Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Журналистика как организатор массовых информационных потоков



Рецензенты

 

доктор философских наук, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью НИУ «БелГУ»

Кожемякин Евгений Александрович;

кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права Глушкова Валентина Геннадьевна

 

Казак М.Ю.

К 14 Основы журналистской деятельности : учебное пособие для бакалавров. – Белгород: ИД «Белгород», 2016. – *** с.

ISBN

 

Учебное пособие содержит разработки практических занятий, ориентированных на развитие творческих способностей студентов факультета журналистики. Задания отражают специфические этапы творческой деятельности журналиста, связанные с профессиональными обязанностями, работой над созданием текста, выбором темы, сбором информации, общением с ньюсмейкерами. Предлагаются вопросы к зачетам и экзаменам, перечень тем рефератов и курсовых работ.

Для обучающихся на направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» вузов России (бакалавриат).

УДК 070.41(07)

ББК 76.01я7

 

© Казак М.Ю., 2016

© Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, 2016




С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................

Тема 1. Журналистика как род профессиональной деятельности .............

Тема 2. Журналистика как организатор массовых информационных потоков

Тема 3. Журналистское произведение как особый тип текста.

Тема 4. Специфика темы журналистского текста ........................................

Тема 5. Специфика идеи журналистского текста ........................................

Тема 6. Факт в журналистике. Фактологический ряд элементарных выразительных средств журналистики ...........................................................

Тема 7. Образ в журналистике. Культурологический ряд элементарных выразительных средств журналистики ...........................................................

Тема 8. Средства организации журналистского текста. Композиция и монтаж……………….…………………………

Тема 9. Заголовочный комплекс. Лид. Концовка .......................................

Тема 10. Способ журналистского творчества. Стадия познавательной деятельности журналиста. Стадия создания текста.........................................

Тема 11. Система методов журналистского творчества. Методы познавательной деятельности журналиста. Работа с документами. Метод наблюдения .......................................................................................................

Тема 12. Метод интервью ............................................................................

Тема 13. Конкретные социологические исследования: эксперимент, опрос, анкета и др. .......................................................................................................

Тема 14. Методы предъявления информации в тексте. Фактологический слой журналистского текста. Оценочный слой журналистского текста .................

Тема 15. Организаторская работа журналиста ..........................................

Литература ....................................................................................................

Вопросы к зачетам и экзаменам ..................................................................

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ ............................

 


 


В В Е Д Е Н И Е

 

Учебное пособие содержит разработки практических занятий, предусмотренных дисциплиной «Основы журналистской деятельности». Темы в пособии предлагаются в той последовательности, как они представлены в ФГОС-3 по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика и в типовой программе, составленной в МГУ (автор Г.В. Лазутина).

Учебная дисциплина является базовым курсом в профессиональной подготовке будущих журналистов, позволяющая составить представление о специфике труда и профессии журналиста. Курс условно можно разделить на три больших блока: (1) Творческая природа журналистской деятельности; (2) Специфика журналистских текстов и технология их подготовки для печатных изданий; (3) Способ журналистского творчества, источники информации, система методов журналистского творчества.

В результате изучения дисциплины «Основы журналистской деятельности» бакалавр должен:

ЗНАТЬ

- круг профессиональных обязанностей журналиста,

- виды журналистской деятельности (авторская, редакторская, организаторская и др.),

- основные характеристики журналистского произведения,

 - источники и методы получения информации.

УМЕТЬ

- выполнять профессиональные функции с учетом специфики печатных СМИ,

- планировать и организовывать свою профессиональную деятельность в различных ее видах,

- получать нужные сведения, используя различные методы сбора материала,

- создавать журналистские произведения, прежде всего для новостной журналистики.

- использовать различные каналы и технические средства получения, хранения и обработки информации.

ВЛАДЕТЬ

- профессиональными стандартами в работе с источниками информации,

- различными способами и формами создания журналистских произведения,

- методами организации и проведения общественных дискуссий, интерактивного общения с аудиторией, редакционных акций.

Каждая тема в пособии состоит из двух разделов, нацеленных, во-первых, на овладение комплексом сведений из теории журналистики, во-вторых, на освоение профессиональной деятельности журналиста в ее практически значимых проявлениях. Любому начинающему журналисту необходимо осознать, что в профессии журналиста есть строгие стандарты и незыблемые правила, что авторские идеи, фактический материал и форма произведения связаны между собой законами гармонии, которые нельзя переступать, без риска сочинить что-то непригодное к опубликованию.

Заключительная часть пособия включает список литературы – основной и дополнительной, вопросы к зачетам и экзаменам, перечень тем для курсовых работ и рефератов. Таким образом, пособие отражает этапы непосредственного включения обучающихся в профессиональную деятельность и подготовку студентов к прохождению производственной практики.

 


 Тема 1. Журналистика как род профессиональной деятельности

 

Прочитайте лекционный материалы и соответствующие главы в учебниках «Основы журналистской деятельности», «Основы творческой деятельности журналиста» Г.В. Лазутиной, С.Г. Корконосенко, М.Н. Кима и др. авторов. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Что подразумевается под термином «творчество»? В чем кроется механизм творчества?

· Какова цель журналистики как особого типа творчества? С какими другими типами творчества пересекается журналистика?

· Творческая (продуктивная) и репродуктивная деятельности: общее и особенное. Каким образом взаимодействуют продуктивная и репродуктивная деятельности в журналистике? Приведите примеры.

· Виды и формы творческой деятельности. Как соотносятся любительство и профессионализм в современной журналистской практике?

· Обратившись к различным источникам, а также собственному опыту, сформулируйте комплекс наиболее важных качеств в профессии журналиста.

· Какие концепции профессии журналиста существуют в теории и практике журналистики?

· Что означает термин «конвергентная журналистика»? Каким образом меняется профессия журналиста в новых информационно-технологических условиях? Какие новые специализации и специальности появляются в конвергентных СМИ?

· Опишите структуры традиционной и мультимедийной конвергентной редакций. Где работать труднее, сложнее, интереснее? Совпадает ли круг обязанностей журналиста конвергентного издания с вашими представлениями о профессии?

· Прочитайте статью декана факультета журналистики МГУ Елены Леонидовны Вартановой «Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики» (в книге «Теория СМИ. Актуальные вопросы». М., 2009). Составьте тезисы. Исходя из прочитанного, что вы скажете о профессии журналиста: это тип творчества или чисто информационная деятельность?

 

Практические задания

1. Существуют научные и образные определения понятия «творчество»:     Творчество – это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей.

Творчество – это феноменальное свойство человека чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственного потенциала, особых умений и средств (Г.В. Лазутина).

Творческое мышление – это новые перспективы, новый опыт (Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина).

Творчество – это каждый миг бытия, который нов по определению.

Найдите два-три ярких высказывания известных писателей и журналистов о творчестве, профессии, творческих людях. Какие ключевые смыслы содержатся в этих высказываниях.

2. Чем профессия журналиста отличается от других творческих профессий, например, писателей, поэтов, художников? Что в работе журналиста можно отнести к творческому началу, а что – нетворческому?

3. Какие черты характера и стремления должен, с вашей точки зрения, иметь человек, обнаруживающий в себе склонность к журналистской деятельности?

4. Одному из российских журналистов – Анатолию Иващенко – принадлежат слова: «Моя смелость как журналиста есть смелость моего редактора». Какая профессиональная, правовая, этическая ситуация может стоять за этим высказыванием?

5. Познакомьтесь с высказываниями известного журналиста Виталия Третьякова и предложите свое понимание профессии журналиста (в виде эссе, лирического размышления и др.).

Журналистика – это особый образ жизни. Это такая медиапрофессия. Посредничество между людьми и обществом. Происходят разные события – и человек об этом не узнает, если ему не расскажут. Рассказчик – это и есть журналист. Следовательно, суть профессии сводится к двум простым вещам. Сообщить о некоторых фактах и событиях. И этим ограничиться, если событие простое. Например, поезд сошел с рельсов. Оценка события очевидна. Мнение автора или кого-либо неважно. Нужно раньше других и с большим числом значимых деталей сообщить об этом. А есть сложные события – выборы, например. Как прошли выборы, соотношение голосов, что из этого последует. Здесь человек, занимающийся такой простой профессией, как журналист, должен, помимо фактов, дать еще и мнение экспертов-специалистов. … Это вторая задача для журналистов. И в принципе, этим все ограничивается – больше задач нет. … Профессионализм в моем понимании – это четко знать, что есть твоя профессия, ясно понимать ее плюсы и минусы. Второе – понимать ее общественную ответственность, то есть не нужно свои идиотские или даже гениальные мысли навязывать обществу. Видеть уровни своей работы и знать, что должен и что имеешь право делать на своем уровне

Большая часть живет внутри профессии вполне незаметно, как такая масса, пишущая, снимающая, говорящая. Журналистика – массовая профессия, и профессия не для гениев. Если вы себя ощущаете гением, вам в газете делать нечего. СМИ рассчитаны на массовое сознание. Гениальная же точка зрения всегда парадоксальна. Гениев просто не поймут. А некоторые журналисты пишут подчас свою маленькую заметку как роман, мысли, поток сознания… (В. Третьяков. Как стать знаменитым журналистом).

6. «Эскиз к портрету творческого человека». Опишите известного вам человека, подчеркнув креативность его натуры. Это может быть реальное лицо или литературный персонаж, герой фильма, известная личность или ваш однокурсник.

7. Упражнение на внимательность. Портрет соседа по ботинкам. «Покажи мне свою обувь, и я скажу, кто ты…».

В вашем распоряжении 10 минут, чтобы составить описание вашего соседа по его обуви, не задавая ни одного вопроса. Что говорят вам туфли/кроссовки/ботинки о характере их владельца?

Постарайтесь быть кратким, добивайтесь выразительности с помощью ярких деталей и примет.

 

 


Композиция и монтаж.

 

Чтобы подготовить тему, вам понадобятся учебники Г.В. Лазутиной, Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, О.Р. Самарцева, М.Н. Кима, М.И. Шостак, работы Е.И. Пронина. Ответьте на следующие вопросы:

· Дайте определение следующих понятий: сюжет и фабула, фабульный и сюжетный тексты/жанры.

·Что представляет собой композиция журналистского текста? Что может связываться, распределяться во времени и пространстве в журналистском тексте? Прежде чем ответить на вопрос, следует ознакомиться с существующими подходами к структуре журналистского произведения.

Например, Е.П. Прохоров определяет композицию так: «Композиция оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения».

Концепция Е.И. Пронина связывает композицию газетного текста с понятием «рабочей идеи» и «текстообразующих операций»:

- ввод в проблему = эквивалент экспозиции

- постановка проблемы = эквивалент «завязки» сюжета

- аргументация и оценки = эквивалент «кульминации»

- практическая постановка вопроса (рекомендация) = эквивалент «развязки» (Е.И. Пронин. Журналистский текст как система выразительных средств).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Есть и другие взгляды. Е.П. Прохоров пишет, что, в отличие от литературного, журналистский сюжет более «собран», не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, в то время как завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью журналистского текста.

· Композиционная гармония частей может быть достигнута через монтаж, через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства и означал отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Г.В. Лазутина выделяет различные варианты монтажа, например,

- простые (как в информационных сообщениях): заголовочная строка (хедлайн) – лид (активное начало) – корпус (остальная часть текста);

- сложные и сложнейшие, когда материал делится на внутренние заголовки и главки, каждая из которых может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами.

· Как проявляются приемы монтажа используются при создании газетного текста?

 

Практическое задание

 

1. На примере газетной публикации (по вашему выбору) проанализируйте структурную организацию текста. Из каких композиционных частей она состоит? Все ли компоненты представлены? Какие монтажные приемы использованы в этом тексте?

Насколько зависит композиция от жанра?

Можно ли говорить об особой структурной организации, например, заметки, репортажа, отчета, статьи, рецензии, очерка?

2. Продемонстрируйте на газетных публикациях фабульные и сюжетные тексты (жанры).

3. «Расскажи о своем имени». Задание, в котором вы должны в форме занимательной истории сообщить о своем имени, как вы к нему относитесь, нравится ли оно вам. Выступление на 1 мин.

4. Прочитайте предложенный текст и перестройте его или напишите заново по принципу перевернутой пирамиды, размещая информацию по мере убывания значимости. Предложите свой заголовок и, при необходимости, подзаголовок и лид.

Родились втроем

Крошкам, однако, пришлось сразу пережить серьезное испытание – «первый бал», поскольку взрослые решили, что для новорожденных и их родителей-героев нужно устроить праздник, чтобы их могли поздравить первые лица города и области, коллеги и друзья. Так было решено провести торжественную регистрацию, и это событие состоялось вчера в Ленинском районном загсе.

Свой первый праздник малыши выдержали с честью: спокойно реагировали на речи, не пищали от громкой музыки, с достоинством принимали подарки – взносы на трехмесячные коляски, трехместные кроватки, куклы и мягкие игрушки. Говоря откровенно, все трое просто мирно спали на руках у мамы и папы.

Тройни в Ульяновске рождаются лишь раз в три года, и это редкое явление пришлось на 23 января 2005 года – в семье Натальи и Алексея Марковых родились Артем, Арина и Андрей.

Наталья и Алексей, чуть смущенные от внимания целого зала людей, все же успели рассказать корреспонденту «СК», что имена малышам придумывали долго, решили, что они должны начинаться на «А», пришлось даже приобрести несколько книг. Сыновья и дочка здоровы, уже наметились характеры: Артем самый терпеливый и спокойный, Андрюша чуть подвижней, Арина, как и полагается девочкам, требует к себе внимания, любит посидеть на руках. Но родителей детки особо не беспокоят. Сложнее, конечно, маме, которой приходится кормить сразу троих, так что она почти все время занята – очередь-то мал мала меньше.

Симбирский курьер. 26 февраля 2005 г.

 

 

Тема 12. Метод интервью

Наряду с учебными пособиями по ОТДЖ вам будут полезны следующие работы: С.Н. Ильченко «Интервью в журналистском творчестве» (СПб., 2003), М.М. Лукина «Технология интервью» (М., 2004), Н.В. Кодола «Интервью. Методика обучения. Практические советы» (М., 2008), М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (М., 1998).

Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте метод интервью. Объясните следующие определения интервью – это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов; интервью – это способ получения информации. Чем отличается метод интервью от обычного общения?

· Какие виды интервью вы знаете?

· Чем отличаются такие виды интервью, как прямое и опосредованное? Назовите примеры опосредованного интервью.

· Охарактеризуйте такие виды интервью, как: информационное, блиц-опрос, интервью-портрет (профиль), креативное
интервью
.

· Можно ли к разновидности интервью отнести пресс-конференции, брифинги, выход к представителям прессы, круглый стол? Если «да», то по каким параметрам?

· Какие стадии включает в себя интервью? Опираясь на
М. Лукиной «Технология интервью», охарактеризуйте этапы
интервью:

o подготовка к интервью (цели, предварительное исследование, назначение встречи, место и время, подготовка вопросника),

o проведение интервью (встреча с собеседником, приветствие, «разминка», стратегия и тактика, выбор амплуа, порядок вопросов),

o завершение интервью.

· Надо ли визировать материал у интервьюируемого после подготовки текста? Какие межличностные конфликты возможны при нарушении этого негласного правила, регулирующего отношения журналиста и собеседника? Можете ли привести примеры из собственной практики?

· По каким причинам ньюмейкер может отказываться от интервью?

· Типы собеседников (см. «Практическую журналистику» А.В. Колесниченко).

· Система вопросов включает в себя вопросы первого ряда (прямые/непрямые, открытые/закрытые), второго и третьего ряда (уточняющие, развивающие, уличающие, гипотетические, переходные). Дайте примеры разных типов вопросов.

· Назовите вопросы, которых следует избегать.

· Какие варианты общения и модели интервью вы знаете. Что значит интервью-воронка и интервью-опрокинутая воронка? Ответы вы найдете в книге М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (глава IV «Интервью», с. 49 – 62).

 

Практическое задание

 

1. Выберите 4-5 тем для интервьюирования реального человека, известного всем участникам практического семинара. В рамках этим тем продумайте вопросы, которые позволят сделать интересный текст (в любом жанре).

2. М. Лукина приводит причины неудач начинающих журналистов:

«Комплекс неполноценности»; Страх вопроса; Неполнота информации (после интервью нечего писать); Неумение задавать вопросы, слушать, записывать; Неумение справиться с трудным собеседником (неразговорчивым или болтливым); Разговор без энтузиазма; «Вялые уши» (журналист, не умеющий слушать собеседника: бегающий взгляд, постукивание пальцами по столу, отсутствие креативных вопросов, излишняя болтливость); «Детские болезни» (смущение, нежелание или страх импровизировать); Нарушение «права на информацию» (собеседник должен знать о цели интервью); недостаточная подготовка (1-я строка в списке ошибок).

С какими из них вы столкнулись в своей практике. Попытайтесь проанализировать свои неудачные интервью.

3. Составьте список из 10 вопросов (или ключевых тем), ответы на которые позволят нарисовать портрет вашего собеседника.

4. Напишите интервью с самим собой: вам, интервьюеру,
17 лет; и вам же, интервьюируемому, – 70.

5. «Разговор в студии». Три стула в центре аудитории. Два ведущих (интервьюера) и один гость (ньюсмейкер). Задача – провести интервью в студии, чтобы представить человека аудитории. Возможны записки с вопросами, которые передаются ведущим, а также звонки в студию.

6. «Круглый стол». Тема «Русский язык на газетной полосе и в эфире». Один студент – модератор, остальные авторитетные гости.

 

 





Интернет-ресурсы

www.gdf – сайт Фонда защиты гласности

www.ruj.ru – сайт Союза журналистов России

www.pdi.ru – сайт Института развития прессы

www.cjes.ru – сайт Центра экстремальной журналистики

www.journalist-virt.ru – сайт ежемесячного журнала «Журналист»

www.mediascope.ru – электронный научный журнал факультета журналистики МГУ «Медиаскоп»

http://medialing.spbu.ru – международный научный журнал «Медиалингвистика»

www.evarist.narod.ru/journ.htm – электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой)

www.journalism.narod.ru – электронная библиотека журналиста

www.medialaw.ru – портал «Право и средства массовой информации»

 

Вспомогательная литература

Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. – М., 2008.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2981.

Горшков А.И. Русская стилистика и функциональная стилистика. – М., 2006.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2001.

Дмитровский А.Л. Эссе как жанр публицистики. Автореф. … канд. филол. наук. – СПб., 2002.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. – М., 1984.

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М., 2008.

Кожина М.Н., Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. Стилистика русского языка. – М., 2010.

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. Ч. 1. Теория. Учебное пособие. – М.: 2006.

Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. М., 2006.

Клас Тур. Книга идей для преподавателя. М., 2006.

Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. – М., 2008.

Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. – СПб., 1995.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. – М., 2000.

Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. – Воронеж, 2009.

Лысакова И.П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. – СПб., 2005.

Матвеева Т.В. Риторический практикум журналиста. Учебное пособие. М., 2007.

Мельник Г., Виноградова С. Деловая журналистика. – СПб., 2010.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: Учеб. пособие. М., 2003.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. – М., 2007.

Свитич Л.Г. Профессия журналист. – М., 2003.

Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002.

Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста // Логос. Общество. Знак. – СПб., 1997.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2005.

Социология журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2004.

Черникова Е.В. Литературная работа журналиста. М., 2007.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М., 2008.

Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. –М., 2002.

Шипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М., 2010.

 

Словари

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. – М., 2004.

Романовский И.И. МАСС МЕДИА. Словарь терминов и понятий. – М., 2004.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2006.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ

Примерный перечень вопросов для зачета и экзамена

I. Теоретические вопросы

1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Творческая и репродуктивная деятельности. Формы творчества.

2. Формы и функции массовых информационных потоков. МИП и типы текстов в массовой коммуникации.

3. Журналистика как организатор массовых информационных потоков. Предназначение журналистики и публицистики.

4. Профессиональные обязанности журналиста (авторская, редакторская, организаторская деятельность).

5. Журналистский текст как особый тип текста.

6. Тема журналистского произведения. 

7. Идея журналистского произведения. Опорная и рабочая идеи в журналистском тексте. Типы реакций на журналистские тексты. Варианты рабочей идеи.

8. Понятие факта в журналистике. Достоверный факт и недостоверный факт. Факт и мнение. Факт и оценка.

9. Элементарные выразительные средства (ЭВС) в журналистском произведении. Фактологический ряд.

10. Элементарные выразительные средства (ЭВС) в журналистском произведении. Культурологический ряд.

11. Композиция, сюжет и монтаж в журналистском тексте.

12. Заголовочный комплекс. Заголовок. Лид. Концовка.

13. Общее понятие о способе журналистского творчества. Операциональная структура творческого процесса.

14. Стадия познавательной деятельности в журналистике. Предмет, цель и условия познавательной деятельности. Формы познавательного процесса (ознакомление, исследование, расследование).

15. Задачи познавательной деятельности (заявка на тему, сбор предварительных данных, конкретизация предмета изучения, направленное изучение).

16. Стадия создания текста и ее задачи (замысел, конкретизация замысла, реализация замысла, редактирование).

17. Типы источников информации

18. Система методов журналистского творчества (общая характеристика).

19. Методы познавательной деятельности.

20. Работа с документами как метод познавательной деятельности. Классификация документов.

21. Интервью как метод познавательной деятельности. Типы интервью. Типы собеседников. Типы вопросов.

22. Наблюдение как метод познавательной деятельности.

23. Методы, заимствованные из социологии (КСИ)

24. Методы предъявления информации в тексте (факты и образы)

II. Практические задания

 

1. Охарактеризуйте журналистский текст (по выбору студента) по следующему алгоритму:

- сформулируйте тему,

- выявите цель, опорную и рабочую идею текста. Какую реакцию хотел автор вызвать у аудитории? Какие варианты рабочей идеи реализуются в тексте?

- найдите информационный повод,

- охарактеризуйте структуру публикации (заголовок, лид, концовка),

- определите в тексте композиционные блоки: ввод в проблему, обозначение проблемы, предъявление оценок и аргументов, практическая постановка вопроса (рекомендация);

- определите

1) какими источниками информации пользовался автор публикации;

2) какие методы познавательной деятельности применял журналист,

3) какие методы предъявления информации в тексте использованы;

- найдите факты, мнения и оценки в анализируемом тексте,

- рассмотрите языковые средства, формирующие в этом тексте стандарт и экспрессию,

- сформулируйте собственное мнение о достоинствах и недостатках текста.

 

Рецензенты

 

доктор философских наук, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью НИУ «БелГУ»

Кожемякин Евгений Александрович;

кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права Глушкова Валентина Геннадьевна

 

Казак М.Ю.

К 14 Основы журналистской деятельности : учебное пособие для бакалавров. – Белгород: ИД «Белгород», 2016. – *** с.

ISBN

 

Учебное пособие содержит разработки практических занятий, ориентированных на развитие творческих способностей студентов факультета журналистики. Задания отражают специфические этапы творческой деятельности журналиста, связанные с профессиональными обязанностями, работой над созданием текста, выбором темы, сбором информации, общением с ньюсмейкерами. Предлагаются вопросы к зачетам и экзаменам, перечень тем рефератов и курсовых работ.

Для обучающихся на направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» вузов России (бакалавриат).

УДК 070.41(07)

ББК 76.01я7

 

© Казак М.Ю., 2016

© Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, 2016




С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................

Тема 1. Журналистика как род профессиональной деятельности .............

Тема 2. Журналистика как организатор массовых информационных потоков

Тема 3. Журналистское произведение как особый тип текста.

Тема 4. Специфика темы журналистского текста ........................................

Тема 5. Специфика идеи журналистского текста ........................................

Тема 6. Факт в журналистике. Фактологический ряд элементарных выразительных средств журналистики ...........................................................

Тема 7. Образ в журналистике. Культурологический ряд элементарных выразительных средств журналистики ...........................................................

Тема 8. Средства организации журналистского текста. Композиция и монтаж……………….…………………………

Тема 9. Заголовочный комплекс. Лид. Концовка .......................................

Тема 10. Способ журналистского творчества. Стадия познавательной деятельности журналиста. Стадия создания текста.........................................

Тема 11. Система методов журналистского творчества. Методы познавательной деятельности журналиста. Работа с документами. Метод наблюдения .......................................................................................................

Тема 12. Метод интервью ............................................................................

Тема 13. Конкретные социологические исследования: эксперимент, опрос, анкета и др. .......................................................................................................

Тема 14. Методы предъявления информации в тексте. Фактологический слой журналистского текста. Оценочный слой журналистского текста .................

Тема 15. Организаторская работа журналиста ..........................................

Литература ....................................................................................................

Вопросы к зачетам и экзаменам ..................................................................

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ ............................

 


 


В В Е Д Е Н И Е

 

Учебное пособие содержит разработки практических занятий, предусмотренных дисциплиной «Основы журналистской деятельности». Темы в пособии предлагаются в той последовательности, как они представлены в ФГОС-3 по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика и в типовой программе, составленной в МГУ (автор Г.В. Лазутина).

Учебная дисциплина является базовым курсом в профессиональной подготовке будущих журналистов, позволяющая составить представление о специфике труда и профессии журналиста. Курс условно можно разделить на три больших блока: (1) Творческая природа журналистской деятельности; (2) Специфика журналистских текстов и технология их подготовки для печатных изданий; (3) Способ журналистского творчества, источники информации, система методов журналистского творчества.

В результате изучения дисциплины «Основы журналистской деятельности» бакалавр должен:

ЗНАТЬ

- круг профессиональных обязанностей журналиста,

- виды журналистской деятельности (авторская, редакторская, организаторская и др.),

- основные характеристики журналистского произведения,

 - источники и методы получения информации.

УМЕТЬ

- выполнять профессиональные функции с учетом специфики печатных СМИ,

- планировать и организовывать свою профессиональную деятельность в различных ее видах,

- получать нужные сведения, используя различные методы сбора материала,

- создавать журналистские произведения, прежде всего для новостной журналистики.

- использовать различные каналы и технические средства получения, хранения и обработки информации.

ВЛАДЕТЬ

- профессиональными стандартами в работе с источниками информации,

- различными способами и формами создания журналистских произведения,

- методами организации и проведения общественных дискуссий, интерактивного общения с аудиторией, редакционных акций.

Каждая тема в пособии состоит из двух разделов, нацеленных, во-первых, на овладение комплексом сведений из теории журналистики, во-вторых, на освоение профессиональной деятельности журналиста в ее практически значимых проявлениях. Любому начинающему журналисту необходимо осознать, что в профессии журналиста есть строгие стандарты и незыблемые правила, что авторские идеи, фактический материал и форма произведения связаны между собой законами гармонии, которые нельзя переступать, без риска сочинить что-то непригодное к опубликованию.

Заключительная часть пособия включает список литературы – основной и дополнительной, вопросы к зачетам и экзаменам, перечень тем для курсовых работ и рефератов. Таким образом, пособие отражает этапы непосредственного включения обучающихся в профессиональную деятельность и подготовку студентов к прохождению производственной практики.

 


 Тема 1. Журналистика как род профессиональной деятельности

 

Прочитайте лекционный материалы и соответствующие главы в учебниках «Основы журналистской деятельности», «Основы творческой деятельности журналиста» Г.В. Лазутиной, С.Г. Корконосенко, М.Н. Кима и др. авторов. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Что подразумевается под термином «творчество»? В чем кроется механизм творчества?

· Какова цель журналистики как особого типа творчества? С какими другими типами творчества пересекается журналистика?

· Творческая (продуктивная) и репродуктивная деятельности: общее и особенное. Каким образом взаимодействуют продуктивная и репродуктивная деятельности в журналистике? Приведите примеры.

· Виды и формы творческой деятельности. Как соотносятся любительство и профессионализм в современной журналистской практике?

· Обратившись к различным источникам, а также собственному опыту, сформулируйте комплекс наиболее важных качеств в профессии журналиста.

· Какие концепции профессии журналиста существуют в теории и практике журналистики?

· Что означает термин «конвергентная журналистика»? Каким образом меняется профессия журналиста в новых информационно-технологических условиях? Какие новые специализации и специальности появляются в конвергентных СМИ?

· Опишите структуры традиционной и мультимедийной конвергентной редакций. Где работать труднее, сложнее, интереснее? Совпадает ли круг обязанностей журналиста конвергентного издания с вашими представлениями о профессии?

· Прочитайте статью декана факультета журналистики МГУ Елены Леонидовны Вартановой «Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики» (в книге «Теория СМИ. Актуальные вопросы». М., 2009). Составьте тезисы. Исходя из прочитанного, что вы скажете о профессии журналиста: это тип творчества или чисто информационная деятельность?

 

Практические задания

1. Существуют научные и образные определения понятия «творчество»:     Творчество – это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей.

Творчество – это феноменальное свойство человека чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственного потенциала, особых умений и средств (Г.В. Лазутина).

Творческое мышление – это новые перспективы, новый опыт (Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина).

Творчество – это каждый миг бытия, который нов по определению.

Найдите два-три ярких высказывания известных писателей и журналистов о творчестве, профессии, творческих людях. Какие ключевые смыслы содержатся в этих высказываниях.

2. Чем профессия журналиста отличается от других творческих профессий, например, писателей, поэтов, художников? Что в работе журналиста можно отнести к творческому началу, а что – нетворческому?

3. Какие черты характера и стремления должен, с вашей точки зрения, иметь человек, обнаруживающий в себе склонность к журналистской деятельности?

4. Одному из российских журналистов – Анатолию Иващенко – принадлежат слова: «Моя смелость как журналиста есть смелость моего редактора». Какая профессиональная, правовая, этическая ситуация может стоять за этим высказыванием?

5. Познакомьтесь с высказываниями известного журналиста Виталия Третьякова и предложите свое понимание профессии журналиста (в виде эссе, лирического размышления и др.).

Журналистика – это особый образ жизни. Это такая медиапрофессия. Посредничество между людьми и обществом. Происходят разные события – и человек об этом не узнает, если ему не расскажут. Рассказчик – это и есть журналист. Следовательно, суть профессии сводится к двум простым вещам. Сообщить о некоторых фактах и событиях. И этим ограничиться, если событие простое. Например, поезд сошел с рельсов. Оценка события очевидна. Мнение автора или кого-либо неважно. Нужно раньше других и с большим числом значимых деталей сообщить об этом. А есть сложные события – выборы, например. Как прошли выборы, соотношение голосов, что из этого последует. Здесь человек, занимающийся такой простой профессией, как журналист, должен, помимо фактов, дать еще и мнение экспертов-специалистов. … Это вторая задача для журналистов. И в принципе, этим все ограничивается – больше задач нет. … Профессионализм в моем понимании – это четко знать, что есть твоя профессия, ясно понимать ее плюсы и минусы. Второе – понимать ее общественную ответственность, то есть не нужно свои идиотские или даже гениальные мысли навязывать обществу. Видеть уровни своей работы и знать, что должен и что имеешь право делать на своем уровне

Большая часть живет внутри профессии вполне незаметно, как такая масса, пишущая, снимающая, говорящая. Журналистика – массовая профессия, и профессия не для гениев. Если вы себя ощущаете гением, вам в газете делать нечего. СМИ рассчитаны на массовое сознание. Гениальная же точка зрения всегда парадоксальна. Гениев просто не поймут. А некоторые журналисты пишут подчас свою маленькую заметку как роман, мысли, поток сознания… (В. Третьяков. Как стать знаменитым журналистом).

6. «Эскиз к портрету творческого человека». Опишите известного вам человека, подчеркнув креативность его натуры. Это может быть реальное лицо или литературный персонаж, герой фильма, известная личность или ваш однокурсник.

7. Упражнение на внимательность. Портрет соседа по ботинкам. «Покажи мне свою обувь, и я скажу, кто ты…».

В вашем распоряжении 10 минут, чтобы составить описание вашего соседа по его обуви, не задавая ни одного вопроса. Что говорят вам туфли/кроссовки/ботинки о характере их владельца?

Постарайтесь быть кратким, добивайтесь выразительности с помощью ярких деталей и примет.

 

 


Тема 2. Журналистика как организатор массовых информационных потоков

 

Прочитав вторую главу учебника Г.В. Лазутиной, раздел № 6 учебника Е.В. Черниковой и др. источники, подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Дайте определения базовых понятий: информация, социальная информация, массовая информация. В каких формах существует массовая информация? Отметьте общее и различное в социальной и массовой информации.

· Что такое массовое сознание и какова его роль в обществе?

· Какие элементы включает в себя общественное сознание? Охарактеризуйте механизм формирования общественного мнения.

· Что такое массовые информационные потоки и как данное понятие связано с журналистикой? В каких формах существуют МИП?

· Какие потребности общества удовлетворяют массовые информационные потоки? Соотнесите эти потребности с типами текстов. Попытайтесь графически обозначить соотнесенность информационных потребностей и типов циркулирующих в обществе текстов.

· Охарактеризуйте журналистику и публицистику как род деятельности. Какие подходы существуют к объяснению этих понятий? Что общего и различного в деятельности журналиста и публициста?

· Могут ли журналистские тексты являться публицистическими? Аргументируйте свою мысль конкретными выступлениями журналистов.

· Охарактеризуйте комплексный характер деятельности журналиста и виды профессиональной деятельности (авторская, редакторская, организаторская, планирование, подготовка и выпуск МИП).  

 

Практические задания

 

1. В недельной программе телевидения выявите основные виды текстов, включаемые в массовые информационные потоки (МИП). Какие потребности общества удовлетворяют передачи того или иного телеканала? Можно ли по контенту определить тип СМИ?

2. Какие не журналистские информационные продукты вы встретили, анализируя программу ТВ? Чем они отличаются от журналистских произведений?

3. Поэт может писать стихи «в стол», т.е. для себя, оставаясь при этом поэтом. Может ли журналист писать «в стол» и оставаться журналистом? Объясните свою точку зрения.

4. Главный редактор «Литературной газеты», писатель, публицист Юрий Поляков, в ответ на реплику собеседника, что телевизор можно не смотреть, сказал:

– Можно не включать и воду в кране. Можно не есть. Не получается. Давно доказано, что потребление информации – такая же необходимость для человека, как потребление пищи. Почему заключенные так тяжело переносят камеры-одиночки? Потому что люди страдают и от информационного голода.

Какая мысль, важная для профессии журналиста, заключена в этом высказывании?

5. Найдите в свежих газетах и журналах портретные характеристики наших современников, оцените, насколько удачно журналист использовал детали при описании портретов. Насколько они наглядны и запоминаемы?

6. Упражнение на внимательность. Посмотрите на своего соседа и постарайтесь его описать, не задавая ему(ей) ни одного вопроса. Затем получившееся описание зачитаем и попросим прокомментировать человека, которого касается это описание.

Темы для размышлений:

· Какую музыку он/она любит?

· Где он/она проводит свое свободное время?

· Отношение к религии.

· Интерьер дома/квартиры/комнаты.

· Хобби, интересы, досуг.

· Политические симпатии.

7. Напишите эссе на тему «Рабочая неделя журналиста» или «Первый день в редакции». В основе эссе как жанра лежит анализ увиденного в жизни через личные впечатления. Это текст небольшого объема и свободной композиции, выражающий индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.235 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь