Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феномен «городской прозы». Проблематика и поэтика повести Трифонова «Обмен».



В 60–70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. Герои-горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской жизни. Проблема одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на «вечные» вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».

Неформальным лидером городской прозы считался Юрий Трифонов (1925-1981). Роман «Студенты» (1950) был удостоен Сталинской премии. Трифонов страшно стыдился этого своего раннего романа, т.к. тогда ещё верил пропаганде и создал книгу,отразив в ней эпизоды борьбы с космополитами. Наступает творческий кризис, но он скоро проникается настроениями шестидесятников-мировоззрение меняется. Цикл «Московских повестей»: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной». Здесь Трифонов, художественно исследуя воздействие на человека будничного потока жизни изнутри, глазами самих героев рассматривает причины и обстоятельства, способствующие перерождению интеллигента в обывателя– типичная тенденция брежневского периода.Эти повести сразу назвали феноменальным явлением в рус.лит, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Многие герои Трифонова, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, так и не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, но в быту, дома, где не нужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев: неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. По мере знакомства с персонажами повестей перед нами вырисовывается правдивая картина состояния умов советских людей и нравственных критериев интеллигенции. Цикл «городских повестей» открывается повестью «Обмен». Конфликт– столкновение двух систем ценностей, духовных и бытовых. Фабульное воплощение: Сразу после выписки Ксении Федоровны из больницы жена Дмитриева Лена, переводчица с английского, решает срочно съезжаться со свекровью, чтобы не лишиться хорошей комнаты на Профсоюзной улице. Нужен обмен, у нее даже есть на примете один вариант. С одной стороны, дело житейское, надо думать о будущем дочки, с другой – смертельная болезнь матери, с одной стороны – квадратные метры, прагматика быта, с другой – трагедия неминуемого ухода того, кому ты обязан жизнью. Эту коллизию Триф. реализует в эпическом каркасе повести. Во-первых, в ней есть четкий сюжет. Правда, этот сюжет развивается не плавно, а дискретно: сюжет выстраивается из цепи событий, каждое их которых предст-т собой самост-ую новеллу. (так считают авторы учебника Лейдерман и Липовецкий!). Первая, завязочная – Лена, кот терпеть не может свою свекровь, уговаривает Дмитриева съехаться с матерью ради жилплощади. 2 новелла – это метания Дмитриева, кот мучается угрызениями совести и в тоже время обдумывает варианты обмена; здесь появляется Таня—женщина, которая любит Дмитриева, готова ради него на все, она предстает одной из первых жертв его компромиссов. Третья новелла это родословная Дмитриева. Четвертая новелла— это история противостояния двух семейных кланов: потомственных интеллигентов Дмитриевых и Лукьяновых, из породы«умеющих жить»; здесь в череде историй мелких семейных междоусобиц есть «тягомотная история» с Левкой Бубриком, старым другом еще со школьных лет, которого Лукьяновы пристраивали на работу в какой-то институт ГИНЕГА, а в итоге на это место пристроили Дмитриева. И, наконец, пятая новелла—мучительный диалог Дмитриева и его сестры Лоры о том, куда девать больную мать, тем более неуместный, что она умирает за стенкой, рядом, и здесь Ксения Федоровна почти в забытьи констатирует, что он дошел уже до полной утраты нравственных принципов: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел». Вся эта цепь новелл демонстрирует процесс «олукьянивания» Виктора Дмитриева: его невольных, вынужденных отступлений от совести, этапы погружения все ниже и ниже по лестнице моральных компромиссов. Но вот что показательно—в эту цепь новелл, сосредоточенных на современной текущей, бытовой возне вокруг квадратных метров, врезается как раз посередине новелла-ретроспекция о роде Дмитриевых, и из череды историй клановых стычек, в которых и Дмитриевы с их интеллигентским высокомерием, и Лукьяновы с их этической неразборчивостью выглядят одинаково неприглядно, выделяются«истории с дедом». Деду Дмитриева, Федору Николаевичу, 79лет, он старый юрист, в молодости занимался революционными делами, «сидел в крепости, ссылался, бежал за границу, работал в Швейцарии, в Бельгии, был знаком с Верой Засулич», («недавно вернулся в Москву, был очень болен и нуждался в отдыхе»). Истории с дедом, который умер за четыре года до описываемых событий, приходят на память Виктору по контрасту с тем, что вокруг него и с ним происходит,—он вспоминает, что «старик был чужд всякого лукьяноподобия. Не случайно самую точную характеристику Дмитриеву дает он, дед: «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и неудивительный». Дед увидел главное в процессе«олукьянивания»— он протекает как-то незаметно, вроде бы помимо воли человека, через вялое сопротивление, не без скребущих душу кошек, с массой самооправданий, вообще-то не безосновательных, но никак не меняющих отрицательного вектора движения души.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь