Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек, природа, цивилизация в «повествовании в рассказах» В.П. Астафьева «Царь-рыба».
Астафьева относят к писателям деревенской прозы. Авторское определение жанра: повествование в рассказах или новеллах. Автор отказывается от канонических определений жанра, отказ-ся от традиц цикла. Части самост-ны. Всего «Царь-рыба» включает двенадцать рассказов. Сюжет произведения связан с путешествием автора – лирического героя – по родным местам в Сибири. Прост-во: - река Енесей и его притоки - посёлок Чуш (наз-е неспроста. Жители хищники, браконьеры) Скозные образы: Акимка, Грохотало, Игнатич, герой-рассказчик, командор Повествование: повест-ль не только показывающий, а ещё и оценивающий, морализирующий. Характерен лиризм для повест-я. Филос-е темы: «Капля», «Туруханская лилия», «Уха на Боганиде», «Сон на белых горах» Притчеобразность: царь-рыба Исповедальность присут-т в лирико филос рассказах «Капля», «Турух лилия» Всё это воссоздаёт объёмность мира. Рисуется глобальная картина мира, а Чушь – это только точка. Глава «Нет мне ответа» - есть библейское вкрапление (из ветхого завета). «…Так было. Так есть. Так будет» Композиция 1 часть 7 рассказов 2 часть 5 расск-в. Несеметрично. Объёмная часть посвящена бракон-м посёлка Чушь. есть светлый рассказ «Капля». рассказ «Царь –рыба» даёт название всей книги. 2 часть в центре Аким и его детство. Посёлок Богонида. Свойствена посёлку артель, т.е вместе работают, дух коллективизма. Артель – это единство, община, родство людей трудом, взаимопомощью. Характер идеи обусловил и главный композиционный принцип, положенный автором в основу построения произведения, - принцип антитезы, а развитие идеи, воплотившееся в движении сюжета, определило способы взаимосцепления между рассказами-главами. Мрачному миру чушанцев, изображенному в первой части, противостоит другой мир – светлый мир Боганиды, который предстает во второй части (рассказ «Уха на Боганиде»). Здесь свой быт, свои нравственные представления, созвучные авторскому идеалу. Память о Боганиде бережно хранит в своей душе Аким (рассказы «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон о белых горах»). Чуш и Боганида – два центральных, противоположных по своей этической сущности, полюса, два образа–символа, определившие публицистическую контрастность сюжета, которая нашла выражение в антитетической композиционной структуре. Авторское мировосприятие и особенности его художественного преломления в наибольшей степени проявились в лирико-философской части рассказа-главы «Капля». Мысль о первозданности и всеобъемлющем характере связей человека с природой, с мирозданием, выражена здесь с помощью символического образа капли, с которым соотносится все происходящее в душе человека, в природе и мире. Капля – символ всего живого, что рождается и умирает, символ индивидуальной жизни, ее скоротечности и непреходящей ценности. Мир – это то, что существует вечно в бесконечной смене умирающего и нарождающегося – сама природа и человечество. Художественному исследованию духовной сущности браконьерства посвящены последующие рассказы-главы с индивидуализированными образами браконьеров в центре повествования: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба». Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой. Во всех рассказах действие развивается в одинаковой последовательности: грабительским, хищническим способом добыта рыба, испытываемая по этому поводу неудержимая радость и тотчас за этим справедливое возмездие в лице рыбинспектора. Иногда, как в случае с Командором и Утробиным-старшим, браконьеров наказывает сама судьба. К одиночеству стремится Гога Герцев, потому что оно для него связано с представлением о свободе личности. В образе Герцева воплощается тема туристского взгляда на жизнь, потребительское отношение ко всему – будь то природа или же окружающие люди. Герцев не лишен ума, начитан и образован, зато лишен главного, чем в избытке наделен Аким: потребности сострадать и помогать другому человеку, одаренности братским отношением к каждому (для Акима любой человек, встреченный в тайге, - брат), способности воспринимать окружающий мир природы во всем богатстве и красоте. Герцев относится к природе потребительски. Природа для него мертва. И нет у него того «сыновнего» чувства к ней, как у Акима, для которого природа – мать, кормилица. «Люди, как черви, копошатся на трупе земли», - записывает Гога в дневник. Аким же видит в природе источник жизни, который одухотворяет ее. Важную роль в раскрытии характера Акима играет образ белых гор. Сон Акима о белых горах оказался «вещим», стал сбывшейся мечтой, потому что впервые в жизни он полюбил, испытав при этом моральное обновление и очищение. Герцева же ждет глупая, случайная смерть как расплата за его образ жизни, приобретающая в произведении символический смысл, связанный с критикой ущербности и исторической бесперспективности индивидуалистического сознания. Тема могущественного величия природы, ее красоты, наполняющей жизнь человека непреходящей радостью и удивлением, развита в рассказе-главе «Туруханская лилия». По своему идейно-тематическому содержанию этот рассказ в сюжетной композиции произведения соотносится с «Каплей», но в нем в качестве главного выделен мотив нравственно-эстетического влияния природы на человека. Образы порога и лилии в рассказе символизируют вечное движение жизни и неистребимость красоты в природе и в человеке. Повествователь предстает как человек, бескорыстно влюбленный в природу, способный испытывать ни с чем не сравнимую радость в общении с ней, глубоко чувствовать и понимать ее красоту. Образ цветка также воплощает в себе мысль о неистребимой жизнестойкости человека, его способности даже в самых невероятных условиях к проявлениям добра и красоты, всего того, что в народном миросозерцании определяется одним словом – правда.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы