Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиция вопроса о смысле



С легкой руки Одо Маркварда долгое время считалось, что формула «смысл жизни» появилась только в 1883 году[534]. Именно тогда вышло в свет «Введение в науки о духе» Вильгельма Дильтея, где данное понятие играет важную роль. Эта датировка Маркварда полностью дискредитировала вопросы о смысле жизни, имевшие широкое хождение в XX веке, представляя их как следствие современного субъективизма, и позволяла заклеймить их как экстравагантное проявление самонепонимания, совершенно немыслимое и невозможное в прежней философии. Все это должно было [390] лишний раз продемонстрировать, что современные мыслители в подметки не годятся ни Гегелю, ни Аристотелю.

Я не намерен опровергать этот вывод Маркварда, остановлюсь лишь на выдвинутой им датировке, которая как раз может быть легко опровергнута: Ницше использует формулу «смысл жизни» уже в 1875 году[535], опираясь при этом на давнюю традицию, следы которой можно обнаружить и в переписке Шиллера и Гёте, и в сочинениях Дюринга, Фейербаха, Шопенгауэра, Фихте и Шлейермахера[536]. При этом она оказывается эквивалентной несколько более старой формуле «ценность жизни», которая, в свою очередь, есть не что иное, как языковой вариант классической формулы «назначения» и щели», лежащей в основе всякой метафизики. Иными словами, вопрос о смысле жизни является отправной точкой любого философского рассуждения. Не говоря уже о том, что он оказывается весьма существенным моментом в процессе формирования индивидуальной личности, «следы» которой можно обнаружить уже в древневосточных государствах на берегах Нила или Евфрата и Тигра в третьем тысячелетии до Р. X.[537]

 

Главенство вопроса о смысле жизни

Ницше, с присущим ему философским чутьем, обращается непосредственно к коренной проблеме метафизики и уже в «Рождении трагедии» выдвигает на первый план вопрос о смысле. Вся книга представляет собою один единственный вопрос — вопрос о смысле искусства, ответом же становится прославление трагического величия ранних греков, которые умели видеть смысл жизни в искусстве. Смысл искусства заключается, таким образом, в том, что оно может считаться самодостаточным смыслом бытия. Так появляется формула «эстетического оправдания мира».

[391] Философское развитие Ницше в 1870-х годах идет по линии расширения крута подобных вопросов о смысле и их «заострения», в то время как в 1880-е годы он пытается найти ответы на эти вопросы в контексте своих великих радикальных формул –переоценка ценностей, сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение того же самого[538]. Он излагает свое представление о смысле истории, науки, морали и гордо считает своею заслугой то, что первым поставил вопрос о смысле истины. И есть еще один вопрос, сформулировав который, он хотел превзойти всех и дать один исчерпывающий ответ, который бы включал в себя ответы на все вопросы, — это вопрос о смысле земли.

 

Соль земли

Неожиданная и вместе с тем весьма странная формула «соль земли» возникает у Ницше лишь однажды. Мы обнаруживаем ее в книге «Так говорил Заратустра», где она оказывается помещенной в особый контекст со специфическим языковым модусом, характерным для текстов псалмов, что призвано сообщить пророчеству персидского мудреца историческую глубину и универсальную, вневременную значимость[539]. При этом совершенно очевидно, что это не что иное, как парафраз евангельского «Вы – соль земли», из Евангелия от Матфея (5:13). Это изречение Христа входит в Нагорную проповедь, внешние атрибуты которой многократно воспроизводятся Заратустрой. Для того, кто помнит, что ницшевский Заратустра живет в горах, спускается с гор, чтобы учить людей, и снова поднимается в горы, чтобы по мере восхождения сформулировать самые важные положения, вполне ясны параллели с ситуацией, в которой Христос обращает к людям свое слово: «Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему [392] ученики Его» (Мат. 5:1)[540]. Далее говорится о блаженстве, приуготованном кротким, милостивым и миротворцам. Они войдут в «царство небесное». Выражение «соль земли» помещает эту небесную награду в земной контекст, ибо за ней стоит призыв к тем, у кого «чистое сердце», сохранять силу для свершения добрых дел. Не менее важно и то, что данная формула дополняется следующей за этим формулой «Вы – свет мира» (Мат. 5:14), благодаря которой еще более отчетливо проявляется параллелизм между светом и смыслом.

 

Смысл земли

Совершенно очевидно, что формула «смысл земли» играет семантикой понятия смысла, которое, будучи приложимым, строго говоря, только к действиям, может быть отнесено вместе с тем ко всему, что мы представляем себе как средство или цель деятельности. Так, например, смысл той или иной обработки продуктов – в приготовлении пищи; благодаря этому и огонь, и плита, и посуда обретают свой смысл. Этот смысл, в свою очередь, может быть перенесен на все жизненные процессы и приложим даже к сопутствующим, в известной мере случайным событиям или вещам, которые были произведены ненамеренно. Так, например, говоря о фотосинтезе, мы не только полагаем, что можем дать ясное определение его смысла, но и наделяем смыслом все то, что способствует осуществлению этого процесса. Вот почему, наверное, было бы странно говорить просто о «смысле солнца». Подобное утверждение в его чистом виде, то есть такое утверждение, которое бы предполагало у солнца наличие некоего смысла, не зависящего от его влияния на земную жизнь (каковую мы ассоциируем со своими собственными действиями, подчиненными соответствующим целям), означало бы, что мы имеем дело с метафорическим языком. Некий «смысл солнца» есть только в поэзии.

То же самое относится и к смыслу земли. Ницше, судя по всему, прекрасно понимает это; только Заратустре позволяет он говорить о смысле земли. Он явно не забывает своей полемики [393] со всей телеологической мыслью. Смысл неотделим от назначения и, тем самым, от воли, хотя справедливости ради следует отметить, что он не менее тесно связан и с чувствами, а это значит — и со всеми телесными процессами. Систематика не самая сильная сторона критики Ницше и его собственных построений.

Однако это ничего не меняет в программном характере формулы, которая непосредственно связана с констатацией «смерти Бога» («Предисловие Заратустры», 2) и последующим возвещением прихода «сверхчеловека» («Предисловие Заратустры», 3) как спасительного средства: формула «смысл земли» служит для интеграции всех главных ожиданий в отношении человечества, которые оказываются в центре внимания позднего Ницше. Воля к власти, сверхчеловек, переоценка ценностей и вечное возвращение — все это оказывается связанным между собою, образуя единое целое, которое, в свою очередь, самым непосредственным образом связано с главным диагнозом Ницше, который он ставит обществу, — с нигилизмом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь