Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Коммуникационные процессы в период античности
ораторское искусство которое воздействовало на общество и индивида
Сентября 2016 Ораторское искусство в Древней Греции
периоды развития: 1) период софистики (5 век до нашей эры) 2) эпоха великих ораторов 3) эпоха эллинизма
эпоха античности это эпоха устного слова
благоприятные климатические условия, которые позволяли часть времени тратить на искусство и разного рода занятия. появляется красноречие: —судебное —политическое (совещательное) —торжественное (эстетическая функция) (эпидектическая)
причины и предпосылки : —общественно политический строй —климат —социальная структура общества — где основа: свободные граждане, которые самостоятельно коллективно принимали решения
цель номер 1 в древнегреческом красноречии: убедить любая ораторская речь должна взволновать в торжественной речи, цель: усладить слух важна интонация и ритмика, что приближает ораторское искусство к поэзии
итак: цели: 1) убедить 2) взволновать 3) усладить
ОСОБЕННОСТИ
1. Состязательный характер (агонистический характер) 2. Наличие стилей красноречия ( манера, способ и тд произнесение речи) условно выделяем 2 стиля красноречия: — Аттический стиль ясный, четкий, безыскусный, без пышных украшательств, без фигур, без сложных предложений — Азианский пышный, с украшательствами, витиеватый,с обилием фигур
В Риме эти стили будут активно использоваться
Развитие ораторского искусства во время софистов
определяло истину использованием ораторского искусства 2 коннотации 1) поиск истины 2) пустое словесное фехтование
Представители софистики: — Горгий — Протогор — Продиг и др.
главное — поиск истины истина относительна для них риторика была средством для выяснения истины когда риторика начала переходить из средства в цель доказать что-либо — > пустое словесное фехтование цель: победить любой ценой
словесные уловки, построенные на нарушении логики — софизмы
софисты подошли к теоретическому осмыслению искусства самая известная структура — Сократ
их интересовала синонимика, тк использование однокоренных слов речь делает скудной этимология ритмика
Период: период великих ораторов
период классической (полисной) Греции ее расцвет середина 5 века до нашей эры и продолжатся весь 4 век до нашей эры
номером 1 станут Афины также Спарта
рассвет красноречия— полисная демократия
судебное красноречие: — Лисий родоначальник Аттического стиля логографы — составители судебных речей за деньги самая знаменитая речь: «Оправдательная речь по делу об убийства Эратосфена»
торжественное красноречие: — Исократ Панегирик была своя школа, где он преподавал —> финансовые успех цены на обучение были высокие предложил самую востребованную структуру речи, которая востребована и по сей день структура из 4 частей:
— введение заинтересовать, вовлечь не должна быть чересчур эмоциональной соблюдение баланса
— основная часть основные мысли должна излагать суть
— опровержение доводов противника серьезные высказывания противника обливать в шутку а шутки обливать в серьезную форму
— заключение итоги и делаются основные выводы донести мысль окончательно сильная эмоциональная точка
Сентября 2016
Исократ Панегирик — привык к объединению греков и варваров ( персы в частности) Стил панегирика стал образцом для хвалебных и прославляющих кого-либо или чего-либо речей ( в дальнейшем — оды) оратор — Демосфен ( его оппонент политический —> Эсхил) Важные данные для оратора: 1. голос — тембр, звучность, громкость Демосфен этими качествами не обладал — имел тихий и слабый голос + нервный тик Он стал оратором по воле случая
Как избавиться от дефектов речи и физических: 1) Набирая камни в рот и говорить ( вырабатывать четкую артикуляцию) 2) Вырабатывать звучность голоса, ходил к морю Все речи Демосфена были хорошо отработаны, отрепетированы
2. Ценилась живая речь, импровизация
Полисная демократия подходит к концу. Наступает империя / монархия —> Александр Македонский Объединение Греции начал его сын Филипп. Демосфен до конца жизни был сторонником полисной демократии, Эсхил — сторонник Македон. (оппоненты в политических речах) Победа на стороне Демосфена Эсхил покинул Афины —> открыл полемическую школу Демосфена как оратора отличает крайне эмоциональная стилистика — принцип эмоционального нагетения Часто задавался риторическими вопросами —> этот прием наталкивает человека на определенные мысли Был политически подкован, образован, любил ссылаться на законы. ( авторитетнее законов только Боги) Противопоставлял себя Эсхилу «Я всего добился сам, а он богатый и красивый» «Цикл речи против Филиппа Македонского» —> «филиппики» Главные обличительные речи против ФМ. Цицерон против Марка Антония писал филиппики. Он вызывал восхищение или гнев.
Далее памфлет и пасквиль — против человека Сегодня — фельетон
Демосфен победил как оратор, но проиграл как политик Эсхил — наоборот
Период: Эпоха Эллинизма Эпоха империи Греция начала экспозицию Всюду можно найти греческое наследие Период когда Греция достигла своего величия. Греция — цивилизация номер 1 (священные писания на греческом языке) Греческий язык — номер один, международный Ораторское искусство возрождается Остальное — расцветает
Риторические школы сохраняются. Красноречие никуда не делось, но эпоха не дала таких великих ораторов, как в классическое время. Исчезла состязательность. Теперь не большинством голосов принимаются решения, вес решает монарх. Удар по политическому и судебному красноречию. С монархией ораторское искусство приходит в упадок.
Но наиболее востребованными стали торжественное красноречие и азианский стиль
Риторическое образование — естествно В этом время рождается подражательство , речи копируются. —> эпигонство — слепое подражание, копирование без творческого начала (Али Лисий, Демосфен и т.п.) Эпоха длится 3 век ( примерно 320 до год н.э. — 30 до н.э.)
Развитие красноречия в Древнем Риме к наиболее популярным 1. Период Республики основной орган — сенат —> главная должность — консул Решение принимается большинством голосов 2. Актавион Август эпоха почти империя, но еще республика 3. Эпоха империи Прагматические учения — берет только самое нужное, лучшее, необходимое.
В Древнем Риме популярно и престижно быть военным ( Идеал мужа — мужчина, ктр сражается в боях, а в мирное время проявляет себя в сенате) Все великие полководцы — политические ораторы Стиль — аттический (ясно и четко) (Юлий Цезарь, Марк Антоний, Помпей) Особенности древнеримского красноречия: 1. Афоризмы 2. Обратная речь 3. Грубый солдатский юмор Философия также считалась не удел в практике (искл. Цицерон) Чистые ораторы: Цицерон и Квинтелион древ. жанр — эпистолярный или публ. письма (прежде всего политиков или военноначальников)
Сентября 2016
возникают прообразы газет — доски, на ктр наносился либо гипс либо глина и на них писались важные события из жизни Рима и Империи и выставлялись в публичных местах 1) Acta diyrna оф. информация + новости из региона + слухи, сплетни от информации —> широким слоям, кому важна не только официальная инфо прообраз МАССОВОЙ ПЕРИОДИКИ до 3 века 2) Acta senatus в большей части ориентирована на официальные новости эти «газеты» будут доступны в большей степени жителям Рима а значит и ориентировались больше на жителей Рима прообраз КАЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИКИ до 4 века переписывалось на папирусы и распространялось в разные уголки империи
скорость передачи инфо: быстрая
РИМСКИЕ ОРАТОРЫ: великими ораторами древнего Рима были великие военные + политики (Помпей, братья Грахи, Гай Юли Цезарь) в основном за исключением Марк Туллий Цицерон оратор, который будет сочетать в себе и философию и ораторское искусство ораторское искусство было инструментом для достижения определенных целей, в основном политических расширил система аругментации и вещетвенных доказательств судебное красноречие достигло своего пика «Речь против Гая Верреса» — так начал свою политическую карьеру
«Речь против С.Л. Катилины»
Ораторы — великие полководцы , Но Цицерон — исключение. Оратор, ктр сочетает в себе философию и оратор. иск. — помогает ему достичь политических действий. Если взять всех греческих ораторов и Цицерона — весы уравниваются Его речи порожали современников «Обличительная речь против Гая Верриса» — так Цицерон начал политическую карьеру (он брал взятки, не любили за его деяния, злоупотребление властью и тд) Речь Цицерона привела к изучению Верриса и возвышению Цицерона —> слава и народная любовь. Цицерон — защитник народа. Прием обличения и разоблачения принес ему огромную славу. 2-я речь «Против Сергия Луция Каталина» — пик популярности претендовал на должность консула ( самая высокая) Цицерон также претендовал на это место, Посвятил процессу 4 речи против Сергия.
Уникальность речи: ни одного прямого доказательства, что Сергий готовит заговор, После чего виновные бегут. Описывал Сергия, используя слова с шипятщими звуками — звук змеи. Данная речь — прямое очернение. На их основании суд приговорил Сергия к смертной казни. Ему присвоили титул — Отец Отечества ( Петр 1 и Екатерина 2) Историки до сих пор не могут сказать 100 процентов о том, действительно ли Катилино готовил заговор. Это пик карьеры и звездный час Цицерона. Затем — медленное угасание политической карьеры. Он бесконечно повторял, что спас сенат от Катилино, то всем порядком надоело.
Цицерон также как Демосфен напишет филиппики — 14 речей Самая грубая и бранная — 2 речь. Они посвящены Марку Антони. Цицерон хотел уничтожить его. Марк претендовал на власть после смерти Цезаря Цицерон ставил на Октавиана Августа , эти обличительные речи Цицерона в адрес Антони взывали лишь к расплате, мести и тд. Еще претендовал Липий Им удалось договориться и разделить власть. Все было норм до того момента, пока дело н дошло до списка смертников — политических преступников ——> спор ——> Октавиан отстаивал Цицерона, но сдался. Цицерона отрезали голову на радость Антони. Родонский Стиль — Цицерон ( смешение азиатского и аттического стилей) Обладая энциклопедическими знаниями Риторический кулак / рука — (основные задачи из ктр должна исходить любая публичная речь) 1. Нахождение материала ( нужно иметь представление о том, что говорить, опираясь на опыт и теоретические знания) 2. Распоряжение материала ( схема публичной речи, логика, последовательность) 3. Произнесение материала——> речь: — правильность (грамотность) — ясность (точное понимание используемых слов) (понятный — не синоним примитивного) — уместность — пышность, украшения (речь публ. должна от простой, разговорной. Использование художественных приемов, выражений и тд) 4. Запоминание (у Цицерона речь ассоциировались с предметами) 5. Действие: (Речь / импровизация — дает живую эмоцию, спонтанность)
Эти пункты позволяют вести аудиторию в нужном направлении.
Квинтиллиан Марк Фабий сеть своя ораторская школа, наставлял детей императора. Труд, который подвел конец древнегреческому ораторскому искусству. Империя достигает зенита
«Систематизация и классификация всей антильской риторики» — главный труд от Греции до своих дней. Дает советы, говорит о стилях, направлениях, школах. Аттический —> четкий Азианский —> пышный, пустой Родосский стиль —> в основном это аттический стиль + элементы азианского
Также Марк Фабио Квинтиллион выделяет совещательное, доказательное красноречия. Говорит, что ораторскому искусству нужно учиться как военному делу: одного природного дарования недостаточно. Источники красноречия: 1. Природное дарование ——> звучность, тембр, громкость голоса, внешность, жестикуляция 2. Образование ( теоретические знания - неисчерпаемые темы для разговора. В идеал — энциклопедическое образование ( знание обо всех темах) 3. Опыт / практика
Требования к оратора: 1. Слушайте музыку и пойте. Пение улучшает голос. с перепадами, громким, немонотонным. СМИ поэзия ( ритмичность, созвучность, легко уловимые образы) 2. Не должен быть слащавым, чтобы люди не отвлекались. Осанка 3. Жесты и мимика, но они не должны быть переиграны. Мимика используется для того, чтобы усилить или уменьшить значение. Нельзя говорить руками. Брать уроки актерского мастерства. 4. Чувство юмора чтобы разрядить обстановку. Юмор — это хирургический скальпель, оружие Квинтиллион подводит итог античной риторики.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы