Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кандидат исторических наук, автор книги «Древнерусские календарно-хронологические источники  XV–XVII вв.» (СПб., 2002)



Статья А. Ю. Рябцева поднимает важные вопросы, и о некоторых из них я хотела бы поговорить. В своем комментарии я остановлюсь на некоторых вопросах исключительно хронологического свойства, не касаясь прогностического характера некоторых заявлений автора.

Отдельные современные издания, на которые ссылается автор статьи, мне недоступны. Но если в некоторых изданиях Ока церковного, о которых он пишет (без точных библиографических ссылок), указание индиктов повторялось для 15-го Великого индиктиона, как для 14-го, это действительно было сделано по неведению и неверно. И исправление, которого добился автор, было совершенно правомерно.

Иначе обстоят дела с пересмотром Пасхалии. Хорошо известно, что нарушение веками сложившейся традиции, даже, казалось бы, в мелочах, может вызвать бурную и зачастую непредсказуемую реакцию. Пасхалия, использовавшаяся в Древней Руси, может быть использована и сейчас, и  решение  о её  изменении было бы, по существу, отказом от многолетней традиции, – насколько это нужно и оправданно – решать не  г. Рябцеву и не мне.

 Дело в том, что предлагаемые им изменения, уточняющие лунный цикл, уничтожают 19-летний лунный цикл и нарушают 532-летний круг Пасхалии. То есть в угоду точности астрономической рушится  вся система православной  Пасхалии!

 Собственно, неточность  19-летнего лунного цикла, которая  не устраивает А. Ю. Рябцева,  как и неточность юлианского календаря в целом,   стала причиной  григорианской  реформы календаря на католическом Западе  в конце XVI в. (эта реформа была отвергнута и анафематствована   православным Константинопольским Собором 1583 г. - прим. ред.).  То  есть автор заново «изобретает  велосипед»! Сторонники  «улучшения» календаря, отказа от веками использовавшегося, математически  совершенного  и освященного традицией и соборными   постановлениями, в пользу  более астрономически точной, но не цикличной системы,  уже  осуществили все необходимые изменения.

 О неточности 19-летнего лунного цикла, и соответственно, о том, что фазы луны, рассчитанные согласно нему, отличаются от реальных,  известно очень давно, и любое пособие по хронологии содержит данные об этом.  Кроме того, о точности расчетов Пасхалии существует достаточно большая научная литература (а о необходимости именно научного подхода пишет автор). Правда, в значительной своей части она принадлежит перу писателей, по рождению и/или убеждениям принадлежащих официальной церкви, поэтому не знаю, сочтёт ли автор их аргументацию достойной внимания. Перечислю некоторые классические работы.

 Это прежде всего 1-й том «Лекций по истории древней Церкви» В. В. Болотова, а также статья Д.А.Лебедева «Средники», опубликованная в Журнале Министерства народного просвещения (1911. Ч. 33; в ней подробно описывается ситуация ещё с одной проблемой, возникшей из толкования хронологических данных, а именно о переводе годов от Сотворения мира на эру от Рожества Христова).

Обвинения «никониан» в том, что им  все равно, когда праздновать – это преувеличение. Одна из причин, по которым Россия до 1917 г. не перешла на григорианский календарь, была связана именно с необходимостью оставить неизменной Пасхалию: «уточнения» календаря нарушают 532-летний цикл Великого индиктиона.  Создать астрономически безупречный цикл – задача, во многом схожая с «квадратурой круга». Над решением её  бились лучшие умы, начиная с времён раннего христианства, но она так и не была решена. Поэтому обвинять греков в том, что они передали нам "несовершенную"  Пасхалию, не следует.

Если автор настаивает на необходимости строго научного подхода, то можно также отметить, что составление 532-летнего цикла на Первом Вселенском Соборе – это Предание, не подтверждаемое сохранившимися источниками. Первым известным опытом составления 532-летней пасхалии был цикл, составленный Аннианом (начало V в.). В 457 г. епископ Викторий Аквитанский составил свой 532-летний цикл. В VI в. Эас Александрийский составил 532-летний цикл, легший в основу Большого армянского летосчисления. Наиболее же известный опыт создания 532-летнего цикла принадлежит Дионисию Малому. Который в 525 г. н. э. взялся за расчёт нового цикла и при этом ввёл в употребление используемое ныне летоисчисление от Рожества Христова.

 Теперь что касается совпадения принципа празднования иудейского песаха и христианской Пасхи. Дело в том, что уже после Никейского Собора, а именно в 343, 347, 367, 370, 374 и 394 гг. и позже (т.е. неоднократно), христианская Пасха праздновалась в один день с иудейской. В последний раз празднование Пасхи в Александрии в один день с иудеями было в 783 г. И совпадения прекратились только потому, что христианская Пасхалия отстала от истинной луны. Еврейский  же  календарь ориентирован на неё  достаточно точно (Воронов Ливерий, прот. Календарная проблема // Богословские труды. М., 1971. Т. 7. С. 172–177).

Постановления Соборов, в том числе Первого Никейского, не сохранились и текст их реконструируется.  А всякая реконструкция может быть истолкована по-разному. Так, правило о непраздновании  Пасхи вместе с иудеями было сформулировано как раз в византийский период, в сводах правил Зонары и Властаря  (оттуда канонические формулировки перешли и на русскую почву). Изначальное истолкование правила о непраздновании  Пасхи  вместе с иудеями следует понимать  прежде всего как запрет  следования  практике  определения пасхи иудеями. Вопрос осложняется также тем, что неизвестно, как праздновали пасху иудеи в апостольские времена (а ещё  более тем, что исторически дата Распятия Христова из-за противоречия в источниках  не может быть точно определена).

Если в раннем  христианстве расчёт  дат Пасхи на определённый отрезок времени (на несколько лет или десятилетий) был нормой (при этом результаты расчётов  не всегда совпадали), то в Средневековье  расчёт дат Пасхи производился  лишь при определённых обстоятельствах, в рамках определённых правил.  На которые  движение Луны уже не оказывало влияния (говорю о реально существовавших нормах расчета; полемическая традиция, особенно возобновившаяся после осуществления григорианской реформы календаря, введшей новые правила расчёта Пасхи, оперировала иной раз другими понятиями). То есть по окончании  14-го  Великого индиктиона никто и не планировал заново рассчитывать данные для 15-го! Таблицы Великого индиктиона известны в древнерусской письменной традиции с XIV в. (фрагментарно и в более ранних рукописях). Использование 532-летнего цикла подразумевало его использование и в дальнейшем. Говорить о «расчёте» Пасхи можно только в том отношении, что данные на 532 года запомнить невозможно, и рассчитывать их всё-таки придётся.

 Для расчётов Пасхи, в частности, использовались таблицы 532-летнего пасхального цикла, в каждой клетке которых ставилась ключевая буква, обозначавшая дату Пасхи. Именно такой таблицей воспользовался в конце XV в. святитель Геннадий Новгородский при составлении развёрнутого календаря («рядовой Пасхалии») на первые 70 лет «восьмой тысячи» (он ссылался при этом на таблицу из  рукописи XIV в. – вероятно, ГИМ, Синод. 325). Позднее, в середине XVI в., громоздкие «рядовые Пасхалии» и слишком краткие таблицы часто заменяются текстами «зрячей Пасхалии» - развернутым перечнем дат и дней недели для каждого церковного года в зависимости от даты Пасхи.

 При Новгородском архиепископе, а впоследствии митрополите всея Руси, святителе Макарии, на рубеже 1530-1540-х гг., в Великом Новгороде священником церкви свв.  Гурия, Самона и Авива при соборе св. Софии был составлен сборник - "Миротворный круг". Его ядром стали таблицы на 7980 лет – цикл, по окончании которого все циклы вновь начнут считаться от единицы: и круг солнца, и круг луны, и индикт.  Цикл в  7980 лет образован путём умножения  532-летнего цикла (образуемого, в свою очередь, путем умножения 28-летнего солнечного и 19-летнего лунного циклов) и 15-летнего цикла обращения индикта. Использование этого цикла в «Миротворном круге» на несколько десятилетий предваряет использование такого цикла в работе знаменитого западноевропейского хронолога И. Скалигера (1583 г.). В сборнике «Миротворный круг» к расчётам на этот период  (по сути правильнее называть Великим Индиктионом именно этот цикл, а не цикл в 532 года) добавлена табличка на 20 лет. В результате охваченными оказываются 8000 лет от Сотворения мира. Таким образом, круглые «тысячные» даты: и миновавшая 7000, и грядущая 8000, оказывались вписанными в систему пасхального цикла.

Составители "Миротворного круга", священник Агафон или его предшественники, указав на цикличность календаря, не забыли и о линейной истории. В клетках таблицы на 7980 лет для каждого года, включая годы до Рожества Христова, можно найти данные для подвижных и неподвижных церковных праздников. Описываемая таблица характеризует отличие подхода средневекового русского человека от современного рационалистического отношения к календарю.  Для всех лет индиктионов, прошедших до Рожества Христова, можно подыскать даты Святой Пасхи, зависящих от неё праздников, и сроки постов (в то время как соответствующие места в колонках для лет до Рожества Христова  могли быть оставлены пустыми). Так вот, данные для  14-го  и 15-го  Великих  индиктионов  в таблице не отличаются (см. на сайте Троице-Сергиевой лавры  рукопись  Троицк.  основное собр.: ф. 304.I.№ 736 – предполагаемый автограф Агафона). Конечно, Агафон не был астрономом, и можно сказать, что он не мог знать о несовершенстве лунного цикла. Так оно, скорее всего, и было. Но и  владыка Геннадий, и владыка Макарий, и священник Агафон отчетливо понимали, что православная Пасхалия на 532 года  –  это отлаженный цикл,  разрушать который  НЕЛЬЗЯ.

И ещё, по поводу «еврейской фаски» или «еврейской пасхи» (этимологию этого термина все заинтересованные лица могут посмотреть в статье В. А. Ромодановской в последнем томе Трудов Отдела древнерусской литературы). Её  указания имели в виду не реально празднуемое иудеями событие. А точку отсчёта, по существу, «книжное» (т.е. не обязательно наблюдаемое в реальности) пасхальное полнолуние, после которого могла праздноваться христианская Пасха. В Пасхалии оно появилось, вероятно, именно  в связи с отсутствием данных о реальном иудейском календаре, и в ту пору, когда было сформулировано правило о непраздновании Пасхи вместе с иудейской. Реально празднуемая иудеями пасха на протяжении уже многих столетий православной  Пасхалией не учитывается.

Что касается расчета лунных фаз, то «лунное течение» богослужебных книг возникло достаточно поздно (вероятно, не ранее  XIV в.). Эти расчёты,  основанные на реальных наблюдениях, встречаются в русских рукописях  (в качестве  примера можно привести таблицу из сборника преп. Кирилла Белозерского:  РНБ, Кир.-Бел. XII).  Если с табличными показаниями имелись разночтения, то табличные показания именовались «книжными», а данные наблюдений, – «небесными».  Для  расчётов  Пасхалии  они не применялись  (см.: Пентковский А. М. Календарные  таблицы в русских рукописях XIV–XVI вв. // Методические рекомендации по описанию  славяно-русских  рукописных книг. М., 1990. Вып. 3, ч. 1).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь