Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уставная грамота митрополита Киприана



Константине-Еленинскому монастырю

Г., октября 21

Кипреяна Митрополита

Се яз, Кипреян, митрополит всея Руси, дал есми сю грамоту монастырю своему Костянтину игумену. Что ми

70


били челом сироты мои маностырьскии на игумена на Ефрема, так ркучи: «наряжаеть нам, господине, дело не по пошлине, чего, господине, при первых игуменех не бывало, пошлины у нас емлеть, чего иные игумены не имали».

И игумен митрополиту тако рек: «яз, господине, хо­жу по старой пошлине, как было при первых игуменех; а здеся, господине, на Москве игумен Царько, тот игу-менил у царя Костянтина наперед мене, того господине, и всъпроси».

И митрополит послал Окинфа к Царько игумену, занежа тогды (Царько) не здоровел, и велел выпросити, какова пошлина в святем Костянтине и как люди мано-стырьскыи дело делають?

И Царько игумен так отвечал Окинфу: «при моем игуменьстве так бы (ло) в святем Костянтине: большим людей из маностырьских сел церковь наряжати, мано-стырь и двор тынити, хоромы ставити, игуменов жере­бей весь рол(ьи) орать възгоном, сеяти, пожати и све­сти, сено косити десятинами и в двор въвести, и ез бити вешней и зимней, сады опрятат на невод ходити, пруды прудити, на бобры им в осенине пойти, а исток им за-бивати Селятин и Вычахорьскои, а на Велик день и на Петров день приходять к игумену, что у кого в ручках; а пешеходцем из сел к празнику рожь молотить, и хле­бы печи, солод молоть, пиво варить, и на семя рожь мо­лотить; а лен даст игумен в села, и они сежи прядуть, и дели неводныя наряжають; а дають ис сел вси люди яловицу на праздник, но одинова ми, господине, добили челом, а не в пошлину, треми боранами, и яз их пожа­ловал за яловицу, занеже ми было ненадобе яловица, а по пошлине по старой яловица ходить всегды на праз-ник; а в которое село игумен приедеть вь братщину, и сыпцы дають по зобне овса конем игуменовым».

И Окинф те речи игумновы Царьковы сказал все митрополиту.

И потом Царько игумен омоглъся и пришед самому митрополиту те речи все сказал, что приказал с Окин-фом к митрополиту.

И потому яз, Кипреян, митрополит всея Руси, въспросил есмь в Володимери своих бояр, того мона­стыря пошлин и о яловице о празничнои, Михаила Би-реева, Юрья Протопопика, Ивана, своего повара; и они

71


ми те речи сказали, о озерех и о истоцех и о бобровой ловли.

И яз, Кипреян, митрополит всея Руси,, тако рек игу­мену и християном маностырьским: ходите же (вси по моей грамоте, игумен сироты держи, а сироты игумена слушайте, а дело монастырское делайте; а хотя хто бу-деть иныи игумен по сем игумене, и тот ходит) по сей моей грамоте. А сю грамоту велел (есмь) блюсти вь церкви прежних деля управлен маностырьских (игуме­ну и людем, а никоторый игумен сее грамоты из мона­стыря да не вынесет; аще ли вынесет, не буди на нем милости божиа и моего благословенна. А дана грамота на Москве в лето 6900 месяца октября в 21 день, ин­дикта 15.

Назади подпись: сее грамоты князь великий рушити не велел, а пожаловал игумена по сей грамоте, что в ней писано. А подписал великого князя диак Иван. Ры­болове мои великого князя не вьежжают в монастыр­ские озера.

Сее грамоты Иона митрополит все'а Руси не рушил. А велел и велел игуменом и христианом по старине и по сей грамоте ходити о всем. А подписал, по митропо-личю слову, митрополич дьяк Карло).

Памятники русского права. Вып. 3. Под ред. Л. В. Черепнина. М., 1955, с. 423—425.



Уставная грамота митрополита Киприана

Константино-Еленинскому монастырю

Октября 1391 г.

(Перевод)

(Грамота) митрополита Киприана

Вот я, Киприан, митрополит всей Руси, даю сию грамоту игумену своего монастыря Константина. (Пото­му) что мне жаловались мои монастырские крестьяне на игумена Ефрема, говоря так: «Наряжает он нас, гос­подин, на работу не по старине, чего, господин, при прежних игуменах не бывало, берет у нас пошлины, чего иные игумены не брали».

И игумен сказал митрополиту так: «Я, господин, по­ступаю по старому обычаю, как было при прежних игу-72


менах; а здесь, господин, в Москве, игумен Царько, он был игуменом у царя Константина до меня, его, госпо­дин, и расспроси».

И митрополит послал Акинфия к игумену Царько, так как тогда Царько был нездоров, и велел расспро­сить, какова пошлина в (монастыре) святого Констан­тина и как монастырские люди выполняют работу.

И игумен Царько так отвечал Акинфию: «При моем игуменстве так было в (монастыре) святого Констан­тина: более зажиточным людям из монастырских сел церковь обряжать, монастырь и двор огораживать ты­ном, хоромы ставить, весь участок пашни игумена па­хать сообща, сеять, сжать и свезти, сено косить десяти­нами и в двор привезти, ез забивать (для ловли) весен­ней и зимней, сады оплетать, ходить на ловлю неводом, пруды прудить, на бобров осенью пойти и истоки заби­вать Селятин и Вычахорский; а на Пасху и на Петров день они приходят к игумену (с тем), что у кого на ру­ках; а безлошадным (крестьянам) из сел к празднику рожь молотить и хлебы печь, солод молоть, пиво варить и на семя рожь молотить; если лен да,ст игумен в села, то они Прядут, сети и дели для неводов готовят; а дают из сел все люди яловицу на праздник, но однажды мне, господин, били челом, но не по пошлине, тремя барана­ми, и я их пожаловал вместо яловицы, так как мне была не нужна яловица, а по старой пошлине яловица приносится всегда на праздник; если в какое село игу­мен приедет на братчину, то сыпят по зобне овса игу-меновым коням4».

И Акинфий все те речи игумена Царька сказал мит­рополиту.

И потом игумен Царько выздоровел и, пришед, ска­зал самому митрополиту все те речи, что наказал с Акинфием (передать) митрополиту.

И потому я, Киприан, митрополит всей Руси, рас­спросил во Владимире своих бояр, Михаила Биреева, Юрия Протопопика, своего повара Ивана о пошлинах того монастыря и о праздничной яловице; и они мне те (же) речи сказали об озерах и об истоках и о бобровой ловле.

И я, Киприан, митрополит всей Руси, так сказал игумену и монастырским крестьянам: «Поступайте же все по моей грамоте: игумен крестьянами управляй, а

73


крестьяне игумена слушайте и работу монастырскую делайте; и если кто будет иной игуменом после этого • игумена, пусть поступает по этой же моей грамоте. А эту грамоту я велел игумену и людям хранить в церкви для прежнего монастырского управления, и пусть никакой игумен этой грамоты из монастыря не выносит; если же вынесет, то пусть не будет для него милости божией и моего благословения. А дана грамо­та -в Москве, в 1391 году, месяца октября в 21 день, индикта 15.

На обороте подпись: этой грамоты великий князь нарушать не велел, а пожаловал игумена по этой гра­моте (тем), что в ней написано. А подписал дьяк вели­кого князя Иван. Рыболовы мои, великого князя, пусть не въезжают в монастырские озера.

Сей грамоты Иона, митрополит всей Руси, не нару­шал, а велел игуменам и крестьянам поступать во всем по старине и по этой грамоте. А подписал, по митропо­личьему приказу, митрополичий дьяк Карло.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь