Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция национального характера в творчестве В.И. Белова («Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Все впереди»).



Повесть «Привычное дело». Центр тяжести переносит на описание быта и бытия крестьян. Главная задача – воссоздание медлительной крестьянской жизни. Бабка Евстолья и дети изображены на женской половине, показан их быт, заботы: дети, дом, семья. Дрынов Иван Африканович уязвим, т.к в его избе нет святого угла, икон. Он показан вне дома: дорога, поле, лес. Когда Катерина умирает, Евстолья держится благодаря вере, а Дрынов раскисает. Иван добрый, трудолюбивый, иногда беспомощный. Его жизненная философия – дело привычное. Иван воевал, привез награды, но они не имеют для него значения. Автор не вмешивается в сознание героя, не дает оценок. Он просто воспроизводит личность, его жизнь. Его задача – показать быт, сознание крестьянина. Иван отрывается от земли, в поисках заработка. Он теряет веру, нет Катерины, нет смысла жить. Он решает гамлетовский вопрос. И решает быть, жить.

Вставные новеллы: Бабкины сказки. Рассказывает про пошехонцев. У них все через жопу, ничего не могут. Это портрет русского патриархального народа, в частности Ивана.

Рогулина жизнь. От жизни до смерти коровы, которую зарезали. Корова кормилица, член семьи. Корову убила колхозная система, ее нечем кормить. Осмысление судьбы сельской семьи является центральным мотивом произведения Белова. Семья – это центр художественного мира писателя. Для него именно семья составляет основу миропорядка.

Белов острейшим образом чувствует трагизм отдельной человеческой судьбы и трагизм сельской семьи в целом. в повести «Привычное дело» (1966) писатель постигает не только этические проблемы современной сельской семьи, но и отражает проблемы реальной деревни 1960-х годов, разрушаемой и в нравственном отношении, и в социально-экономическом. Главным объектом художественного изображения в повести является семья Ивана Африкановича и Катерины Дрыновых. Образ Катерины символизирует в повести материнское начало, духовную красоту, Богом данную природу, внутреннюю гармонию. В образе Ивана Африкановича показан человек, который не только проявляет качества своего характера в будничных семейных делах, но в трагические минуты судьбы пытается постичь смысл человеческого существования.

Несвоевременная смерть Катерины в повести – это прерывание природной гармонии, разрушение идеи бесконечности рода, естественной преемственности. Но вместе с тем даже смерть матери не в силах остановить движения жизни, ее новых проявлений. Дети Ивана и Катерины символизируют в повести непрерывность жизненного потока.

Белов наиболее широко использует форму косвенного психологического анализа: внешние симптомы переживаний, пейзажные и вещные детали. Изображение вещей в художественном мире писателя направлено на выражение мироощущения героев, их душевных порывов и состояний. Художественные детали в повести (мерно постукивающие часы в избе, самовар, «легонько» поскрипывающий очеп) создают определенную эмоциональную атмосферу домашнего мира и лада, становятся символами выражения устойчивого равновесия жизни.

Трагедия в семейной жизни Дрыновых начинается с разрушения мира материального – с повреждения двух самоваров. «Изуродованные самовары», с одной стороны, символизируют трагическую судьбу героев, а с другой – степень стойкости Ивана и Катерины и их способность противостоять трудностям жизни.

В художественной интерпретации писателя вещь, деталь, элемент материального мира позволяют передать либо духовную прочность обладателя, либо подчеркивают легкомысленное, поверхностное отношение к жизни того или иного героя. Упоминание автором в повести «Привычное дело» картины с обнаженной женщиной «Союз земли и воды», которая была приклеена трактористом Мишкой к стеклу трактора, свидетельствует о новой системе ценностей в жизни молодых жителей села 1960-х годов. Подобные детали (Митькин «документ»-инструкция по применению «противозачаточного средства», «недокуренные цигарки», «антигрустин») в повести становятся знаками новой эпохи, воплощающей иную культуру мышления, новый, уродливый уклад.

В характерах персонажей второго плана (Мишки, Митьки, Дашки Путанки) просматривается отношение автора к непривычному, нетрадиционному для деревни укладу жизни.

В параграфе исследуется своеобразие повествовательной системы произведения, рассматриваются различные типы повествования. Использование приема «слияния голосов» автора и героя дает возможность познакомиться не только с внешней стороной жизни Ивана и Катерины, но и осмыслить их внутреннюю духовную жизнь. Прием «слияния голосов» позволяет писателю точно и тонко передать характерные особенности мышления и речи героев, чуткость супружеских, родственных отношений.

Повествование в «Привычном деле» наполнено разнообразными мотивами. Мотив тишины здесь – символ устойчивости, природной гармонии, свободы духа, покорности и смирения (мира в душе) внутри привычного течения жизни. Мотив «детскости» связан с передачей непосредственности, созерцательности, естественно-природного согласия с миром, бескорыстия и сердечной доброты. Образы сна, краткого и беспокойного, символизируют бессонную, промелькнувшую почти бессознательно, словно во сне жизнь, наполненную радостями и страданиями, болью и огорчениями, переутомлением, заботой о близких родных людях.

Другим знаменитым произведением Белова стали “Плотницкие рассказы” (1968), где в центре повествования -- два героя-антипода, два друга-врага. Один из них, по имени Олеша, -- безответный труженик, другой, Авенир Козонков, -- бывший начальник “при нагане”, проводник революционных идей и порядков в деревне, в чьём активе -- раскулачивание, борьба с Церковью... Как бы ни был Олеша прав в их спорах, по натуре он такой же, как и Дрынов, терпеливый непротивленец, и всё у них в конце концов завершается общим застольем с задушевной песней

Если в «Привычном деле» исторический фон присутствует в форме фольклорно-сказочного синтеза (сказки бабки Евстольи), то в «Плотницкие рассказы» история вторгается прямо и непосредственно. Публицистическое начало заметно возрастает, а острая социальная проблематика находит воплощение не столько в авторских комментариях, сколько в судьбах главных героев повести - Олеши Смолина и Авинера Козонкова.

Авинер Козонков - тип человека, к которому Олеша и автор относятся критически. Блюститель догмы, носитель этакого непогрешимого начала, Авинер оказывается весьма уязвимой персоной, ибо не желает исполнять первейшей заповеди крестьянства - истово трудиться и рачительно, бережливо жить. На страницах повести сталкиваются две морали, два видения жизни. В глазах Козонкова его сосед Олеша Смолин только за то, что не желает разделять козонковских рацей,- «классовый враг» и «контра».

Олеша Смолин, как и герой «Привычного дела», - своеобразный крестьянский мудрец. Это к нему переходит эстафета раздумий Ивана Африкановича о смысле бытия, о жизни и смерти. Разве не слышны в пытливых словах Олеши знакомые интонации: «Ну, ладно, это самое тело иструхнет в земле: земля родила, земля и обратно взяла. С телом дело ясное. Ну, а душа-то? Ум-то этот, ну, то есть который я-то сам и есть, это-то куда девается?»

Олеша чаще молчит, слушая разглагольствования Авинера, но он не безмолвствует. Более того, хотя в финальной сцене Константин Зорин видит друзей-врагов мирно беседующими, здесь выявляется противоречивая сложность жизни, в которой сосуществуют pro и contra, добро и зло, прихотливо перемешаны худое и хорошее. Писатель учит нас мудрому постижению этой нелегкой правды.

Сказ (а «Плотницкие рассказы» написаны в этой манере) - жанр неисчерпаемых возможностей. Он таит в себе огромные возможности как одна из специфических разновидностей комического повествования. Ранние новеллы В. Белова «Колоколёна», «Три часа сроку», где началось опробование сказовой манеры, - это и первые выходы писателя в область народного юмора. Лукавая усмешка, ироническая интонация, шутливая, а порой саркастическая оценка тех или иных недостатков и несообразностей жизни - основные приметы комического стиля. В «Бухтинах вологодских завиральных, в шести темах» (1969), которые, как сообщается в подзаголовке, «достоверно записаны автором со слов печника Кузьмы Ивановича Барахвостова, ныне колхозного пенсионера, в присутствии его жены Виринеи и без нее», в повести «Целуются зори» (1968-1973), рассказе «Рыбацкая байка» (1972) и других произведениях раскрылись эти стороны дарования писателя.

В «Привычном деле» и «Плотницких рассказах» внимание В. Белова привлекал обыкновенный человек, раскрываемый в хронологической последовательности событий, в обыкновенных, привычных условиях. Ничего этого нет в «Бухтинах вологодских...». Писатель обращается к реализму особого склада - полуфантастическому и дерзкому, к гротесковым ситуациям, к постоянному нарушению внешнего правдоподобия. Автор не гнушается и открыто фарсовых моментов (сцены народных гульбищ, сватовства, женитьбы и т.п.).

Таким образом, сказы как вид русского народного творчества дает богатейшие возможности для раскрытия духовной сущности русского человека, селянина и труженика.

 

37. Военная проза 40-70-х («Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Иван» и «Момент истины» В. Богомолова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Сашка» В. Кондратьева).

Тема ВОВ занимает в русской прозе второй половины XX века одно из центральных мест, так как эта трагедия оставила кровавый след в душах миллионов людей иСама трактовка данной темы на протяжении 40-х – 90-х годов эволюционирует, отчасти меняется, ибо меняются и сами военно-исторические концепции, которым следуют писатели. В годы войны тема трактовалась преимущественно в героико-романтическом ключе, В годы оттепели многие цензурные запреты оказываются снятыми, и рамки правдивого изображения войны заметно расширяются. Подвергается критике сталинизм и его военная доктрина, раскрывается присущая ей бесчеловечность, ибо именно эта доктрина и её практика множили жертвы. Все создатели военной прозы сами являлись участниками ВОВ и в основу произведений, как правило, брали свой собственный опыт. Наконец появилась возможность рассказать, что они видели. Важнейшая особенность военной прозы оттепели и послеоттепельного времени – её обильная насыщенность стрессовыми ситуациями, когда человек находится на грани жизни и смерти, когда его нравственная и социально-политическая сущность выявляется в полной мере.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 1806; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь