Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ



ХАРИТОНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

цель: изучение курса

задачи: изучение коммуникационных процессов разных времен

 

периодизация:

— период античности (Греция и Рим) 5 в до н.э. —> 476 год ( 5 век нашей эры)

— период средневековья 5 в н.э. —> 15 век

— 16-17 век

— век просвещения (18 век)

— новое время (19 век) массовизация периодики

— новейшее время (20 век) сфера медиа

 

методология: подходы в рамках которого осуществляются исследования

1. диахронический

рассматривает явления сквозь призму времени

то есть эволюционно

 

2. синхронический

рассматривает события и явления в конкретной исторической ситуации и в определенный хронологический период

но с учетом взаимовлияния разных социально политических и экономических факторов

 

методы

исторические:

1) метод сравнительно-историчекий

2) метод ретроспективы

3) метод историчекой аналогии

4) метод герменевтики (вхждение в определенную эпоху)

позволяет делать выводы человека того времени

принцип историзма лев тигр

 

Коммуникационные процессы в период античности

 

 

ораторское искусство которое воздействовало на общество и индивида

 

Сентября 2016

Ораторское искусство в Древней Греции

 

периоды развития:

1) период софистики (5 век до нашей эры)

2) эпоха великих ораторов

3) эпоха эллинизма

 

эпоха античности это эпоха устного слова

 

благоприятные климатические условия, которые позволяли часть времени тратить на искусство и разного рода занятия.

появляется красноречие:

—судебное

—политическое (совещательное)

—торжественное (эстетическая функция) (эпидектическая)

 

причины и предпосылки :

—общественно политический строй

—климат

—социальная структура общества — где основа: свободные граждане, которые самостоятельно коллективно принимали решения

 

цель номер 1 в древнегреческом красноречии: убедить

любая ораторская речь должна взволновать

в торжественной речи, цель: усладить слух

важна интонация и ритмика, что приближает ораторское искусство к поэзии

 

итак: цели:

1) убедить

2) взволновать

3) усладить

 

ОСОБЕННОСТИ

 

       1.    Состязательный характер (агонистический характер)

       2.    Наличие стилей красноречия ( манера, способ и тд произнесение речи)

условно выделяем 2 стиля красноречия:

— Аттический стиль

ясный, четкий, безыскусный, без пышных украшательств, без фигур, без сложных предложений

— Азианский

пышный, с украшательствами, витиеватый,с обилием фигур

 

В Риме эти стили будут активно использоваться

 

 

Развитие ораторского искусства во время софистов

 

определяло истину использованием ораторского искусства

2 коннотации

1) поиск истины

2) пустое словесное фехтование 

 

Представители софистики:

— Горгий

— Протогор

— Продиг

и др.

 

главное — поиск истины

истина относительна

для них риторика была средством для выяснения истины

когда риторика начала переходить из средства в цель доказать что-либо — > пустое словесное фехтование

цель: победить любой ценой

 

словесные уловки, построенные на нарушении логики — софизмы

 

софисты подошли к теоретическому осмыслению искусства

самая известная структура — Сократ

 

их интересовала синонимика, тк использование однокоренных слов речь делает скудной

этимология

ритмика 

 

 

Сентября 2016

 

Исократ Панегирик — привык к объединению греков и варваров ( персы в частности)

Стил панегирика стал образцом для хвалебных и прославляющих кого-либо или чего-либо речей ( в дальнейшем — оды)

оратор — Демосфен

( его оппонент политический —> Эсхил)

Важные данные для оратора:

1. голос — тембр, звучность, громкость

Демосфен этими качествами не обладал — имел тихий и слабый голос + нервный тик

Он стал оратором по воле случая

 

Как избавиться от дефектов речи и физических:

1) Набирая камни в рот и говорить ( вырабатывать четкую артикуляцию)

2) Вырабатывать звучность голоса, ходил к морю

Все речи Демосфена были хорошо отработаны, отрепетированы

 

2. Ценилась живая речь, импровизация

 

Полисная демократия  подходит к концу. Наступает империя / монархия —> Александр Македонский

Объединение Греции начал его сын Филипп.

Демосфен до конца жизни был сторонником полисной демократии, Эсхил — сторонник Македон.

(оппоненты в политических речах) Победа на стороне Демосфена

Эсхил покинул Афины —> открыл полемическую школу

Демосфена как оратора отличает крайне эмоциональная стилистика — принцип эмоционального нагетения

Часто задавался риторическими вопросами —> этот прием наталкивает человека на определенные мысли

Был политически подкован, образован, любил ссылаться на законы. ( авторитетнее законов только Боги)

Противопоставлял себя Эсхилу

«Я всего добился сам, а он богатый и красивый»

«Цикл речи против Филиппа Македонского» —> «филиппики»

Главные обличительные речи против ФМ.

Цицерон против Марка Антония писал филиппики.

Он вызывал восхищение или гнев.

 

Далее памфлет и пасквиль — против человека

Сегодня — фельетон

 

Демосфен победил как оратор, но проиграл как политик

Эсхил — наоборот

 

Период: Эпоха Эллинизма

Эпоха империи

Греция начала экспозицию

Всюду можно найти греческое наследие

Период когда Греция достигла своего величия. Греция — цивилизация номер 1

(священные писания на греческом языке)

Греческий язык — номер один, международный

Ораторское искусство возрождается

Остальное — расцветает

 

Риторические школы сохраняются. Красноречие никуда не делось, но эпоха не дала таких великих ораторов, как в классическое время.

Исчезла состязательность. Теперь не большинством голосов принимаются решения, вес решает монарх. Удар по политическому и судебному красноречию.

С монархией ораторское искусство приходит в упадок.

 

Но наиболее востребованными стали торжественное красноречие и азианский стиль

 

Риторическое образование — естествно

В этом время рождается подражательство , речи копируются.

—> эпигонство — слепое подражание, копирование без творческого начала

(Али Лисий, Демосфен и т.п.)

Эпоха длится 3 век ( примерно 320 до год н.э. — 30 до н.э.)

 

Развитие красноречия в Древнем Риме

к наиболее популярным

1. Период Республики

основной орган — сенат —> главная должность — консул

Решение принимается большинством голосов

2. Актавион Август

эпоха

почти империя, но еще республика

3. Эпоха империи

Прагматические учения — берет только самое нужное, лучшее, необходимое.

 

В Древнем Риме популярно и престижно быть военным

( Идеал мужа — мужчина, ктр сражается в боях, а в мирное время проявляет себя в сенате)

Все великие полководцы — политические ораторы

Стиль — аттический (ясно и четко)

(Юлий Цезарь, Марк Антоний, Помпей)

Особенности древнеримского красноречия:

1. Афоризмы

2. Обратная речь

3. Грубый солдатский юмор

Философия также считалась не удел в практике (искл. Цицерон)

Чистые ораторы: Цицерон и Квинтелион

древ. жанр — эпистолярный

или публ. письма

(прежде всего политиков или военноначальников)

 

Сентября 2016

 

возникают прообразы газет

— доски, на ктр наносился либо гипс либо глина и на них писались важные события из жизни Рима и Империи и выставлялись в публичных местах

1) Acta diyrna

оф. информация + новости из региона + слухи, сплетни

от информации —> широким слоям, кому важна не только официальная инфо

прообраз МАССОВОЙ ПЕРИОДИКИ

до 3 века

2) Acta senatus

в большей части ориентирована на официальные новости

эти «газеты» будут доступны в большей степени жителям Рима

а значит и ориентировались больше на жителей Рима

прообраз КАЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИКИ

до 4 века

переписывалось на папирусы и распространялось в разные уголки империи

 

скорость передачи инфо: быстрая

 

РИМСКИЕ ОРАТОРЫ:

великими ораторами древнего Рима были великие военные + политики (Помпей, братья Грахи, Гай Юли Цезарь) в основном

за исключением

Марк Туллий Цицерон

оратор, который будет сочетать в себе и философию и ораторское искусство

ораторское искусство было инструментом для достижения определенных целей, в основном политических

расширил система аругментации и вещетвенных доказательств

судебное красноречие достигло своего пика

«Речь против Гая Верреса» — так начал свою политическую карьеру

 

«Речь против С.Л. Катилины»

 

Ораторы — великие полководцы , Но Цицерон — исключение.

Оратор, ктр сочетает в себе философию и оратор. иск. — помогает ему достичь политических действий.

Если взять всех греческих ораторов и Цицерона — весы уравниваются

Его речи порожали современников

«Обличительная речь против Гая Верриса» — так Цицерон начал политическую карьеру

(он брал взятки, не любили за его деяния, злоупотребление властью и тд)

Речь Цицерона привела к изучению Верриса и возвышению Цицерона —> слава и народная любовь. Цицерон — защитник народа. Прием обличения и разоблачения принес ему огромную славу.

2-я речь «Против Сергия Луция Каталина» — пик популярности

претендовал на должность консула ( самая высокая)

Цицерон также претендовал на это место, Посвятил процессу 4 речи против Сергия.

 

Уникальность речи: ни одного прямого доказательства, что Сергий готовит заговор, После чего виновные бегут. Описывал Сергия, используя слова с шипятщими звуками — звук змеи.

Данная речь — прямое очернение. На их основании суд приговорил Сергия к смертной казни.

Ему присвоили титул — Отец Отечества ( Петр 1 и Екатерина 2)

Историки до сих пор не могут сказать 100 процентов о том, действительно ли Катилино готовил заговор.

Это пик карьеры и звездный час Цицерона. Затем — медленное угасание политической карьеры. Он бесконечно повторял, что спас сенат от Катилино, то всем порядком надоело.

 

Цицерон также как Демосфен напишет филиппики — 14 речей

Самая грубая и бранная — 2 речь. Они посвящены Марку Антони. Цицерон хотел уничтожить его.

Марк претендовал на власть после смерти Цезаря

Цицерон ставил на Октавиана Августа , эти обличительные речи Цицерона в адрес Антони взывали лишь к расплате, мести и тд.

Еще претендовал Липий

Им удалось договориться и разделить власть. Все было норм до того момента, пока дело н дошло до списка смертников — политических преступников ——> спор ——> Октавиан отстаивал Цицерона, но сдался.

Цицерона отрезали голову на радость Антони.

Родонский Стиль — Цицерон ( смешение азиатского и аттического стилей)

Обладая энциклопедическими знаниями

Риторический кулак / рука — (основные задачи из ктр должна исходить любая публичная речь)

1. Нахождение материала ( нужно иметь представление о том, что говорить, опираясь на опыт и теоретические знания)

2. Распоряжение материала ( схема публичной речи, логика, последовательность)

3. Произнесение материала——> речь:

— правильность (грамотность)

— ясность (точное понимание используемых слов)

(понятный — не синоним примитивного)

— уместность

— пышность, украшения (речь публ. должна от простой, разговорной. Использование художественных приемов, выражений и тд)

4. Запоминание

(у Цицерона речь ассоциировались с предметами)

5. Действие:

(Речь / импровизация — дает живую эмоцию, спонтанность)

 

Эти пункты позволяют вести аудиторию в нужном направлении.

 

 

Квинтиллиан Марк Фабий

сеть своя ораторская школа, наставлял детей императора.

Труд, который подвел конец древнегреческому ораторскому искусству.

Империя достигает зенита

 

«Систематизация и классификация всей антильской риторики» — главный труд от Греции до своих дней.

Дает советы, говорит о стилях, направлениях, школах.

Аттический —> четкий

Азианский —> пышный, пустой

Родосский стиль —> в основном это аттический стиль + элементы азианского

 

Также Марк Фабио Квинтиллион выделяет совещательное, доказательное красноречия.

Говорит, что ораторскому искусству нужно учиться как военному делу: одного природного дарования недостаточно.

Источники красноречия:

1. Природное дарование ——> звучность, тембр, громкость голоса, внешность, жестикуляция

2. Образование ( теоретические знания - неисчерпаемые темы для разговора. В идеал — энциклопедическое образование ( знание обо всех темах)

3. Опыт / практика

 

Требования к оратора:

1. Слушайте музыку и пойте. Пение улучшает голос.

с перепадами, громким, немонотонным.

СМИ поэзия ( ритмичность, созвучность, легко уловимые образы)

2. Не должен быть слащавым, чтобы люди не отвлекались. Осанка

3. Жесты и мимика, но они не должны быть переиграны. Мимика используется для того, чтобы усилить или уменьшить значение. Нельзя говорить руками. Брать уроки актерского мастерства.

4. Чувство юмора

чтобы разрядить обстановку. Юмор — это хирургический скальпель, оружие

Квинтиллион подводит итог античной риторики.

 

Октября 2016

 

Коммуникация преимущественно устная. Письменное красноречие представляли богословы. (западные и восточные христианские учения)

Христианство враждебно относилось к античным традициям.

 

Аврелий Августин ——> в его трудах можно увидеть античные традиции.

Евсевий Ксеарнийский — отец основатель, богослов. ( прозвища в зависимости от места или деятельности)

Главный труд — «Церковная история», где прослеживается четкая структура. связанная с логикой обоснования и хронологической последовательностью.

рассматривал историю человечества как логичное доказательство, что христианство было подготовлено и вышло из трудов Моисея.

 

К христианству человечество пришло плавно.

История развивается линейно через взаимоотношения Бога и человека.

Исп. система аргументации. Христиантство — неизбежный процесс.

 

Еще труды а/т:

«Доказательство Евангелия» — апологетический труд

Обосновывает развитие человечество

Христианство — высшая стадия развития

«Похвала Константину Великому»

——> император который принимает в 4 веке принимает христианство

Показывает каким должен быть государь ——> божественное воплощение

Написано пафосно, образным языком.

Восхваляет Константина Великого

Прослеживает во всех трудах структуру, систему аргументации

 

Григорий Богослов (Назианзи)

Основная часть наследия — проповеди

нравоучительные, назидательные, напутственные

Практически позия, красивый язык, пафос, украшательство.

«Похвала Василию Великому»

«… душа — дыхание Божье»

——> христианский поэт

Больше всего в своих трудах трепетно относится к слову —> истина должна иметь прекрасную форму.

Апологические труды: «5 слов о богослове»

«Василий Великий» (Каподосский)

Все они получили хороший риторический образ

У него хорошее письменное наследие ( письма, послания богословский рассуждения) около 300

Сформировал правила монашеской жизни (сам был отшельником)

+ Догматические работы : Трактат о святом духе «Шестоднев» —> основан на система доказательств

Его труды отличались простым ясным языком

Славился безупречным языком. Работая на любую аудиторию.

В раннем христианстве односторонняя форма коммуникации отсутсвует полемика —> но ее можно увидеть у богословов ( в основном в письменных работа)

Используется весь арсенал риторических приемов в хрис. целях ——> «Нужно уметь ее использовать»

 

«Христианский Демосфен» — Иоанн Златоуст

Архиепископ Константинопольский

Крайняя степень эмоц. экспрессией, возвышенная степень, восклицания, обращения к публики, риторические вопросы, обличительный пафос.

Обличает человеческие пороки, больше всего попадало богатым.

 

«Богатому пройти в рай ка верблюду через игольное ушко»

 

Ярко формулированные христианские догматы

—> коротко, ярко, образно — очень сложно сформулировать

истина ( у него) = красота, поэтому присутствует эстетика

 

Античная традиция бесследно не пропала. Она присутствует ——> логика, приемы воздействия

 

Проповедь не исчезает из раннего христианства, а переходит в церковь —> церковные проповеди ( Средневековье)

Церковное красноречие

Приемы воздействия на аудитория те же, но герои другие.

 

Октября 16

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Проповедь — христистиянское ораторское искусство

город= культура+политика+экономика

главный в городе — главный храм

центр сосредоточения

появляется второй центр — университет ( с конца 11 века)

12-13 век — когда Европа покрывается сетью университетов

образование из 7 искусств

— диалектика

— грамматика

— риторика

    — астрономия

    — геометрия

    — музыка

    — арифметика

 

университет — от слова универсальный

человек должен развиваться во всех сферах

 

система аргументации

система ведения спора

классическая риторика

будут реализованы университетом

 

основную часть будут составлять предметы связанные с теологией

остальные предметы будут взяты для лучшего понимания христианства

 

появляется теологичность, полемика, красноречие

 

изначально университеты возникают как автономные независимые учреждения

так появился второй центр коммуникации, где есть диалог

 

схоластика

 

появляются естественные факультеты — медицинские

все это будет основами для развития науки и появления академических наук

первый университет в России — 1755 год

 

третий центр коммуникации — рынок ( обычно на центральной площади)

развитие путешествий. Оттуда привозят много информации.

вся связано с торговлей и путешествиями. Положили начало глобализации

видим первых фольклорных представителей рекламный и официальных новостей.

глашатаи

распространение инфо: трубадуры, труверы

 

распространение информации

на пергаменте

приходит бумага ( в европе 13 век)

она предшествует появлению новых рукописных газет

затем уже печатной журналистики

бумагу тогда делали из текстильного сырья ( старые тряпки и тд)

 

появляется светская культура, национальная литература —> развитие национальной культуры

 

Октября 16

 

Европа постепенно переходит к светскому созиданию

 

Изобретение книгопечатания — 15 век

До этого тексты переписывали вручную, скрины ( рабы, ктр переписывали) на дереве вырезали буквы, красили краской и отпечатывали листы — ксилография

(листы рвались, использовали много дерева)

Также в Китае выжимались буквы из глины, окунали их в краску и отпечатывали

Иоганн Гутенберг — создатель печатного станка

 

Одинаковые по размеру и шрифту литеры отливаются из железа, окунают в краску, прикрепляют к прессу и отпечатывают на лист.

Очень важно найти идеальный сплав, чтобы он не прогибался и не рвал бумагу. ( 100 процентов олова и свинец)

 

Литеры в зеркальном отражении ставились «кассы» —> в форму

Краска о сих пор загадка. говорят об использовании сажи, оливы. Она была иссиня-черная, качественной.

Затем тиражировали. Эта технология дошла до 19 века

Гутенберга не хватало денег. Он занял их и вместе со своим помощником начал заниматься книгой. Работа знаяла несколько лет 1450-1456 года.

42- строчная Библия. Стиль шрифта заостренный, вытянутый — готический.

Фуст начал требовать вот деньги. Гутенберга нечего было возвращать.

фуст подал в суд, ктр конфисковал напечатанные книги и типографию. Помощник Гутенберга тоже ушел к нему.

Он не смог ничего напечатать и продать, тк монахи считали эти книги проделкой дьявола.

В 1468 — Чехия, Швецарий

1469 — Голландии, Нидерланды

1470 — Франция, Испания

1471 — Англия

1473 — Венгрия

1476 — Польша

1480 — Турция

1564 — Россия ;(((

Чаадаев говорил, что мы отстаем, так как выбрали православие, а не более полное католичество и мы теряем науку, развитие и тд ——> прогресс.

Все книги ктр вышли до 1 января 1450 - 1500 называются ИНКУНАБУЛЫ

Они считаются раритетом, дорогого стоят и их разыскивают по всему миру.

В России 1 книги: религиозные + Азбука

 

 

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Способствовало подъему грамотности, развитию науки, культуры. Книги можно распространять большим количестве, цена понизилась и стала доступна для простых людей ( со временем)

16 век — реформация, религиозные войны, раскол церкви.

Мартин Лютер —> 95 тезисов —> огромное распространение благодаря станку Гутенберга

 

Макклюен говорил, что благодаря Гутенбергу произошла революция, визуальное становление человека, ктр перестает слушать, начинает смотреть, развивает логику и воображение. Появляется новый способ восприятия информации. И это будет продолжаться до появления эл. СМИ / средств. ———> Эра, Вселенная Гутенберга

 

Первые печатные издания

Европа —> Германия:

1. Страсбург ( сегодня он французский)

2. Аугсбург

1605, 1609 — 1 ая газета в Европе

RELATION

AVIZZI

 

2 названия заимств:

«Куранты» и «Меркурий»

 

Причины появления печатной газеты:

1. Поялвение книгопечатного станка

2. Развитие тогровли, расширение торговых путей, развитие инфраструктуры седу Европейскими странами, контракты, строительство каналов, дорог, расширение городов, развитие коммуникаций

Здесь мы не можем говорить о натуральном хозяйстве, так как оно базируется на обмене. У нас торговля — денежные отношения, новая ступень экономического развития.

С появлением книгопечатания укрепляется цензура:

1. карательная ( была и до этого)

2. предварительная ( появляется)

В качестве цензора могли выступать различные организации: духовная цензура, светская цензура

 

В Англии — «Звездная палата»

В Германии очень сильная духовная цензура.

В Голландии цензуры нет в 7 веке. Страна не знала цензурных запретов, полная свобода

 

Дом: Петр 1 очарован Голландией, Наш флаг — копия Голландского только в другой последовательности )

Издания:

1. Государственные

2. Частно-коммерческие

 

Государству было легче отсутствовать, а частно-коммерческие организации обкладывались налогом — это фактор, ктр сдерживал рост изданий ( экономические ограничения)

—> налог на шрифт

налог на бумаг

государственные сбор

(акцизная марка)

 

Снимут эти ограничения в Англии в 60-е года 19 века

В Англии эти налоги будут называться «налоги на знания»

Английская журналистика закалилась.

«200 лет борьбы за независимость»

 

Что из себя представляли первые газеты?

Первоначально не имели точного названия, рубрик, новости располагались по мере поступления как в рукописной журналистике

Не было авторства, периодичности

 

Новости:

— политические —> придворная жизнь (Фр) события о войне

— экономические —> где что можно купить, куда и откуда привезти

— развлекательные —> слухи, сплетни, чума, эпидемия

— зарубежные новости ( перепечатывали)

 

Периодика 17 века была не оригинальна, так как большая часть контента была заимствована. Она не всегда была актуальной. Она была неоперативной.

В Германии появляется 1 ежедневная газета Лейпциговская газета. 1661 год ( в 1 источнике) Выходила до 20 века

Мюнхен, Берлин, Гамбург — журналистика развивалась в крупных городах

 

Много официальной, экономической информации в газетах. Сухой, содержательный стиль изложения. В Германии всегда будут преобладать региональные издания над национальными ( долго не будет общенародной периодики)

Англия — журналистика развивает медленнее, чем в Германии.

1622 — 1 газета «Week news»

существовала 10 лет

«Звездная палата» — там заседали цензоры. Ценз. орган, ктр контролировал английскую периодику.

 

В 17 веке самы популярный жанр «памфлет». Где объектом критики была борьба с цензурой.

Частно-коммерческая форма

1702 —1 я ежедневная газа.

«Daily Currant»

Штемпельные (гербовый) сбор ( налог)

без него не выходит ни одна газета —> этот фактор затормозит развитие периодики.

 

Только с 18 века появится долгоиграющие проекты – The Times

Едкий, острый язык, критичная позиция к власти.

 

Франция: T.Perogo выспустил газету на чьи-то деньги

1ая печатная газета la Gazette 1631 год

Распространяется по всей стране.

Новости двора (указы, распоряжения и тд)

-- модель общественной периодики

Общенациональной

 

Информация официальная , ктр власть считает нужным публиковать.

Переводная информация из разных стран, развлекательная информация (мода, книги)

Эта газета имеет коммерческий успех

Выходила до 1662 года

Потом переименовали в Gazette de France

 

Италия: постепенно теряет свое первенство, Она как и Германия разрознена.

Высокая неграмотность, снижаются темпы роста торговли. Повышается количество бедного населения. Цензура Ватикана.

17 век итальянской периодики пропущен, только рукописные газеты.

18 век – 1 печатная газета «Кракос»

В 1850 в Генуе выходит газета «Sincero»

Подобная газета будет выходить в Венеции ( de Venezia)

 

Испания: 1661 год по королевской инициативе появляется «Gacetta»

Коммерчески не успешна, зависит от субсидирования государством. Официальная информация.

 

Страна превращается в периферийную землю. Она очень сильно отстанет от других стран. Только в 19 веке будет развитие журналистики.

 

США – американская журналистика набирает обороты только в 19 веке

1776 год – появление как государства

 

В 17 веке появляются журналы: они отличаются следующим:

       •     Объемные

       •     Меньший тираж

       •     Меньшая периодичность

       •     Литература

       •     Связаны с формированием общественного мнения

       •     Наука, преобладание передовых идей

 

Причины появления журналов – появление науки

17 век – век рационализма, постепенный уход от Бога, религии, созидания.

Светская культура

На смену схоластики и мистике приходит разум и логика.

Начало английского просвещения ( Локк, Гобс, Ньютон)

Главное – научные знания

 

27 октября 2016

 

Массовизация и коммерцизация журналистики, долгий процесс , трудный

 

Главные факторы, ктр препятствуют развитию периодики:

       •     Налоги

       •     Цензура

       •     Низкий уровень жизни

       •     Отсутствие образования

 

Научные журналы – формирование светского общества – формирование общественного мнения и трансляция различных идей ( тогда -рационализм)

17 век --- возрождение – затем—ода человеческому разуму ( то есть просвещение плавно переходит к рационализму)

--развитие промышленности, мануфактуры и тд

Научные журналы плавно готовили публику к светскому, отречению от христианской догматики, сознанию.

Мир познать с помощью мат. Анализа

Journal des Savants (1665) – журналистика для ученых

Создано при поддержке правительства

Жан-Батист Кольбер – министр

Сначала 1 раз в неделю, затем 1 раз в месяц.

 

Новости о последних изобретениях науки, открытиях, исторических работах, философские труды, литературная критика.

Сначала появление научных журналов, затем литературы.

Обзоры произведений и их оценка.

 

Этот журнал породил много клонов в Европе.

Новый журнал – 1665 год

«Философские труды королевского общества»

Англия (оно же и издавало)

Самый долгоиграющий журнал. Выходил до 20 века.

 

Германия «Ученые записки» Лейпциг на латинском языке. В создание участвуют известные ученые (1682)

Голландия «Республиканские листки» ( 1689)

В Риме «Литератор» - литературный журнал ( 1668)

Появление «Академии наук» по всей Европе в след за университетами. Это первое благодарные читатели научных журналов.

Иное видение мира формирует журналы. Научные журналы – это элитарные издания.

 

18 век – просвещение.

Просветительский век России.

Просвещение традиционно связывает с Францией, но появилась в Англии.

 самая 1 ( Карл 1 казнен и понеслось)

Существование современного европейского общества строится на идеологической парадигме – либерализм. В основе – идеи просвещения ( расширенные, измененные) 

Эти идеи в больше степени транслировались в журнальной периодике и некоторых газетах.

Англия – длительный эмоциональный путь реформы

Франция – революции

 

 «Звездная палата» останавливающие факторы – экономические (налоги)

Рассматривали все газеты и журналы.

Орган при котором представитель королевской и духовной власти . Появилась в конце 15 века. Сначала контролировала книги .

В 1641 году по настоянию Парламента ее закрыли.

 

В 1643 Парламент вводит предварительную цензуру

В 1640 акт «О неразрешенных и возмутительных книгах»

Противоречия между Парламентом и королем достигают своего пика.

Знаменитая буржуазная революция —> казнь Карла 1

 

Первый и последний случай, когда Англия казнит королей.

век памфлетной журналистики

 

Отмена цензуры, всплеск журнальной периодики.

Англия на короткое время объявлена республикой, к власти проходят военные —> Оливер Кромвей

 

Он выводит цензуру ( 1656) и разрешает только 2 издание.

Против тирании. Самый известный:

Джон Мильтон ( памфлет против цензуры)

подражает Исократу. Выступает как поборник свободы слова. Запретить читать книги — как убить человека.

Потом возглавит цензурный комитет

Обличение церкви и власти.

 

Лильберн Джон

 

 

Кровель ввел более жесткую цензуру, диктатуру. Любая революция — шаг вперед, два назад)

В 1660 году восстановлена монархия. Приходит к власти Карл 2 — Создает должность «наблюдатель за прессой»

Главная задача — отслеживать есть ли в газетах и журналах информация, направленная против власти.

В 1661 году издается указ по ктр все мятежные памфлеты изымаются и сжигаются, а издания наказываются —> позорный столб

Вместе со свободой слова будут трансформироваться естественные права человека, независимость ветвей власти.

 

Октября 2016

 

Яков 2 — брат Карла 2, ктр сменил его на троне после смерти.

На англ. престол входит Вильгельм Оранский ( 3)

1689 — Боль о правах, по ктр английский король не имел право начинать войны, принимать политических решений без решения Парламента — славная революция.

Армия, Парламент были на стороне будущего короля — протестанта —> парламентская монархия ( Власть короля номинальная)

Англия попрощалась с абсолютизмом.

Но появилась идеальная модель ктр в будущем определяет Великобританию как великую державу.

После этой революции в Англии изменения проходили только тупым реформ, практически без крови.

Цензура после билля отменена.

В 18 веке выживали не все издания. Но когда В Англии налоги на знания отменят, там появится массовая периодика.

Попытка возвращаться к свободе слова была невозможна.

Если информация порочит, то все решается через суд. Газетам не разрешали писать о происходящем в Парламенте, за что пресса боролась.

Английская периодика:

—информационная

—политические издания/ идеологические

— торговые

 

1640 год —

 

Марчмонт Нидхэм создает вестники

43 — «Британский вестник», где он выступает против короля

47 — «Полезный вестник», где выступает за короля.

50 — «Политический вестник», где он на стороне Парламента.

 

Эти вестники, кроме политика начинают делиться на рубрики, а также статьи — обзор политических событий, наполняющих аналитику. Присутствует реклама, заказные объявления.

В 18 веке отмена цензуры приводит к всплеску изданий, он характеризовался памфлетной журналистикой.

Появляется коммерческая организация

Идеи просвещения

памфлетах перекочуют в 18 век

 

— борьба с абсолютизмом

— с всесилием церкви

— отмена цензуры

 

(объекты критики)

В 18 веке огромное количество периодики. Появляется ежедневная газета

На ???? располагаются все типографии Англии

????? — общенациональные издания, столичные

 

Ниджэм один из первых будет располагать новости не по мере их поступления, а по важности

Традиции 17 века переходят в 18 век

напр. памфлеты Свифта и Дефо.

идеи просвещения, которые готовят нового человека, лишенного догматического строя, свободного:

— равенство всех перед законом

—естественные права на свободу

— право на частную собственность

— общественный договор

— разделение властей

— безграничная вера в человеческий разум

— возможность перестроить общество на разумных началах

— вера в прогресс

 

Обличать пороки можно с помощью сатира и памфлетов —> сатирическая публицистика популярна в 18 века

Аддисона и Стил издавали журнал «Болтун» и «Обозреватель» ( «Зритель»

Порки высмеиваются, но никого конкретного не задевают.

Свифт имел острый язык и острое перо. Он ирландец. Его вершина — «Путешествие Гулливера», где отличался строй, косность аристократии, несправедливость.

 

Памфлеты Свифта и еженедельник «Исследователь» 1710-1711, где он и публикуется. Он не подписывал памфлеты, но они были характерны его стилю.

 

Ноября 2016

 

Европейское общество с 17 века приходит к либерализму. Это связано с революциями, бурным развитием промышленности. Переход от феодального к капиталистическому.

 

Ноября 2016

 

Расцвет журнальной периодики: научное просвещение, периодичность, доступность ( журнал дешевле, чем книги)

формируют общественное мнение ( речь об Англии)

А также журнал — площадка для общественной дискуссии.

Мильтон и Лильборн; У нас — Новиков и Екатерина 2

Сатирическая журналистика — это родоначальник «моды» — памфлеты ( чуть позже — фельетоны)

Развитие сатирической журналистики обусловлено ( ее популярность)5

—высмеивание пороков

— обличение

— оружие против власти

 

Памфлеты английской журналистики начались с революции.

Джонатан Свифт — 1 место по накалу и критике.

«Его слова подобно ножу»

Его считали мизантропом —> Разные пути в биографии; В конечном счете ушел в монастырь.

«Тори» ( партия) — аристократы, консерваторы

«Виги» — Дефо

Издание «Examiner» — именно там проявляется его литературный талант

Знаменитый памфлеты:

1. «Сказка бочки» ( сказка о бочке) — против религиозного фанатика

У него много произведений ктр носят антиклерикальный характер, хотя он был священником.

« Его розги достанутся не только детям, но и Христу» — Вольтер

Эта сказка против религиозной нетерпимости.

Пуритане — представители протестанстских течений.

2. «Битва книг» — политический памфлет

Это столкновение разных политических взглядов и их ожесточенная борьба. Книги античных авторов борются со средневековыми.

У Свифта часто видна склонность к аллегории и мистификации.

3. «Письма суконщика» — памфлет

нескольок писем

 

У Англии были сложные взаимоотношения с Ирландией. Власти Англии приняли решение чеканить медные монеты, то привело бы к девальвации денег.

«Торговцам, лавочникам, фермерам и всем простым людям Ирландии относительно медных полупенсовиков, отчеканенных мистером Судом с целью пустить их в обращение в нашем королевстве.»

Он пишет памфлет от лица суконщик — это выпад против власти.

Его поддерживают ирландцы. Они бунтуют и власти в итоге отказываются от этого решения.

Свифт выступил от лица простого народа. Использовал риторические вопросы, гиперболу, антитезу.

Редкое явление — власть прислушалась к народу.

 

Свифт редко подписывал свои памфлеты, но его язык и стиль были уникальным их нельзяя было ступать с кем-то другим.

 

4. « Скромное предложение» — одни из последних памфлетов.

 

Цель: не допустить, чтобы рождение детей ирландских бедняков было в тягость.

Как помочь родителям? Он предлагает правительству решение, гипертрофия и нагнетая ситуацию. 

 

Его черный юмор поняли не все. Он предлагает убивать детей, скармливать их животным и тд, тем самым показывая самый абсурдный способ решения проблемы.

Памфлет насыщен сарказмом и черным юмором.

Его стали обвинять в том, что он закоренелый мизантроп.

В современности эти приемы гипертрофируются в политической ситуации.

Также яркий пример — «Южный парк»

Активное доведение до абсурда, гротеск, самоирония.

Свифт — талантливый публицист и литератор. Его работ влияют на общественное мнение.

Мистификация Свифта силой его литературного характера:

в то время жил знаменитый астролог—шарлатан. Свифт начал выпускать собственный журнал под вымышленным названием «Маска» под псевдонимом «Бакерстаф», где размещал свои предсказания и работы этого самого Джона Патриджа.

 

Позже он написал для него предсказание о смерти и в тот же день выпустил его некролог.

Все поверили в смерть Патриджа. Его записали в списки умерших и отовсюду вычеркнули. Ему никто не верил и не считался с ним как с живым.

Свифт боролся с мракобесием и шарлатанством способами этого астролога. И его цель — проучить человека, увенчалась успехов.

Несмотря на такие выходи он был очень умным и талантливым человеком. Свифт выступал против гордыни, религиозного фанатизма, человеческих пороков. Он был аристократом, но не ставил себя выше других и спокойно относился своему статусу. Он не гордился своим происхождением и сравнивал все ??? с картофелем: «Все ваши предки в земле»

 

Даниэль Дефо — сторонник видов— новый класс буржуазии, торговли.

Литератор, публицист, проявил себя как талантливый журналист.

В течение 10 лет издавал журнал «Обозрение» — 18 век, ктр для насыщен самыми разными рубриками :

       •     Путевой очерк

       •     Фельетон

       •     Литературная критика

       •     Коммерческая реклама

 

похожие методы которые использовал и как издатель и как журналист

 

— яркие интересные заголовки

— тайные истории

— сенсации

— очень правдоподобная мистификация

 

Творчество похоже на Свифта, но мягче.

Сын буржуа ( его отец- торговец) при этом Дефо — пуритане.

«Кратчайший способ расправы с диссидентами»

«Dissenter» (он их сторонник)

Дефо использовал маску, выступал от лица религиозного фанатика. В этом памфлете призывает жестоко расправиться с диссидентами (стеб)

Было очень талантливо написано, церковь и власть не поняли что это ирония и обвинили его в разжигании религиозной вражды и привязали к позорному столбу.

Он написал гимн ПС, где будет воспевать независимость, свободу, ктр разойдется с огромным успехом. Толпа встретила его рукоплесканием, когда Дефо привязали к столбу. Обычно людей обливали грязью, а го обложили цветами. Свое наказание он превратил в триумф.

У него еще будет масса памфлетов. Объект критики— религиозный фанатизм

Он сторонник видов, буржуазии, торгового класса. Говорит, что торговли очень важна. Он сторонник нового класса, нового человека.

Памфлеты не столько против власти, сколько против привилегий, негативных проявлений в политике.

——> мистификация, аллегория, аллюзия.

Выступая за то, чтобы англичане активно торговали с Россией.

Дефо-человек энциклопедических знаний.

 

Джозеф Адиссон и Стил

Их журналы:

— Болтун

— Зритель

— Опекун

Все это сатирическая журналистика.

В отличие от Дефо и Свифта эта журналистика, ктр будет критиковать и обличать пороки, а не конкретный личностей. Нельзя исправить пороки общества с помощью обличения, унижения, оскорбления конкретных личностей. Это нужно делать легко мягко, чтобы просто посмеяться над проблемами в целом. 

( русский пример: Карлов и Екатерина)

 

Нужно говорить о пороках никого не обижая, без сарказма, чтобы человек понял, что это глупо и нелепо, и исправил свои ошибки.

Они дают это с помощью литературной маски. У нас — Козьма Прутков, Это образ, его не существовало.

Они также ведут повествование от этих масок. Писака Бикерстофа ( того, кто похоронил Партириджа)

За этой маской следили все: что он делает кого раскритикует. Но на пике популярности они закрывают журнал «Болтун» и начинают издавать другой журнал. Это было рискованно, ведь он приносил им деньги.

В «Зрителе» больше масок:

—чудак

—джентельмен

—леди

—продавщица-трактирщица

Целая галлерея масок, от ктр идет повествование.

Журнал охватывал литературу, политику, экономику. Они ушли от первой маски и посредством множества рассуждали и информировали читателя о самых разнообразных темах.

 

С одной стороны они привлекают внимание этими яркими персонажами, а с другой информируют о важны событиях.

1713 г – популярность – закрытие – новый журнал «Опекун»

Что-то произошло в их отношениях и Стил покинул журнал. Адиссон выпускал его один, а спустя год вообще закрыл --- непродолжительно, но популярно

В Англии появилось огромное количество их подражателей

Например «Осведомитель»

Во Франции «Мариво»

У нас – «Всякая всячина!

 

В конце 18 века у Крылова журнал «Зритель» иногда он брал полные переводы статей «Опекуна»

Английская журналистика – формирование нового человека исходило из 2 концепций: жесткой критики Свифта и мягкость Стила и Адиссона

 

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ:

18 век – развитие журналистской просветительской периодики.

Расправа со всем мракобесием и изжившим. Многое выходило анонимно. Это идейная журналистика, некоммерческая. Они работали не ради денег, хоть потом и получили успех.

Они несли просветительский характер. 18 век для Франции, Англии и России – персональная журналистика – то есть 1 человек делает все за свои деньги -à издатель, журналист, создатель –3 в 1

А в 19 веке все наоборот: редакция усложняется, появляются отделы, рубрики и тд

 

Штемпельный сбор 1712 г усложнил издание газет.

 

 

Ноября 2016

 

 

«Французский зритель»

«Кабинет философа»

 

Издатели:

Марево

Прево

 

сатирическое наполнение

сатирические приемы

порицание личностей

 

ЖИРОНДИСТЫ

Граф Мирабо

издавал несколько газет

«Генеральный штат»

«Письма избирателей»

активный человек первого этапа революции

говорит о преимуществах конституции, о плюсах его принятия

идеи просветителей

идеи равенства всех перед законом

публика —аристократы и 3 сословие

обращается к потенциальным избирателям

автор декларации прав гражданина

базовые ценности: свобода человека, естественные права человека

писал памфлеты, использовал различные речевые обороты и стилистические конструкции

 

Жанр Пьер Бриссо

«Французский патриот»

«Народная Трибуна»

«Свободная газета — это часовой на авансцене на страже интересов народа»

королевская власть ассоциировалась с тиранией

выступая за свободу — задача свергнуть тиранов ( все то что связано с абсолютной властью)

язык ориентируется на публику образованную

идейное содержание: практически все газеты — агитационные

информ функция отходит на 2 план, вперед выходит пропаганда и агитация

каждая газета — это призыв к чему либо

до якобинца он будет бороться за идеалы свободы

когда якобинцы придут — против радикализма, против их террора

не такой изысканный как Мирабо — писал агитационные листки

 

умеренная пресса — пресс жирондистов

центристское крыло

либеральная печать французской революции

 

 

роялистская периодика в данный период была, но голос слабый и не популярна как остальное

он была довольно стара для этого времени

 

ЯКОБИНЦЫ

РАДИКАЛЫ

 

Камиль де Мулен

несколько изданий

«Революционная Франция»

«Старый Кордельер»

для них будет характерно —> каждодневный поиск врагов

главное что сделали — погрузили страну в состояние террора, состояние постоянных казней

терроризм невозможен без наличия врагов

де Мулен не самый яркий пример

он не призывает убивать, он призывает против явлений революции

враги были больше абстрактные чем конкретные

говорил о роил журналиста

говорил о том, что ушла роль книг

книги ушли на второй план, уступив газетам —> журналист сам себе и консул и сам себе диктатор, так как журналисты становятся влиятельными людьми

свобода печати — великое благо для народа

эпиграф «Жить свободно или умереть»

в 1894 казнен

 

 

Жан Поль Марат

 

по профессии — врач

был избран депутатом

2 издания

«Парижский публицист»

«Друг народа» ( самое известное)

и название газеты и его псевдоним

он подписывал свои тексты так

выходила 4 раза в неделю, она была низкого качества

его газету зачитывали на баррикадах, на улицах, ее повторяли, она была эмоциональна —> врагов много

постоянно скрывался, переезжал

 

цель газеты:

—обличительный характер

—поиск врагов

—призыв к насилию

открытая борьба с врагами революции

газета будет невероятно популярна

секрет популярности — выступает от лица простых людей

говорить на красивым языком с отсылками к античности, а наоборот — как человек из народа, просторечные выражения — > близость к народу

демократизация языка ( частично)

частые повторы

определенную мысль он повторял по несколько раз

эмоциональность речи, обилие восклицаний

стержень статьи — разоблачение и призыв

организовывал кампании против конкретного лица

 

жирондисты ему отомстят

 

болел псориазом

есть картина «Смерть Марата»

образ оказался в итоге романтизированным

 

Жан Рене Эбер

 

«Папаша Дюшен»

газета переходила рамки

опустилась до уровня брани

все критиковал, посредством ругани и сатиры

грубой и неприличной

отличалось фамильярностью, «ты»каньем

против врагов революции

прием — повествование от лица простого человека —> лавочника

перехода к оскорблениям ( король - «жирная свинья»)

эта газета будет ориентироваться на простых людей, на парижскую челядь

будет призывать к насилию

 

больше такого не повторится

первый и последний случай

 

Франсуа Бабев

 

«Народная трибуна»

93-96

будет выступать за отмену собственности

за конфискацию имущества у богатых

выступал за равенство материальное

он пошел дальше всех

(коммунистическая направленность)

выступал за свободу печати — великое благо народа

утопист, романтик

цель общества: благо всех граждан

цель общества: всеобщее счастье

с точки зрения стилистики — простой язык

 

свобода для тех кто за нее сражался

 

 

с политической точки зрения —94 год — конец якобинцев

начинается спад газет

приходит директория

 

период, когда революция «устала», «постарела»

запал выдохся ——> снижение общей активности —> снижение изданий

— количество газет сокращается

— их пытаются контролировать

— закон о печати ( введена цензура) 97 год

 

печать начинает контролироваться

 

99 год — заканчивает свободу

 

 

ПРАКТИКА 6

Мартин Лютер

 

разделение церкви на католическую и православную

поездка Лютера в Ватикан способствовала изменения его отношения

вызвало массовое сопротивление с церковью —> церковь не принимала его труд ( перед Библии на немецкий язык) —> радикализация их отношений

это перевод означал для религии и немецких христиан — > люди могли самостоятельно интерпретировать святые писания

сделал святое писание доступным в плане чтения и в плане трактовки

церковь потеряла монополию на трактовку писания ——> влияния на мировоззрение

отлучили Лютера от церкви, так как она этого не приняла

Лютеру не оставалось ничего делать как отвечать

его придавали суду, инквизиции

его спал курфюрст Фридрих Саксонский, так как ему было выгодно

 

говорит, что посредники в вере не нужны

а прощение приходит только при искреннем раскаянии и никакая церковь и никакой папа римский не может их отпустить

только смерть

и вообще не нужно знать при жизни прощен ты или нет

 

в Европе формируется положительное отношение к деньгам —> если моя деятельность приносит деньги, то это божественная благодать, он одобряет мою деятельность

но при этом вы должны жить в крайней степени аскетично, должны заниматься благотворительностью

 

при всем таланте Лютера, важную роль играло книгопечатание

навредил успех протестантизма был бы столь же большим, если бы не печать —> не было бы столь широкого распространения

важен технически фактор, он обуславливает важные исторические события —> распространения идей

 

2 декабря 2016

 

Наполеон опасался, что газеты и журналы могут сделать с его правлением, поэтому была такая жесткая цензура.

Газеты формировали искусственную реальность

И отражаемая любовь была преувеличена.

 

14 год – период Реставрации

прежде всего реставрации монархии

эпоха империи – эпоха республики

 

1800 – 1814 год – Наполеон

1814 – 1824 – период Реставрации, Людовик 18

1824 – 1830 – Карл 10

1830 – 1848 – Луи Филипп Орлеанский

1848 – 1852

1852 – 1870 – вторая империя, Наполеон 3

1871 – 1917 – третья республика, президентская

 

следующий, кто всходит на трон – Людовик 18 (брат Людовика 16)

по монархии французы соскучились и быстро сметали все, что напоминало о Наполеоне и его правлении.

 

Монархия будет ограничена Парламентом

 

Следующий – брат Людовика 18 – Карл 10

Идет на конфликт с парламентом

Ему не нравится отношения в периодике после реставрации

Он все больше и больше пытается избавиться от того правительства которое ограничивает его правление

1830 – ордонансы – королевский указ, по которому вводилась цензура, периодик была ограничена в свободе слова, все типографии должны были быть поставлены на специальный учет, редакторы отвечают на те требования, которые были написаны для редакторов.

Карл 10 пытался сделать то, что в свое время сделал Наполеон

Расценили такой поступок как «акт самоубийства» ( прыжок с нотр-дам-де пари)

Степень серьезности была королем не понята

Началась трехдневная революция –

Революция – реакция на действия Карла 10 и ордонансы

Это было локально, в Париже

 

Приходит Луи Филипп, династия Бурбонов

Непродолжительная революция покончила с Карлом 10, но не покончила с монархией.

 

Отто фон Бисмарк – в 70 году начинает объединение Германии и конечно возникает новое государство, а значит и вопросы

Тут начинается Франко-прусская война

Между Германией и Францией

70-71 год – в результате чего Франция теряет территории. Многие из них промышленные.

Неудачные войны будут болезнены для Франции.

Франция снова становится республикой – золотой век французской журналистики

 

 

Come back

1815 год

Наполеон изменил в конце свое отношение к прессе, понял, что не нужно было затыкать им рот и контролировать дух издания

Говорил, что его политика была ошибочной, ничего не запрещал, но ему это не помогло.

 

Французская пресса никогда не будет пытаться быть объективной

Опыт французской революции не прошел даром

Пресса политически ориентирована

Бальзак составлял журналистский портрет : говорил о журналистах, которые пишут в парламенте

Даже стенографируя речи можно было выразить сове мнение через ремарки

 

 

Луи Филипп

Развитие сатиры, расцвет каррикатур

 

Можем отметить 2 газеты:

Шаль Филипон

1830

газета «Карикатура»

 

Газетам выносили предупреждения, которые получал издатель или редактор ( обычно 2-3) и после которых деятельность приостанавливали. Рычаг давления на периодику во времена Наполеона 3;

Компромат на власть, нападения на власть – действия которые идут вразрез интересам власти à выносится предупреждение.

Существовали также штрафы за какие-то публикации.

Чтобы публиковать издание – нужно внести залог

Залоговая практика : например, залог – 5 тысяч франков в самом начале издания газеты

Если не штрафуют, то возвращаются деньги, если вы накосячили – то забирали залог

 

Периодика – элитарная

Она доступна далеко не всем

Первые шаги к массовизации периодики будет деятельность:

 

-- Эмиль Жерарден ( романы-фельетоны, заказные материалы, рекламы)

 

-- Моисей Мило (Мийо)

 издавал

 

Пти Журналь (Маленькая Газета)

Ориентируется на маленького человка как персонаж как на основного своего читателя

Приемы ярких броских заголовках

Приемы связанные с сенсациями и скандалами

Активно использует криминальные новости( в отличие от Жеральдена)

Интриговать публику криминальными хрониками

Также будет использовать литературу, только детективную

Одна из самых много тиражных газет второй половина 19 века

 

 

Журналь Иллюстре (Иллюстрированная газета)

 

Первое информационное агентство

35 год

занимался переводом новостей и продажей их в газеты

затем расширяется – активно продает информацию

экономическая информация

активно использовался телеграф

ж/д дороги только строили да и телеграф не везде был

поэтому он использовал голубиную почту à касалось только важной инфо, в первую очередь экономическая информации

 

захватывает рынок новостей, и никакое другое агентство даже близко не подойдет. Эффект первого.

Ученики:

Вольф

Рейтер

Они активно впитывали работу технологий в информ агентстве

Один уезжает в Германию – основывает агентство Вольф ( 49 год)

Другой в Великобританию – основывает агентство Рейтер (51 год)

 

Первые 3 крупных мировых агентства

В позиции конкуренции

Понимают, что конкуренция не нужна, если можно договориться

Поделили рынок – Картельный сговор

Поделили территориально, где распространяться

 

48 год – Associated Press

 монополия закончится после 1 мировой, поэтому только в 48

 

40-е года возникает крупное издательство Ашетт – потом стали рекламным агентством

занимались и журнальной периодикой

1839 год – презентация изобретения фотографии ( Дагер, Непс)

дагеротипия – вид снимка через железный оттиск

 

После падения Наполеона 3 – ЗОЛОТОЙ ВЕК ЖУРНАЛИСТИКИ

Закон о печати 1881 года

-- отмена цензуры

-- отмена залога

-- отмена гербового сбора

-- отмена наказаний (против конституции, права и тд)

 

повлияет на наш закон о печати

поэтому с данным законом связан с расцветом журналистики

1. Количественный рост изданий

2. Качественный рост

3. Широкий спектр взглядов

4. Развитие партийной периодики

Партии:

1. Правые

2. Левые

3. Либералы- центристы

 

9 декабря

 

В 1894 году в военном подразделении произошла утечка информации

У Шварцкоппена (немецкий представитель) обнаружились секретные документы – опись (бордеро) документов.

Было болезненно понимать для французов, что шпионы, особенно немецкие.(так как совсем недавно проиграли войну)

Французский Ген Штаб – закрытое ведомство

Начали искать виновника – такой кандидатурой становится идеальная фигура для такой роли, так как с немецкими корнями (француз же не может предать)

Включается Юбер Анри, который ведет расследование. Он сделает письмо, якобы перехваченное, где даются намеки на Дрейфуса.

Военное ведомство в 95 году рассматривает дело.

Доказательств мало: бордеро и письмо

Суд обвиняет Альфреда Дрейфуса.

 

Выходит короткая заметка, в которой написано о том, что есть шпион, которые сдает их Германии.

Это влияет на общественное мнение

И в 95 году его приговорили к пожизненному заключению на острове. Его лишали всех званий и всех наград.

 

Дальше начинается расследование, которое инициируют родственники Дрейфуса (брат и жена). Они пытаются подать апелляцию, да и сам он на протяжении всего дела говорил, что он невиновен. Внутри ведомства началось расследование. Его возглавит Пикар.

Обнаружилось: в письме написано на плохом французском, потому что якобы с немецкими корнями и говорить должен плохо, но Дрейфус хорошо говорил. Это обнаружили и дали знать верхушке, но им плевать. Говорят, не, не будем пересматривать.

Тут начинается подключаться пресса. Выясняют, что почерк то не Дрейфуса. Начинается возмущение, что осудили невиновного человека.

Потом страна расколется на 2 части

 – друйфусары

– антидрейфусары

Юбер сознается, что он подделал документ. А чего молчал? Прикрывает!

 Но пересматривать дело не спешили.

В 98 году выходит статья «Я обвиняю» в газете «Аврора» автор Эмиль Заля, где его адресат был президент, где он напрямую обвинял того, кого нужно. Он рассматривает се очень детально, и приходит к тому, что виновен граф Эстергази. Похоже именно его прикрывал Юбер Анри. (его отправили в тюрьму, где он повесился)

Заля обличает все и всех, говорит о плохой судебной системе, о нарушениях во время суда, обвинял военных, обвинял церковь и много-много-много кого еще. Статья имела колоссальный эффект, поэтому Заля был привлечен к суду и получил наказание. После этой статьи будет два лагеря.

Против:

· Военные à верхушка, генералитет

· Националисты

· Церковь

· Крупные промышленники (но не все, настроение националистически)

· Мелкие, средние бужуа (тоже не все, а с ультра правыми взглядами)

· Много чиновников (но не все)

За:

· Интеллигенция

· Писатели

· Художники

· Часть левых – Жан Жорес (лидер коммунистической партии)

Сначала сторонников было немного, но потом с документами и публикациями, сторонников прибавляется

Но все равно страна расколота.

Пересмотрели дело à на 10 лет изменили наказание

Эстергази бежит в Англию.

В 1906 только состоится суд, который оправдает Дрейфуса и вернет ему все награды.

Он не подозревал, что такой большой резонанс.

В действующую армию больше не вернется, но во время 1 мировой будет воевать.

В 35 (36) скончался

 

Это дело вскрыло все болевые точки Франции:

 

· несовершенство военной системы

шпионаж

пробелы и проколы военных

· несовершенство судебной системы

· Франция весь 19 век доказывала, что человеческие ценности, их свобода стоят во главе, а оказалось все наоборот! За справедливость никто не собирался бороться

Франция посмотрела на себя в зеркало à большие проблемы à далеко до идеалов свободы

Когда Дрейфуса пытались вывести на разговор, он ничего не говорил.

 

Эмиль Заля умирает от угарного газа в 1902 году

Говорят в 30-е годы на исповеди трубочист покаялся, что специально заложили кирпичом проход, но потом обратно убрали

 

Роль СМИ совершенно очевидна в общественной жизни, это будет во всех странах

И именно с оглядкой на то, что напишут газеты, многие политики будут принимать решения.

 

 

АНГЛИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 19 ВЕКА

 

Особенности:

Начинают бороться за права с 18 века

Свобода слова и отмена цензуры

Огромное экономическое давление

Главное препятствие – налоги на бумагу, налоги на шрифты, куча налогов, которые приводили к подорожанию изданий

Получит название «налоги на знание»

 

Газета таймс – будет долго оставаться газетой номер 1

Газеты будут иметь преимущественно элитарный характер

Английская журналистика – независима, не принадлежит государству

Частно-коммерческая модель

Острые политические материалы, обличающие, шутки, острая критика

Активное сотрудничество с писателями ( например Диккенс)

Не боялись критиковать, многие обличали политиков ( в отличие от Франции)

Нападки на Маргарет Тетчер, премьер-министа)

Кроме писателей сотрудничают и политики

Английская периодика – рупор общественного мнения

Типология: периодика преимущественно столичная ( региональная будет, но уступает столичной)

Регион распространения:

1. Общенациональные издания

(из Лондона à повсюду)

2. Потом уже местные

«Шотландский вестник» ( форма распространения: подписка)

время выхода газеты: утро

давняя английская традиция

Содержание:

Накладывается отпечаток имперского характера

Новости св. с английскими колониями и международной информацией

( в отличие от американской, там местный характер à интроверты)

Англия – экстравертный характер

Новшества в 19 веке:

· Изобретение телеграфа

· Транс-атлантический кабель, связывающий Лондон с Америкой

· Огромное количество железных дорог

 

В 1866 году отменен последний налог на знания, за отмену была борьба

В 1870 году – закон о всеобщем обязательном начальном образовании

Это позволило совершить эволюцию в периодике à появилось массовая пресса

1896 год «Дейли мэйл»

и еще несколько газет

«Дэйли мироу»

первые массовые издания

Весь 19 век – путь к массовизации газет

Революция форматов

Таблоиды – Англий

Желтая пресса – Америка

Первая половина – качественная пресса

Конец – таблоиды

 

Джон Уолтер «The Times»

Номер 1

Расцвет газеты связан с Джоном Уолтером

(Наполеоновские войны привели к коммерческой блокаде, товары из Англии запрещены)

Единственное «окно в Европу» -- Таймз

Доносила важную международную информацию

( потом освещала крымскую войну)

Сотрудники: по большей части – политики

Многие статьи парламентские

Газета получила прозвище «Громовержец» ( частно-коммерческая)

Не поддерживая ни одну из партий

Задача:

· Быть объективными

· Не транслировать партии

· Доносить важную инфу

Звездный час – Крымская война

Первыми пустили военного корреспондента Уильяма Гаса

 

ХАРИТОНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

цель: изучение курса

задачи: изучение коммуникационных процессов разных времен

 

периодизация:

— период античности (Греция и Рим) 5 в до н.э. —> 476 год ( 5 век нашей эры)

— период средневековья 5 в н.э. —> 15 век

— 16-17 век

— век просвещения (18 век)

— новое время (19 век) массовизация периодики

— новейшее время (20 век) сфера медиа

 

методология: подходы в рамках которого осуществляются исследования

1. диахронический

рассматривает явления сквозь призму времени

то есть эволюционно

 

2. синхронический

рассматривает события и явления в конкретной исторической ситуации и в определенный хронологический период

но с учетом взаимовлияния разных социально политических и экономических факторов

 

методы

исторические:

1) метод сравнительно-историчекий

2) метод ретроспективы

3) метод историчекой аналогии

4) метод герменевтики (вхждение в определенную эпоху)

позволяет делать выводы человека того времени

принцип историзма лев тигр

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (1.192 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь