Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозный вопрос в годы французской революции 18 в.



Во время французской революции христианство подверглось тяжелой опасности. Оно было потрясено и поколеблено бурным натиском революции, оно согнулось под ее напором и, может быть, оно было бы вырвано с корнем, если бы этот напор мог продолжаться. Дехристианизация Франции, сначала под видом культа Разума, затем в форме культа высшего Существа, началась в 1793 г., на втором году Республики. Тогда прежде всего хотели защитить отечество и революцию. А в отношении отечества и революции священники вообще по всей видимости сделались врагами. Деревенская масса, неграмотная и невежественная почти по всей стране, давала полную свободу действия дехристианизаторам с безразличием, которое почти позволяет думать, что эта масса, быть может, никогда и не была глубоко христианизована. Закрытие и осквернение церквей не вызвали ни одного серьезного движения, подобного тем, которые незадолго до этого возникли вследствие устойчивости и живучести некоторых феодальных прав, на которые посягнула революция. Эта опасная передряга, которую переживало христианство со времени культа Разума и высшего Существа, является наиболее выдающимся эпизодом в истории французской революции. Эпизоду этому предшествовала попытка совершенно противоположного характера, а именно попытка связать покрепче галликанскую церковь с государством. За этим эпизодом последовал период свободы и обмирщения, про-должавшийся 7 лет, это - период отделения церкви от государства. В последние годы старого режима и в начале революции христианство во Франции находилось как-будто в полном расцвете. Религия католическая, апостолическая и римская была господствующей во Франции. Это была религия короля, который назывался христианнейшим королем. Это была религия нации, которую папы называли старшей дочерью церкви. Французы почитались исповедующими одну единственную религию - католическую. Религиозное единство, о котором так хлопотали Людовики XIV и XV, казалось осуществленным, и это было больше, чем голая видимость, так как нехристиан было во Франции очень мало, а некатоликов тоже очень немного.

Культ Верховного Существа — религиозный культ, внедрявшийся во время Великой французской революции в 1794 году в виде ряда официальных государственно-революционных празднеств. Культ Верховного Существа утверждался властями в борьбе, во-первых, с христианством, прежде всего с ка-толицизмом как традиционной религией большинства французов (представляя собой часть процесса дехри-стианизации), а во-вторых, с рационалистическим «культом Разума», за который выступали конкурирующие группировки во властных кругах. С идейной стороны культ Верховного Существа наследовал деизму Просвещения (Вольтер) и во многом философским взглядам Руссо, допускавшего божественный промысел. Он опирался на понятия естественной религии и рационализма. Целью культа, включавшего также ряд праздников в честь республиканских добродетелей, было «развитие гражданственности и республиканской морали». Термин «Бог» избегался и заменялся на термин «Верховное Существо». Данный термин употреблялся философами и публицистами и до революции с разным религиозным и философским содержанием (в том числе и в рамках традиционного католицизма). Важно, что он был включён в авторитетную Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.: права были установлены Национальным собранием «перед лицом и под покровительством Верховного Существа». Введённый в 1793 году якобинцами новый текст Декларации отсылает уже не к «покровительству», но по-прежнему к «присутствию» Верховного Существа. На поддержку культа Верховного Существа ориентировалась наиболее влиятельная часть якобинцев — монтаньяры во главе с Робеспьером. В марте 1794 г. были осуждены и казнены радикальные якобинцы во главе с Эбером и Шометтом, а культ Разума запрещён. В последние месяцы правления Робеспьера культ Верховного Существа внедрялся наиболее последовательно. 7 мая 1794 г. монтаньярский Национальный конвент принял декларацию, согласно которой «французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души». Далее в декларации говорилось: «Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла». 8 июня 1794 г. в Париже был организован публичный торжественный праздник Верховного Существа, где с речью выступил Робеспьер. Тем самым фактически вводилась государственная религия в нарушение идеалов Революции и не допускалась свобода совести, что усилило недовольство Робеспьером в обществе. После Девятого термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с диктатурой Робеспьера, быстро сошёл на нет. Культ Разума Культу Верховного Существа противостоял организуемый левыми радикалами во главе с Шометтом «культ Разума», стоявший на рационалистических позициях. Христианские церкви закрывались (массово с ноября 1793 г.), подвергались разграблению, объявлялись «храмами Разума», в них проводились праздники в честь «Богини Разума», которую в ходе театрализованных представлений изображали актрисы. В Париже в алтаре Собора Нотр-Дам Богиню Разума играла актриса Оперы. Во время праздников Разума на юге Франции, организатором которых был будущий наполеоновский префект полиции Жозеф Фуше, устраивалась казнь преступников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь