Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


B. МЕРКУРИЙ КАК РТУТЬ И ВОДА



 

В первую очередь и практически повсеместно под Меркурием понимается hydrargyrum (Hg), по–английски mercury, ртуть, или < живое серебро>, argentum vivum (по–французски vifargent или argentvive). В таком качестве Меркурий зовется (обыкновенным) и (сырым, необработанным). Как правило, проводилось строгое различие между этим Меркурием и, отчетливо выраженной арканной субстанцией. Иногда считалось, что < философский Меркурий> присутствует в, иногда — что это toto genere отличная от него субстанция. Она–то и есть подлинный объект алхимической процедуры, а вовсе не обыкновенная ртуть. Hg, вещество текучее и быстро испаряющееся, определялась из–за этих своих качеств и как вода[27]. Часто о ней говорили: (вода, что не мочит касающегося)[28]. Другие обозначения - (вода жизни)[29], (белая вода)[30] и (сухая вода)[31]. На последний термин я хотел бы обратить особое внимание: он парадоксален, а природа обозначенного предмета характеризуется именно парадоксальностью. Термины (семижды дистиллированная вода) и (тонко–водянистое тело)[32] ясно указывают на сублимированную (< духовную> ) сущность философского Меркурия. Многие трактаты называют Меркурия просто водой[33]. К учению о (коренной влаге) отсылают такие обозначения, как (белая влага)[34], (влага наипостояннейшая, несожигаемая и маслянистая)[35], [36]. Говорится также, что Меркурий возникает из влаги подобно пару (чем опять–таки указывается на его < духовную> природу)[37], или что он < правит водой> [38]. Столь часто упоминаемая в греческих текстах???? ????? (божественная вода) - не что иное как hydrargyrum[39]. Понимание Меркурия в качестве арканной субстанции и золотой тинктуры засвидетельствовано наименованием и описанием воды как (посоха гермесова)[40].

 

С. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ

 

Многие трактаты называют Меркурия просто огнем[41]. Он < огонь элементарный> (ignis elementaris)[42], < наш надежнейший природный огонь> (noster naturalis ignis certissimus)[43]: слово < наш> указывает на его < философскую> сущность. Aqua mercurialis [меркуриева вода] названа даже < божественным> огнем[44]. Огонь этот < сильно дымит> (vaporosus)[45]. Вообще, Меркурий — единственный огонь во всем процессе[46]. Это < огонь незримый, тайно–действенный> [47]. В одном тексте говорится, что < сердце> Меркурия — на Северном полюсе, и он (Меркурий) подобен пламени (северному сиянию! )[48]. По свидетельству другого текста, Меркурий < есть вселенский искрящийся Огонь, исполненный Духа Небесного> [49]. Это место особенно важно для истолкования Меркурия, поскольку связывает его с понятием lumen naturae, этого мистического источника познания, уступающего лишь святому Откровению Писания. Гермес снова выходит на сцену в своей древней роли бога откровения. Хотя lumen naturae, изначально дарованное Творцом своим созданиям, по природе не противно Богу, все же сущность его воспринималась как нечто принадлежащее адской бездне, поскольку ignis mercurialis связывался также и с пеклом преисподней. Сдается, однако, что наши < философы> не понимали ад и пламя адское как нечто абсолютно внешнее по отношению к Богу или ему противное, но, скорее, воспринимали их как внутренний компонент самого Божества — именно так и должно быть, если усматривать в Боге coincidentia oppositorum. Иными словами, понятие всеобъемлющего Бога с необходимостью должно включать в себя его противоположность, хотя < совпадение> это не должно быть чересчур радикальным, ибо тогда Бог перечеркнул бы самого себя[50]. Вот почему принцип совпадения противоположностей должен быть еще дополнен принципом абсолютной противоположности, чтобы стать полностью парадоксальным и вместе с тем психологически значимым.

Меркуриев огонь полыхает в < центре земли>, или в чреве дракона, где он находится в текучем состоянии. Об этом пишет Бенедикт Фигул:

 

 

Спустись глубоко, в самый центр земли,

Огонь в глыбе пламени там найди…[51]

 

 

В другом трактате говорится, что огонь этот есть < тайный огонь преисподней, чудо света, система высших сил в нижних пределах> [52]. Меркурий, природный свет откровения, есть также адское пламя, которое чудесным образом оказывается не чем иным как составом, или системой, высшего, т. е. небесных или духовных сил, в нижнем, т. е. в хтонической области нашего материального мира, который уже во времена св. Павла считался отданным во власть дьявола. Огонь преисподней, подлинная энергия зла, предстает здесь четко соответствующей противоположностью всего высшего, духовного и благого, но каким–то образом обладает, по сути, тождественной со всем этим субстанцией. После этого нас уже не может шокировать высказывание другого трактата о том, что Меркуриев огонь есть то пламя, < в котором Бог горит божественной любовью> [53]. Пожалуй, мы не погрешим против истины, сказав, что в разбросанных тут и там замечаниях такого рода чувствуется дух истинного мистицизма.

Поскольку Меркурий сам — огненной природы, то пламя не причиняет ему никакого урона, он остается в нем в целости и сохранности; здесь он в своей родной стихии[54], как саламандр[55]. Излишне напоминать, что с ртутью дело обстоит совсем иначе — она испаряется под действием жара, и алхимики с давних пор отлично это знали.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь