Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роман А.И. Солженицына «В круге первом».



«В круге первом».(55-68)

Роман «В круге первом» – самое значительное художественное произведение Солженицына. Оно имеет автобиографический характер и впитывает опыт писателя в Марфинской спецтюрьме. Прототип Нержина – сам Солженицын, прототип Рубина – Лев Копелев, прототип Солодина – Панин. Воссоздавая линию взаимоотношений Нержина с женой, Солженицын использовал дневниковые записи жены. (Если жена не отрекалась от арестованного мужа, все дальнейшие пути в жизни ей были закрыты.) Как справедливо отмечают исследователи, мир Солженицына по преимуществу мужской. Женские образы редки и менее удачны. Мужской же мир Солженицына – всегда мир испытаний: войной, тюрьмой, лагерем, смертельной болезнью.

 

Несколько сюжетных линий: 1. Дипломат Иннокентий Володин пытается предупредить американцев, что русские шпионы выкрали разработку ядерного оружия. ФСБ прослушали разговор. Солж не хотел, чтоб у Сталина была бомба, но после событий в Японии понял, что и у америкосов она не к добру. 2. Глеб Нержин, Лев Рубин, Дмитрий Сологдин – служители марфинской шарашки.

Есть параллели с божественной комедией Данте. 1 круг – это мудрецы, герои, которые обсуждают не только социальные исторические проблемы, но и философские идеи. Марфинская спецтюрьма, по определению Солженицына, – первый круг ада, то есть далеко не не самое страшное. Это место, где собрана научная интеллигенция. Ценой рабского послушания здесь можно даже сносно устроиться и привыкнуть к жизни без свободы. Такой путь выбирают некоторые персонажи, но этот путь раздавливает человека нравственно, лишает самого главного. Может произойти и обратное – обучение свободе в тюрьме. Не случайно о своём герое Солженицын пишет: «Тюрьма ему была так же необходима, как дождь иссохшей земле», чтобы благодаря личным переживаниям убедиться в бесчеловечности существующей системы; тюрьма отрезает от мира, зато человек имеет возможность уйти в глубь себя – этот путь, путь к богу, и проходит Нержин, как прошёл его сам Солженицын. Нержин говорит, что ощущает себя одним из рыцарей Грааля. (Преданность высоким христианским и гуманистическим идеалам. Герой теперь их разделяет и выступает противником террора.)

 

В романе «В круге первом» всё действие укладывается в трое суток. (24-27 дек 1949г) Человек у Солженицына заключён в микрокосме камеры, лагеря или больничной палаты.. Дей-е происходит в разных чиновничьих учреждениях.

 

В романе много исторических реальных лиц (Сталин, Абакумов, Поскребышев). Народный взгляд на жизнь воплощает дворник Спиридон Егоров. Он испытал на себе все горести жизни: война за белых, красных, зеленых, колхоз, не досмотрел, что режут скот – 10 лет на Беломор канал. К концу срока стал конвоиром, вернулся на завод – ВОВ. Не хотел воевать, т.к не патриот. Партизанил. В Германии выпил какую-то бодягу – почти ослеп. Дети уговорили его вернуться на Родину. Их всех по лагерям, он дворник в шарашке. Он раскрывает Нержину суть вещей на Сталинский режим. Говорит, что одно слово правды весь мир перетянет.

Герои-идеологи. Они спорят о власти. Рубин проигрывает не как личность, а как сторонник марксизма. Лев боготворит Сталина.

Нержин Глеб Викентьевич — один из главных героев, заключенный, математик, Он воевал, военная цензура выудила из его письма к другу крамолу — критику Сталина, затем был арестован: тюрьма, пересылка, лагерь. Нержин в шарашке третий год, вообще же — "арестант пятого года упряжки" и еще за плечами четыре года войны, а всего срок — десять лет. Здесь ему исполняется 31 год. Женат на аспирантке, детей нет. Выглядит старше своих ровесников. "Русые волосы его, с распадом на бока, были густы, но уже легли венчики морщин у глаз, у губ и продольные бороздки на лбу. Кожа лица, чувствительная к недостаче свежего воздуха, имела оттенок вялый. Особенно же старила его скупость в движениях — та мудрая скупость, какою природа хранит иссякающие в лагере силы арестанта". Занимается здесь секретной телефонией. Увлекается языкознанием и историей, в частности, изучает историю революций. В свободное время пишет "Этюды русской революции". В спорах со своим коллегой по работе, филологом Рубимым, Нержин проявляет сильный скептицизм в отношении к социализму. Эти споры, о чем бы они ни были, всегда носят философский характер и показывают эрудицию, широту и остроту ума героев.

 

Годы войны и лагеря освободили Нержина от догм марксизма, и свои сомнения он считает "добросовестностью познания". Нравственность для Нержина — мерило всего: ценности человека, науки, прогресса. Он не признает прогресса в виде развития техники и материального избытка, прогресс для него — "всеобщая готовность делиться недостающим", а основа мироздания — справедливость. Прогресс в виде атомной бомбы он считает бедой. Потому и старается остановить Рубина, увлекшегося идеей по голосу найти того человека, который пытался предотвратить появление атомной бомбы в России: "Слушай, а зачем все-таки Советскому Союзу атомная бомба? Этот парень рассудил не так глупо". Ведь атомная бомба — орудие порабощения, и если Советский Союз завладеет бомбой, им никогда не освободиться от тирании. И сам Нержин совершает поступок — отказывается делать работу, которую считает безнравственной. В финале романа его уводят на этап. С лагерным начальством Нержин боролся за справедливость только с помощью закона. Это позиция Нержина, которой он старается неуклонно следовать, и позиция автора.

Рубин Лев Григорьевич — заключенный, филолог, друг и оппонент Нержина в спорах. Рубин внешне человек несколько неопрятный: пуговица оторвана, пояс на форменном комбинезоне расслаблен. Но глаза живые, черные и черная, жесткая, курчавая борода. Неутомимый спорщик, выдумщик, Рубин эмоционален, ироничен, вспыльчив. Арестовали его за агитацию против лозунга "Кровь за кровь, смерть за смерть".

Рубин — интеллектуал, энциклопедически образованный человек, знает несколько языков, обладает блестящей памятью. Написал в шарашке капитальный труд "Русская речь в восприятии слухосинтетическом и электроакустическом", В шарашке почти у всех пользуется любовью и уважением, особенно за самые невероятные выдумки, которые разнообразят жизнь зэков: сочиняет пародию на "Ворону и лисицу", полную лагерных терминов, устраивает показательный суд над князем Игорем со всеми присущими советскому суду атрибутами. Убежденный марксист, Рубин умудряется отделять тех, кто его посадил, от идеи, считает, что существует только два мира, две системы — социализм и капитализм, третьего не дано, поэтому выбор неизбежен. Рубин служит социализму. Он рад и горд, когда ему предлагают распознать по голосу "шпиона", передавшего в Америку атомную бомбу (на самом деле — предупредившего американцев, что их бомба может быть уворована русскими). Увещевания Нержина насчет того, что, опознав "шпиона", он работает на тех, кто устроил ГУЛаг, не помогают. С образом Рубина в романе связана тема нравственности ученого.

Жены зэков. Это особая категория мучеников. Во многом им приходится куда тяжелее, чем их мужьям на шарашке: они подвергаются всеобщему презрению — на работе и на коммунальных кухнях, их преследуют, увольняя с работы, лишают детей куска хлеба, понуждают отречься от мужей, не говоря уж об испытании нескончаемой разлукой и беспокойством за них. Некоторые женщины не выдерживают, разводятся. Так, на грани срыва находится верная подруга Герасимовича Наталья Павловна, которая даже на свидании с мужем не может рассказать о своем истинном положении: она уволена, жить не на что, ждать еще целых три года, да и то если мужу не добавят срок. Со всей остротой встал перед ней вопрос — отрекаться или не отрекаться? Она просит у мужа не согласия на развод, а чтобы он что-то придумал, ведь за особо важную работу он может получить досрочное освобождение. Она не догадывается, что "особо важная работа" всегда оборачивается против таких же, как ее муж, и ему приходится постоянно решать проблему совести.

 

Жена Нержина Надя ждет его уже восемь лет. Аспирантка, живет в общежитии, скрывает, что муж ее жив, говорит, что пропал без вести на войне. Разыскивая Глеба, узнала адреса московских тюрем, в очередях перезнакомилась с другими женами. Добилась свидания, на котором поняла, что муж отдалился от нее (новое страдание!). Для него срок — "светлая холодная бесконечность", а она отсчитывает каждый день, да к тому же он настойчиво пытается ей внушить, что все равно прежняя жизнь не вернется, время работает не на них. Она уже почти сломлена, почти готова к разводу.

 

Худ. своеобразие.

Роман имеет социально-философский характер. Его отличает повышенная степень интеллектуальной насыщенности: в «шарашке» пусть не лучшие умы России, но образованные и мыслящие люди. Характерно обилие философских диспутов и монологов. Освобождающую роль играет у Солженицына смех. Осмеивается иерархия, начиная со Сталина и заканчивая его мелкими прислужниками. (Сцена импровизированного суда над князем Игорем. Зэки показывают, что сделало бы с попавшим в плен князем советское правосудие.) Ирония и сарказм Солженицына обращена против всех проявлений тоталитарной системы. Роман полифоничен.

 

Спор о том полифонично или монофонично пр-е. Полифония – особенное худ. мышление, более сложная модель мира. Происходит распадение реального мира на миры героев. Автор не стремится подчинить себе персонажей, он не главенствует над героями. Нет одного главного героя. Монологи. И герой, который произносит монологи и автор пытаются разоблачать. Получается некое соревнование между автором и героем. Поэтому трудно понять где монолог героя, а где автора.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь