Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политический курс США в конце XVIII века.



Федералистская партия определяла политический курс США в период президентства Дж. Вашингтона (1789- 1797) и Дж. Абамса (1797- 1801), а Республиканско-демократическая партия главенствовала в американской политике в первой четверти XIX в. В период федералистского правления внутренняя и внешняя политика США в наибольшей степени испытали воздействие замыслов А. Гамильтона, который предложил широкую программу государственного покровительства финансов, торговли, промышленности. Он потребовав полностью погасить государственные долги, что было выгодно финансовому капиталу, сосредоточившему в своих руках практически все долговые обязательства Континентального конгресса эпохи Войны за независимость (большая часть этих обязательств состояла из долговых расписок, выдававшихся американским солдатам, которые, в свою очередь, не надеясь на возмещение долга, перепродали расписки финансистам за бесценок). Гамильтон откровенно указывал, что цель полного возврата государственного долга - создание прочного альянса правительства и денежного капитала, единственно способного, по его убеждению, стать надежной опорой финансов и всей экономики молодой республики.

 Добившись успеха в этом вопросе, Гамильтон затем сумел добиться от законодателей создания Национального банка на условиях, также выгодных северо-восточному финансовому капиталу. С особой настойчивостью Гамильтон проповедовал идею создания в стране крупных мануфактур, добившись и в этом вопросе поддержки законодателей и исполнительной власти.

Т.Джефферсон и его сторонники резко возражали против плана индустриализации США, который, по их убеждению, был чреват массовой пролетаризацией населения, разделением его на богатых и бедных, разрушением социальной однородности и гармонии, крахом республиканских добродетелей, распространением коррупции и в конечном итоге утверждением господства финансовой олигархии. Согласно их планам, правительство должно было использовать величайшее естественное преимущество США над Старым Светом: наличие у федерального государства огромного фонда незанятых западных земель, что позволяло обращать в добродетельных и обеспеченных фермеров любое количество граждан. Такие фермеры, согласно Джефферсону, являлись единственной надежной опорой республики и демократии. Фермерский путь развитии США должен был главенствующим, а промышленность и финансы - подчинены ему.

Биография Джорджа Вашингтона (1732—1799) уже в первые десятилетия существования США обросла легендарными подробностями. Первый президент стал символом нации, и поэтому понятно желание американцев пре­вращать Вашингтона из просто достойнейшего согражданина в безгрешного праведника.

Отец Вашингтона владел землей по берегам рек Потомак и Раппааннок. Разбитые на ней табачные плантации обеспечивали семье безбедную жизнь. Раз в год к их владениям по Потомаку поднимался английский корабль, принимавший на борт груз табака и доставлявший на плантацию все необходимое из Англии. Жизнь в господском доме была сосредоточена на делах плантации. Так было по всей Виргинии, где жилища плантаторов были разделены большими расстояниями и люди жили довольно изолированно от событий в большом мире, узнавая о происходящем в основном от редких гостей.

Вашингтон учился в обыкновенной виргинской школе. Считается, что он был самым примерным учеником — сохранились его тетрадки с записями, сделанными твердым, ровным почерком, который, если верить легендам, он вырабатывал, многократно переписывая мудрые изречения. Уже в детстве он усвоил принципы, которым следовал всю жизнь: быть всегда честным, не кривить душой, не рубить сплеча, обдумывать последствия своих поступков, ценить дружбу, не опускаться до злословия по адресу отсутствующих, имея мужество высказать критические суждения в лицо. Вашингтона изображают как праведника от рождения. Чего стоит одна история о том, как мальчиком он тайком срубил молодое вишневое деревцо в от­цовском саду, чтобы сделать из него удочку, а затем не стал отпираться и честно признался разгневанному отцу в своем проступке. Может быть, дело обстояло и не совсем так, но та же легенда свидетельствует о том, что и отец Вашингтона был человеком незаурядным: он не стал наказывать сына, но похвалил его за прямодушие и смелость. В такой семье ребенок мог воспитываться в самых благоприятных для развития личности условиях. Американцы убеждены, что Вашингтон был идеальным ребенком не только в вопросах поведения и учебы, но и в плане физического развития: еще до поступления в школу он научился скакать верхом на лошади и впоследствии считался одним из лучших наездников, он запросто перебрасывал камешки через реку Раппааннок и так далее. В одиннадцать лет Вашингтон потерял отца. Его будущее казалось не особенно прочным: основная часть собственности досталась старшему брату Джорджа — Лоренсу. Юноша подумывал о военной карьере или о том, чтобы стать моряком. Ему было четырнадцать лет, когда он решил было осуществить свою мечту и уйти в море, даже сундучок с его вещами уже был погружен на корабль, но мать, в последний момент узнавшая о его плане, была категорически против, и он безропотно подчинился ее воле. Большую часть времени Вашингтон проводил в доме брата в поместье Маунт-Вернон на берегу Потомака. Лоренс Вашингтон был женат на дочери своего соседа по поместью Уильяма Фэрфакса и родственнице крупнейше­го виргинского землевладельца англичанина лорда Фэрфакса, которому принадлежало около пятой части всех земель в Виргинии. Джордж часто гостил у соседей, где познакомился с самим лордом, заинтересовавшимся не­обычайно серьезным и рассудительным юношей. Не зная, в сущности, чем на самом деле он владеет в Америке, лорд Фэрфакс предложил Вашингтону и его приятелю Джорд­жу Уильяму Фэрфаксу, шурину Лоренса, возглавить не­большой отряд и исследовать земли, лежащие за горами Блу-Ридж. Это было настоящее приключение, и молодые люди провели около полутора недель в походе, исследуя до пятисот акров земли в день. В одну из ночей, проведенных у походного костра, под спящим Вашингтоном заго­релась соломенная подстилка, и он не пострадал лишь благодаря бдительности спутников. Лорд Фэрфакс был очень доволен результатами экспедиции, а для Вашингтона она стала первым опытом знакомства с жизнью за пределами школы и плантаций.

По протекции лорда Фэрфакса губернатор Виргинии назначил Вашингтона землеустроителем колонии, и за три года работы на этом посту, размечая границы земель­ных владений и порой решая территориальные споры, Вашингтон проявил себя как ответственный и честный чиновник. Однако работа у него была отнюдь не кабинетная: большую часть года он проводил в разъездах, еще более углубив свое знание особенностей жизни виргин­цев. Он даже познакомился с индейцами, переняв у них некоторые способы охоты и усвоив бесшумную индей­скую походку.

Боевое крещение Вашингтон получил еще до англо-французского колониального конфликта. В соответствии с королевской хартией, виргинская колония должна была простираться от океана до океана, но в то время она лишь осваивала долину реки Огайо, на которую претендовали и французы, в 1750-е годы начавшие там строительство фор­тов. Обладавший навыками походной жизни, Вашингтон был идеальным разведчиком, которого виргинские влас­ти направили для определения численности французских гарнизонов и выяснения их намерений еще до начала вой­ны. В 1753 году Вашингтон с небольшим отрядом развед­чиков побывал в форте Ле-Беф на притоке реки Огайо, не­подалеку от озера Эри. Французы приняли гостей любез­но. Вашингтон передал коменданту форта послание губернатора Виргинии и получил ответное письмо. Во вре­мя пребывания в Ле-Бефе виргинцы установили, что фран­цузы заняты строительством лодок, чтобы по весне спуститься вниз по течению Огайо.

Начиналась зима, и возвращение небольшого отряда Ва­шингтона в Виргинию было затруднено. Поэтому он при­нял решение предоставить своим людям спокойно и не торопясь возвращаться домой, а сам вместе с опытным охот­ником Кристофером Гистом ускоренным маршем двинул­ся напрямую через леса. По пути у них произошла стычка с индейцами. Выйдя из нее победителями, двое смельчаков тем не менее были вынуждены идти днем и ночью, чтобы оторваться от красноко­жих преследователей. Большая опасность подстерегала путешественников на реке Аллегани. Они рассчитывали, что к их подходу она уже покроется льдом, но ледостав еще только начинался, и по реке плыли отдельные льдины. Имея при себе лишь маленький топор, Вашингтон и Гист смогли построить небольшой плот, чтобы переправиться через реку. Однако примерно на середине реки плот застрял среди льдин, и Вашингтон, пытаясь освободиться из затора с помощью шеста, упал в ледяную воду. Течение на реке было сильным, и ему с большим трудом удалось ухватиться за плот. С грехом пополам путники добрались до островка посередине реки, где провели ночь. Остается только удивляться, как Вашингтону удалось не заболеть воспалением легких после довольно продолжительной ледяной ванны, тем более что ночью грянул такой сильный мороз, что Гист отморозил пальцы и на руках, и на ногах. К утру река покрылась надежным слоем льда, и они благополучно переправились на другой берег. Последний этап пути оказался самым легким: набредя на хижину поселенца, они получили лошадей и благополучно добрались домой, в кратчайший срок доставив послание коменданта Ле-Бефа и донесение о строительстве лодок.

Французы все же построили форт Дюкан в месте слия­ния Аллегани и Мононгахелы, где начинается река Огайо. Виргинцы стали готовиться к войне. В 1754 году Вашингтон был поставлен во главе отряда из 150 ополченцев, их силами был спешно отстроен форт Несессити. С нападения французов на эту маленькую крепость, собственно, и началась колониальная война между Францией и Англией. Враги имели четырехкратное преимущество в живой силе, у людей Вашингтона кончились боеприпасы, и, хотя им пришлось сдать укрепление, оборонялись они поистине героически. Война не раз предоставляла Вашингтону возможность проявить свои исключительные способности.

Заслуги Вашингтона не были забыты соотечественниками. В 1769 году он стал членом Законодательного собрания Виргинии, которое было созвано противниками того, чтобы находящийся за тысячи миль от Америки британский парламент издавал законы, которые определяли бы жизнь людей, покинувших Британию (в 1774 году новоиспеченный виргинский парламент был разогнан английским губернатором колонии). Вашингтона избрали и делегатом Континентального конгресса, который летом 1775 года назначил его главнокомандующим американской армией. Статус национального героя, выигравшего Войну за независимость США, предопределил избрание Вашингтона председателем Конституционного собрания (1787), а два года спустя и первым президентом США. При желании Вашингтон мог быть избранным на этот пост не только вторично, но и в третий раз, однако в 1797 году он вышел в отставку, опубликовав «Прощальную речь» к согражданам, завещая им не вступать в войны на стороне какого-либо из государств и беречь страну от раскола, возможного в связи с возникновением политических партий.

Вашингтон был и остается популярнейшей личностью в американской истории. Его портрет можно увидеть на однодолларовой купюре, а профиль первого президента США украшает монету достоинством в 25 центов. Имя Вашингтона было дано столице государства, а его день рождения, 22 февраля, отмечается как национальный праздник.

 25. Конституция США 1787 г. Первый цикл поправок к ней.

Конституция США, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено эк., полит., соц. и идеологическими обстоятельствами: эк. трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США. констит. конвент был созван с единств. целью – пересмотр статей конфедерации, но в ходе заседаний пришли к созданию новой конституции. обсуждение проекта было закрытым, но Джеймс Мэдисон один из авторов – вел на протяжении всего конвента записки, благодаря кот. стали известны многие подробности заседаний. осн. спор между сторонниками 2х констит. моделей. План Виргиния (Мэдисон) – создание системы федералньых органов, кот. обладали бы значит. полномочиями. Создание 2х-палатного законодат. органа (верх. палата д.б. избираться членами нижней палаты), прав-во выбиралось законодаит. органом на 7 лет, судеб. система на пр-пе несменяемости судей. план Нью-Джерси (Уильям Патерсон) - отражал интересы мелких штатов – не изменять сути статей конфедерации, а принять некот. поправки. За основу констит. план Виргиния. Не было разрешено противоречие о формир. законодат. органа (конгресса). Делегаты круп. штатов настаивали на пропорциональном представительстве в завис. от населения каждого штата, делегаты от мелких – на равном представительстве независ. от населения. Компромисс (Р. Шерман) – палата представителей по террит. принципу, в Сенате – штаты представлены на равной основе. вопрос о сроке президенства, о рабстве. 13сент. 1788г. Континентальный конгресс принял резолюцию о введении констит. в дейтсиве. 4марта 79 начали работу новые фед. органы власти, созданные в соотв. новой констит.

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат:  сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами; палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером. Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие:  первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета; регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами; осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д. Сенатор от 30лет, 9 гражданин США.

Исполнительная власть принадлежит президенту (от 35лет, в США пост. не менее 14 лет, гражданан по крови, по рождению), который наделен правомочиями главы государства и главы правительства. Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент:  имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом; направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу; разрабатывает проект бюджета; является верховным главнокомандующим вооруженными силами; заключает международные договоры и исполнительные соглашения (соглашения - без согласия и одобрения парламента); принимает решение о начале фактических военных действий; руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения; назначает на высшие должности; имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д.

Судебная власть принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т. д.

В США Биллем о правах называются первые десять поправок к Конституции 1787 г.:

первая поправка - о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;

вторая поправка - о праве народа хранить и носить оружие;

третья поправка - о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;

четвертая поправка - о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;

пятая поправка - о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности;

шестая, седьмая и восьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещают чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

 Десятая поправка не касалась гражданских прав.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

 26. Историография американской революции.

В исторической науке - американистике - одним из главенствующих является тот подход, который обосновывал эволюционность и преемственность в развитии американского государства и Конституции. Согласно ему, революция преследовала цель не изменить, а закрепить демократические политические принципы колониальной эпохи, спасти их от узурпаторских поползновений английской власти. Второй подход, напротив, обосновывал радикально обновленческий характер воздействия революции на американское государство: согласно ему, недемократизм колониальной политической системы был главной причиной, вызвавшей к жизни революцию.

Что касается отечественной историографии, то до второй половины 80-х годов 20 в., критика исторической науки США считалась сильной стороной нашей американистики. Исследования ученых советского времени сохраняют научное значение, но в свете возможностей и требований новейшего обществознания политический опыт США заслуживает дальнейшего всестороннего изучения, осмысления и обобщения. Среди авторов наибольший интерес вызывают работы В.В. Согрина, плодотворно пишущего на разные темы по истории США времен революции. Позитивной стороной его работ советского времени (потому что он писал и позже) является привлечение им всевозможных источников времен принятия Конституции, а также всех периодов Американской войны за независимость. Новейшие работы В.В. Согрина приобрели направление обобщающих монографий.

В целом, в отечественной историографии доминирует тот взгляд, что основы американской государственности наметились в колониальный период и оформились в горниле революции конца 18 в. На данное время, разнообразные оценки политического опыта США характерны для профессиональной американистики, как отечественной, так и зарубежной.

Война за независимость оказала влияние на борьбу европ. буржуазии против феод.-абсолютист. порядков. В рядах амер. армии боролось ок. 7 тыс. европ. добровольцев, среди них маркиз Лафайет, будущий социалист-утопист А. Сен-Симон, руководитель польского восстания 1794 Т. Костюшко и др. Когда во Франции разразилась революция, народ воспользовался организац. опытом и революц. воен. тактикой американцев. Победа североамериканцев в войне за независимость способствовала развитию освободит. движения народов Лат. Америки против исп. господства. Войну за независимость приветствовали передовые люди мн. стран. А. Н. Радищев воспел амер. революцию в оде "Вольность".

Политич. идеи амер. бурж. историографии войны за независимость уходят корнями в идейную борьбу, предшествовавшую разрыву колоний с Англией. Выдающиеся амер. просветители Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн выступали против феод. учреждений, религ. обскурантизма, выдвигали требования освобождения от колониального гнета и объединения колоний. Идеи просветителей отразились в работах историков, писавших по горячим следам событий. Д. Рамсей, автор "Истории революции в Южной Каролине", Дж. Белкнэп, автор "История Нью-Хэмпшира", полемизируя с историками-лойялистами, защищали справедливую борьбу против англ. тирании. Новый этап в развитии бурж. историографии связан с борьбой в 1-й пол. 19 в. двух социальных систем - капитализма и рабства в США. Историки стали привлекать новые источники по войне за независимость, публикация к-рых началась в 30-х гг. 19 в. и подчас отличалась произвольным обращением составителей с документами (Дж. Спаркс, издавая бумаги Вашингтона, исправлял стиль документов, допускал пропуски и т. п.). Первым историком, сделавшим попытку дать общую картину войны за независимость, был Дж. Бэнкрофт. Но его внимание было обращено исключительно на политич. и дипломатич. события. Концепция Банкрофта имела теологич. характер. Он игнорирует ограниченность революц. войны 1775-83, сохранившей рабство негров, и защищает компромисс сев. буржуазии с плантаторами Юга. В противоположность Банкрофту, историк-аболиционист Р. Хилдрет, автор "Истории США", осуждает политиков Севера за уступки рабовладельцам. Выступая против доктрины "суверенитета штатов", выдвинутой южанами для защиты рабовладения, Хилдрет дает положит. оценку ряду федералистских деятелей, боровшихся за сильную центр. власть. После гражд. войны 1861-65 интерес к вопросам войны за независимость временно ослабевает. На первый план выдвигаются проблемы борьбы Севера и Юга. В последней четв. 19 в., и особенно с наступлением эпохи империализма, в бурж. историографии намечается пересмотр традиц. взглядов на войну за независимость. Бурж. историки пытаются затушевать ее революц. значение. Представитель расистской школы Дж. Фиске в "Амер. революции", проповедуя общность англо-сакс. расы, изображает войну как печальный результат ошибок англ. пр-ва. Сходные идеи развивают историки т. н. "имперской школы". Г. Осгуд рассматривал войну за независимость как эпизод в развитии колониальной системы Брит. империи. Показав связь войны с политич. борьбой в Англии, он, однако, отрицал усиление колониального гнета Англии перед революцией.

В англ. историографии в основном определились две точки зрения - традиц. торийская, сводившаяся к оправданию всех действий англ. колониальной администрации, и вигская. Историки виги Дж. Тревельян в "Американской революции", У. Лекки в "Истории Англии в восемнадцатом веке", отрицая неизбежность вооруж. конфликта между метрополией и ее 13 сев.-амер. колониями, критиковали в то же время политику англ. пр-ва в Америке, к-рую они считали близорукой и ошибочной.

В условиях общего кризиса капитализма среди части амер. историков усиливаются бурж.-реформистские тенденции, вызванные стремлением подчинить движение пролетариата влиянию буржуазии. Историки т. н. экономич. направления Ч. Бирд в работах "Экономич. интерпретация амер. конституции" и "Подъем американской цивилизации", Дж. Джеймсон в работе "Амер. революция, рассмотренная как социальное движение" отвергают одностороннее объяснение причин войны за независимость как спора из-за политич. и конституц. прав, привлекают факты социально-экономич. истории. Но и эти историки не дали клас. анализа революции, подменив изучение борьбы классов изложением столкновения экономич. интересов преимущественно внутри господств. класса. Они не смогли раскрыть неизбежность войны за независимость. В то же время в амер. историографии усиливается открыто реакц. направление. К. Ван Тайн в работе "Англ. и амер. соперничество в амер. революции" и его последователи пытаются поднять на щит амер. тори. Изгнание из США 100 тыс. тори - врагов революции, Ван Тайн считает трагедией для страны. Причины революции он усматривает исключительно в столкновении политич. идей.

После 2-й мировой войны происходит резкое усиление реакц. тенденций в бурж. историографии. Падает влияние экономич. школы, давшей ряд ценных работ. "Новые консерваторы", напр. Р. Браун в работе "Буржуазная демократия и революция в Массачусетсе", выхолащивают революц. характер войны, крайне преуменьшают роль народа; в работах Ч. Ритчесона "Политика Великобритании и американская революция" и Р. Морриса "Американская революция. Краткая история" возникновение войны рисуется как "историч. недоразумение", "семейная ссора". Ценный фактич. материал содержат работы Л. Гипсона "Наступление революции", Дж. Олдена "Американская революция", М. Йенсена "Новая нация; История Соединенных Штатов в период конфедерации", но и эти историки преуменьшают роль народа, не дают науч. анализа клас. борьбы.

Путь к подлинной науч. разработке истории войны за независимость открыли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали место войны за независимость во всемирной истории, определив ее как одну из ранних бурж. революций, прозвучавшую "...набатным колоколом для европейской буржуазии..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 7), отметили историч. значение Декларации независимости. Энгельс подчеркнул значение тактики рассыпного строя в войне за независимость. Ленинский анализ развития капитализма в США позволил выяснить значение амер. бурж. революции в создании предпосылок для торжества фермерского пути развития капитализма в с. х-ве. В. И. Ленин высоко оценил революц. тактику амер. народа, умело использовавшего противоречия между колониальными державами, он указал на освободит. и прогрессивное значение войны за независимость, к-рая была войной "...американского народа против разбойников англичан, угнетавших и державших в колониальном рабстве Америку...", отметил важность порожденных войной за независимость революц. традиций амер. народа.

В борьбе с бурж. историографией, в США крепнет прогрессивное направление историч. науки, видную роль в к-ром играют историки-марксисты. Научная постановка проблем войны за независимость дана в работах Дж. Харди "Первая Американская революция" и Г. Морейс "Битва за свободу в Америке". Г. Аптекер в ряде работ показал активное участие негров в этой войне. Вопросы зарождения амер. рабочего класса и его выдающаяся роль в революции разработаны Ф. Фонером. Опираясь на достижения прогрессивной историографии и на основе собств. исследоват. работы, У. Фостер в обобщающих работах "Очерк политич. истории Америки" (1951, рус. пер. 1955), "Негритянский народ в истории Америки" (1954, рус. пер. 1955) осветил характер войны за независимость, ее движущие силы, показал роль нар. масс. Сов. историки также работают над проблемами войны за независимость. Выяснению ее характера и места в истории США способствовали работы А. В. Ефимова "К истории капитализма в США", 1934, и "Очерки истории США", 1958. Общий очерк войны дал А. А. Фурсенко ("Амер. бурж. революция XVIII в.", 1960). В сов. историографии подверглись изучению клас. и парт. борьба в период принятия конституции (Б. Д. Сыркин, Клас. борьба вокруг создания и принятия конституции Соединенных Штатов Америки (1787-1788), Уч. Зап. Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина, т. 14, М., 1951). деятельность мыслителей амер. просвещения (М. Захарова, О генезисе идей Томаса Джефферсона, "ВИ", 1948, No 3; И. А. Белявская, Б. Франклин - деятель национально-освободит. движения амер. народа, "ВИ", 1956, No 10).

 27. Франция накануне революции. Особенности абсолютистского строя.

Ста́рый поря́док — полит. и соц.-эк. режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI — начала XVII вв. до ВФР. Сложившееся во Франции общество до ВФР довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нём отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка. Сильный удар по феодальным пережиткам был нанесён кардиналом Ришелье в начале XVII в. Как указывает историк Р. Мандру, кардинал уничтожил замки-крепости французских герцогов и баронов, сохранившиеся со времен Средневековья, распустил их частные армии, запретил дуэли и ввёл полицейские ограничения на свободы французской знати. С этого момента во Франции окончательно сформировался абсолютизм — сильная неограниченная власть монарха, которая также нехарактерна для феодализма с его системой рыхлой вассальной зависимости («вассал моего вассала — не мой вассал»). Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена. Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Всё французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью. Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришелье и французского абсолютизма. Период до заключения Утрехтского мира (1714), пока могущество Франции шло вверх, принято называть великим веком, а последующее время — веком галантным. После революционных потрясений многие французы с ностальгией вспоминали «старые порядки». Талейран как-то заметил, что не жившие при старом режиме не могут знать, что такое сладость бытия.

Аграрные отношения Крупное помещичье землевладение наряду с мелким крестьянским землевладением. Большинство крестьян владели собственными маленькими участками земли и одновременно арендовали землю у помещиков. Лишь на самом юге (в Лангедоке) господствовали крестьянские хозяйства; крупное помещичье землевладение там было полностью уничтожено в ходе гугенотской революции XVI века. Характерной особенностью аграрных отношений эпохи Старого порядка стали баналитеты — «феодальные» обязательства крестьян перед помещиками. К ним относились, например, плата за проезд по дороге, требование в обязательном порядке молоть муку на помещичьей мельнице (за высокую плату), запрет на торговлю вином в пиковый сезон спроса на него, отработка определенного количества дней на помещика (барщина) и т. д. Отмена баналитетов стала одним из первых решений ВФР. Характерной чертой Франции той эпохи являлись периодически повторявшиеся голодоморы («кризисы вы-живания»). Во время сильных голодоморов, повторявшихся приблизительно раз в 15 лет и охватывавших зна-чительную часть страны, смертность среди населения достигала 10-20 %; но мелкие локальные «кризисы вы-живания» в тех или иных провинциях происходили практически ежегодно. Одну из причин историки видят в существовании крупного помещичьего землевладения.

Франция эпохи Старого порядка характеризовалось крайне слабым развитием торговли и денежного обращения. Внутри страны существовало множество внутренних таможен, что препятствовало внутренней торговле. В области внешней торговли с начала XVII в. и вплоть до середины XVIII в. существовала гос. монополия, препятствовавшая её развитию.

Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство гос. должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия. Одновременно с продажей государственных должностей во Франции широко распространилась и практика продажи дворянских титулов. Этим широко пользовались нувориши из третьего сословия, которые через данный механизм превращались в дворян. Новый слой дворянства, образовавшийся посредством покупки титулов, называли «дворянство мантии» (noblesse de robe), в то время как старую потомственную аристократию называли «дворянством шпаги» (noblesse d’épée). В результате указанной практики в течение существования Старого порядка произошло очень сильное «разводнение» французского дворянства разбогатевшими выходцами из третьего сословия. Третье сословие включало около 98 % населения Франции и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85 % населения) и буржуазия. Под «буржуазией» во Франции понимали средний класс, имевший свой «буржуазный» стиль жизни, соответствовавший его довольно скромному уровню доходов; а те буржуа, которым удавалось разбогатеть, как правило, спешили купить себе дворянский титул и покидали ряды буржуазии, примкнув к аристократии. Самым тяжелым было положение крестьян, которые несли основное бремя налогов и сборов, страдали от произвола помещиков и бюрократии и не имели никаких полит. прав. По оценкам, совокупное налоговое бремя крестьян по отношению к помещикам, государству и церкви (налоги, арендная плата, десятина и т. д.) составляло в среднем 30-40 % от валового урожая (или порядка 45-50 % от нетто-урожая, за вычетом семенного фонда). Помимо этого, крестьян часто привлекали к принудительным неоплачиваемым работам на государство (строительство дорог и т. д.) и на помещиков.

Развитие общества и общественные институты Неразвитость торговли и денежного обращения была одной из причин крайней статичности населения. Как показали исследования историков, подавляющее большинство французских крестьян XVII — первой половины XVIII вв. никогда в своей жизни не выезжало за пределы своей деревни на расстояние более нескольких километров. Почти в каждой провинции существовали свои единицы мер и веса, несопоставимые с единицами, применяемыми их соседями. Около 80 % французского населения было неграмотным. Судебная система была крайне сложной и запутанной — так, только в одном районе Парижа существовало порядка 40 различных судов и трибуналов. Судьями являлись исключительно представители первого и второго сословия. Все судебные должности продавались и наследовались, что предопределяло большое представительство среди судей крупной аристократии. Законы были сложны и запутаны, их выполнение отнюдь не было обязательным, а из любого закона было множество исключений. Церковь являлась не только самым крупным землевладельцем, но и полит. институтом: все третье сословие было обязано платить спец. церковный налог (церковную десятину), достигавший в некоторых провинциях 10-12 % от валового урожая. Уплата церковного налога не давала права крестьянам пользоваться услугами священников — они должны были им платить отдельно (за крещение ребёнка, проведение мессы, венчание и т. д.), что вызывало постоянное недовольство населения и требования отмены десятины, которая воспринималась как несправедливый налог на третье сословие. Во время революции церковь, наряду с аристократией, подверглась нападкам, преследованиям и террору.

Одним из первых деяний французской революции, — писал А.Токвиль, — было покушение на Церковь, а среди порожденных ею страстей безбожие зажглось первым и угасло последним. Такую ожесточенную ненависть христианство разожгло не как религиозное учение, а как полит. институт; не потому что священники брались улаживать дела мира иного, но потому что в мире этом они были собственниками, сеньорами, сборщиками десятины, администраторами; не потому что Церковь не могла занять место в новом обществе, которое собирались основать, но потому что она уже занимала самое привилегированное и самое сильное место в том старом обществе, которое собирались обратить во прах.

Многие черты гос. устройства Франции имели внешнее сходство с другими европейскими странами. Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах — местные муниципальные органы. Однако были и важные отличия, делавшие Францию непохожей на её соседей. Важнейшее из них состояло в системе продажи гос. должностей (paulette), охватывавшей весь гос. аппарат как в Париже, так и в провинциях. Практика продажи гос. должностей появилась во Франции ещё в начале XVI в. при Людовике XII, но в окончательном виде сложилась в начале XVII в. при Генрихе IV, когда эта система стала всеохватывающей, пожизненной и наследственной, и просуществовала до 1789 г. Стоимость высших государственных должностей в последние десятилетия перед ВФР достигала 200—300 тыс. ливров (фунтов) и более, что было эквивалентно стоимости роскошного отеля с полной обстановкой. Указанная практика являлась одной из важных причин неэффективности и крайнего бюрократизма французской гос. машины, которые сохранялись до самой революции 1789 г. В 1771 г. Людовик XV попытался отменить куплю-продажу и наследование ряда должностей, но этот план встретил сильное противодействие со стороны аристократии, и после смерти короля о нём забыли.

Успехи Англии и других соседних государств в эк. области вызвали у французских королей Людовика XV и Людовика XVI и их окружения желание начать реформы, которые могли бы способствовать развитию Франции. Попыткам осуществления этих реформ во второй половине XVIII в. способствовало распространение либеральных взглядов в эк. (физиократы) и полит. области (энциклопедисты). В политической области наряду с неудавшимися мероприятиями Людовика XV по отмене продажи государственных должностей (1771 г.), отражением этих взглядов явилась реформа муниципальных советов 1787 г. при Людовике XVI. В результате этой реформы впервые в истории страны были сформированы местные органы власти, составленные в основном из представителей третьего сословия. Более того, этим органам было предоставлены беспрецедентные права по управлению местными делами, урезавшие полномочия королевских интендантов, которые ранее были полновластными хозяевами в провинциях. Смелые инициативы Людовика XVI во многом предопределили дальнейший ход ВФР. Население Франции внезапно осознало, что у него тоже есть политические права.

В XVIII в. во Франции происходило развитие капиталистических отношений. В середине столетия ускорилось развитие промышленности, торговли, в меньшей мере – сельского хозяйства. Происходили и связанные с капиталистическим развитием изменения в социальной структуре общества, общественной мысли и общественном сознании. В середине и второй половине XVIII в. усилилась социальная дифференциация крестьянства. Из его среды выделилось меньшинство зажиточных крестьян, которые вели крепкое хозяйство на своей и арендованной земле, нанимали работников из возраставшей массы безземельных крестьян. В XVIII в. ускорилось развитие торговли и капиталистических отношений в промышленности. Накануне 1789 г. рассеянная мануфактура стала преобладающей формой промышленности. Росли также размеры и число крупных централизованных мануфактур. Обогащению французской буржуазии содействовал рост оборотов внутренней и внешней торговли. Монополии привилегированных компаний, внутренние таможенные сборы и различия в мерах веса, длины и объема в разных провинциях задерживали дальнейшее развитие торговли и промышленности, развитие внутреннего рынка. Развитие капиталистического уклада сопровождалось ростом экономической силы и социальной значимости буржуазии. Но во второй половине века заметно возросла роль и наиболее экономически передовой торгово—промышленной буржуазии. К концу XVIII в. выросла и численность рабочих, среди которых преобладали «домашние рабочие» рассеянной мануфактуры. Наемные рабочие концентрировались в городах, где они имели все возможности для существования. Дальнейшее капиталистическое развитие все более настоятельно требовало уничтожения феодальных отношений, утверждения буржуазной земельной собственности. Этот закономерный процесс приходил в растущее противоречие с господствовавшим феодально—абсолютистским строем. Углубление и обострение этого конфликта – важнейшая черта французской истории XVIII в. Абсолютизм не смог выработать в XVIII в. экономическую политику, отвечавшую новым условиям. Складывание общефранцузского рынка наталкивалось на остатки феодальной раздробленности, которую абсолютистская монархия оказалась неспособной преодолеть: запутанность и хаотичность административной и судебной системы, особые права и привилегии отдельных провинций, отсутствие единой системы мер и весов, внутренние таможни на сухопутных и речных путях. В противоречии с потребностями буржуазного развития была сохранявшаяся система гражданского неравенства и сословных привилегий, которая ставила в исключительное положение духовенство и дворянство, освобождая их от уплаты основных налогов. Отражением общего кризиса феодально—абсолютистского строя был глубокий упадок французского абсолютизма. В течение XVIII в. оживилась и приобрела большой политический вес аристократическая оппозиция абсолютизму. Ее проводниками стали парламенты во главе с парижским. В 50–60–х гг. XVIII в. они потребовали предоставления парламенту права прямого контроля над законодательством; по существу это была программа ограничения абсолютизма в пользу привилегированных сословий. В итоге Семилетней войны Франция лишилась почти всех своих колоний. А правление Людовика XV усилило финансовый кризис государства. Большинство реформаторских попыток потерпели полную или частичную неудачу. Итогом противоречия между абсолютизмом и капиталистическим развитием явилась Великая буржуазная революция, начавшаяся в 1789 г.

 28. Французское Просвещение и его роль в революции.

Просвещение как широкое культурно идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине 10-х годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV (1661-1715) и нараставшего в период регентства (1715-1723), правления Людовика XV (1723-1774) и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержению монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794 годы.

В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку ВФР. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиб. сильного и полит. наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами.

Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье. К первому поколению про-светителей относится также и Мелье. Их произведения, прежде всего вольтеровские, способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины 40-х годов. Виднейшие представители этого поколения - Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций, Гольбах. В период до начала 80-х годов ими вместе с проявлявшим все эти десятилетия большую творческую активность Вольтером было разработано основное мировоззренческое содержание Просвещения. Просветительские идеи, распространяемые не только собственно философскими, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени), пронизали всю передовую духовную культуру Франции и стали широким общественным достоянием.

Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при решении вопросов, волнующих человечество. С позиции разработанной ими новой философии они произвели глобальное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самом широком значении этого слова приобрело у просветителей поистине революционный размах и революционную остроту. Явившись "философской революцией" французское Просвещение представляло собой новый мощный подъем философского творчества. Опираясь на наследие новаторов XVII века, просветители оказались способными пойти в разработке философских проблем значительно дальше этих выдающихся мыслителей. В философии французского Просвещения появилось много существенно нового по сравнению с "физикой" Декарта и трактовкой им рациональности, эмпиризмом Бэкона, учением Спинозы о субстациальности природы, материализмом Гоббса, концепцией развития Лейбница и его идеей о единстве движения, сенсуализмом Локка, скептицизмом Бэйля. Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризовалась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от аграрного прошлого. Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым веяниям, которые несло с собой Просвещение. В борьбе с ними просветители не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к ним с нескрываемой враждебностью. Поэтому во Франции просветители не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, где цели и идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде политический радикализм в мессианские настроения.

Большинство видных деятелей просветительского движения Франции подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ) — в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным причинам не раз прерывалось печатание знаменитой «Энциклопедии», выходившей в свет отдельными томами в течение 1751 — 1772 гг. Все это заставляло просветителей облекать свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широкой публики. Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократической культуры. Это проявилось в утонченности и изысканности литературных произведений, составивших его славу. У аристократии просветители заимствовали и салонную форму общения. Атмосфера избранности, царившая в салонах, усилила склонность французских просветителей к отвлеченному теоретизированию.

Французское Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в. Рене Декарта и Джона Локка. Согласно разработанному Декартом рационалистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматриваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло учение Локка об обществе и государстве.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию потрясателей основ и радикалов. На самом деле в своих конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов английского Просвещения. Вслед за Локком идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Луи Монтескье. При этом он выступал не просто за разграничение функций между органами государственной власти, а за разделение властей как политических сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой. Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощущал пределы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он считал, что «дух законов» того или иного народа определяется совокупностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами территории, ландшафтом, образом жизни народа, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др. То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической церковью. Ее идеологическая жесткость, не допускавшая отступления от догматов вероучения, исключала возможность компромисса наподобие того, какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии. В этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а критика религиозных догм, даже самая умеренная,— ореол отчаянной смелости. Как известно, Вольтер, имея в виду церковь, часто заканчивал свои письма к друзьям призывом: «Раздавите гадину!» Но тот же Вольтер утверждал, что религия необходима как опора морали: «Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также прощающего небольшие проступки, является для человеческого рода самой полезной верой».

Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование просветителей. Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей, повлекшее глубокое размежевание в их рядах. Часть просветителей сохраняла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» — природа и «кратос» — власть), во главе которых стоял Франсуа Кенэ. Он считал, что земля есть единственный источник богатства, и только земледелие умножает его. Поэтому он выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего, богатых фермеров. «В деревни следует привлекать не столько людей, сколько богатство» (т.е. капитал),— подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях. Надежды на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутренней и внешней торговли.

Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой представитель школы физиократов Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром) финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился упразднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе налогообложения. Но сопротивление придворных кругов, дворянства и цеховой верхушки свело на нет все его усилия. Отставка Тюрго в 1776 г. предрешила и судьбу его реформ.

Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппозиции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины столетия: Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. Иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем формам представительного правления, включая и английский парламентаризм. «Всякий закон,— писал он в трактате «Об общественном договоре»,— если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен… Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны — он раб, он ничто… В древних республиках и даже в монархиях народ никогда не имел представителей; само это слово было неизвестно». Феодально-религиозным догмам о божественном происхождении монархической власти и всех феодальных установлений просветители противопоставили рационалистические теории общества и государства, морали и даже самой религии (деизм, идея «естественной религии», религии разума). С культом разума связано стремление просветителей подчинить идеальному, разумному началу и общественный строй, государственные учреждения (которым надлежало, по их мнению, заботиться об «общем благе»), и жизнь людей (общественные нравы и обычаи). Феодальный строй и его институты расценивались как «неестественные», «неразумные». В вопросах общественного развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о «человеке вообще», отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на «просвещённого монарха», рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политической независимости феодал-сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политического единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые буржуазные реформы, — возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, которая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи народного суверенитета и демократической республики.

 29. Вольтер и Монтескье.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян" и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд – книга "О духе законов" (1748 г.). Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей. "Я установил общие начала, – писал Монтескье, – и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей". Эмпирические методы исследования в трудах Монтескье используются наравне (и поэтому вступают в резкое противоречие) с методологией рационализма. Так, изучение первобытного общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения государственной власти. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора. Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и война (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического правоведения. Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации, (отсюда название его главного труда). Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные. Физические причины определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах "обыкновенно царит деспотизм". Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Пытаясь установить соотношение между физическими причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье проницательно замечал, что "законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни". Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин государства и права. В этом французский просветитель приближался к пониманию материальной обусловленности политики. Вместе с тем абсолютизация географических факторов приводила его к совершенно произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы – к господству). Эти идеи Монтескье впоследствии были использованы идеологами геополитики и расизма. Моральные причины вступают в действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал Монтескье. К их числу относятся: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их. Как писал просветитель, "моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами". В своем учении Монтескье поднимается, таким образом, до осознания того, что историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного фактора в истории. Однако эти положения были истолкованы мыслителем в духе философии рационализма, противопоставлявшей объективную необходимость и свободный разум. Написание книги "О духе законов", по словам автора, преследовало цель показать "триумф морали над климатом". Среди моральных причин важнейшими являются принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для многих идеологов либерализма, проблема рациональной организации общества – это проблема главным образом политическая и правовая, а не социальная. В идеологии раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и обеспечение режима законности. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, "есть право делать все, что дозволено законами". Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существующих форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству (этот принцип по-разному проявляется в двух формах республиканского строя: демократия стремится к равенству, аристократия – к умеренности). Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа Монтескье называл дворянство. Деспотия, в отличие от монархии, – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной формой государства. "Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении", – писал Монтескье. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения просветителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов. Следуя традициям античной политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для небольших государств (типа полиса), монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если его соединить с федеральным устройством государства. В трактате "О духе законов" была теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах. Установление республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо как в республике, так и в монархии провести разделение властей. Развивая учение Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п. Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает предоставление каждой из трех властей, специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором "одна власть останавливает другую". Самым последовательным воплощением этих принципов мыслитель называл государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю, а судебная – присяжным.  Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, утверждал просветитель, "устанавливается только законами и даже законами основными". Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. Иначе говоря, обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законодательных и исполнительных полномочий, было дополнено у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой теории конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину. Идеологически теория разделения властей Монтескье была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства. В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Компромиссный характер теории Монтескье проявился в том, что он допускал сохранение привилегий дворянства и предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты, состоящей из наследственной аристократии. Стремясь заручиться поддержкой знати, Монтескье расписывал древние вольности дворянства, которые были попраны королевской властью при создании централизованного государства. Просветитель хотел доказать наследственной аристократии, что ограничение прав монархов ей будет столь же выгодно, как и буржуазии. Будущее Франции представлялось ему в виде конституционной монархии. Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос. Например, предложенное им определение закона (законы суть "необходимые отношения, вытекающие из природы вещей"), казавшееся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции. Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и конституций ряда других государств. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны "Философские письма" (первоначальное название – "Письма об англичанах"), стяжавшие ему европейскую известность. В "Письмах" он пропагандировал передовые английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. "Философские письма" явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах. Вольтер был сторонником философии деизма. "Христианство и разум не могут существовать одновременно", – писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным ("черни", а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда – известное изречение Вольтера: "Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать". Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: "Раздавите гадину". Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: "Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов". Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства. Политическую организацию будущего "царства разума" Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно – управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени люди"), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. "В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой – бедных, которые служат". Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей. Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной П. Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. "Когда чернь примется философствовать, – утверждал Вольтер, – все погибло". Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху. Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.

Ж.-Ж. Руссо.

С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского движения Франции — радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм самого Руссо коренился в его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал: «Двоякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Добиться этого соответствия он предлагал политическими методами. В стремлении Руссо связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий позднейшего времени. Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он был убежден, что сам человек разрушил это «естественное состояние» и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. «Исчезло равенство, появилась собственность,— писал Руссо,— и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета». Цивилизация настолько изменила людей, что отказаться от нее они уже не могут. Но если нельзя вернуться к «естественному состоянию», то еще можно, устранив чрезмерное неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это непросто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана,— это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных». Эта мысль вдохновляла поколение революционеров конца ХVIII в., которое разделяло отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической морали, а вместе с ним — и ко всему строю, основанному на свободной игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-промышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он считал, что государство должно направлять торговлю и промышленность в соответствии с общим благом, следить за правильным распределением продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе торговли имело у Руссо этическое обоснование. Он считал, что торговля, равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусства,— способствует порче нравов. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их основным носителем «народ», трудящиеся низы общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздействию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное здоровье. Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания которого воплощаются в законах и политике государства. Оставался один шаг от этой мысли Руссо до оправдания революционной диктатуры «во имя народа». Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма. Идеи Руссо сыграли также важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII – начала XIX в. Разработанная Руссо программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма. Оформление взглядов Руссо в теоретическую Доктрину явилось, с этой точки зрения, поворотным событием в истории общественно-политической мысли XVIII в.

Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там зародились истоки многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, столь повлиявших на мировое развитие в XIX — XX вв.

 31. Радикальное крыло в просветительском движении.

Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 40-х 18 в. развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени, и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние последующее развитие философии. В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демократич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) – Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллеи и др. Филос. основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести.

В Просвещении как идейном течении сформировалось умеренное и радикальное крыло. Мировоззренческая позиция первых (Вольтер Ф.М.А. 1694 – 1778 , Руссо Ж.-Ж 1712 – 1778 и др.) – это деизм: признается существование Бога как творца вселенной и ее законов, которые и регулируют все процессы в ней уже без вмешательства Бога, тем более в дела человеческие. Для радикального крыла (сюда относятся французские материалисты: Ламетри Ж.-О. 1709-1751, Дидро Д. 1713 – 1784, Гельвеций Г.А. 1715 – 1771, Гольбах П.-А. 1723 - 1789) характерна позиция уже последовательного материализма и воинствующего атеизма. Радикализм французских просветителей объясняется тем, что во Франции сохранялись неприемлемые для молодой буржуазии, социально-сверхактивного третьего сословия сословные ограничения, урезавшие возможности его социально-политического подъема.

Радикально-демократическое направление во французском Просвещении было представлено Мелье, Мабли, Морелли. Представители этого направления внутри Просвещения не были последовательными материалистами и атеистами, но, однако они резко критиковали социальный строй современного им общества и не возлагали надежд на его реформирование просвещённым монархом. Мыслители радикально-демократического направления двигались в сторону социально-утопических проектов переустройства общества. Самым ярким представителем радикально-демократического направления в Просвещении следует считать Жан-Жака Руссо (1712 – 1778). Основные труды Руссо: «О причинах неравенства», « Об общественном договоре», «Способствовало ли улучшению нравов развитие наук и искусств?». Руссо давал отрицательный ответ на вопрос о благотворности влияния на человека развития наук и искусств, считая, что цивилизация извратила естественные добрые склонности человеческой природы, склонила людей к порокам. Руссо выдвинул учение о естественном состоянии человечества как о времени, когда первобытные люди жили на лоне природы не зная никаких пороков и излишеств. Это был потерянный золотой век человечества. С появлением частной собственности и имущественного неравенства естественное состояние сменилось враждой между богатыми и бедными. Для их примирения и было в результате общественного договора создано государство. Руссо выступил с учением о народном суверенитете, то есть о том, что в конечном итоге вся власть исходит от народа, а правители должны выполнять волю народа. Если они пренебрегают требованиями народа, народ имеет право на восстание против таких властей. В отличие от большинства просветителей Руссо отказался от абсолютизации разума и выступил за приоритет чувственных эмоций в этике, В области литературы Руссо явился основоположником сентиментализма – направления, придающего основное значение описанию чувств и объяснению именно ими поступков человека. Как вы помните, Декарт не считал человека в отличие от животных машиной, поскольку приписывал человеку наличие духовной (мыслящей) субстанции. Однако Ламетри был материалистом и отрицал наличие какой-либо субстанции кроме материальной. Поэтому он и не видел ничего предрассудительного в том, чтобы и человека также объявить машиной.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь