Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретическая разработка основных положений критико-герменевтической социологии



Во-первых, любой социологический феномен является компонентом тотального целого, каковым является общество.

Во-вторых, его смысл не дан изначально, он формируется в дискурсе, более или менее зрелом.

Критическая герменевтика настаивает на зрелом дискурсе, формирующем этику ответственности, являющейся гарантией от всевозможных социальных злоупотреблений.

 

В плане понимания особенностей критико-герменевтической социологии показательна давняя статья Ю. Хабермаса, которая публиковалась в 1963 и 1968 гг. В ней он противопоставляет аналитической философии науки с ее эмпирическим методом диалектику[133]. Суть аргументации Ю. Хабермаса состоит в том, что первый метод не способен ухватить ту тотальность, которую представляет собой общество, которое всегда превосходит сумму своих частей. Поэтому аналитико-эмпирический метод насквозь идеологичен. Он способен выразить некоторые функциональные связи, в частности, в форме законов, но не более того. Этот метод функционален, не учитывает особенности общества, приступает к его изучению готовыми мерками. Ю. Хабермас никогда не пересматривал положения рассмотренной статьи. В его более поздних работах диалектический метод превращается в критико-герменевтический. А между тем, его воззрения вызывают большие сомнения.

Ю. Хабермас вслед за другими герменевтами противопоставляет естественные и социальные науки. Разумеется, это два различных типа наук. Вопрос в том, насколько они отличаются друг от друга. По Ю. Хабермасу, методы этих наук отличаются друг от друга кардинальным образом. Он явно недолюбливает концепты переменных, законов и принципов. Но любая социальная наука буквально начинена ими! Следует ли их относить к неприемлемой идеологии? На наш взгляд, если бы на этот вопрос был дан положительный ответ, то от современной социологии осталась бы пустыня.

Излюбленный Ю. Хабермасом тезис состоит в том, что исследователи, в том числе и социологи, руководствующиеся аналитико-эмпирическим методом, вступая в процесс познания, руководствуются уже готовыми представлениями, не учитывающими особенности объекта изучения. Он явно не учитывает, что исследователь формулирует гипотезы, которые выражают его предыдущий опыт и в соответствии с результатами экспериментов переосмысливаются. Прогресс знания обеспечивается в любом типе наук за счет наращивания концептуальной трансдукции. В конечном счете, этого добиваются и герменевты. При этом выявляется главная специфика их подхода, а именно опора на концепт совершенного (перфектного, идеального) дискурса, обеспечивающего достижения согласия (консенсуса) между людьми. На наш взгляд, впору говорить о PDC-принципе[134]. Именно он составляет лейтмотив всех теоретических построений позднего Ю. Хабермаса. Все, что не согласуется с этим принципом, объявляется идеологией, т.е. продуктом инструментального или же функционального, но никак не одобряемого критико-коммуникативного разума.

Кроме PDC-принципа, Ю. Хабермас использует еще два принципа, дискурсивно-этический, или Д-принцип, согласно которому нормы признаются значимыми лишь в случае, если они признаются всеми участниками дискурса, а также принцип универсальности: [М9] норма принимается всеми, если она соответствует интересам каждого и, следовательно, принимается без принуждения[135].

 

Необходимое разъяснение

Таким образом, основу герменевтики Ю. Хабермаса образует переход между тремя принципами: PDC-принцип → Д-принцип → U-принцип.

 

Ю. Хабермас считается одной из знаковых фигур современной социологии, зачинателем теории коммуникативного действия. Мы же предпочли назвать его основателем теории критико-герменевтической социологии. В термине «теория коммуникативного действия» никак не выражается философская родословная Ю. Хабермаса. Но, по крайней мере в его случае, она имеет существенное значение. Он пришел в социологию из философии. В его творчестве преобладает не социолого-философское, а философско-социологическое моделирование. Иначе говоря, философия стоит у него на первом, а социология — на втором месте.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь