Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тетралогия Ф.А. Абрамова «Братья и сестры». Роман «Дом».



Романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета» вместе с романами «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию писателя Федора Абрамова «Братья и сестры», или, как назвал произведение автор, «роман в четырех книгах». Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в судьбы страны, России и человека. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия.

Автор пытался понять Россию и русский народ. Почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие, гуманные отношения, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости?

Сразу же после выхода романа писатель столкнулся с недовольствами земляков, которые узнавали в некоторых героях свои приметы. Тогда Ф. А. Абрамов, может быть, впервые ощутил, как трудно говорить правду о народе самому народу.

Ф. А. Абрамов сумел достойно рассказать о трагедии народной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования рядовых тружеников. Ему удалось «взглянуть в душу простого человека», он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами. Не будь последующих книг тетралогии, все равно остались бы в памяти семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Степан Андреянович.

"Дом" - лучшая книга Абрамова, взывающая и сегодня к нашей совести, уму, к соразмышлению о жизни страны и каждого из нас, к поискам путей праведной, достойной жизни. События в романе происходят в 1972 году, через двадцать лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино, техника пришла на поля, лучше, зажиточнее стали жить люди, и Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Даже в семье Пряслиных распалось былое братство: Михаил отрекся от Лизы, Татьяна живет в столице и редко вспоминает родных, Федор кочует по трудовым колониям и тюрьмам, Петр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. И только Лиза верна прежним устоям, она остается хранительницей пряслинской совести, родного очага. Но и она не в силах уберечь от гибели завещанный ей ставровский дом. Судьбы Ставровского дома, Михаила и Лизы - центральные в книге. А рядом - десятки других домов и судеб. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них спорят. Разнолики дома, разноголосы люди. Дела и поступки персонажей выверяются именно домом - большим и малым, духовным и материальным, который мы создаем на земле и в душах наших.

Народ и Россия - на распутье и в выборе жилья, и в уровне достатка, и в выборе жизненных ценностей, духовных ориентиров - идей и идеалов. Ни в одном другом романе Абрамова не было такого философского накала, столько рвущихся к истине героев, которые спорят о домах, о душах, о смысле жизни. Не фабульно-событийный сюжет организует повествование, а боль и думы автора о России, народе, человеке. Русский народ… Русский характер… Русская женщина - сквозные темы русской литературы. Они главенствуют и в романе "Дом", где представлены разнообразные характеры от романтика-революционера Калины Дунаева до жизнелюбивого эгоистичного Егорши. Федор Абрамов всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: "И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое". Так и в русском характере он видел великие достоинства и недостатки, часто причудливо переплетающиеся, - например, великое долготерпение и рабская покорность, нравственный максимализм, порыв к горним вершинам духа и пренебрежение будничным, кропотливым трудом. В книгах Абрамова нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. На примере Калины и Евдокии Дунаевых писатель предостерегает от одностороннего, поверхностного понимания прошлого, героев гражданской войны и первых пятилеток, и задает главный вопрос: можно ли созидать Дом-страну фанатичным подвижничеством, не заботясь о благополучии отдельных людей? Судьбы других героев подводят к иным вопросам: можно ли созидать личное благополучие, дом-семью, малый дом в отрыве от общих проблем Дома-страны и всего общечеловеческого Дома?

"Дом" - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых плодотворных путей в развитии страны, человека и человечества. Новые высоты духа являют Лиза и Михаил Пряслины. Лиза встает в ряд с лучшими героинями русской литературы (Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Наташа Ростова, русские женщины Некрасова). Лиза излучает тот вечный свет, без которого не может существовать человечество. Она сохранила, уберегла в своей душе то лучшее, что издавна было в нравах Руси - любовь, доброта, сострадание, стойкость, справедливость и совесть… . И все-таки она не могла уберечь от гибели завещанный ей дом.

Почему гибнет дом? Почему гибнет Лиза, самый лучший человек Пекашина? Прямого ответа нет в книге. Читатель должен сам искать ответ, к тому взывает и духовное прозрение Михаила после гибели Лизы.

 

33. Проблематика и поэтика прозы В. Тендрякова (Пара гнедых, Хлеб для собаки, Люди или нелюди). А. Бек «Новое назначение», Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей, А. Жигулин «Черные камни», В. Шаламов «Колымские рассказы».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь