреченнаго времене, сиречь до  Распятия Господня образом был Христу Спасу нашему, некако знаменуя распятие Его …  Тако же и опреснок, его же хлебом озлобления писание именует, стенемь  или образомь  был свершенному хлебу» (Кирилова книга, л. 293). «Да  обе Пасце вкупе будете. Ова  престающи, Христова же  начинающи.  Две жертве в той вечер деястеся, понеже и спасение глаголю живым и мертвым бываше.  Июдеи убо связующи агньца  закалаху и жряху, а иже от язык  во  плоти Бога. И ови  в сень взираху, ови же к Солнцу и Богу притецаху. И ови убо связавше Христа отринувше, а иже  от язык единодушно Его приимаху. И ови скотьскую жертву пожираху, ови  же  Боготелесную жертву приношаху» (Соборник, гл. 58).

О Пасхе и о опресноках, как о разных праздниках, говорится и в КИРИЛОВОЙ КНИГЕ: «Пасха же в   четыренадесятыи  тогда  бе, в день пятка,  вонь  же закон повелевает равно со  агньцем в вечер  починати  опресноки ясти» (л. 288).  «Якоже  бо  14-и (день)  луны закон Пасху  нарицает. Тако же и 15-и первыи опреснока именует …  Тем же с вечера пятому на десять дню  належащаго, опресноки повелевает закон зачати ясти, даже до двадесять перваго дня до вечера, да бы  целая седмь  дний  исполнилася.  Прежде же Пасхи не узаконено опреснока ясти. А иже в 15-и  луны, месеца  перваго  узаконено  бе опресноку творитися,  якоже и агньцу в 14 пред вечером закалатися,  вонь  же день и час заклан  бысть  Агнец Единородныи Сын Божии,  вземляи грехи мира. Но понеже Христос распят бысть в 14-и, в день  пятка. В пятыи же на десять, в суботу праздник бе  опреснока. В пяток бо в  день праздника Пасхи на Кресте висел. В суботу же  во  гробе лежал» (лл. 289 об.-290 об.). «Яко в день Пасхи, и в  самыи  той час  в онь  же агньца закалаху,  заклан  бысть Христос» (л. 302-302 об.).

Во святом Евангелии сказано, что до праздника Пасхи, когда были так называемые «опресночные дни», Христос  послал  Своих учеников приготовить Пасху: «В первыи  же день опресночныи, приступиша ученицы Исусови  глаголющее  Ему, где хощеши уготоваем Ти ясти Пасху» (Мф. 108). «И в первыи день опреснок, егда Пасху жряху, глаголаша Ему ученицы Его, где хощеши, шедше уготоваем да яси Пасху» (Мк. 64). «Прииде же день опреснок,  воньже подобно бе время жрети Пасху» (Лк. 108).

А что значит «день  опресночный»? Это уже время,  когда ели Пасху законную, или что-то иное? Алексей Рябцев утверждает, что под этими словами нужно понимать именно праздник опресночный,  а не дни перед Пасхой.  Но если бы эти были дни праздника  опресночного, Христос не смог бы уже дать нам Причастие, поскольку тогда был запрещен хлеб! Христос как Законодатель не мог нарушать закон! Следовательно, эти дни были только предпраздничными, когда люди готовились к празднику.

Об этом и сказано в КИРИЛОВОЙ КНИГЕ: «Но понеже убо  Божествении Евангелисти описали воспоминающее  дни  опресночныя, тогда  от   сего  не разсудным устремлением,  латини на свое любомудрие уповающее прельстишася.  Мняще  яко  во  дни опресночныя законныя  Пасхи Христос Спас наш вечерю свою содействова  …  Не  мните же и не  прельщайтеся  сим, яко же  нецыи  прельстишася,   мнящее  яко бы зде  Евангелистове  первым днем опресночным,  самую  Пасху  именовати  имели,  или  день, вонь  же  узаконено опресноки ясти.  Не  о тех бо зде  Евангелистове глаголют, но пред  Пасхою за четыре дни повелевает закон агньца на заколение  приготовити, и  прочая  свойственая  сице  глаголюще. В десятыи  месеца сего да приимет  кождо овча на дом  во отечество свое …  И да будет вам соблюдено, даже до четыре надесятаго  дне месеца сего. И заколют то  все множество собора сынов Израилев к вечеру и прочая, яко же тамо писано. Тем же те четыри дни  от десятаго до четвертаго на десять, приготованием суть к празднику, о них же зде  Евангелистове рекоша, а не самыи праздник Пасхи и опресноков, яко же прелщении мнят …  И омочив хлеб, даде Июде Симонову Искариотскому.   И глагола ему, еже  твориши  сотвори скоро …  Нецыи же мняху понеже ковчежец  имеяше  Июда, яко глаголет ему Христос, купи  их же требуем  на праздник, или нищим да нечто даст.  И от сих слов  яве есть, яко прежде праздника  вечеря Христова была. Понеже в праздник  убо  ни продают, ниже купят, и ниже в путь посылают.  Яко же прежде  речеся, яко  посла  Петра  и Иоанна глаголя, шедше уготовайте нам  пасху, да ямы. И како  убо может кто в праздник уготовати  что, или  агьнца закалати, котораго, его же аще пред праздником не приготовлено. И убо хлеб воспоминают вси  Евангелистове, а  не опреснок на вечери подал Июде омочив в солило» (лл. 288 об.- 289 об., 291-291 об.).

Здесь ясно видно, что никаким образом Тайная Вечеря не могла быть во время опресноков! Христос, чтобы исполнить закон, и вместе начинать Новый Завет, сотворил законную Пасху  раньше,  чем иудеи.

 ТОЛКОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

«Глаголем же мы, яко ял есть прежде стоя, законную Пасху, таже возлег, предал есть Тайны Своя. Прежде бо законную Пасху сотворив, потом же и Свою сотворив, предаде истинную Пасху» (Толкование на Ев. от Матфея). «Прежде убо совершиша законную, таже возлегоша Свою Пасху хотящу предати» (Толкование на Ев. от Марка). «По ядении убо глаголет законныя Пасхи, возлегоша же, ново и необычне ядуще» (Толкование на Ев. от Луки). «Исус же единем днем прежде яде, соблюдая  свое заколение   быти в пяток,  егда  древняя бе Пасха» (Толкование на Ев. от Иоанна).

Тут ещё яснее видно, что Тайная Вечеря совершилось не на жидовскую Пасху, но в четверг, когда  ещё ели  обычный  хлеб.

Для того, чтобы доказать, что Пасха и опресноки – одно и то же, Алексей Рябцев приводит цитату из книги АПОСТОЛ: «Возложи Ирод царь руце, озлобити некия иже от Церкве. Уби же Иякова брата Иоаннова мечем. И видев яко годе есть иудеом, и приложи яти и Петра. Бяху же дние опресночнии, егоже и ем, всади в темницу, предав четырем четверицам воином стрещи его, хотя по Пасце извести Его к людем» (Деян., зач. 29).

Откуда, спрашивается, знает Алексей Рябцев, и какой Святой Отец это подтверждает, что тут «дние опресночнии» означают не предпразднественные дни, как и в Евангелии, а именно  сам  праздник   Пасхи?!

Другое место из Писания, которое будто бы говорит, что Пасха и опресноки – одно и то же, приводит Алексей Рябцев из ЕВАНГЕЛИЯ:  «Приближашежеся   праздник опреснок, глаголемыи Пасха» (Лк., зач. 108).  Как видно из Ветхого Завета, «в 1-и  месяц 14-и  день месяца, между вечерными  Пасха Господу. И в 15 день месяца  перваго праздник опреснок Господу» (Левит. 23). А Пасху  едят  с опресноками: «В 14 день перваго месяца с вечера да ясте опресноки, до двадесяти, и  единаго  дне месяца до вечера» (Исх., 12). Поэтому и в этом месте  Евангелия   Пасха  называется  «праздник  опреснок».

Христос сказал: «Желанием  возжелех  сию Пасху  ясти с вами, прежде даже не прииму мук» (Лк., 108). ТОЛКОВАНИЕ: «Что  ради Пасху  совершает; всем  являя, яко  и до  последняго издыхания несть противник закону; но свемы и мы ту Пасху разумне, и разумеем день опресночныи».

Христос совершал  Пасху не 7 дней, но один, в четверг, на  следующий день  вечером была Пасха иудейская. Где тут 7 дней Пасхи, о которых говорит Алексей Рябцев?! Нельзя путать Пасху с опресноками, так как у них разные уставы!

Подобно сему и у нас отличается день Пасхи от дней Светлой седмицы. Например, если праздник Благовещения будет на Пасху, там один устав: «Аще прилучится Благовещение, в  Самую Святую и Великую Недели Пасхи» (Око Церковное, л. 578). Если на другой день Светлыя  седмицы будет Благовещение, устав другой: «Аще  прилучится Благовещение Пресвятыя Богородицы, в понедельник, или во вторник, или в среду  Светлыя  Недели».

 

Заключение

  Во всех святоотеческих  трудах говорится о  двух источниках  Богопознания: Священном Писании и Предании. Они не противоречат друг другу, но вместе проповедуют одну Богооткровенную  Истину.

У г-на же Рябцева эти  два источника иногда не согласны. Так, по Евангелию,  Господь совершил с апостолами первую Пасху  Свою,   воскреснув из мертвых  на еврейской седмице пасхальной.  А Алексей Юрьевич считает,  что по  Апостольскому  правилу это было  «категорически запрещено» (!).

Он пишет: «Изменён  был и порядок празднования христианской Пасхи. Раньше она праздновалась не ранее чем через неделю после  «расчётной»   иудейской (что больше соответствовало Апостольскому правилу).  Теперь  же в каждом  году  лунного цикла самая  ранняя христианская  Пасха могла  наступить не менее чем через два дня после «иудейской». Что больше соответствовало  традиции  понимания Евангельских событий (Воскресение в третий день), чем  Апостольскому  правилу».

  Получается, по Рябцеву, что  Апостолы праздновали с Самим Богом Пасху после иудейской пасхи, потом  «запретили» такое празднование в своих правилах, а мы «нарушаем» эти каноны, если празднуем  в то же время года, что и они тогда, 1-й раз (!). Значит, Апостолы праздновали со Христом Новозаветную Пасху  по- июдейски?!  Это, как уже было показано выше, СОВЕРШЕННО НЕВЕРОЯТНО!!

При этом г-н Рябцев ссылается на пасхальные расчёты еврейских «мудрецов», как на достоверный для християн  источник.   Раввины и талмудисты, конечно, хотят исполнить Закон. Но, по учению Свв. Отец, в действительности они не почитают Законодателя, поскольку находятся вне Церкви Божией.  Поэтому не мы должны смотреть на них, как они празднуют по своему календарю (который, по словам Алексея Рябцева, к тому же неточен). Но они должны признать Христа  БОГОМ, креститься и потом праздновать с нами  ИСТИННУЮ ПАСХУ  –  ХРИСТОВУ, а  не  ВЕТХОЗАВЕТНУЮ!  

Есть также сведения, что во времена после Христа евреи изменили порядок своего празднования, став совершать его до  равноденствия. «Жидове погрешают, понеже пред поровнанием  дня с  нощию  бывающаго луннаго  четыре  надесятаго Пасху творят. Но мы християне,  держащеся истиннаго Духом Святым уставления, всяко должни есмы жидовскаго заблуждения, и  еретическаго злоумия удалятися, НЕ ДОСТОИТ БО НАМ НА НЫНЕШНЕЕ БЕЗУМИЕ ЖИДОВСКОЕ СМОТРИТИ, ЗАНЕЖЕ ВЕЗДЕ ПРАВДУ ЗАКОННУЮ РАЗРУШИША» (Кирилова книга,  лл.  312 об.- 313об.).

…А Алексей Юрьевич говорит нам: «Ведь иудеи могут провести реформу своего календаря. Тогда придется и нам исправлять свои таблицы, чтобы не нарушать Пасхальных правил». Выходит, «будем  менять сколько раз евреям захочется»?!  Г-н Рябцев говорит здесь про правила, где написано: «Не празднуйте со иудеи и прежде времени». А если, предположим, евреи скажут: «Будем отмечать песах вместе со старообрядцами, как написано у них в календаре». Что тогда, как будем праздновать Пасху?!

В заключение хочу привести слова из «Кормчей», согласные с Кириловой книгой и с существующей ныне Пасхалией:

«Якоже и изложение веры имать, сиречь, Верую во Единаго Бога еже тии вдохновением Святаго Духа  прогласиша. УСТАВИ ЖЕ СЕЙ СВЯТЫИ ВСЕЛЕНСКИИ СОБОР, И СВЯТУЮ ПАСХУ ПРАЗДНОВАТИ НАМ, ЯКОЖЕ И НЫНЕ ПО ОБЫЧАЮ ДЕРЖИМ. Неции бо от прежних  в четвертой надесять  мартовы  луны, праздноваху Пасху»  (Кормчая  патр. Иосифа, л. 6).

И поучение Апостольское о разрушителях Предания:

«Повелеваем же вам братие о имени Господа нашего Исуса  Христа, ОТЛУЧАТИСЯ вам от всякаго брата, безчинно ходяща,  а не по Преданию, еже прияша от нас» (Сол., зач. 277).

 

       

НУЖНА ЛИ ЦЕРКВИ

 «НОВАЯ ПАСХАЛИЯ»?

Москва

2011

В последние месяцы ряд христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви выступили с публичным мнением, касающимся правильности вычислении празднования Пасхи в нашей Церкви. Этой теме посвящена статья А. Ю. Рябцева «О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения», опубликованная в ряде Интернет изданий и анонсированная в журнале «Неопалимая купина». В ней подвергается сомнению традиционный порядок вычисления дня Пасхи.  Эта публикация и последовавшие вслед за ней комментарии вызвали серьезную дискуссию. Вместе с тем, ряд священнослужителей, церковных деятелей и независимых исследователей выступили с критикой статьи. Сегодня Информационно-издательский отдел Московской Митрополии знакомит читателя с церковной и научной критикой учения изложенного в статье «О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения».

НУЖНА ЛИ ЦЕРКВИ «НОВАЯ ПАСХАЛИЯ»?

Возражения на статью А. Ю. Рябцева «О праздновании священного дня Пасхи»

Предисловие

В последнее время в  Интернете, а также в беседах некоторых християн,   довольно активно  обсуждается  статья члена Церковного Совета Рогожской старообрядческой  общины (г. Москва) и   преподавателя Духовного училища РПСЦ  А. Ю. Рябцева «О праздновании священного дня Пасхи». Она предназначена для очередного номера журнала «Неопалимая Купина».   В   ней   предлагается   подвергнуть серьёзной реформе   практически весь церковный календарь (!), в части, связанной с  нашим   основным духовным торжеством   - Светлым   Христовым   Воскресением.    Более   того, уже известно  о  реальном  возникновении в   Церкви  группы т. н.   "неопасхалистов",   молящихся  на дому  согласно Пасхалии,  "исправленной"  А. Ю. Рябцевым (!). Так,  Пасху Христову    2011 года они, безо всякого церковного благословения (!), планируют  праздновать не 24 апреля, а 1 мая   (!;  даты по   н.ст.). Наиболее  активным членом данной группы, отнюдь не скрывающим этого, к сожалению, является главный редактор упомянутого выше   журнала Сергий Аветян.  

   Суть статьи вкратце в том, что Алексей Юрьевич  считает "повреждённым" около 1409 года (!) в Византии (!), а также на Руси, воспринявшей сие от греков, исчисление христианской Пасхи. Поскольку, считает автор,  до того православные будто бы праздновали Светлое Воскресение отдельно не только от одного конкретного дня иудейского песаха (или, как говорили в Древней Руси, "фаски жидом"), но и вне всех семи дней «праздника  опресноков",  связанных у евреев с этим их торжеством. А после 1409 года, по мнению Рябцева, Пасха Христова якобы "впервые" стала "налезать" на указанную седмицу, вопреки известным каноническим запретам на совместное празднование Светлого дня христиан и "фаски". Наказанием за что будто бы явились бесчисленные исторические бедствия, в  частности, заключение Ферраро-Флорентийской унии 1439 г. и падение Цареграда в 1453-м. Во избежание чего-то подобного в наши дни автор предлагает разработанный им новый порядок определения даты Святой Пасхи, якобы  возвращающий принимающих его к ситуации "до 1409 года". Критики  данной  теории уже обратили внимание на её несоответствие множеству исторических источников. Считаю нужным привести здесь некоторые подобные примеры.

Во-первых,  многочисленные в наших рукописных и печатных богослужебных и уставных книгах "ручные Пасхалии" (имеются их изображения и XIV века, т.е. сделанные до 1409 г.) ясно свидетельствуют,  что под "фаской жидом"  православные христиане всегда  подразумевали один день, а не целую седмицу (см., напр.: Симонов Р.А. Математическая и календарно - астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М.: "Наука", 2007.  С. 347,  348).   

 Во - вторых, ещё в XII столетии празднование Светлого дня даже  на второй день (!) после иудейского  песаха  не считалось чем-то противным благочестию.  В церковно-исторической науке давно и хорошо известна запись с датой написания в  "Учении им же ведати человеку числа всех лет", составленном  в 1136 году иеродиаконом Новгородского Антониева  монастыря  Кириком.  Где чётко сказано, что в то лето "фаска жидом" была 21-го марта (ст. ст.), а  Пасха Христова - на следующий день, 22-го  (Симонов Р.А. Указ. соч., с. 324 - 325). В примечании к этой публикации (там же, с. 334) говорится, что по современным вычислениям, еврейский  песах 1136 года был "на три дня раньше 21 марта". Но и в  таком случае между ним и Светлым днем православных отнюдь не неделя.

 Алексей Юрьевич возражает на это, говоря, что не сохранилось списков "Учения" Кирика старше XVI века, а потому и данное здесь выше "сомнительно". Однако вся(!) церковно-историческая наука, всегда пользовавшаяся авторитетом и уважением старообрядцев, утверждает     обратное.

Другое недоумение Рябцева следующее:  как  соотнести с данной записью Кирика    указание  Матфея  Властаря,  что от "фаски жидом" до Пасхи Христовой должно быть три дня? Учёные  отвечают: "Кирик не знал, что еврейская Пасха совпадает с полнолунием. ... По-видимому, он пользовался устаревшей таблицей, названной "Пасхой жидом". ... (В ней) приводились рассчитанные в III в. по Р.Х. даты весенних полнолуний,  отличающиеся от реальных к  XII в.  на три дня " (Симонов Р.А. Указ. соч., с.334).  Вероятно,  Матфей Властарь  в XIV в. произвёл  новый, уточнённый  по сравнению с III в.  расчёт  даты   реального песаха.  О чём у него, собственно, и сказано.

"Учение" Кирика Новгородца, действительно, существует  лишь в списках не ранее XVI столетия.  Однако  сохранилась  как минимум одна подлинная русская рукопись начала XIV века, т.е. периода до 1409 года,  содержащая выходную запись с точной датировкой и упоминанием о времени празднования Святой Пасхи, опровергающим  построения Алексея Юрьевича.  Это Псковский Апостол 1307 года.  Запись сия гласит (в современном переводе): "В 1307 году ... законная  (еврейская - о.А.П.) пасха (приходилась на) 21 (марта)   ... а Пасха была христианская 26 марта". Т.е. между июдейским  песахом (точнее, той датой, которую християне того времени  считали "фаской жидом") и Светлым Воскресением было 5 дней. А не неделя и больше, как было бы, если бы теория  Рябцева была верной.  Подробности об этом уникальном памятнике  см.:   http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_15_8.pdf  , а также: Симонов Р.А. Указ. соч., с. 96 - 104.

  В   ряду подобных   источников    и    «Изложение   Пасхалии седмыя тысяща последнее сто»  (точнее, на   1426 – 1492 гг.), находящееся  в составе «Соборника», принадлежавшего    св. Кирилу Белозерскому (см.:  Энциклопедия русского игумена XIV - XV вв.  СПб., 2003. С. 198 - 208). Некоторые части этой  рукописи написаны самим преподобным (!). Здесь весьма нередко указано   меньшее семи   количество дней между «фаской жидом» и   Пасхой Христовой.

   С особой остротой вопрос  о Пасхалии встал на рубеже 80-х - 90-х гг. XV века,  в связи с окончанием упомянутой выше «седьмой тысящи» лет «от Адама». Многие из православных ожидали тогда кончины мира и Второго пришествия Христова. Когда же сего не произошло, некоторые стали отпадать от веры,   присоединяясь, в частности, к распространившейся тогда ереси  «жидовствующих».   Для противодействия этому высшими иерархами Русской Церкви, главным образом,   св. Геннадием, архиеп. Новгородским, на основе прежних вычислений и по старым же правилам, была рассчитана Пасхалия на «осьмую тысящу лет», до 2502 г. по современному летоисчислению. Где были указаны все даты Святой Пасхи, до названного года   включительно, и 2011 г. тоже.   Эта Пасхалия была утверждена Собором Русской Церкви 1492 г.  Не приемлющих её было постановлено подвергать строгим прещениям: «И аще  где обрящутся иныя  слогы, кроме отеческих  преданий  и не по благословению  нашего смирения и всего  Освященнаго Събора, сим несогласны  и развратны,  да  отвратятся и не приемлются,  и от  Святыя   Съборныя и  Апостольския Церкви да отлучатся таковая мудрствующие"(интернет-публикация: http://www.pravlib.ru/makary/mak3202.htm#number2 ). 

Правда, Алексей Юрьевич отказывается признавать законность этого постановления. Ссылаясь на то, что одним из участников указанных пасхальных расчётов и председателем Собора 1492 г. был митрополит всея Руси Зосима.  Который  вскоре после того был обличён в тяжких канонических преступлениях, пособничестве   «жидовствующим» и удалён   с кафедры. Замечу, однако, что если бы Русская Церковь сочла Пасхалию «на осьмую тысящу» ересью, она непременно   отказалась бы от  неё  после низложения Зосимы. Как было с Ферраро-Флорентийской унией с католиками, отвергнутой  по     изгнании   из Москвы подписавшего её митрополита Исидора (в 1441 г.). Но ничего подобного  не произошло.                  

Наконец, в старопечатной «Кириловой книге»  1644 г., выражающей официальную позицию Русской Церкви того времени и уже  не один век используемой старообрядцами для защиты своей правоты,   имеется глава  "Об опресноках".  Где   прямо  сказано, что еврейская пасха  это   только один  день,  а   затем бывает  уже праздник опресноков: "Яко же бо  14 луны  закон пасху нарицает,  такоже  и 15 первый опреснока именует …  Тем же с вечера пятому надесять  дню належащаго, опресноки повелевает закон  зачати ясти, даже до двадесять перваго дня до вечера, дабы  целая  седмь  дней исполнилася" (л. 290). О том же говорится и в другой главе этой   книги, «О пременении праздника Пасхи».   Составленной на основе трудов выдающегося отца и учителя древней Вселенской Церкви IV в., свт. Афанасия Великаго, архиеп. Александрийскаго  (л.311).

  Это лишь некоторые свидетельства неправоты учения, к глубокому сожалению, проповедуемого сегодня в РПСЦ А.Ю. Рябцевым и его сторонниками. Ряд других приведён в предлагаемых вниманию ниже статьях.

  Первая из них принадлежит старшему  научному  сотруднику  Библиотеки Российской Академии наук (Санкт - Петербург), кандидату  исторических наук Анастасии Анатольевне Романовой. В 2002-м году в издательстве Санкт-Петербургского университета увидела свет её монография  "Древнерусские календарно - хронологические источники XV - XVII вв." Здесь теория Алексея Юрьевича критикуется с позиций светской академической науки.

Автор второй статьи   - уставщик Общины РПСЦ г. Рязани чтец Владимир Кондратов. Его опровержение доводов Рябцева написано с точки зрения верного чада Церкви,   знатока богослужебного Устава,   глубоко почитающего  Священное Предание.

В заключение отмечу, что в ходе интернет - дискуссий   с Алексеем Юрьевичем    выявилось и весьма   немало   иных, не отражённых в настоящей публикации, аргументов против   его «неопасхалистских» идей.   Их высказывали,   в частности,    члены Канонической комиссии РПСЦ иерей Вадим Коровин (г. Саратов)   и диакон Валерий Тимофеев (г. Чебоксары), председатели общин   г. Балаково (Саратовская обл.)   Михаил Родин   и    Хавской (г. Москва) Андрей Пряхин,  уставщица Мария  Ямпольская (г. Москва) и   другие   християне.   Было, например, замечено,   что   мысль о еврейской   пасхе как семи днях, а не одном, не исключено, заимствована Рябцевым из книги   небезызвестных А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского  «Царь славян», вышедшей ещё в 2005  г.     Учение данных   авторов,     т.н. «новая хронология»,   напомню,   было   осуждено Собором   РПСЦ    2010 г. как    еретическое

Надеюсь, на этой основе   вскоре появятся   новые материалы в защиту Церкви Христовой, против  попыток ревизии Ея Предания и очередного реформирования.  Могущего,   представляется,  оказаться чуть ли не столь же губительным, как и печально известная никоновская реформа XVII столетия.  Это видно уже   из того, что серьёзные разделения   среди   чад РПСЦ по принципу «за Рябцева или против», к прискорбию, имеют место уже в настоящее время.

                                                                    

                                                                             Иерей Александр Панкратов (г. Великий Новгород),


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь