Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Готфрид Вильгельм Лейбниц



 

(1646—1716 гг.)

философ и ученый-энциклопедист,

математик, физик, языковед, общественно-политический деятель

 

Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

 

Горе – это беспокойство души, когда она думает о потерянном благе, которым она могла бы дольше наслаждаться, или когда она мучается из-за испытываемого ею в настоящий момент зла.

 

Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.

 

Каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т. е. того, что он сочтет наилучшим.

 

Когда какая-нибудь вещь среди творений Бога кажется нам достойной порицания, мы должны заключить, что она недостаточно нами понята и что мудрец, который постиг бы ее, решил бы, что невозможно даже желать чего-либо лучшего.

 

Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.

 

…Люди презирают не столько порок, сколько слабость и несчастье.

 

Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом.

 

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.

 

Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям.

 

Настоящее всегда чревато будущим.

 

Настоящий мир – наилучший.

 

Скромные люди, будучи только свидетелями неприличного поступка, испытывают ощущения, похожие на ощущения стыда.

 

Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.

 

Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье. Любовь есть склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека.

 

Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам – это и есть счастье.

 

Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам.

 

Музыка есть радость души, которая вычисляет, сама того не сознавая.

 

Иоахим Рахэль (Рахель)

 

(1618—1669 гг.)

поэт, сатирик

 

Если есть хоть одно место на земле, где царят свобода и разум, то эта свобода – может быть медленно и долго – распространится и дальше.

 

Знание того, что мы можем знать, есть философия; смирение и гипотеза там, где прекращается знание, есть религия.

 

Знания – единственная власть, которую можно приобрести, если не обладаешь ею, власть есть сила, а сила – это все.

 

Образованный не тот, кого щедро одарила природа; образован тот, кто хорошо, мудро, правильно и с возможно большей пользой расходует дары, которыми он обладает: кто может кинуть твердый взор туда, где у него недостаток, и сообразить, чего ему недостает.

 

Придет время, когда на национальную гордость будут смотреть так же, как на себялюбие и тщеславие, и на войну – как на бойню.

 

 

Голландия

 

Гроций (Гуго де Гроот)

 

(1583—1645 гг.)

юрист, социолог и государственный деятель

 

Нет никакого основания для допущения, что одна возможность испытать насилие дает уже государству право употребить насилие.

 

Бенедикт (Барух) Спиноза

 

(1632—1677 гг.)

философ-пантеист

 

Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами – человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

 

Блаженство – не награда за добродетель, но сама добродетель.

 

Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

 

…Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

 

В желании выражается сущность человека.

 

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

 

Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

 

…Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.

 

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

 

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

 

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

 

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

 

Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье.

 

Истина – пробный камень самой себе и лжи.

 

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

 

Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

 

Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.

 

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

 

…Между влечением и желанием существует только то различие, что слово желание большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение, желание есть влечение с сознанием его.

 

…Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.

 

Незнание – не довод. Невежество – не аргумент.

 

Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.

 

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

 

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

 

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

 

Понимание – начало согласия.

 

Ссылка на авторитет – не довод.

 

Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

 

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

 

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

 

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

 

Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

 

Страх возникает вследствие бессилия духа.

 

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

 

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

 

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

 

Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

 

Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, – вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.

 

Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго – свободным.

 

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

 

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

 

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

 

Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.

 

Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

Прекрасное трудно.

 

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

 

Не плакать, не смеяться, а понимать.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь