Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анджей Моджевский (Моджевский-Фрыч)



 

(1503—1572 гг.)

общественный и политический деятель,

религиозный реформатор,

мыслитель

 

Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего.

 

Воистину, добродетель – это то, что не может перейти на наследников ни по рождению, ни по какой записи.

 

Если следует установить какое-либо различие в наказаниях за то же самое преступление, то оно должно укрощать злую волю, а не угождать ей.

 

Закон должен говорить всем одним и тем же голосом, одна и та же власть должна управлять всеми, как приказывая, так и запрещая…

 

Мудрость есть начальница и руководительница почтенных поступков и всех добродетелей.

 

Настоящая свобода состоит не в том, что кто-либо может следовать своим порочным наклонностям или получать за преступления неодинаковые наказания. Настоящая свобода состоит в укрощении дурных страстей и пороков, а не в свободе делать все, что кому угодно, и получать более легкое наказание за свои преступления.

 

Никто не может справедливо управлять другими, если он не способен наложить узду на собственные страсти, если он несправедлив, малодушен и слаб, если он неохотно уделяет из своего людям почтенным, но нуждающимся.

 

Основная функция законов состоит не только в том, что они налагают кары на преступления, но также и в том, что они убеждают, что не следует вообще грешить.

 

Ян (Иван) Протасевич

 

(кон. XVI – нач. XVII вв.)

писатель, переводчик и общественный деятель

 

Молодой человек подобен весне, средних лет – лету, а старый – осени, богатой своими впечатлениями.

 

Старость – источник мудрости и жизненного опыта; передавая их молодым, заслужишь уважение и почет.

 

 

Франция

 

Теодор Агриппа д'Обинье

 

(1552—1630 гг.)

поэт и историк

 

 

Не свершив ничего, смерть без смерти узнать,

Если просто пропасть

В черном чреве беды и барахтаться в нем.

 

 

Жан Боден

 

(1530—1596 гг.)

политический мыслитель,

философ

 

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении.

 

Поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи.

 

Так как тело и дух наделены противоположными свойствами, то, чем сильнее первое, тем слабее второй.

 

Те, которые знали, как обзавестись рассудительными людьми, встретившись с народами, способными к политической жизни, умели в течение очень длительного времени сохранить в величайшем расцвете свои империи.

 

Пьер Брантом де Бурдей

 

(родился ок. 1540 г.)

писатель

 

Глаза первыми вступают в любовную схватку, и сладостен тот миг, когда взору нашему предстает нечто редкое и чудное по красоте.

 

Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!

 

Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всем, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.

 

Отвага – одна из прекраснейших черт наших очаровательных дам.

 

Юнона, Венера, Фетида, Церера и иные богини, все до единой, презирали имя «девицы», кроме Афины, которая выскочила из головы Юпитера, доказывая тем самым, что девичество – всего лишь понятие, родившееся в голове.

 

Маргарита Наваррская

 

(1492—1549 гг.)

королева Наварры,

писательница

 

Главное – это то, как человек сам оценивает свои поступки.

 

Если окажется, что та, кого вы полюбили, как две капли воды похожа на вас и хочет всего того, чего хотите вы, в действительности вы будете любить не ее, а только себя.

 

Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он еще ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и гоняясь за большим, человек теряет и то, что имел.

 

Легче расторгнуть сотню браков, чем разлучить одного священника с его служанкой.

 

Любовь слепа, и она способна ослепить человека так, что дорога, которая кажется ему наиболее надежной, оказывается наиболее скользкой.

 

Люди дурные готовы искать зло где угодно, только не там, где оно есть на самом деле.

 

Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видел, чтобы кто-нибудь из них действительно умер.

 

Можно вынести все, кроме безделья.

 

Наказывается не преступление, а глупость.

 

Настоящая любовь и изобретательность свойственны иногда вовсе не тем, в ком мы рассчитываем их найти.

 

Настоящая любовь не признает никаких приказаний и никаких обетов.

 

Не бывает огня без дыма, но зато дым мне много раз пришлось видеть и там, где не было никакого огня.

 

Обида имеет больше власти над женщиной, чем любовь, особенно если у этой женщины благородное и гордое сердце.

 

Самые тяжелые муки – это муки любви.

 

Самыми изобретательными в делах любви оказываются именно те, у кого меньше всего ума.

 

Самым невежественным оказывается тот, кто считает, что знает все.

 

Сильнее всего бывают те, кто направляют силы та добрые дела.

 

Сладка не та месть, которая убивает врага, а та, которая несет жизнь истинному другу.

Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену.

 

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.

 

Труднее всего человеку бывает справиться с досадой и гневом.

 

Уж если кто-нибудь действительно что-то знает, так это тот, кто уверен, что ничего не знает.

 

Человек, известный своими дурными наклонностями, всегда будет на подозрении.

 

Человек не очень-то властен над своим сердцем и не может по собственной воле заставить себя любить или ненавидеть.

 

Непостоянство всегда достойно осуждения.

 

Мишель де Монтень

 

(1533—1592 гг.)

философ-гуманист,

писатель

 

Бич человека – это воображаемое знание.

 

Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.

 

Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.

 

В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.

 

Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом – все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе – это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.

 

Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это – злостный обман.

 

В природе нет ничего бесполезного.

 

Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.

 

Все средства – при условии, что они небесчестны, – способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.

 

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

 

Достойно похвалы деяние, а не сам человек.

 

Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.

 

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

 

Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.

 

Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

 

Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.

 

Жениться, ничем не связывая себя, – предательство.

 

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

 

Знания – обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.

 

Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всем нам уступают, – удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас…

 

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

 

Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».

 

Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.

 

Книжная ученость – украшение, а не фундамент.

 

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

 

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

 

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

 

Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.

 

Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.

 

Кто обяжет себя говорить все без утайки, тот обяжет себя и не делать того, о чем необходимо молчать.

 

Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания – те раздувают его словами.

 

Кто учит людей умирать, тот учит их жить.

 

Лживость – гнуснейший порок.

 

Любовь – неистовое влечение к тому, что убегает от нас.

 

Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно.

 

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

 

Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.

 

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

 

Можно поучиться и у врага.

 

Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора.

 

Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.

 

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.

 

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

 

…Надо стараться выяснить – не кто знает больше, а кто знает лучше.

 

Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.

 

Наихудшее состояние человека – это когда он перестает сознавать и владеть собой.

 

Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

 

Наука – великое украшение и весьма полезное орудие…

 

Наука – дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.

 

Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму – основательность и медлительность.

 

Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.

 

Невежество бывает двоякого рода: одно – безграмотное, предшествует знанию; другое – чванное, следует за ним.

 

Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.

 

Не все, что колеблется, падает.

 

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, – нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

 

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

 

Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.

 

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

 

…Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.

 

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

 

Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти – это значит быть рабом самого себя.

 

Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.

 

Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.

 

Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.

 

Обвинениям в адрес самого себя – всегда верят, самовосхвалению – никогда.

 

Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.

 

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

 

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.

 

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

 

Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.

 

Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад.

 

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

 

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

 

Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.

 

Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.

 

После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.

 

Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.

 

Природа может все и все творит.

 

Природа – приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

 

Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости.

 

Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.

 

Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.

 

Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.

 

…Самое главное – это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.

 

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

 

Самый краткий путь к завоеванию славы – это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.

 

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.

 

С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову, когда же наливаются и полнеют от зерен, то начинают униженно поникать головой.

 

Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.

 

Следует отличать душевный порыв человека от твердой и постоянной привычки.

 

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

 

Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.

 

Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.

 

Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.

 

Среди тысячи наших привычных поступков мы не найдем ни одного, который мы совершали бы непосредственно ради себя.

 

Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.

 

Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.

 

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.

 

Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.

 

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.

 

Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить.

 

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя.

 

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.

 

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

 

Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».

 

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.

 

Трусость – мать жестокости.

 

Удваивать себя – великое чудо, и величие его недоступно тем, кто утверждает, что способен себя утраивать.

 

У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь – рабом другого коня.

 

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде.

 

Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости.

 

Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.

 

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести.

 

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

 

Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.

 

Шум оружия заглушает голос законов.

 

Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.

 

Я наблюдал только одно действие розги – она или притупляет или озлобляет душу.

 

Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.

 

Я хотел бы, чтобы смерть меня застала за работой в поле.

 

Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен – например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…

 

Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель.

 

Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.

 

Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.

 

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой.

 

Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…

 

Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.

 

Лучший способ запомнить что-нибудь – постараться это забыть.

 

Франсуа Рабле

 

(1494—1553 гг.)

писатель-гуманист,

монах, врач и ботаник

 

Аппетит приходит во время еды.

 

Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой.

 

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.

 

Кто обладает терпением, может достичь всего.

 

Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо смех – особенная примета человека.

 

Разум человека сильнее его кулаков.

 

Смех – сущность человека.

 

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

 

Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей.

 

Я пью не больше, чем губка.

 

Пьер де ла Раме (Рамус)

 

(1515—1572 гг.)

философ-гуманист,

логик и математик

 

Никакой авторитет не должен господствовать над разумом; разум, напротив, должен господствовать над авторитетом и управлять им.

 

Пьер де Ронсар

 

(1524—1585 гг.)

поэт

 

 

А что такое смерть? Такое ль это зло,

Как всем нам кажется? Быть может, умирая,

В последний горький час, дошедшему до края,

Как в первый час пути – совсем не тяжело?

 

Бессмертно вещество, одни лишь формы тленны.

Господний мир – театр. В него бесплатный вход,

И купола навис вверху небесный свод.

 

Блажен, стократ блажен, кто соблюдает меру,

Кто мудро следует лишь доброму примеру

И верен сам себе в любые времена.

 

Величие души, закон и правый суд –

Все добродетели – в глуши лесов живут,

Но редко им сродни роскошная порфира.

 

Весь мир – театр мы все – актеры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой!

 

…Достоинствам живого

Толпа бросает вслед язвительное слово,

Но богом, лишь умрет, становится певец.

 

Друзья, обманем смерть и выпьем за любовь.

Быть может, завтра нам уж не собраться вновь,

Сегодня мы живем, а завтра – кто предскажет!

 

Земное счастье так неверно!

И завтра прахом станет тот,

Кто королевских ждал щедрот

И пресмыкался лицемерно.

 

Как плотью, жилами, и кровью, и костями,

Так от рожденья мы наделены страстями.

 

…Красота – непрочный материал,

И как бы ярко день нам не сиял,

Он минет, как минует все на свете.

 

 

Кто жив, напрасно ждет похвал толпы

надменной.

 

 

Лишь преданность друзей – сокровище владык,

Оно прекраснее, чем все богатства мира.

 

Любил лишь тот, кто ввек с дороги не свернул,

Кто счастлив был, одну любовь предпочитая.

 

Любовь напастью звать я не могу покуда,

А если и напасть – попасть любви во власть,

Всю жизнь готов терпеть подобную напасть.

 

Найдется ли еще на свете существо,

Что ищет гибели для рода своего?

И только человек при случае удобном

Охотно нанесет ущерб себе подобным.

 

Нальем! Пускай нас валит хмель!

Поверьте, пьяным лечь в постель

Верней, чем трезвым лечь в могилу!

 

Не кончился еще срок золотого века:

Невольно в наши дни в груди у человека

При виде золота захватывает дух.

 

 

Несчастен властелин, приблизивший льстеца.

 

 

Ни ум, ни сердце, ни душа

В любви не стоят ни гроша.

 

Но ни один из всех, какого б ни был роду,

Не властен сам свою переменить природу,

Прожить чужую жизнь, сыграть чужую роль.

 

Но такова любовь и так устроен свет:

Кто счастье заслужил, тому ни в чем удачи,

А дураку зато ни в чем отказа нет.

 

Но, чтобы обрести признанье в наше время,

Потребно честь и стыд отбросить, словно бремя.

Бесстыдство – вот кумир, кому подчинены

Все сверху донизу сословья и чины.

 

Один лишь человек счастливым быть не может:

Нас вечно что-нибудь снедает, мучит, гложет.

 

От наслаждения неотделима боль.

 

Пред женской красотой мы все бессильны стали.

Она сильней богов, людей, огня и стали.

 

Пускай бы сдох он, бос и гол,

Кто первым золото нашел,

Из-за него ничто не свято.

Из-за него и мать не мать,

И сын в отца готов стрелять,

И брат войной идет на брата.

 

Рассудком воевать с любовью – безрассудно.

Чтоб сладить с божеством, потребно божество.

 

Сон любит девушек, он не в ладу с часами!

 

Так стоит ли мечтать о жизни беспорочной

На свете, где, как дым, все зыбко и непрочно,

Все переменчиво, как ветер и волна!

 

Ты без богатства век протопчешься на месте,

Но хуже, если есть оно – и нету чести!

 

Увы, не время проходит, проходим мы.

 

Ах, если б смерть могли купить

И дни продлить мы златом,

Так был бы смысл и жизнь убить

На то, чтоб сделаться богатым.

 

 

Пьер Шаррон

 

(1541—1603 гг.)

философ и теолог

 

Все религии чужды природе и страшны для здравого смысла; сколько-нибудь сильный разум смеется над ними и испытывает к ним отвращение.

 

Разум, опутанный страстями, оказывает нам такую же пользу, какую крылья оказывают птице со склеенными ногами.

 

Века

 

Великобритания

 

Роберт Бертон

 

(1577—1640 гг.)

священнослужитель и теолог

 

Англия – рай для женщин и ад для лошадей; Италия – рай для лошадей и ад для женщин.

 

Бедность – наследница Музы.

 

Без отчаянья нет монаха.

 

Берегись смирившегося врага.

 

Боги любят наблюдать за тем, как великий человек борется с лишениями.

 

Болезни и печали приходят и уходят, но суеверная душа не знает покоя.

 

Болезнь, мать скромности, напоминает нам о том, что мы смертны. Когда мы находимся на вершине славы и благополучия, она легонько дергает нас за ухо – дескать, одумайтесь.

 

Величайший враг человека – человек, который по наущению нечистой силы становится волком, дьяволом для себя и для других.

 

Влюбленные ссорятся – любовь возгорается.

 

В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол.

 

Все грехи сопряжены с удовольствием и признают свою вину, только зависть не знает ни вины, ни удовольствия.

 

Все поэты – безумцы.

 

Дураки и безумцы обыкновенно говорят правду.

 

Если есть ад на земле, то он в сердце меланхолика.

 

Если у нее вздернут нос – она прелестна; если нос крючковатый – очаровательна; если она мала ростом и сутула – бесподобна; если высока и мужеподобна – нет ее краше; если тронулась рассудком – мудра; если пребывает в постоянной злобе – добра и покорна… Все ее недостатки суть сплошные достоинства.

 

Есть гордость в унижении, когда гордишься тем, что гордиться нечем.

 

Каждая ворона считает своего птенца самым прекрасным на свете.

 

Каждый из нас для себя – человек, для остальных – дьявол.

 

Когда сын выругался, Диоген ударил отца.

 

Чистая совесть – постоянный праздник.

 

Любовь… объединяла земли, строила города, рожала детей… но если ее ущемить, она опрокидывает троны, разрушает города, сносит дома, губит целые семьи…

 

Мельник не видит всей воды, что течет через его мельницу.

 

Мы, как лодочник, гребем в одну сторону, а смотрим в другую.

 

Мы не способны изречь ничего такого, что бы уже не было сказано… Наши поэты крадут у Гомера… Последнее ведь всегда лучше первого.

 

Надежда и терпение… две самые мягкие подушки, на которые мы можем в лишениях преклонить голову.

 

Насколько же перо более жестоко, чем меч!

 

Не будь одиноким, не будь праздным…

 

Не делай из себя дурака ради того, чтобы развеселить других.

 

Никакой канат, никакая, даже самая толстая проволока не способны так сильно тянуть и так прочно удерживать, как любовная сеть.

 

Одна религия так же правдива, как любая другая.

 

Он готов подняться на виселицу, если петлей будет ее подвязка…

 

От неба все места далеки одинаково.

 

Плачущая женщина вызывает не больше жалости, чем хромающий гусь.

 

Почему зевота одного вызывает зевоту другого?

 

При виде убийцы мертвецы обливаются кровью.

 

…Приводить в данном случае пример – все равно что зажигать на солнце свечу.

 

Свои постные книги они нашпиговывают салом из других книг.

 

Страх перед высшими силами удерживает в повиновении.

 

Тот, кто обращается к судье, держит волка за уши.

 

Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком.

 

Тщеславие, эта нестерпимая, мучительная жажда успеха, есть великая пытка для ума и состоит из зависти, гордости и алчности. Это высокое безумие, сладкий яд.

 

У всего на свете… есть две ручки; за одну следует держаться, за другую – нет.

 

У желаний нет выходных.

 

У каждого человека есть хороший и плохой ангел, которые сопровождают его по жизни.

 

Умереть – чтобы сократить расходы.

 

Холостая жизнь – ад, женатая – чума.

 

Хороший совет может дать всякий. Он обходится дешево.

 

Что может быть глупее, чем жить по-собачьи, а умереть по-королевски.

 

Томас Браун

 

(1605—1682 гг.)

медик, философ, литератор, богослов,

выпускник Падуанского и Лейденского университетов

 

Беды набивают мозоли… несчастья скользят под ногами, либо падают на наши головы, как снег.

 

Вереница удовольствий коротка… у радости изменчивый лик.

 

Во мне скрывается еще один человек, который постоянно сердится на меня.

 

Все мы стараемся изо всех сил, чтобы не выздороветь, – ведь выздоровление от всех болезней есть смерть.

 

Все мы чудовища, то бишь, люди и звери одновременно.

 

Все наше тщеславие в прошлом. Все великие перемены уже произошли, и времени на выполнение давних замыслов может не хватить.

 

В этот мир мы приходим в муках, но ведь и покидаем его не без труда…

 

Дабы испытать истинное счастье, мы должны отправиться в очень далекую страну, подальше от нас самих…

 

Давняя привычка жить восстанавливает нас против смерти.

 

Если бы вещи воспринимались такими, какие они есть в действительности, телесная красота значительно бы поблекла.

 

Жизнь – это чистое пламя, мы живем с невидимым солнцем внутри нас.

 

Мир для меня не более чем сон или кукольный театр… Все мы, если вдуматься, фигляры и скоморохи.

 

Многие старятся значительно раньше своих лет.

 

На свете найдется немало людей, для которых мертвый враг испускает благовоние и которые в мести находят мускус и янтарь.

 

На сотворение мира ушло шесть дней, на разрушение же придется потратить никак не меньше шести тысяч лет.

 

Недостатки, в которых мы обвиняем других, смеются нам же в лицо.

 

Не думаю, чтобы нашелся хотя бы один человек, который попал в рай со страху.

 

Под миром я разумею не трактир, а лечебницу, то место, где не живут, но умирают…

 

Покуда мы не разлучены со смертью, нам не страшны никакие беды.

 

Привязанность не должна обладать слишком острым зрением, а любовь не должна изготавливаться при помощи увеличительных стекол.

 

Природа ничего не делает просто так.

 

Сердце человеческое – это то место, где затаился дьявол.

 

Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

 

То, что для одного – Вера, для другого – безумие.

 

Человек – благородное животное, изысканное в прахе своем, несравненное в могиле… с равным блеском и помпой отмечающее дни рождения и смерти, не гнушающееся и ратного подвига, достойного низменной природы своей.

 

Человек, доживший до семидесяти или восьмидесяти лет, может вдруг испытать живой интерес к миру, ибо только теперь ему стало известно, что есть мир, что мир может дать и что такое быть человеком.

 

Человек может владеть истиной, как владеют крепостью, и все же будет вынужден эту истину, как крепость, сдать.

 

Не Фортуна слепа, а мы.

 

Фрэнсис Бэкон

 

(1561—1626 гг.)

философ, родоначальник английского материализма,

политический деятель и писатель

 

…Афоризмы служат отнюдь не только для развлечения или украшения речи, они, безусловно, важны и полезны в деловой жизни и в гражданской практике.

 

Бессмертие животных – в потомстве, человека же – в славе, заслугах и деяниях.

 

Благоденствие не обходится без страхов и неприятностей, а тяготы не лишены радостей и надежд.

 

Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты – чтобы делать добро и этим снискать честь.

 

Богатство не может быть достойной целью человеческого существования.

 

Богатство не назовешь иначе, чем образом добродетели, ибо оно и необходимо ей и тягостно.

Богатство – хорошая служанка, но негодная любовница.

 

Больше всех мы льстим сами себе.

 

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

 

Ветхий Завет считает благом процветание. Новый Завет – напасти.

 

В гневе глупцы остры на язык, но богаче от этого не становятся.

 

В истинной красоте всегда есть изъян.

 

В мире мало дружбы – и меньше всего среди равных.

 

В мирное время сыновья хоронят отцов, в военное – отцы сыновей.

 

Возможность украсть создает вора.

 

Возрасту вызов не бросишь.

 

Время есть величайший из новаторов.

 

Все люди делятся на две категории: одним легче подмечать различия, другим – сходство.

 

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается сними.

 

Всякая насильственная мера чревата новым злом.

 

Всякий, кто любит одиночество, либо – дикий зверь, либо – Господь Бог.

 

Вся наша нравственная философия – не более чем прислужница религии.

 

В темноте все цвета одинаковы.

 

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.

 

Выбрать время – значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.

 

Вылечить болезнь и извести больного.

 

Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах.

 

Геройство – понятие искусственное, ведь смелость относительна.

 

Гордость лишена лучшего качества пороков – она не способна скрываться.

 

Дело судьи – истолковать закон, а не даровать его.

 

Деньги – как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.

 

Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной.

 

Для молодых людей жены – любовницы; для людей средний лет – спутницы жизни, для стариков – сиделки.

 

Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же – не что иное, как внешняя добродетель.

 

Добродетель с помощью богатства становится всеобщим благом.

 

Доброе дело тем меньше заслуживает благодарности, что не известна его цена.

 

Долгая жизнь лучше короткой во всех отношениях, в том числе и для добродетели.

 

Дружба достигает того же результата, что и храбрость, но только более приятным путем.

 

Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.

 

Друзья – воры времени.

 

Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок.

 

Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения к самой себе, она станет философией.

 

Если у человека есть преданный друг – у него есть как бы две жизни для осуществления своих желаний.

 

Жалок тот, у кого мало желаний и много страхов, а ведь такова участь монархов.

 

Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.

 

Женитьба – умная вещь для дурака и глупая для умного.

 

Зависть не знает выходных.

 

Законы подобны паутине: мелкие насекомые в ней запутываются, большие – никогда.

 

Заметьте… как мало действует приближение смерти на сильных духом, ибо каждый из них до конца остается самим собой.

 

Знание есть сила, сила есть знание.

 

Знатность редко является результатом доблести; доблесть же результатом знатности еще реже.

 

Избегать суеверий – суеверие.

 

Имеющий жену и детей – заложник судьбы.

 

Истина есть дочь времени, а не авторитета.

 

Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами.

 

Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии.

 

Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.

 

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.

 

Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, чего они менее всего ожидают.

 

К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя.

 

Красивое лицо является безмолвной рекомендацией.

 

Краска стыда – ливрея добродетели.

 

Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки.

 

Красота – как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее.

 

Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти.

 

Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.

 

Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем.

 

Легковерный человек – обманщик.

 

Лекарство бывает хуже болезни.

 

Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.

 

Лесть – порождение скорее характера человека, чем злой воли.

 

Лесть – это стиль рабов.

 

Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.

 

Любить и быть мудрым – невозможно.

 

Любовь к родине начинается с семьи.

 

Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями.

 

Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.

 

Манеры выказывают нравы подобно тому, как платье обнаруживает талию.

 

…Милосердие… не бывает чрезмерным…

 

Мир – мыльный пузырь, а жизнь человеческая меньше пяди.

 

Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя.

 

Многие идиоты и слабоумные появляются на свет от родителей, предававшихся пьянству.

 

Молчание – добродетель дураков.

 

Мысли, подобно людям, имеют свою юность.

 

Мысли философа – как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны.

 

На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице.

 

Надежда – хороший завтрак, но плохой ужин.

 

Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и приносит природа.

 

Настоящая смелость редко обходится без глупости.

Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – еще большее.

 

Наука есть не что иное, как отображение действительности.

 

Начавший уверенно кончит сомнениями; тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.

 

Наше поведение сродни заразной болезни: хорошие люди перенимают дурные привычки, подобно тому как здоровые заражаются от больных.

 

Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.

 

Нет ничего страшнее самого страха.

 

Нет более удачного сочетания, чем немного глупости и не слишком много честности.

 

Нет большего вреда для державы, чем принимать хитрость за мудрость.

 

Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного…

 

Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть.

 

Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью.

 

Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой.

 

Осторожность в словах выше красноречия.

 

Опасность требует, чтобы ей платили удовольствиями.

 

Отвага всегда слепа, ибо не видит опасностей и неудобств, – а стало быть, дурна советом и хороша исполнением.

 

Отвага не держит слова.

 

Первое впечатление всегда бывает несовершенно: оно представляет тень, поверхность или профиль.

 

Плох тот путешественник, который, выйдя в открытое море, считает, что земли нет нигде.

 

Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина – к религии.

 

Подобно тому как деньгами определяется стоимость товара, словами определяется цена чванства.

 

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.

 

Пока философы спорят, что является главным – добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим.

 

Похвалы – это отраженные лучи добродетели.

 

Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык.

 

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.

 

Природу побеждают только повинуясь ее законам.

 

Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.

 

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

 

Самое страшное одиночество – не иметь истинных друзей.

 

Сам по себе муравей – существо мудрое, но саду он враг.

 

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.

 

Скромность по отношению к душе есть то же самое, что стыдливость по отношению к телу.

 

Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает лишь собственными.

 

Скрытность – прибежище слабых.

 

Созерцание – это благопристойное безделье.

 

Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть.

 

Судьи должны помнить, что их дело – истолковать закон, а не даровать его.

 

Только гнев и страх заставляют применять насилие.

 

Только то наслаждение естественно, которое не знает пресыщения.

 

Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

 

Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок.

 

Тот, кто не имеет детей, приносит жертву смерти.

 

Тот, кто не хочет прибегать к новым средствам, должен ожидать новых бед.

 

Увы! Многие в бытность женихом и невестой не знали ничего, кроме поэзии, а после женитьбы жили всегда в прозе.

 

Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику.

 

Управлять природой можно лишь подчиняясь ей.

 

Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.

 

Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, она не дает им наносить вред.

 

Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше он демонстрирует свою задницу.

 

Человек слишком трезвый для того, чтобы заботиться о чужих делах, и общественные дела считает себе чуждыми.

 

Человек часто скрывает свою сущность, иногда ее преодолевает и очень редко подавляет.

 

…Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочувствует.

 

Чем легче добыча, тем тяжелей кошелек.

 

Чем менее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия.

 

Чем меньше заслуга, тем громче похвала.

 

Чрезмерная откровенность столько же неблагоприлична, как совершенная нагота.

 

Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.

 

Чтение – это беседа с мудрецами, действие же – это встреча с глупцами.

 

Что, в сущности, дурного в том, что себя мой друг любит больше, чем меня?

 

Что есть суеверие как не упрек небес?

 

Что самое главное в государственных делах? – Смелость. Что на втором и третьем месте? – Тоже смелость. И вместе с тем смелость – дитя невежества и подлости.

 

Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности…

 

Я знавал одного мудрого человека, который при виде чрезмерной неспешности любил говорить: «Повременим, чтобы скорее кончить».

 

Я много думал о смерти и нахожу, что это – наименьшее из зол.

 

В жизни – как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная не многим чище.

 

Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет.

 

Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку.

 

Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым.

 

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.

 

Умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи.

 

Гений, ум и дух нации обнаруживаются в ее пословицах.

 

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

 

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.

 

Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.

 

Есть книги, которые надо только прочитать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить.

 

Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.

 

Жаден человеческий разум. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше.

 

Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот позор для своего времени.

 

Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская – совершенствует его, а безнравственная развращает и унижает.

 

Дети делают труд радостным, но неудачи кажутся из-за них более огорчительными; благодаря детям жизнь кажется более приятной, а смерть – менее страшной.

 

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.

 

Один несправедливый приговор влечет больше бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник.

 

Чрезмерная откровенность столь же неблагоприлична, как совершенная нагота.

 

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

 

Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия.

 

Джордж Савил Галифакс

 

(1633—1695 гг.)

писатель, политик

 

Бесчестно не мириться с заблуждениями честного человека.

 

Благодарность – это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются.

 

Бог специально создал людей такими доверчивыми, чтобы священники могли их обманывать.

 

Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда.

 

Власть без любви – вещь страшная. Такой власти служат из страха – так же, как индейцы преклоняются хищным зверям и демонам.

 

В могучем теле народа душа может до времени дремать, ничем себя не проявляя, но стоит Левиафану восстать, как она, подобно хищному зверю, вырвется на свободу и тут уж уговаривать ее, оказывать ей сопротивление бесполезно.

 

В наше время, когда про человека говорят, что он «знает жизнь», подразумевается, что он не слишком честен.

 

В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя.

 

В нескольких собравшихся вместе людях накапливается жестокость, которой нет и быть не может у каждого в отдельности.

 

Все мы склонны сторониться тех, кто на нас опирается.

 

Все споры о религии напоминают ссору двух мужчин из-за женщины, которую ни один из них не любит.

 

Высокое положение оказывает на нас столь разлагающее влияние, что отказываться от него не в нашей власти.

 

Гнев никогда не бывает без причины, но причина эта редко бывает убедительна.

 

Гнев разжигает фантазии, да так, что можно обжечься…

 

Даже самая прогрессивная партия – это заговор против нации.

 

Даже самая прочная семья – не прочнее карточного домика.

 

Деловая сметка настолько ниже образования, что человек, привыкший к последнему, едва ли испытывает склонность к первому.

 

Добиться свободы и сохранить ее можно лишь той ценой, какую человечество, как правило, платить не готово.

 

Дурака, занятого делом, утихомирить сложнее, чем буйного помешанного.

 

Дурак не вступает в диалог с самим собой. Первая же мысль захватывает его, не дождавшись ответа второй.

 

Если б у мошенников не было дурацких воспоминаний, они бы так не доверяли друг другу.

 

Если бы законы могли говорить вслух, они бы первым делом пожаловались на законников.

 

Если хочешь быть мудрым, всегда держи врага в поле зрения.

 

Если что спасет человечество, так это отсутствие веры.

 

Жалоба – это презрение к самому себе… Жалуясь, человек опускается, а опустившегося никто подымать не станет.

 

Желание, чтобы нас помнили после смерти, суетно, поэтому не удивительно, что желанием этим обыкновенно пренебрегают.

 

Зависимость одного великого человека от другого, более великого, – логика, простому человеку неподвластная.

 

Злость, как и похоть, в приступе своем не знает стыда.

 

Знай мы, что человеку свойственно помнить, мы бы знали, что ему свойственно делать.

 

Иногда человек вынужден склониться перед своей несчастливой звездой; склониться, но не пасть ниц.

 

Иные головы так же легко сносятся ветром, как шляпы.

 

Иные проявляют смелость, не имея ее, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы.

 

Когда мы прозреваем настолько, чтобы исправить собственную ошибку, то начинаем видеть всю сопряженную с этим опасность.

 

Когда находишься среди детей, следует быть настороже, как будто это не собственные дети, а заклятые враги.

 

Колесо истории крутят дураки и мошенники. Они правят миром. Они и есть мир.

 

Королевский двор – это общество знатных и модных нищих.

 

К тому времени, как мы созреваем для общества, нам становятся видны все его отрицательные стороны.

 

Лучше допустить оплошность самой, чем указать на ошибку мужу.

 

Люди, которые сами неспособны развлечь себя, испытывают в нас нужду, но не потребность.

 

Мир – это не более чем тщеславие, принимающее разные обличья.

 

Многие не только не управляют своими желаниями, но и с удовольствием им отдаются.

 

Монарх, который не желает преодолеть трудность понимания, вынужден преодолевать опасность доверия.

 

Надежда – обычно плохой поводырь, хотя и очень хороший спутник.

 

Надежда – это добрый обман: в минуту разочарования мы злимся, но в целом без надежды не может быть удовольствия.

 

Наибольшая польза от нашего разума состоит в том, чтобы догадаться, что думают о нас другие. Догадаться частично – опасно; полностью – увы, грустно.

 

Не бывает двух более разных людей, чем один и тот же человек, когда он еще только претендует на какое-то место и когда он уже его занял.

Невидимое существо, что зовется «Доброе имя», суть дыхание всех тех, кто хорошо о нас говорит.

 

Не иметь ни одного друга – несчастье, но тот, у кого нет друга, не наживет и врага.

 

Нет для нас ничего более отталкивающего, чем разум, когда он не на нашей стороне.

 

Ничто так не смягчает присущей всем нам заносчивости, как наши собственные слабости. Не они ли внушают нам не бить слишком больно других, ибо сами мы нередко заслуживаем того же? Наши слабости хватают наш гнев за рукав и шепчут нам ласковые слова, когда мы пребываем в раздражении.

 

Обычно любовь быстро выдыхается, особенно когда ей приходится идти в гору, от детей к родителям.

 

Память и совесть всегда расходились и будут расходиться в том, следует ли прощать обиды.

 

Повесничать так же небезопасно, как играть с огнем. Любовь – это девушка, у которой есть друзья в гарнизоне.

 

Подозрительность – это, скорее, достоинство, чем недостаток, коль скоро она уподобляется собаке, которая сторожит, но не кусает.

 

Поскольку все, что идет нам на пользу, может в любую минуту обернуться вредом, лучше всего «сидеть тихо».

 

Придворные так много времени уделяют своей хитрости, что забывают про хитрость своих врагов.

 

Проглотить обман способны многие, но разжевать его – лишь единицы.

 

Разумный риск – самая похвальная сторона человеческого благоразумия.

 

Рвение мошенника делает его таким же уязвимым, как невежество – дурака.

 

Свобода отличается таким неотразимым обаянием, что мы находим в ней красоту, которой она, быть может, не обладает… Впрочем, не будь она красавицей, мир не сходил бы по ней с ума.

 

Своеобразие хорошо себя чувствует дома, но за забором ему делать нечего.

 

Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде.

 

Слабые часто бывают жестокими, ибо они не останавливаются ни перед чем, дабы устранить последствия своих ошибок.

 

С надеждами следует поступать так же, как с домашней птицей: подрезать ей крылья, чтобы она не могла перелететь через забор.

 

Счастлив тот, чьи убеждения не расходятся с общепринятыми.

 

Там, где недостает ума, недостает всего.

 

Те, кто считает, что деньги могут все, в действительности могут все ради денег.

 

Тот, кто владеет собой, владеет миром.

 

Тот, кто любит давать советы, сам в них больше всего нуждается.

 

Тот, кто не доверяется случаю, немногое сделает плохо, но и немногое сделает.

 

Тот, кто поздно умнеет, рано смелеет.

 

Тот, кто пренебрегает злословием, более всего его заслуживает.

 

Тот, кто считает себя недостойным своего места, будет его недостоин.

 

Управление государством – занятие жестокое. Добрый нрав в таком деле лишь помеха.

 

Хорошим воспитанием наша память не отличается.

 

Человек, который отошел от мира и располагает возможностью наблюдать за ним без интереса, находит мир таким же безумным, каким мир находит его.

 

Человеку, который все называет своими именами, лучше на улицу не показываться – его изобьют как врага общества.

 

Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?

 

Ядовитые замечания, которые старики отпускают в адрес молодых, – это попытка старости расквитаться с молодостью.

 

Люди никогда бы не стали верить в Бога, если бы им не разрешили верить в него неправильно.

 

Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.

 

Джордж Герберт

 

(1593—1633 гг.)

поэт

 

Всегда глупым не бывает никто, иногда – бывает каждый.

 

Выбор жены и покупку меча нельзя передоверять другому.

 

Из одного цветка не сделаешь венка.

 

Люди познаются в споре и в пути.

 

Несправедливо жалуется на море тот, кто терпит крушение вторично.

 

Один отец значит больше, чем сто учителей.

 

Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания.

 

Тот дом хорош, где хороши обитатели.

 

Тот, кто женится из-за богатства, продает свою свободу.

 

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади.

 

Томас Гоббс

 

(1588—1679 гг.)

философ

 

Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.

 

Единственным состоянием людей до образования общества была война, и не только война в обыкновенном ее виде, но война всех – против всех.

 

Из бесконечного разнообразия образов своей фантазии люди сотворили бесконечное количество видов богов.

 

Красота – это обещание счастья.

 

Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет.

 

…Мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие, в-третьих, жажду славы.

 

Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок… называется религией.

 

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства.

 

Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.

 

Бенджамин Джонсон

 

(1573—1637 гг.)

драматург,

поэт и критик

 

Болтливость – болезнь возраста.

 

В вине тоска ищет облегчения, малодушие – храбрости, нерешительность – уверенности, печаль – радости, и находят лишь гибель.

 

Величайшую славу народа составляют его писатели.

 

Для нас, писателей, ругань ничего не значит, мы живем для того, чтобы о нас кричали; одно только молчание нас губит.

 

Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена.

 

Забота о людях, однажды вошедшая в сердце человека, превратится в настоящее сокровище, прежде чем обретет покой.

 

Излишняя смелость – такой же порок, как и излишняя робость.

 

Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора.

 

Любовь без уважения недолговечна и непостоянна, уважение без любви – холодно и немощно.

 

Мнение о человеке, как и почти о каждом существе, зависит от того, с какого расстояния на него смотреть.

 

Не всякий, кто может писать стихи, – поэт.

 

Несчастье никогда не сломит того, кого не обмануло счастье.

 

Боязнь поступить позорно – мужество.

 

Подобно тому как любовь без уважения недолговечна и непостоянна, так и уважение без любви холодно и немощно.

 

Похвалы, подобно золоту и алмазу, имеют цену лишь тогда, когда они редки.

 

Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него.

 

Ревнивый человек в душе желал бы быть не больше не меньше, как богом для предмета своей любви.

 

Страх перед проступком низким и недостойным есть мужество.

 

Многие могли бы попасть в рай вместо ада, затратив вполовину меньше усилий.

 

Джон Драйден

 

(1631—1700 гг.)

писатель,

один из основоположников английского классицизма

 

Бойся гнева терпеливого человека.

 

Несчастные не имеют друзей.

 

Произведение живописи, не следующее канонам природы, становится гротеском.

 

Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках.

 

Уильям Дэвенант

 

(1606—1668 гг.)

поэт и драматург

 

Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

 

Честолюбие – это нескромность ума.

 

Томас Мидлтон

 

(1580—1627 гг.)

драматург

 

Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться.

 

Джон Мильтон

 

(1608—1674 гг.)

поэт и политический деятель

 

Божественная философия! Ты не сурова и не суха, как думают глупцы, но музыкальна ты как лютня Аполлона! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.

 

Дурные вести бегут, хорошие плетутся прихрамывая.

 

Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь.

 

Любовь должна не туманить, а освежать, не помрачать, а осветлять мысли, так как гнездиться она должна в сердце и в рассудке человека, а не служить только забавой для внешних чувств, порождающих одну только страсть.

 

Может быть, не меньше служит тот Высокой воле, кто стоит и ждет.

 

Следите зорко за книгами, многие из них подлежат строгому суду, как злоумышленные преступники: отнимая драгоценное время у читателя, они наносят смертельные удары хорошим книгам, в которых авторы сосредоточили всю суть житейской мудрости в назидание потомству.

 

Я не могу похвалить слабую и робкую добродетель, непроворную и замкнувшуюся, которая не делает вылазок и не имеет врагов, а крадется по жизненному пути, вместо того чтобы по жаре и пыли бежать за венком бессмертия.

 

Исаак Ньютон

 

(1643—1727 гг.)

математик, механик, астроном,

физик и теолог

 

Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

 

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

 

Гипотез не измышляю.

 

Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

 

Природа проста и не роскошествует излишними причинами.

 

Уильям Пенн

 

(1644—1718 гг.)

политический деятель.

Основатель английской колонии в Северной Америке,

получившей название Пенсильвания

 

Быть невинным – это значит не иметь вины, а быть добродетельным – значит преодолевать собственные дурные чувства и намерения.

 

Избегайте льстецов – это переодетые воры.

 

Каждый удар, наносимый нами в гневе, в конце концов обязательно падет на нас самих.

 

Одна из самых гибельных наших ошибок – портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь.

 

Сердится первым тот, кто не прав.

 

Тому, кто живет ради жизни в веках, смерть не страшна.

 

Джон Рей

 

(1627—1705 гг.)

биолог

 

Здоровье дороже богатства.

 

Лучше быть одному, чем в плохой компании.

 

Несчастье умудряет человека, хотя и не обогащает его.

 

Ошибка одного – урок другому.

 

Томас Фуллер

 

(1608—1661 гг.)

богослов, историк

 

Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность – самый худший из пороков.

 

Большое число соучастников не оправдывает преступления.

 

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

 

Если друг упрекнет тебя в каком-либо недостатке, думай всегда, что он сказал тебе еще не все.

 

Если совет хорош, неважно, кто его дал.

 

Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь.

 

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.

 

Не всегда пышная шляпа покрывает достойную уважения голову.

 

Один час сегодня стоит двух часов завтра.

 

Последнее несчастье тяжелее всех.

 

Пословица – это большое содержание, выраженное в немногих словах.

 

Праздные люди мертвы в течение всей своей долгой жизни.

 

Превратности судьбы – пробный камень для мужественного человека.

 

Самая сильная ненависть – порождение самой сильной любви.

 

Тот, кто в глаза вас боится, за глаза будет ненавидеть.

 

Тот, кто награждает за лесть, ищет ее.

 

Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора.

 

Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею.

 

Тот, кто слизывает мед с крапивы, платит за него слишком дорого.

 

Тот, кто становится мужчиной в шестнадцать лет, будет ребенком в шестьдесят.

 

У строптивого животного должен быть хладнокровный погонщик.

 

Хороший язык – доброе оружие.

 

Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком.

 

 

Германия

 

Иоганн Кеплер

 

(1571—1630 гг.)

астроном,

один из создателей астрономии Нового времени

 

Тем, кто слишком ограничен, чтобы понимать астрономическую науку, или слишком малодушен, чтобы без ущерба для своей набожности верить Копернику, я могу лишь посоветовать покинуть школу астрономии… Он может отречься от нашего движения в пространстве, вернуться домой и возделывать свой огород.

 

Природа, наделившая всякое животное средствами к существованию, дала астрономии в качестве помощника и союзника астрологию.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (1.38 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь