Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единение русских земель и формирование новых социальных групп в русском обществе.



Цель лекции: составить представление об особенностях отечественной государственности во второй акматической фазе развития средневековой цивилизации. Понять причины, способствующие объединению русских земель вокруг Москвы, осмыслить процесс становления единого государства как предпосылки создания централизованного государства, которое с конца ХУ в. стало называться Россией. Уяснить особенности правового положения различных социальных групп в Х1У-ХУ1 вв.

 

План

1. Объединение русских земель вокруг Московского княжества.

2. Правовой статус основных социальных групп населения русских земель в XIV-XVI вв.

 

1. Объединение русских земель вокруг Московского княжества.

Процесс объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого централизованного государства завершился в ХУ1 в. Это происходило на фоне государственной раздробленности Руси и ее вассальной зависимости от монголо-татарских завоевателей. Однако в конце Х1У-ХУ вв. происходило освобождение русских земель от монголо-татарского нашествия.

В XIV-XVI вв. русское общество находилось во второй акматической фазе развития средневековой цивилизации. Для этой фазы характерно наличие клерикальной монархии, что соответственно отразилось на взаимоотношении государства и церкви, роль последней значительно усилилась. Светская и духовная власть нуждаются в поддержке друг друга, делятся властными полномочиями до ХУ1 в.

Русская земля вступила в этот период, представляя собой множество удельных княжеств, тяготеющих в двум большим областям, одна из которых (юго-западные и часть западных территорий) находилась под властью Литвы и Польши, а другая (северо-восточная область) продолжала состоять в определенных, идущих на убыль вассальных отношениях с Золотой Ордой.

Во второй половине XIII века усиливается дробление русских северо-восточных земель, появляются удельные княжества: можайское, московское, тверское, ростовское и др. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского князь Даниил. Его сыновья Юрий и Иван Даниловичи вели ожесточенную борьбу с конкурентами – тверскими князьями, претендовавшими на ведущую роль среди русских княжеств. Но географическое положение маленького московского княжества не давало ему превосходства над соперниками. Другие княжества северо-восточной Руси обладали схожими природными условиями. Тверь, например, располагалась на верхней Волге, далеко от степной местности, также была окружена болотами и лесами. Усиливавшийся приток населения из южных земель на границе со степью способствовал экономическому подъему, как московского княжества, так и остальных земель северо-востока. Поэтому с переменным успехом то одно, то другое княжество претендовало на главенствующую роль.

Важнейшую роль в возвышении того или иного княжества играл политический фактор. Это взаимоотношение княжеств с Золотой Ордой. Как золотоордынские ханы, так и русские князья умело использовали выдачу ярлыка на великое княжение. Ханам выгодно было выдвигать слабого князя в противовес сильному, провоцируя междоусобную борьбу. Однако, русские князья подношениями и хитростью направляли расположение или ненависть хана в нужное им русло. Так происходил естественный отбор правителей русских земель, и, находясь в вассальной зависимости от Золотой Орды, князья северо-восточного региона Руси развивали в себе качества сильного правителя.

В начале XIV в. тверские князья усилились. В 1327 г. тверичи подняли восстание против сборщиков дани. Московский князь Иван Калита (1325-1340 гг.) помог татарской рати подавить восстание. Это событие имело очень большое значение. Иван Калита становится великим князем. Ему поручается сбор дани со всех русских земель для хана Золотой Орды. Он концентрирует в своих руках материальные ресурсы всех русских княжеств. Баскаки перестали осуществлять опустошительные набеги на русские земли. Русь получает передышку в борьбе с татаро-монголами. Это способствовало экономическому подъему, в рамках которого восстанавливались земледельческие районы, росли города, наращивался объем ремесленного производства.

Митрополит всея Руси Петр поддержал московского князя. Преемник Петра на митрополичьей кафедре окончательно перенес свою резиденцию в Москву (1326 г.), которая превратилась в религиозную православную столицу всех русских земель.

В правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.) продолжалась политика укреплению военной мощи московского княжества. Строится белокаменный кремль. Распространяются самострелы (арбалеты). Вводится новая тактика действия пеших полков против кавалерии. В 1380 г. под командованием Дмитрия Донского русская рать одержала историческую победу над монголо-татарским войском на Куликовом поле. После чего значительно уменьшился размер выплаты дани, а княжение Дмитрий Донской передал детям по завещанию, без обращения в Золотую Орду. Это событие усилило авторитет Московского княжества и способствовало расширению его владений.

Способы присоединения русских земель к Москве были различны. С некоторыми удельными князьями заключался договор, согласно которому они добровольно подчинялись великому князю, обязуясь служить Москве. Так, например, было включено в состав Московского Суздальское княжество. Существовал также порядок, напоминавший западноевропейский средневековый «оммаж»: владелец вотчины, удельный князь отказывался от нее в пользу великого князя и тут же получал ее обратно в виде пожалования.

Были примеры покупки территории другого княжества московскими князьями. Например, ростовские князья одну часть своих земель продали Василию Темному (1425-1462 гг.), а другую его сыну Ивану III (1462-1505). При этом они остались владельцами земли, как вотчиной и выполнял различные служебные функции в пользу Москвы.

Собирание русских земель в единое государство происходило и насильственным путем. В конце ХУ в. были присоединены Тверь, Рязань, Великий Новгород, а в начале ХУ1 в и Псков и отвоеванные у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

По мере расширения территорию Московского государства, включения в его состав удельных княжеств, последние превращались в вотчины. Удельные князья переставали быть государями и приравнивались к боярам, т.е. становились подданными великого московского князя.

В процессе образования единого государства Московское царство присоединяло и некоторые соседние народы. Так, в состав Московского государства вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями вошли мещеры, карелы, саами, ненца, удмурты. А в ходе завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств началось освоение заволжских территорий, к Московии были присоединены татары, калмыки, мордва, башкиры и целый ряд других народов. Московское государство становилось многоэтническим, формировалась новая великорусская народность.

С середины XVI в. в южном направлении начиналось сооружение оборонительной системы, состоящей из укреплённых пунктов, валов и засек. Весь юг Московского государства стал представлять собой хорошо организованный военный округ. Одновременно с установлением новых крепостей на юге, туда продвигалось земледельческое и промысловое население, шла колонизация «дикого поля», ранее всецело контролируемого кочевниками.

Таким образом, становление единого русского государства происходило в условиях конкурентной борьбы князей северо-восточных земель. Возвышению Москвы способствовали как внутренние так и внешние обстоятельства. В процессе собирания русских земель происходило формирование великорусского этноса. Единение русских земель стало основой формирования централизованного государства, в названии, которого все чаще, начиная с конца ХУ в., стали употреблять наряду с названиями: Русь, Русская земля, Московское государство, Московское царство, Русское государство - Россия.

 

2. Правовой статус основных социальных групп населения русских земель в XIV-XVI вв.

Процесс объединения русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание на этой основе централизованного государства сопровождался существенными изменениями социальной структуры русского общества, правового статуса различных категорий населения. Продолжали формироваться средневековые сословия. Однако к этому времени они еще не оформились в замкнутые социальные группы со своими правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Крестьяне делились на чернотяглых (черносошных), т.е. государевых и часновладельческих, принадлежавших другим собственникам земли. Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных великим князем в виде пожалования за службу. Они платили дань и несли другие повинности великому князю-государю. Число черносошных крестьян постоянно сокращалось, т.к. их вместе с землей великий князь жаловал за службу. Число же часновладельческих крестьян стремительно увеличивалось. Они жили на землях принадлежавших князьям и их семьям (дворцовые крестьяне), боярам, дворянам, церкви и монастырям, имели от них надел, за что собственникам земли платили оброк (натуральный или денежный), несли барщину.

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. с заключения между князьями договоров о не переманивании на свои земли чужих тяглых людей. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех землевладельцев. По Судебнику 1497 года крестьянам было разрешено переходить от одного землевладельца к другому в течение недели до Юрьева дня и одной недели после (Юрьев день – 24 ноября). Вводилась плата за пожилое, т.е. за свой уход крестьянин платил компенсацию прежнему землевладельцу. Размер «пожилого» составил сумму в один рубль. (На рубль можно было купить 200 пудов ржи.). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. Прикреплению крестьян способствовало составление в 50—90-х гг. XVI в. писцовых книг, которые стали документальным основанием этого процесса. С 1581 г. вводились «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. С конца XVI в. начали издаваться «урочные лета», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет).

Частновладельческие крестьяне включали две основные категории — старожильцы и новоприходцы (новопорядчики). Старожильцы – крестьяне издавно живущие на землях того или иного владельца и несущие в его пользу повинности. Категория новоприходцев появилась во второй половине ХУ1 в., когда началось освоение бывшего «дикого поля» (завоеванных земель Казанского и Астраханского ханств). Землевладельцы, заинтересованные в рабочей силе привечали чаще всего беглых или же члены семей сторожильцев не записанные в писцовые книги (братья, племянники, дети, проживавшие в составе крестьянского двора) и давали им некоторые льготы, например, в виде ссуды и могли, расплатившись перейти от одного хозяина к другому. Если же крестьянин несколько лет проживал на одном месте, он переходил в категорию старожильцев.

В течении Х1У-ХУ1 вв. существенно изменился и правовой статус холопов. Были ограничены источники холопства. Например, законодатель уже не упоминает в качестве источников холопства наказание: за бегство, разбойное убийство, поджог и конокрадство (как это было в Русской Правде).

Холопство перестало быть однородным: к полному холопству добавилась категория больших или докладных холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, иногда занимавшие высокие посты. До ХУ в. должностные лица из холопов ведали княжеской казной. Некоторые холопы получали за службу от князя землю. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т.д. Вся процедура называлась «докладом».

Появилась новая категория людей, схожих по положению с холопами – кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости и зачастую становилась пожизненной. После смерти господина кабальный холоп освобождался и получал право на свое имущество. Кабальные холопы не могли продаваться, обмениваться, дариться и наследоваться. С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное.

В Х1У-ХУ1 вв. шел процесс прикрепления крестьян к земле, т.е. закрепощение, который окончательно юридически был оформлен в середине ХУП в.

Одним из привилегированных средневековых сословий на Руси в Х1У-ХУ1 вв. было боярство, складывающееся из нескольких социальных групп. На первом месте стояли титулованные московские бояре. Это удельные князья, потомки князей рюриковичей, перешедшие на службу к московскому князю. К ним относились и выходцы из Литвы – гедыминовичи, татарские царевичи принявшие московское подданство. Служилые князья составляли верхушку привилегированной восходящеей социальной группой средневекового русского общества – «дворянством шпаги». Они занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной, сохранили право собственности на землю, были наиболее крупными землевладельцами.

Впоследствии служилые князья слились с верхушкой боярства, которую составляли нетитулованные потомственные московские бояре, служившие московским князьям с давних времен. Далее по статусу шли провинциальные бояре, состоявшие на службе у бывших удельных князей.

Менее крупные землевладельцы составляли слуги вольные и дети боярские. Они так же несли службу великому князю. В особую группу входили «слуги под дворским», которые происходили чаще всего из княжеских холопов. В последствии некоторые из них назначались на сравнительно высокие управленческие посты и получали за службу землю.

В Х1У-ХУ вв. служилые князья и бояре могли выбирать себе сюзерена наиболее сильного и влиятельного. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин, служа в другом княжестве. В эти время право отъезда было выгодно усиливающимся московским князьям, т.к. способствовало собиранию русских земель вокруг Москвы. По мере становления единого Московского государства это право ограничивалось (отъезжающих бояр лишали вотчин), а затем и совсем было отменено, отъезд рассматривался как измена.

Сложилась определенная иерархия знати, для которой характерна система местничества. Представители боярских фамилий занимали при дворе князя и на государственной службе определенное место в зависимости от родовитости. Свое знатное происхождение каждый боярин оценивал как самый веский аргумент в местнических спорах о должностях, чинах и привилегиях. Система местничества была серьезным препятствием для становления централизованного государства.

В процессе создания единого централизованного государства положение боярства изменилось. Ранее боярское звание могло быть получено только по наследству, то в последствии это стал придворный чин, который жаловал великий князь. Появились «введенные бояре», окольничии (наиболее привилегированные бояре). Постепенно происходит замена отношений сюзеренитета-вассаитета отношениями подданства. Служение элитных социальных групп великому князю становилось обязательным особенно с конца ХУ в. Однако к этому времени, бояре, особенно из наиболее знатных подчас были настроены весьма оппозиционно к великокняжеской власти.

Идея служебности власти великого князя нашла социальную опору в лице новых общественных групп, и в первую очередь дворянства, которое формировалось, прежде всего, из «слуг под дворским» при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. В состав русского дворянства вошло определенное число ратных людей из Литвы, из казанских и поволжских татар (принявшие православие).

Дворяне получали землю (поместье) от великого князя за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть. Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер.

В ХУ1 в. дворянская служба стала сословной и наследственной. Дворянские дети с 15 лет записывались на службу и становились новиками. За ними закрепляли поместья и денежные оклады.

Если отец молодого дворянина всё ещё служил, то сына его верстали в отвод, наделяли особым от отца поместьем. Когда отец уже не мог служить, молодого дворянина припускали к нему, т.е. вводили во владение отцовским поместьем. Как правило, это был младший из сыновей, иногда «припускались» сразу несколько сыновей.

После смерти служилого человека поместье нередко оставляли за недорослями – сиротами (не достигшими 15-летнего возраста). Из поместья выделялись доли на прожиток (пенсии) вдове и дочерям умершего. Если у дочери был жених из служилых людей, «прожиток» мог быть закреплен за ним. Вдова владела «прожитком» до смерти, или нового замужества, или ухода в монастырь. Если помещик умирал своей смертью, вдова получала 10% из его поместья, дочери — по 5%; если он погибал в походе, оклады удваивались.

B XVI в. появилась особая группа служилого сословия – столбовое дворянство. Его основу составили потомственные дворяне, занесенные в XVI-XVII вв., в отличие от дворян более позднего происхождения, в столбцы (склеенные свитки), родовые книги.

Так в Московском государстве пополнилась дворянским сословием «дворянство штаги» - восходящая социальная группа акматической фазы средневековой цивилизации. С утверждением поместной системы получал развитие принцип: кто владеет землёй, тот должен служить.

Привилегированной группой русского общества в Х1У-ХУ1 вв. было православное духовенство. Монархия носила в этот акматический период развития средневековой цивилизации клерикальный характер и это во многом объясняет особый статус русской православной церкви. Активно участвуя в процессе объединения русских земель, я церковь была опорой великого князя и стала одним из крупнейших землевладельцев, имела широкие привилегии. Духовенство делилось на мирских священников и монахов.

Монастыри и церковь не платили государственных податей, имели судебный иммунитет. Однако, начиная с ХУ1 в. вокруг церковной земельной собственности и привилегий разгорелась серьезная борьба.

В ХУ1-ХУ1 вв. среди городского населения усиливался процесс социальной дифференциации. Наиболее привилегированной частью городских жителей были представители княжеской власти, бояре, дворяне, высшее духовенство, которые жили в центральной части города, его административном центре (кремле). Поселение вокруг центральной части города называлось посадом. Верхушку посадского населения составляли купцы, домовладельцы, цеховые мастера, ростовщики и т.п. Это были «лутчие» люди, они имели привилегии, освобождались от части государственных повинностей. Городские низы составляли ремесленники и мелкие торговцы, которые называлось «черные» или «молодшие» люди.

Землевладельцы, жившие в городах, устраивали на посадах свои дворы и лавки. Их дворовые и мастеровые люди селились в селах, рядом с городским посадом, устраивали «белые слободы», деятельность этих слобод вызывала острое недовольство коренных горожан. Ремесленники и другие работники, жившие в усадьбах белой слободы, не платили государственных налогов. В то время как жители посадских слобод были включены в тягло.

В XV в. во время падения Золотой Орды на окраинах Московии и Литвы появилась особая социальная общность казачество (по-татарски «казак» означает «свободный человек», «искатель приключений», «человек с границы») С конца XV века казачьи отряды поступали на службу литовскому или московскому князю. При этом власти разрешали им сохранять органы самоуправления, сохранять собственные традиции и порядки. Казачьи общины быстро пополнялись беглыми крестьянами после принятия Москвой законов, ограничивавших перемещение крестьян (Юрьев день, заповедные годы, и т.п.).

В конце XVI в. сформировались четыре основных региона размещения казачьих общин: запорожские казаки на Днепре (украинские), донские, яицкие, и терские (русские). Высшим органом управления у казаков было собрание (совет или круг), в котором на равных правах участвовали все казаки. Собрания избирали должностных лиц, включая гетмана (у украинских казаков) или атамана (у русских казаков). Собрание было и высшим судом.

Московское правительство использовало казаков в борьбе с турками и татарами, для колонизации южных и восточных земель. Казаки проводили независимую политику, не выдавали беглых подданных московского князя, последовательно осуществляли принцип «с Дона выдачи нет». Это было причиной конфликтов между Москвой и казаками

Таким образом, в Х1У-ХУ1 вв. произошло формирование социальной структуры средневекового общества, свойственной акматической фазе его развития и периоду становления единого русского централизованного государства. Центральная власть создала себе прочную опору в лице привилегированных сословных групп и последовательно осуществляла политику закрепощения крестьянства.

 

Вопросы для закрепления материала лекции:

1.Какие внешние и внутренние факторы способствовали объединению русских земель вокруг Москвы?

2. Какими способами происходило присоединение к Московскому княжеству русских земель?

3. Какие средневековые сословия формировались в Московском царстве в Х1У-ХУ1 вв.?

4. Какие изменения происходили в правовом положении крестьянства?

5. Кто такие сторожильцы и новоприходцы? Каково их правовое положение?

6. Какие изменения происходили в правовом статусе холопов?

7. Какие этапы прикрепления крестьян к земле осуществились в Х1У-ХУ1 вв.?

8. Какие привилегированные землевладельческие сословия были в Х1У-ХУ1 вв.?

9. В чем заключались особенности правового статуса боярства и дворянства во второй фазе развития средневековой цивилизации?

10. Каково было правовое положение духовенства в период клерикальной монархии?

11. Каковы особенности правового положения различных социальных групп городского населения?

12. Кто такие казаки? Каково правовое положение казачества?

 

 

Лекция 2 (т. 7)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь