Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Микаэл Лазаревич Налбандян



 

(1829—1866 гг.)

писатель, публицист, философ

 

Времена философских систем прошли, теперь время критики. Разрушение систем уже стало большой и величественной системой, хотя оно подобно разрушенным системам и не имеет глав, параграфов и категорий. Улучшать человеческую жизнь – вот в чем философия; развивайся она каким хочет путем, лишь бы это составляло ее смысл и цель.

 

Философия должна отражать жизнь народа, а эта жизнь на каждом шагу, на каждой своей фазе должна порождать новую точку зрения. Созданные в прошлом системы застряли на одном месте, они уже изжили себя в тот момент, когда их последняя мысль была положена на бумагу. Жизнь идет вперед, вперед идет и ее философия. Для тех же, кто видит философию лишь в книгах с философским названием, какое значение может иметь философия в жизни какого-нибудь простого народа? Слепцы! Его философия вытекает из его же жизни. Какова жизнь, такова и ее философия.

 

Опорой нации и ее рычагом является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой ее остается простой народ – именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины.

 

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.

 

Прошли те времена, когда люди воодушевлялись отвлеченными и мистическими вещами: безжалостный реальный мир с железным посохом в руке требует справедливой дани. Человечество связано с земным шаром: опыт научил его только на земле находить источники своего счастья и своих бедствий.

Ясно, что не наше дело объяснять естественное явление басней; наоборот, для нас истинным является естественное явление, ставшее легендой, – освободить его от волшебных покровов и «во имя благоденствия народа» объяснить законами природы.

 

Человек подвержен влиянию природы не только физически, но и нравственно. Биение сердца природы непосредственно отдается в сердце человека. Свои идеи человек черпает у природы. Истинность его идей и понятий определяется в зависимости от того, насколько он познал и изучил природу. Вот закон, не знающий исключения. Все тончайшие – даже тоньше паутины – идеи метафизических систем имеют свои основания в природе. Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. Явления природы своим величием зачастую приводят человека в ужас; он чувствует себя ничтожным, когда перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед которыми бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества.

Природа говорит так: «Либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять тебе еще и лишения».

В мире нет ничего, что совершалось бы против законов природы. То, что противоречит законам природы, ложно.

 

…Человек при рождении не носит в себе начала или элемента добродетели или безнравственности, эти качества души являются следствием влияния хорошей или дурной среды.

 

Человек морален, когда не из страха перед авторитетами, а вследствие высокой сознательности и солидарности в нем не может даже зародиться желание совершать преступление. После же того, как мысль о преступлении зародилась, совершит его человек или не совершит, он для нас безнравственный человек, ибо, если бы не закон, запрещающий его, он совершил бы преступление. Он не совершает преступление не из сознания, что причинит лишение, горе или смерть ему подобному, а потому что это – грех, потому что преступление наказуемо. Иначе говоря, такой человек причинил бы вред другим, если бы это не угрожало тем же ему самому. Здесь нет нравственности, это – официальная нравственность.

 

…Добродетельность или безнравственность человека – дело обстоятельств, и зависят от его воспитания и образования, от его общества и среды…

 

 

Бельгия

 

Шарль де Костер

 

(1827—1879 гг.)

писатель

 

Гнев – источник жестокости.

 

Никогда не лишай человека или животное свободы, величайшего блага на земле. Не мешай никому греться на солнце, когда ему холодно, и прохлаждаться в тени, когда ему жарко.

 

Существует два сорта бездельников: одних всякая работа приводит в бешенство, другие от нее только скулят.

 

Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца.

 

 

Болгария

 

Христо Ботев

 

(1848—1876 гг.)

просветитель, публицист и поэт

 

Верую в единую общую силу рода человеческого на земном шаре творить добро и в единый коммунистический общественный порядок – спаситель всех народов от вековых страданий и мук через братский труд, свободу и равенство.

И в светлый животворящий дух разума, укрепляющий сердца и души всех людей для успеха и торжества коммунизма через революцию.

И в единое и неделимое отечество всех людей и общее владение всем имуществом.

Исповедую единый светлый коммунизм – исцелитель всех недугов общества.

Чаю пробуждения народов и будущего коммунистического строя во всем мире.

 

 

Великобритания

 

Мэтью Арнольд

 

(1822—1888 гг.)

поэт, педагог и критик

 

Великое дело иметь собственные суждения, но в конечном счете важно, какие это суждения.

 

Власть философа над миром – не в метафизических умозаключениях, а в том высшем смысле, благодаря которому он эти умозаключения вывел…

 

Гениальность зависит главным образом от энергии.

 

Для меня критика – это беспристрастная попытка познать и передать все лучшее, что есть в мире фактов и мыслей.

 

Для поэзии идея – это все… Поэзия вкладывает чувство в идею…

 

Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы…

 

Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства.

 

Истина застывает на губах умирающих.

 

Критик окажет пользу человеку практическому лишь в том случае, если не станет потворствовать его вкусам, его взглядам на мир.

 

Критические способности ниже творческих… выражение творческой мощи, свободной творческой энергии – высшая функция человека.

 

Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали.

 

Культура – это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят…

 

Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть.

 

Мы забываем по необходимости, а не по желанию.

 

На бескрайних просторах океана клеветы, зовущегося «историей», одна волна, даже большая, особого значения не имеет.

 

На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни…

 

Наша религия – религия неравенства.

 

Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего.

 

По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества.

Провинциальный тон всегда резок, он апеллирует не к духу и интеллекту, а к крови и чувствам… предпочитает не уговаривать, а отчитывать.

 

С женщинами спорят сердцем, не умом.

 

С идеями носиться опасно, следует держать их от себя на почтительном расстоянии.

 

Человека всегда будут привлекать идеи самые несоразмерные.

 

Человечество, в массе своей, никогда не будет стремиться увидеть вещи такими, какие они есть…

 

Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь