Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объяснение терминов, непонятных слов и выражений,



Встречающихся в Уставной грамоте митрополита Киприана

Константино-Еленинскому монастырю

Октября 1391 г.

1) Яз — я; 2) сю — сию, эту (от «сей» — этот); 3) си­роты— крестьяне; 4) ркучи — рекучи, говоря (от «ре-щи»— говорить); 5) наряжать дело — наряжать на ра­боту (от «ряд», «наряд»); 6) пошлина — что пошло из­давна, по старому порядку; 7) емлеть — берет (от «яти» — взять, брать); 8) имать — брать; 9) рек — сказал (от «рещи» — говорить); 10) у царя Костянтина — в мо­настыре царя Константина и царицы Елены, в Констан-тино-Еленинском, или Константиновском, монастыре под Владимиром; 11) въспроси — вопроси, расспроси; 12) в святем Костянтине — в монастыре святого Константина (см. выше, п. 10); 13) большим людей — более зажиточ­ным людям, имеющим лошадь и могущим поэтому вы­полнять работы с лошадью; 14) тынити — отгораживать тыном, т. е. вкопанными вплотную толстыми кольями, заостренными сверху; 15) хоромы — жилые помещения, здесь — для игумена и монахов монастыря; 16) жере­бей— участок; 17) ролья — пашня; 18) орать — пахать; 19) възгоном — сообща; 20) ез — приспособление для 74


рыбной ловли вершами, для чего забивали колья на реч­ках; «ез бита» — забивать колья для рыбной ловли вер­шами; 21) вешней — вешний, весенний; 22) опрятат — оп­летать, огораживать плетнем, состоявшим из ряда коль­ев, оплетенных вверху (иногда и внизу) гибким хворо­стом; 23) на невод ходити — ходить на ловлю рыбы неводом; 24) в осенине — в осеннее время, осенью; 25) ве-'лик день — пасха, главный христианский праздник, от­мечавшийся весной; 26) Петров день — 29 июня старого стиля; 27) пешеходцы — безлошадные крестьяне, выпол­нявшие работы, которые не требуют лошади; 28) на се­мя — на семена, для посева; 29) сежа — приспособление для рыбной ловли; 30) дели — толстые нитки для нево­да или конец невода; 31) яловица — туша забитой яло­вой, т. е. нетелившейся, коровы; 32) одинова — один раз, однажды; 33) не надобе — не надобна, не нужна; 34) братщина — братчина, пиршество в складчину в цер­ковный праздник; 35) зобня — зобница, мера сыпучих тел, в Пскове до середины XV в. равнялась 9Vs пуда, а во второй половине XV в. — 14 пудам; 36) сыпцы — уча­стники пира, ссыпавшие хлеб для приготовления пива; 37) Окинф — Акинфий; 38) омоглъся — смог встать пос­ле болезни, выздоровел; 39) въспросил — воспросил, рас­спросил; 40) держи — управляй; 41) блюсти — соблю­дать, хранить, сохранять; 42) в лето 6900 — в 1391 г.; 43) индикта 15 — индикт — пятнадцатилетний цикл, упот­реблявшийся в византийском и древнерусском летосчи­слении; 44) рушити — нарушать.


Псковская судная грамота

Ся грамота выписана из великого князя Александро­вы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благословению отец своих попов всех 5 съборов, и священноиноков, и дияко-нов, и священноиноков1 и всего божиа священьства всем Псковом на вечи, в лето 6905-е.

1. Се суд княжей, ож клеть покрадут за зомком или сани под полстью или воз под титягою или лодью под полубы, или вь яме или скота оукрадают или сено сверху

1 В тексте исправлено (сверху) — «священников».

75


стога имать то все суд княжон, а продажи 9 денег, а раз­бои наход грабеж 70 гривен, а княжая продажа 19 денег, да 4 денги князю и посаднику.

9. А коли будет с кем суд о земли о полней, или о воде, а будет на той земле двор, или ниви розстрадни, а стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, ино тому исцю съслатся на сосед человек на 4 или на 5. А суседи став, на коих шлются, да скажут как прав перед богом, что чист, и той человек которой пос­лался стражет и владеет тою землею или водою лет 4 или 5, а супротивень в те лета ни его судил ни на зем­лю наступался, или на воду, ино земля его чиста или вода, и целованиа ему нет, а тако не доискался кто не судил, ни наступался в ты лета.

10. О лешеи земли будет суд, а положат грамоты и двои на одну землю, а зайдут грамоты за грамоты а исца оба возмут межников, да оба изведутца но сво­им грамотам, да пред господою ставши межником меж-ничство сьимут ино им присужати поле.

11. А в которой своего истца перемож (ет...).

12. А которой истець... там. Ино того человека пови-нити, и грамоты его посудить, а правому человеку на ту землю и судница дати; а подсудничье князю и по­садником и сь сотскими всеми взяти 10 денег.

13. А кто оу кого иметь землю отимати выкупком, а старые грамоты оу того человека, оу кого землю оти-мают, ино воля того человека оу кого старые грамоты; хочет на поле лезет или своего исца к правде ведет, на его выкупке покуду отнимает.

18. А кто по волости ходит закупен, или скотник, а имет искати тако же соблюдениа, или верши, ино гос­подне обыскать правда такоже присужает на ком со­чат, хочет сам поцелует, или на поле с ним лезет, а хо­чет ему оу креста положит.

39. А которой мастер плотник или наймит отстоит свои урок и плотник или наймит... свое дело отделает... на государех и взакличь сочи г своего наймита.

40. А которой наймит дворнои пойдет прочь от госу­даря, не достояв своего оурока, ино ему найму взяти по счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 го­дов, или 10 год стоявши, и всех тых ему год стоявши найма сочить как отиде за год сочить, только будет най-76


ма неймал оу государя, а толко пойдет болши года, ино им не сочити на государех.

41. А которой наймит плотник, а почнет сочить най­ма своего на государи, а дела его не отделает, а пойдет прочь, а ркучи так государю, оу тебе есми отделал дело свое все, и государь молвит: не отделал еси всего дела своего, ино государю оу креста положыть чего сочить, или государь сам поцелует, аже оу них записи не будет.

42. А которой государь захочеть отрод дати своему зорнику, или огороднеку, или кочетнику, ино отрок быти о Филипове заговеине, також захочет изорник отречися с села, или огороднику, или четник ино томуж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника, ни от огородника, а запрет­ся изорник или огородник, или котечник отрока госуда­рева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбно части.

43." А которой котечник заложи весну или исполов­ник оу государя, ино ему заплатить весна своему госу­дарю, как оу другой чате доставалося на том же саде.

44. А государю на изорники или на огородники, или на кочетники волно и взакличь своей покруты и сочить серебра и всякой верши по имени, или пшеница ярони-ли озимой, и по отроку государеву ли сам отре­чется.

48. А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в по­суле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел.

51. А коли изорник имет запиратся оу государя по­круты, а молвит так: оу тебе есми на селе живал, а гебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние человеки 4 и 5, а тым людей сказати как прямо пред богом, как чисто на селе седел, ино го­сударю правда давши взять свое, или изорнику верит, то воля государева. А толко государь не поставит лю­дей на то, что изорник на селе седел, ино тот человек покруты своея не доискался.

63. А который изорник отречется оу государя села, или государь его отрьчет, и государю взять оу него все половину своего изорника, а зорник половину.

72. А которому человеку будет кормля написанна в Рукописании, и да грамотами владеть землеными нач-

77


нет или исадскими, а продаст тую землю или сад, или иное что, а доличат того человека, ино ему земля та, или исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал.

73. А которому человеку, на ком будет имание по записи, да и гостинец будет писан на записи, а приидет зарок, ино ему явит господе о своем гостинце ино и по зароки ему взять свои гостинець; а только не явит за­рок господе, гостинца ино ему не взять по зароке.

74. А кто почнет имать своего исца в своем сребре до зарока, ино ему гостинца не взять. А на коем среб-ро имати, и тот человек до зароку оучнет сребро отда­вать, кому виноват, ино гостинца дать по счету ему взять.

75. А которой изорник на государя положит в чем доску, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на государя.

76. А которой изорник с села збежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю оу князя и оу посадника взять пристав, да и старость губьских по-звати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными людми государю попрода-ти да и поимати за свою покруту, а чего не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю добро-волно искать остатка своего покруты, а государю пени нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псковским.

77. И судьям псковским и посадником погородским и старостам пригоцким по томоу ж крест целовать на том, што им судити право по крестному целованью, а не судеть право, ино суди им бог в страшный день вто-раго пришествия Христова.

78. А которому княжему человеку ездить на межу с сотьскими, ино ему такоже целовати крест.

79. А коли имуть тягатся о земли или о воде, а по-ложать двои грамоты, ино одны грамоты* чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому. А коли приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку городскому.

82. А княжои писец имет писати судницу о земли, ино ему от судницы взять 5 денег, а от позовницы ден-га, а от печати денга, а от безсуднои и от приставной, все то им им имати... по денги. А толко княжои писец 78


захочет не по силе, ино инде волно написати; а князю запечатать; а не запечатает князь, ино оу Святей Трои­цы запечатать а в том измены нет.

84. А которой изорник поумреть оу государя на сели, а не будет оу него ни жены, ни детей, ни брата, ни пле­мени, ино государю також живот изорнич с пристава­ми, и и сторонними людми попродавать, да за свою по-круту поимати, а по тому плямени изорничи, ни брату не сочит живота изорнича.

85. А у которого человека оу государя изорник пом-реть в записи в пскрути, а жена оу него останется и дети не в записи, но из но изорничи жене и детем от-кличи нет от государеве покруты, а та им покрута пла­тит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их судити судом псковской пошлине.

86. А будет оу зорника брат или иное племя и за живот поимаются, ино государю на них и покруты искать, изорничю брату, изорничю племяни государя не татбит ни лукошки, ни кадки, а только будеть конь или корова, ино волно искати оу государя.

87. А изорник поимается за жывот оу государя и государь изведется тем, за что изорник поимался за свои жывот оу государя, а сторонным людей ведомо будет и околным суседом, што государево, ино изорник не доискался, а государь прав.

88. А оу которого человека помреть жена без руко-писаниа, а оу ней останется отчина, ино мужу ея вла-дети тою отчиною до своего живота толко не оженится, а оженится, ино корили ему нет.

89. А у которой жены мужь помрет без рукописаниа и останется отчина или живот, ино жене его кормится -.до своево живота, толко не пойдет замужь, а пойдет замужь, ино ей нет.

93. А оу кого стулится должник в записи, а на зарок не станет, или изорник в записи будет, а оучнет тулит-ся, а что оучинитса проторы или приставное, или запо­ведь, ино все платить виноватому, кто тулится, и же­лезное.

100. А которой человек при своем животе, или- пред смертию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамо­ты даст пред попом, или пред сторонными людми, ино

79


тому тем даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

103. А подсуседник на государи судьи или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка была записью или закладом, и потом тот человек, которой в записи был, или заклад закладывал кому да оучнет на том же чего искать, с судья или зблюденья, или иного чего по доскам или по торговли, ино то судить судом по псковской пошлине.

104. А который исцы вымоут на оумершаго заклад грамоты двои или трои или пятеры на одну землю, или на воду или на один двор, или на одну клеть, а оу тех исцов, у кого заклад грамоты сверх того и записи и на того оумершаго и на его заклад и оу иных истьцов не будеть записи, толко заклад грамот, ино им правда давши да деля поделом, и по серебру, колко серебра ино и доля ему по тому числу, ожь ближнее племя вос-хощет заклад выкупить, а оу коего исца заклад и запи­си на оумершаго, ино ему целованья нет на его дело.

106. А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да положат грамоты старые и купленую свою грамоту, и его грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры вси ста>нут на суд в одном месте, отвечаючи ктож за свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою покладут, да и межников возмут, и той отве­дут оу стариков по своей купнои грамоте свою часть, ино ему правда дати на своей части, а целованью быть одному, а поцелует во всех сябров, ино ему и судница дать на часть, на которой поцелует.

Псковская судная грамота. Изд. Архе-огр комиссии. СПб., 1914.

Псковская судная грамота (Перевод)

Сия грамота выписана из грамоты великого князя Александра, и из грамоты князя Константина, и изо всех приписок псковских обычаев по благословению своих отцов, попов всех пяти соборов, и иеромонахов, и дьяконов, и священников, и всего божьего священст­ва, всем Псковом на вече в год 1397-й.

1. Вот суд княжий. Если обкрадут клеть из-за зам­ка, или сани из-под полсти, или воз, стянутый ремнями, 80


ладью из-под покрытия, или (покрадут хлеб в зерне) из ямы, или украдут скот, или возьмут сено сверху стога, то все подлежит суду князя, а продажи (взять) 9 денег; а за разбой, нашествие, грабеж (взять) 70 гри­вен, а княжей продажи (взять) 19 денег, да 4 деньги (взять судебных пошлин) князю и посаднику.

9. А если будет с кем суд о полевой земле или о воде, а на той земле будет двор или распаханные нивы, а (истец)" пашет и владеет тою землею или водою года 4 или 5, то тому истцу сослаться на соседей на 4 или 5 человек. А соседи, на которых шлются, став (на суде), пусть скажут, как правду перед богом, что тот человек, который (на них) сослался, чист, пашет и владеет тою землею или водою года 4 или 5, а супротивник (его) в те годы не судился с ним и не вступался (в его права) на землю или на воду, и в этом случае земля его или вода чиста (от притязаний) и целования (креста) ему не нужно, и таким образом (тот) не доискался, кто не судился и не вступался (в его права на землю или во­ду) в те годы.

10. Если будет суд о лесной земле, а (судящиеся) представят две грамоты на одну землю, а (одни) гра­моты будут противоречить (другим) грамотам, а оба истца возьмут межевщиков, то пусть оба укажут гра­ницы (спорной земли) по своим грамотам и пусть, став перед господою, отменят межевание межевщиками, и в таком случае (следует) им присуждать поединок.

11. Если какой (истзц) своего истца одолеет (на поединке, то ему присудить землю по его грамотам).

12. Если какой истец (не одолеет по грамо)там, то того человека обвинить, а грамоты его осудить, а оправ­данному человеку на ту землю и судебное решение дать; а судебных пошлин князю и посадникам со всеми сотскими взять 10 денег.

13. Если кто у кого возьмется отнимать землю по праву выкупа, а у того человека, у кого землю отни­мают, есть старинные грамоты, в таком случае (решает) воля того человека, у кого старинные грамоты: хочет — выходит на поединок или своего истца приводит к присяге в его праве выкупа, по какой срок он отни­мает.

18. Если кто по волости ходит в закупнях или в скотниках, а возьмется искать также отданного на хра-







Заказ 769                                                                                                 81


некие, или хлеба, в таком случае господе выяснить правду и также присудить (тому), на ком ищут: хочет, он сам присягнет, или на поединок с ним выйдет, а хо­чет — ему при присяге возвратит.

39. Если какой мастер, плотник или наймит, отрабо­тает свою договорную работу и плотник или наймит... свое дело выполнит, (то он может получить за наем) на господах и публично взыскивает свою плату.

40. Если какой наймит дворный уйдет прочь от гос­подина, не доработав договорной работы, в таком слу­чае ему 'плату взять по расчету, а искать ему своей платы в течение года (после ухода), чтобы, 5 лет или 10 лет стоявши (на суде) и все те годы стоявши (на суде), плату искать, если он ищет в течение года со времени ухода, если только он платы не получал от господина; если же он уйдет больше года, то им не искать (платы) на господах.

41. Если какой наймит плотник начнет искать своей платы на господине, а дела его не отработает и уйдет прочь, говоря так господину: «Я у тебя отработал свое дело все», а господин скажет: «Ты не отработал всего своего дела», то господину при присяге отдать то, чего он ищет, или господин сам присягнет, если у них «не будет записи.

42. Если какой господин захочет дать отказ своему изорнику, или огороднику, или кочетнику, то отказ дол­жен быть в Филиппово заговенье; также если захочет изорник отказаться от села, или огородник, или кочет -ник, то тому же отказу быть, а иному отказу не быть, ни от господина, ни от изорника, ни от кочетника, ни от огородника. Если изорник, или огородник, или кочетник при отказе господина будет запираться (от уплаты), то ему (следует) дать оправдание присягой, а господин не получает по суду четверти (урожая) или части урожая с огорода, или части рыбного улова с рыболов­ного участка.

43. Если какой кочетник или издольщик пропустит весну (для рыбной ловли) на господина, то ему сле­дует заплатить за весну своему господину, как на том же участке (ему) доставалось от других (издольщиков).

44. А господину на изорниках, или на огородниках, или на кочетниках можно и публично искать своей подмоги, серебра и всякого зерна поименно, или яровой 82


пшеницы или озимой, по отказу господина или сам от­кажется.

48. Если кто начнет искать посула на волостелях, и одежду снимет или коня сведет, а скажет так: «За по­сул я снял или коня свел», то быть ему (судимым) за грабеж, кто за посул снял (одежду) или коня свел.

51. А если изорник будет запираться (в получении) у господина подмоги, а скажет так: «У тебя я на селе жил, но тебе я не повинен (ни в чем)», то на это гос­подину тому (следует) поставить (на суде) сторонних людей, человек 4—5, а тем людям сказать, как прямо перед богом, на каких условиях в действительности он на селе сидел; в таком случае господину, дав присягу, взять свое, или он верит изорнику, — то воля господина. Если же господин не поставит (на суде) людей в том, что изорник на селе сидел, то тот человек своей под­моги не доискался.

63. Если какой изорник откажется от села у госпо­дина или господин его откажет, то господину (следует) взять у него от всего (урожая) половину, а изорник (получает) половину.

72. Если какому человеку будет написано в завеща­нии кормление и он будет владеть грамотами на землю или рыбные участки, и продаст ту землю или рыбный участок, или иное что, если уличат того человека, то ему (следует) ту землю или рыбный участок или иное выкупить, но он свое кормление потерял.

73. Если какой человек будет брать на ком-либо (ссуду) по записи и если в записи будут написаны про­центы, а придет срок уплаты, то ему (следует) заявить господе о своих процентах и в этом случае и после сро­ка уплаты ему (можно) взять свои проценты; если же он не заявит о сроке уплаты господе, то процентов ему не брать после срока уплаты.

74. Если кто начнет брать с своего должника свое серебро до срока уплаты, то ему процентов не брать. Если тот человек, на котором (следует) брать серебро, начнет отдавать серебро до срока уплаты, кому дол­жен, то проценты ему дать по расчету, а тому взять.

75. Если какой изорник предъявит (на суде) в чем-
либо на господина доску, то ту доску по суду признать
недействительной. А старожильцу-изорнику (следует)
возы возить для господина.
6*                                                                                                               83


76. Если какой изорник сбежит с села за рубеж или в иное место куда-либо, а имущество изорника останет­ся на селе, то господину взять с (имущества) изорника подмогу; в этом случае господину взять у князя и у по­садника приставов, а также позвать и губных старост, и сторонних людей, чтобы то имущество изорника гос­подину продать перед приставами и перед сторонними людьми и чтобы взять за свою подмогу; если же чего не достанет, а после того времени явится изорник, то гос­подину возможно искать остатка своей подмоги; а на господине штрафа не брать, а изорнику на господине имущества недскать, а искать псковским...

77. И псковским судьям, и посадникам из городов, и старостам из пригородов (следует) также присягать в том, что они будут судить справедливо по присяге; если же (они) не будут судить справедливо, то пусть их судит бог в страшный день второго пришествия Хри­стова.

78. Если какому княжему человеку (придется) ез­дить на межевание с сотскими, то ему также присягать.

79. А если будут тягаться о земле или о воде и предъявят (на суде) грамоты от двоих, то одни грамо­ты читать княжему дьяку, а другие грамоты читать го­родскому дьяку. А если придет грамота из пригорода, то те грамоты и читать дьяку городскому.

82. Если княжий писец будет писать судницу о зем­ле, то ему за судницу (следует) взять 5 денег, а за по-зовницу (взять) деньгу, а за приложение печати — деньгу, а за составление бессудной и приставной, за все то им брать... по деньге. А если княжий писец захочет (взять) непосильно, то можно написать в ином месте, а князю запечатать; если не запечатает князь, то (сле­дует) запечатать в Троицком соборе, и в том нет раз­ницы.

84. Если какой изорник умрет у господина на селе, а у него не будет ни жены, ни детей, ни брата, ни род­ных, то господину также (следует) распродать имуще­ство изорника с приставами и с посторонними людьми и взять за свою подмогу; а потом ни брату, ни родным не (следует) искать имущества изорника.

85. Если у какого человека, у господина, умрет нзорник, (живший) по записи с подмо'гой, а у него ос­танутся жена и дети, не (указанные) в записи, то жене

84


и детям изорника отказа нет от господской подмоги, и ту подмогу им (следует) платить по той записи; если же изорник жил не по записи, то их (дело) судить су­дом по псковскому обычаю.

86. Если будет у изорника брат или иной родствен­ник и они предъявят права на (его) имущество, то гос­подину (следует) с них взыскивать и подмогу; брату изорника, родственнику изорника не обвинять господи­на в присвоении ни лукошка, ни кадки; если же будет конь или корова, то можно искать их (по суду) на гос­подине.

87. Если изорник начнет иск об имуществе у госпо­дина, а господин докажет свои права на то, за что изорник начал иск к господину как за свое имущество, а посторонним людям и соседям будет известно, что (это имущество) господское, то изорник не получает удовлетворения иска, а господин оправдывается.

88. Если у какого человека умрет жена без завеща­ния и после нее останется вотчина, то мужу ее (следу­ет) владеть тою вотчиною до своей смерти, если толь­ко он не женится (снова); если он женится (снова), то кормления ему нет.

89. Если у какой жены умрет муж без завещания и (после него) останется вотчина или имущество, то же­не его кормиться до своей смерти, если только не пой­дет замуж (снова); если она пойдет замуж (снова), то ей нет (кормления).

93. Если у кого скроется должник в записи, а на срок платы не явится, или изорник будет в записи, а начнет скрываться, то все, что учинится убытков, или приставное, или заповедь, платить виноватому, кто скрывается, и железное.

100. Если какой человек при своей жизни или перед смертью собственноручно даст своему племяннику что-либо из платья или иное что из имущества или вотчи­ну, да и грамоты даст (ему) перед попом или перед по­сторонними людьми, то тому (племяннику следует) владеть тем дарением, хотя бы и завещания не было.

ЮЗ. А подсоседнику можно искать на господине ссу­ды или иного чего-либо. Если у кого с кем была тяжба по записи или залогу, и потом тот человек, который был в записи, или заклад закладывал кому-либо, нач­нет на нем же чего искать, ссуды или хранения, или

85


иного чего по доскам, или по торговле, то это судить судом по псковскому обычаю.

104. Если какие истцы предъявят на заклад умер­шего грамоты, две или три или пять на одну землю, или на воду, или на один двор, или на одну клеть, а у тех истцов, у кого залог грамоты сверх того и записи и на того умершего и на его залог, а у других истцов не будет записи, только залог грамот, то им, давши при­сягу, делить по делам и по серебру, сколько серебра, то и доля ему по тому числу, если ближние родственни­ки захотят выкупить залог (умершего); если у какого истца залог и записи есть на умершего, то ему присяги нет на его дело.

106. Если кто с кем будут вести тяжбу о земле или о борти, и представят старинные грамоты и купчую свою грамоту, и его грамоты коснутся земли и борти многих совладельцев, и все совладельцы станут на суд в одном месте, отвечая каждый за свою землю или борть, и грамоты представят перед господою, да и ме­жевщиков возьмут, и они отделят в присутствии старо-жильцев (им) по своей купчей грамоте свою часть; в таком случае ему дать присягу в своей части, а прися­ге быть один раз; если (кто-либо) присягнет за всех совладельцев, то ему и судницу дать на часть, о кото­рой он присягал.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь