Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Риторический инструментарий деловой речи
В риторике используются следующие принципы речевого воздействия • Принцип доступности - предполагает учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненный и производственный опыт. • Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылка на прецеденты, образность высказываний. • Принцип экспрессивности выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности. • Принцип интенсивности характеризуется темпом подачи информации. Выступающему следует учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим оратору важно уметь предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации Существует набор ораторского инструментария, элементами которого являются коммуникационные эффекты. • Эффект визуального имиджа. Вначале человека воспринимают по внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Предприниматель должен взять на вооружение эстетику одежды, поставленную мимику, чувство такта, умения излучать обаяние, располагать к себе собеседника элегантными манерами. • Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе пристальное внимание. • Эффект аргументации. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей осмысление информации. • Эффект порционного выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот эффект основан на заранее продуманном распределении по всей речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей» информации. • Эффект художественной выразительности - это грамотное построение предложений, правильное словоударение, использование метафор, гипербол и т.д. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она плохо выражена. • Эффект релаксации (расслабления). Тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, будет иметь больший успех, чем не умеющий это делать. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад. Для эмоционального воздействия на слушателей используются языковые средства, относимые к понятию «образность речи». Такие средства, называемые тропами, подробно освещены в литературе (Павлова МП., Иванихин В.В., Украинцева Н.Е., 2007), поэтому рассмотрим их кратко. Можно выделить лексические средства выразительности речи. • Эпитет-слово, подчеркивающее то или иное свойство, признак или характерную черту явления или процесса. • Метафора-слово или словесная конструкция, употребляемая в переносном значении и подчеркивающая сходство двух явлений или процессов. * Например: «В настоящее время наблюдается вымывание дешевых товаров из ассортимента». • Гипербола - стилистическая фигура, образное выражение, имеющее своей целью преувеличение качества, свойства, особенностей какого-либо предмета, процесса или явления. Гипербола позволяет выделить мысль, обратить на нее особенное внимание слушателей. • Метонимия - наложение прямого смысла слова и его переносного значения, причем то и другое связаны между собой не сходством, а смежностью, соседством. Например, «стол» в значении «еда». • Литота - стилистическая фигура, смысл которой в преуменьшении какого-либо свойства или качества предмета, явления, процесса. Например: «Денег - кот наплакал». • Перифраза - словесная конструкция, описательный оборот речи, смысл которого в том, что подлинное название предмета, процесса, явления, человека, заменяется его описанием, причем данное описание должно исключать иное толкование. Например: «Солнце русской поэзии» - имеется в виду А.С. Пушкин, и только он. • Олицетворение - изобразительный прием, с помощью которого неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются свойствами или признаками предметов одушевленных. • Аллегория - иносказание; часто применяется при изображении абстрактного, отвлеченного понятия. • Разговорные обороты в речи. Оживляют деловую речь, делают ее более интересной, лучше запоминающейся. Здесь используются пословицы, поговорки, некоторые типы вопросительных и восклицательных предложений. Подобные приемы привлекают слушателей, заставляют думать над мыслями, высказываемыми выступающим, а не воспринимать речь пассивно, безразлично. • Каламбур - игра слов. Делает речь запоминающейся, доходчивой. Например: выражение Энгельса: «Нищета философии!» - в ответ на презрительное: «Философия нищеты». • Фразеологический оборот-речевая конструкция, как правило, краткая по составу, но за краткостью стоит большое содержание. Например: «Ломиться в открытую дверь» - доказывать то, что другим хорошо известно. Употребление фразеологизмов должно быть умеренным и уместным. Фразеологизмы должны соответствовать общей направленности речи, не должны усложнять понимание. • Риторическое обращение характерно, во-первых, тем, что оно адресовано не конкретному лицу или группе лиц, а некоторому собирательному образу, например молодежи, студенчеству; вторая особенность в том, что обращение не рассчитано на непосредственную обратную связь; оно предполагает ответную реакцию в виде эмоционального отзыва, который в дальнейшем превращается в мотив, побуждающий к тем или иным действиям. • Риторический вопрос - утверждение в форме вопроса. Такие вопросы стимулируют активность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают содержание. • Антитеза - противопоставление различных понятий, реализуемое на уровне словосочетаний, предложений. Например: «Не в бровь, а в глаз». • Многосоюзие и бессоюзие - придает речи большую выразительность, при подчеркивании интонацией соединяемые союзами повторяющиеся предложения или части этих предложений. Перечисление аналогичных сходных понятий, не соединенных союзами, играющими смягчающую роль, нагнетает чувство тревоги у слушателей, что является оправданным в определенных ситуациях. Например: «Отсутствие дисциплины, безответственность, халатное отношение к своим обязанностям - вот то, что повлекло за собой аварию». Таким образом, средств речевой выразительности много, они разнообразны (хотя это далеко не полное перечисление). Однако эти средства должны употребляться обоснованно, в системе, дополняя и оттеняя друг друга, воздействуя на слушателя, на его чувства и эмоции. Особое внимание выступающий должен уделить употреблению в своей речи стилистических фигур, фразеологизмов, в том случае, если его слушают зарубежные коллеги. Небрежность переводчика или невозможность найти идентичное выражение на другом языке может затормозить или принести вред переговорам.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы