Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Последнее нападение на остаток
Откр. 12: 17 является не только заключением главы 12, но этот стих служит в качестве краткого введения к представленному в Откровении описанию великого последнего кризиса во время завершения земной истории[69]. Он указывает, что в последнем противостоянии есть две стороны, представленные драконом, с одной стороны, и остатком, с другой. Откровение 13 более подробно описывает последнюю войну дракона против остатка от семени жены (Откр. 12: 17)[70]. В Откровении 12, таким образом, можно различить три этапа христианской истории, идущие от времени Иисуса и Иоанна до конца истории. Когда мы отметим, что, как минимум, два из главных персонажей главы активно действовали до рождения Иисуса (что мы назовем нулевым этапом ниже), то получается всего четыре последовательных этапа апокалиптической истории[71]. Их можно изложить следующим образом:
Оба текста о 1260 днях в Откровении 12, следовательно, относятся ко второму этапу, к центральному периоду христианской истории. Они характеризуют нечто важное, что относится к истории между временем Иисуса и Его учеников в начале и временем последней битвы в конце. Это срединное положение во времени после написания Откровения параллельно ситуации с двумя ссылками в главе 11. Это создает экзегетическую вероятность того, что все четыре случая использования «1260 дней», которые мы до сих пор рассмотрели – это ссылка на один и тот же период истории.
Откровение 13 Мы отметили в предыдущей части, что Откр. 12: 17 кратко суммирует заключительный этап истории. Тогда Откровение 13 описывает более подробно последнюю битву дракона против остатка от семени жены (Откр. 12: 17). Откровение 13, следовательно, развертывает картину последней битвы и конкретизирует противостояние Богу, которое в ней произойдет. Означает ли это, что ссылка на «42 месяца» в Откр. 13: 5 относится к последней битве и ее не следует приравнивать к предыдущим ссылкам? Могут ли исторические 1260-дневные периоды Откровения 11 и/или 12 быть типами периода конца времени, состоящего из буквальных дней? Давайте более внимательно посмотрим на свидетельства, присутствующие в главе 13. Редко замечаемой чертой главы 13 является то, как сдвигаются времена основных глаголов в значимые моменты на протяжении главы[72]. Эти времена следует прочитывать в контексте последнего нападения Откр. 12: 17. Обстановка главы 13 – это последняя битва в земной истории, в которой дракон прибегает к помощи двух союзников. В контексте последней битвы делается «представление персонажей», двух зверей (из моря и из земли), что делается прошедшими грамматическими временами (Откр. 13: 1-7; 13: 11)[73]. Эти части с прошедшими временами начинаются со зрительного описания каждого персонажа, которое предшествует повествованию о сменяющих друг друга действиях персонажа. Эти действия, следовательно, понимаются, как происходившие до последней битвы дракона против остатка (Откр. 12: 17; 13: 8-10, 12-18). В каждой из двух сцен (Откр. 13: 1-10 и 11-18) греческий язык Откр. 13 движется от прошедших времен к смеси настоящего и будущего времени (Откр. 13: 8-10; 13: 12-18), описывающих действия этих зверей в контексте последней битвы Откр. 12: 17[74]. Таким образом, два этапа истории ясно отмечаются греческими временами, указывающими на события до битвы дракона (прошедшие времена) и на описание событий самой битвы (настоящие и будущие времена)[75]. Биль отмечает, что Откр. 13 параллельно во времени 12: 13-17, что соответствует ранее описанной адвентистской позиции[76]. В Откровении 13 не содержится всех четырех этапов войны дракона, как они описаны в Откровении 12. В ней содержится информация, относящаяся к последним двум этапам его деятельности, перечисленным как второй и третий этап в таблице, посвященной Откр. 12. Части Откр. 13 с прошедшим временем соответствуют второму этапу - событиям, предшествующим последней битве. Настоящее и будущее время основных глаголов в главе 13 соответствуют последней битве с остатком, впервые упомянутой в Откр. 12: 17. Обратите внимание на связь между Откр. 12 и 13 в следующей схеме:
Прогрессивный параллелизм Откр. 12-13
Период 42 месяца из Откр. 13: 5 не является частью последней битвы (третий этап) христианской истории. Зверю из моря «была дана» власть (греч. ἐ δ ό θ η – аорист изъявительное наклонение) править на протяжении 42 месяцев. Деятельность зверя не выражается настоящим и будущим грамматическим временем до стиха 8. Следовательно, как часть второго этапа, 42 месяца Откр. 13: 5 принадлежат к среднему периоду истории церкви, между событиями Первого пришествия Иисуса и событиями, ведущими к Его Второму пришествию. Обратите внимание на сравнение всех трех глав Откровения, где встречаются отрывки о 1260 днях. Они прочно закреплены в середине эпохи христианства, а не в ее начале или конце[77].
Богословие 1260 дней Учитывая общий обзор, сделанный в предыдущей части, будет полезно сделать несколько замечаний относительно функции периода 1260 дней в каждом из пяти контекстов.
Откр. 11: 2 После того, как Иоанну в 10: 11 сказано «опять пророчествовать», ему дается измерительная трость и сказано «измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем, а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» (Откр. 11: 1-2). Стефанович указывает, что измерение в переносном смысле имеет отношение к оценке или вынесению суда, часто это имеет место в контексте Божьего окончательного суда в конце мира (Мф. 7: 2; Мк. 4: 24; Лк. 6: 38)[78]. Но в данном контексте измерение, как кажется, имеет также защищающую или сохраняющую характеристику, как у измерения храма в Иезек. 40[79]. Части храма, которые не измерены, попираются язычниками в течение 42 месяцев. Здесь также могут присутствовать отголоски Дня искупления из Левит 16, единственного места в Библии, где святилище, жертвенник и народ упоминаются вместе[80]. Сказанное Иоанну «опять пророчествовать» (Откр. 10: 11) имеет некое отношение к «храму (ν α ὸ ν ) Божьему». Хотя богословы разделились по вопросу о том, какой храм здесь имеется в виду, слово ν α ὸ ν явно связано с небесным храмом во всей книге Откровение (Откр. 11: 19; 14: 15, 17; 15: 5-8; 16: 1, 17)[81]. Если эта перспектива продолжается здесь, то сам ν α ὸ ν – это место, где Божий народ защищен, в переносном смысле находится в безопасности в небесных чертогах. Как поклоняющиеся в небесном храме, они «на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2: 6)[82]. Тогда внешний двор должен представлять землю, где в буквальном смысле народ Божий находится в реальной опасности от врагов. Бог полностью контролирует положение Своего народа, даже когда они испытывают страдания[83]. Символизирует ли внешний двор верный Божий народ или церковь-отступницу? Биль приводит весомые подтверждения обоих выводов[84]. 1) Поскольку Откровение признает, что вероотступники существуют в церкви (Откр. 2: 4, 14-16, 20-23; 3: 1-3, 16), то «исключение» (ἔ κ β α λ ε ) внешнего двора может означать исключение из истинного сообщества верующих (ср. Мф. 5: 13; Лк. 13: 28; 14: 35; Ин. 6: 37; 12: 31; 15: 6)[85]. 2) Но, если «исключение» относится к тому, что происходит с истинным народом Божьим, когда они отвергаемы и гонимы неверующим миром (Мф. 21: 39; Мк. 12: 8; Лк. 4: 29; 20: 15; Ин. 9: 34-35; Деян. 7: 58), то «измерение» подразумевает, что Божий верный народ находится в духовной безопасности, несмотря на физическую опасность, которую они испытывают[86]. И тот и другой взгляд совместим с традиционным пониманием АСД 1260 дней. Если «святой город» в 11: 2 (то же самое, что и «внешний двор») должен пониматься, как верный Божий народ, то гонение является темой всех пяти текстов о 1260 днях[87]. Период «42 месяца» еще не начался во время Иоанна, но должен был начаться в некое время в будущем, как указано будущим временем «будут попирать» (11: 2). В течение этого периода измерение отделяет верных поклоняющихся Богу от «язычников», которые могут заявлять о верности Богу, но все же находятся в оппозиции к Его истинным поклонникам[88]. «Попирание святого города 42 месяца» (Откр.11: 2) параллельно текстам в Даниила и Луки, которые требуют дальнейшего изучения в связи с этим стихом[89]. Комментаторы часто высказывают мнение, что 42 месяца и связанные с ними периоды в Откровении являются больше качественными, нежели количественными по своему значению[90]. Они указывают на три с половиной года засухи во дни Илии (3 Цар. 17: 1; Лк. 4: 25; Иак. 5: 17), когда было «затворено небо» (Откр. 11: 6). Это, безусловно, лежит в основе Откр. 11: 1-6 (но не Откровения 12 или 13). 42 месяца также связывают с предполагаемой продолжительностью служения Иисуса. Но поскольку оба этих периода относятся к измерению времени, качественное значение не исключает хронологического значения.
Откровение 11: 3 Откр. 11: 3 продолжает сцену, начатую в Откр. 10: 8. Следовательно, оно крепко связано с 11: 2. Поскольку и «1260 дней» из 11: 3, и «42 месяца» из 11: 2 используются в будущем грамматическом времени и находятся бок о бок в тексте, они должны относиться к одному и тому же периоду времени. В отличие от 42 месяцев, которые представляют время «попирания» язычниками, 1260 дней Откр. 11: 3 показывают время, когда «два свидетеля» пророчествуют во вретище. Им будет дана (по-гречески: δ ώ σ ω ) власть пророчествовать, предположительно, она будет дана Богом. Их пророчествование связано с Откр. 10: 11, где Иоанну сказано, что он должен пророчествовать опять[91]. Иоанн не делает этого лично, два свидетеля выполняют эту работу от имени Иоанна[92]. Вретище, в которое они одеты, связано с горечью 10: 10 и попиранием 11: 2[93]. Однако, несмотря на то, что они одеты во вретище, свидетели не бессильны. Они могут поражать врагов огнем (Откр 11: 5, см. далее 4 Цар. 1: 9-14) и управлять погодой (11: 6, см. далее 3 Цар. 17: 1). Существует три основных мнения относительно того, кто такие эти два свидетеля[94]. Их считают двумя эсхатологическими личностями (наподобие Моисея и Илии), которые действуют как представители Бога[95], или символами народа Божьего[96], или символами Библии, Ветхого и Нового Заветов[97]. Стефанович считает, что свидетельства текста подтверждают двойную идентификацию, которая не является взаимоисключающей. «Именно через проповедь и учение церкви миру является Слово Божье»[98]. Я мог бы согласиться с этим, но экзегетические доказательства в пользу того, что два свидетеля представляют Божию верную свидетельствующую церковь, являются несколько более весомыми[99].
Откр. 12: 6, 14 В 12 главе Откровения, стихи 6 и 14 кажутся явной параллелью. В обоих случаях жена (автор обращает внимание, что слово употребляется в английском переводе с определенным артиклем – прим. перев.)[100] «убежала» (12: 6 – греч. ἔ φ υ γ ε ν ) или «летела» (12: 14 – греч. π έ τ η τ α ι ) в пустыню в поисках защиты[101]. В обоих случаях период времени обозначен конкретно как время «питания» («чтобы о ней позаботились», Новый международный перевод). Хотя эти два стиха разделены отрывком о войне на небе (Откр. 12: 7-13), они явно говорят об одной и той же жене и об одном и том же событии. Таким образом, 1260 дней стиха 6 проясняют, что «время, времена и полвремени» стиха 14 (и Даниила) – это символический способ обозначения трех с половиной лет.
Как и параллельное обозначение времени из Откр. 11, временные периоды главы 12 отражают период после времени Иисуса и до последних событий в конце. Не существует убедительной причины считать временные периоды Откровения 12 отличными друг от друга или от параллельных обозначений Откровения 11. В данном отрывке автор Откровения берет тему исхода, столь частую у ветхозаветных пророков[102]. Пустыня была местом, где сыны Израилевы спаслись после выхода из Египта (Исх. 13: 18, 20; 14: 11-12; 15: 22; 16: 1-3). Они не принимали решения пойти туда; это Бог повел их туда (Исх. 13: 21-22; 14: 15-18). В пустыне Бог чудесным способом заботился о нуждах Израиля в пище и воде (Исх.16: 4-36; 17: 1-7). У пророков опыт исхода становится моделью будущих Божьих действий по избавлению[103]. В раннем иудаизме, а также у ветхозаветных пророков, исход становится моделью мессианского века[104]. В Новом Завете жизнь, смерть и воскресение Иисуса тоже описываются на основании модели исхода (Мф. 2: 15; Лк. 9: 31; Ин. 1: 17-18; Деян. 3: 22-24; 1 Кор. 5: 7; 10: 1-10 и т.д.)[105]. Аналогичным образом, в Откровении опыт церкви моделируется по опыту Израиля. В иудейских писаниях пустыня должна была стать местом, где Мессия соберет эсхатологический народ, а Бог чудесным образом «приготовит для них трапезу» перед лицом их врагов[106]. Таким образом, она должна была стать также местом эсхатологического суда (см. далее Втор. 8: 14-16). Так и жена описана по модели святых Даниила 7, которые преследуются небольшим рогом в течение времени, времен и полвремени (Откр. 12: 14, ср. Дан. 7: 25), и по модели Евы в Эдемском саду, оказавшейся под угрозой из-за того, что выходит из уст змея (Откр. 12: 15, ср. Быт. 3: 1-7)[107]. Первые читатели Иоанна, несомненно, применяли эти тексты к своему собственному опыту.
Откровение 13: 5 В Откр. 13 42 месяца связаны со зверем из моря, который произносит хулу на Бога, Его жилище (τ ὴ ν σ κ η ν ὴ ν α ὐ τ ο ῦ – буквально «Божья скиния») и живущих на небе, ведет брань со святыми и осуществляет власть над всею землею (Откр. 13: 5-7). Война против святых в контексте хулы против небесной скинии представляется эквивалентом попрания внешнего двора в Откр. 11: 2, хотя преследующий характер этих действий гораздо очевиднее в главе 13[108]. Стефанович указывает, что богохульство в Новом Завете относится к претензии на равенство с Богом (Ион. 10: 33; Мф. 26: 63-66)[109]. Зверь из моря действует как часть «демонической троицы», которая стремится подделать работу Бога среди народов земли. 42 месяца упоминаются в части Откровения 13, где готовится сцена для последней битвы, это не часть самой битвы. Как и другие четыре случая, где встречаются 1260 дней, этот также попадает в центральный период христианской истории, между временем Иисуса и Его учеников и последней битвой, изображенной в Откр. 13: 8-10, 12-18. Как и в случае с Откр. 12: 14, в Откровении 13 есть сильная аллюзия на видение Даниила 7. Деятельность зверя из моря зеркально отражает деятельность небольшого рога после падения десяти рогов четвертого зверя. Хотя «смертельная рана» Откр. 13: 3 упоминается до 42 месяцев, более вероятно, что это происходит в конце 42 месяцев (13: 5), чем в начале. Стих 5 – это фактически разработка стиха 2, где зверь из моря получает власть (греч. ἐ ξ ο υ σ ί α ν ) от дракона. Продолжительность «власти» (греч. ἐ ξ ο υ σ ί α ), данной драконом, составляет 42 месяца, согласно стиху 5. Поскольку зверь из моря являет пародию на Иисуса Христа, разумно предположить, что смерть и воскресение зверя последуют за его «служением» в течение трех с половиной лет, а не перед ним [110]. Смешение порядка соответствует характеру этого раздела (13: 1-7), который является введением в прошедших грамматических временах, дающим «родословную» зверя из моря для подготовки к его действиям в заключительном кризисе (Откр.13: 8-10, 12-18). События введения в прошедшем времени явно идут не в хронологическом порядке[111].
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы