Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Житие Сергия Радонежского



 

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость: Марии Бог дал сына, которого назвали Варфоломеем. До рождения святого младенца Промысел Божий дал о нём знамение, что это будет великий избранник Божий. В воскресный день его мать, тоже Мария, пришла в церковь. Незадолго перед чтением Святого Евангелия, вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул у неё во чреве так, что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь песнь, младенец вскрикнул ещё раз, и столь громко, что его голос был слышен по всей церкви. И когда священник возгласил: « Вонмём! Святая Святым! » младенец вскрикнул в третий раз. Настоятель церкви отец Михаил, успокоил встревоженную Марию предсказанием о том, что сын её прославит своей жизнью Святую Троицу. Мать, а потом и другие стали замечать в младенце нечто необыкновенное: когда матери случалось принимать мясную пищу, то младенец не брал грудь её, то же повторялось уже без всякой причины, по средам и пятницам, в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. И это повторялось постоянно. Взращённый постом во чреве матери младенец и по рождении требовал от матери поста. Она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда питался молоком матери и не брал грудь другой кормилицы.

Однажды отец послал семилетнего Варфоломея в поле искать жеребят. Под дубом увидел он молящегося старцачерноризца. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошёл в сторону, ожидая окончания молитвы Мальчик поведал старцу с детской простоте своё сердечное горе.

Меня отдали учиться грамоте: сказал сквозь слёзы Варфоломей, и больше всего желает душа моя научиться читать Слово Божие, но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня Богу, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное, я верю, что Бог примет твои молитвы! Старец видел усердие малого отрока, и, любуясь красотой детской души, стал молиться. Пламенна была молитва таинственного старца под открытым небом, под тенью дуба, и с каким трепетом надежды соединял с ней свою чистую детскую молитву ребёнок. В этом единении двух душ убелённого сединами старца и малого отрока их общая молитва была услышана.

Мальчик пригласил старца в родительский дом. Родители рассказали ему, как сын их, будучи ещё во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае.

Вы должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем. Он предызбрал вашего сына прежде его рождения. А что я говорю вам истину  вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость, и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!

Старец встал, чтобы идти. На пороге дома он ещё раз обратился к родителям Варфоломея и вымолвил в пророческом духе загадочные слова: « Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы, он многих приведёт за собой к уразумению Божественных заповедей! » Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома, но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не Ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну? В 1328 году семья покинула родное село Варницы, что в четырёх верстах от Ростова Великого, и переехала в небольшое подмосковное поселение, затерявшееся в дремучих лесах,  Радонеж. А ещё через девять лет Варфоломей осуществил давнее желание - отказаться от суетной мирской жизни и всецело посвятить себя Богу. Он и его старший брат Стефан удалились в лес и на горе Маковец, что в двенадцати верстах от Радонежа, горячо помолившись на избранном месте пустынного жития стали рубить лес. Мало-помалу редела чаща лесная, открывая место, на котором впоследствии суждено было процвести славой Лавре Сергиевой. Отшельники устроили себе сначала шалаш, а потом келью, поставили и малую церквицу. Когда церковь была готова, братья освятили её во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы.

Так было положено основание Свято Троице Сергиевой Лавры, столь прославленной впоследствии именем преподобного Сергия!

Это произошло в 1340 году. Однако брат не выдержал трудностей пустынных, оставил пустыннолюбивого брата и ушёл в Москву. 7 октября 1342 года в церквице пустынника совершилось пострижение 23 летнего юноши. В сей день святая Церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха, по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.

И остался Сергий один, в своей излюбленной пустыни, наедине с Богом. Однажды угодник Божий увидел перед своей кельей медведя и, примечая, что он не сколько свиреп, сколько голоден, сжалился над зверем: взял кусок хлеба и предложил медведю свой пустынный обед. Зверь полюбил пустынника и часто приходил к нему. А преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение и постоянно миловал зверя, порой отдавая последний кусок, а сам без пищи.

Через 23 года в соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. И стали приходить к нему, сначала ради беседы и советов, а затем нашлись желающие жить близ него.

И стали пришельцы строить себе хижины около уединённой кельи Сергиевой, и начали учиться у него пустынным подвигам. С умножением братии недостаток воды становился всё ощутимее.

Однажды Преподобный Сергий взял с собой инока и пошёл с ним в лесной овраг под монастырём. Нашли немного дождевой воды, преклонили колени и помолились. Где стояла дождевая вода, вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьём по долине...

Его ученики сохранили примеры реальных чудес угодника Божия.

Преподобный Епифаний повествует о более разительных чудесах, свидетелем которых он был сам.

Жил в окрестностях его обители один благочестивый муж. У него был единственный сынмалютка, который опасно заболел. Отец понёс его в обитель на своих руках, но мальчик от жёсткого припадка испустил дух. Безутешный отец оставил тело сына в тесной кельи подвижника, а сам пошёл приготовить гроб для любимого сына...

Оставшись наедине с умершим мальчиком, преподобный Сергий преклонил колени и стал молиться. Ещё не окончил он своей молитвы, как вдруг ребёнок ожил, открыл глаза и протянул руки преподобному молитвеннику. Возвратился отец. Он принёс всё нужное для погребения, но увидел живого сына. Преподобный строго запретил ему об этом говорить. Но в силах ли отец был скрыть от всех радость родительского сердца? Первым это заметил келейный ученик преподобного, Епифаний, через которого стало известно впоследствии это чудо, записанное с его слов.

Много чудесных исцелений совершил по молитвам преподобный Сергий. Не редко случалось, что люди, увидев его, не хотели верить, что это был знаменитый игумен Сергий. Обыкновенно принимали за какого-нибудь странника или одного из трудников в его обители. В трудах и молитвах преподобный был первым всю свою жизнь.

Святому игумену было уже за 50 лет. Около тридцати из них он подвизался на Маковице. Отовсюду стекались искатели безмолвия под его кров. Уединённая дотоле обитель Сергиева теперь как бы выдвинулась из дремучих лесов на распутие жизни людской, мимо её гостеприимных ворот часто проходили князья и воеводы со своими полками, и всех она принимала радушно. При жизни преподобного Сергия было основано до 70 монастырей. В те времена монастыри были не только храмами, но и больницами, школами, библиотеками.

Дорого ценили мудрое слово святого старца современные ему святители князья Русской земли. Его имя «яко священие некое обношается» в устах всякого чина людей, от Великого князя и бояр до последнего простолюдина, живущего в пределах Московского княжества. Преподобный Сергий благословил на подвиг главного вождя русского ополчения Великого князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, словами: «Иди, господине, безбоязненно! Господь поможет тебе! ». Затем, понизив голос, сказал тихо одному Великому князю: «Победиши враги твоя!...»

В то время в обители Живоначальной Троицы в числе братии были два инока-боярина: Александр Пересвет, бывший боярин Брянский, и Родион Ослябя, бывший боярин Любецкий. Их мужество, храбрость и воинское искусство были у всех свежи в памяти: до приятия монашества оба славились как доблестные войны, храбрые богатыри и люди опытные в военном деле. Этим инокамбогатырям повелел преподобный Сергий идти на ратное дело. Существует предание, что в это время отец Сергий вручил Великому князю икону Господа Вседержителя, которая и поныне хранится в московском Симоновском монастыре, близ которого, на Старом Симонове, погребены сподвижники Донского, Пересвет и Ослябя. Пока длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы святой игумен собрал всю братию и возносил молитвы Богу за успех великого дела. Телом стоял он на молитве храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом. Прозревая очами веры всё, что происходило там, он как очевидец поведал братии о постепенных успехах нашего воинства; время от времени он называл павших воинов по имени. Наконец он возвестил и полное поражение врагов. Это произошло 8 сентября1380 года.

Однажды в глубокую ночь Преподобный Сергий совершал молитву перед иконой Богоматери. Его чистое сердце горело благодатным пламенем, его смиренный ум весь погружён был в молитву, и он, как дитя, в простоте души, беседовал с Пречистой Матерью всех, возлюбивших чистым сердцем Её Божественного Сына.

Окончив молитву, он ощутил приближение небесного явления, и сказал своему келейному ученику, преподобному Михею: « Бодрствуй, чадо, мы будем, в сей час, иметь чудесное посещение! » Едва сказал он это, как свет осиял его и узрел он Благословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром Первоверховым и Иоанном Богословом... Преподобный Сергий пал ниц: благая Матерь прикоснулась к нему рукой и ободрила словами: «Я пришла посетить тебя! Услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей; отныне она будет иметь изобилие во всём, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоём к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его! » Сказала так и – стала невидима...

По древнему преданию, записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу в 1384 году. Вся жизнь святого Сергия Радонежского – чудо! Но сколько чудес совершено по молитвам святого Сергия после его блаженной кончины, последовавшей в 1392 году... Когда через тридцать лет, 5 июля 1422 года в сырой монастырской земле были обретены неповреждённые временем святые мощи преподобного, многие люди получили исцеление у гроба его.

А не чудо ли, что всего за 14 месяцев, в 1422–1423 годах, был построен белокаменный Троицкий Храм! Его сложили на месте прежнего, деревянного, во времена игуменства преподобного Никона, любимого ученика Сергия.

 

В этом храме и мне посчастливилось пережить небольшое для меня чудо 6 и 7 марта 2007 года, также в пост Рождества Христова.

 

Мысли о школе будущего продолжали присутствовать во мне и просили ещё большего внимания и осмысления.

Почему наши счастливые, жизнерадостные и любознательные малыши, получив образование, в большинстве случаев превращаются во взрослых, начисто лишенных этих качеств?

Мне захотелось вернуться к истоку своей мечты. Я вспомнил, как гулял по школе Щетинина и тогда впервые вспомнил о школе Макаренко Антона Семёновича. Где-то читал, что он сумел организовать не только школу, в которой применял свою методику воспитания и обучения, но и организовал производство фотоаппаратов. Школа была материально независима, что впоследствии и послужило причиной её закрытия.

Тогда я стал интересоваться его опытом. Как ни странно, случайно на книжном развале нашёл полное собрание сочинений Макаренко. С тех пор его книги стали настольными и я, что называется «с карандашом в руках» читал, перечитывал и конспектировал интересные для себя моменты. Тогда я понял, что Щетинин многое взял из опыта Макаренко.

Школа Макаренко стала для меня отправной точкой. Всё, что думал, говорил и делал Макаренко 80 лет назад, оказывается, востребовано и в наши дни. Позволю себе процитировать отдельные мысли Антона Семёновича.

«…Надо иметь мужество, чтобы открыто признать: мы не знаем…кого мы хотим воспитать; мы не знаем, нужно ли воспитывать мужество.

А вдруг это «непедагогично»?

А вдруг это опасно для здоровья?

А вдруг мамаши будут недовольны?

Кто виноват в этой неразберихе?

Позвольте, а где же педагогические учёные, где эти сотни инженеров педагогики, которые обязаны были, давно обязаны подготовить, продумать, разрешить вопросы воспитания?

Ведь нигде так часто не произносились эти два слова, как в педагогических статьях. А что сказано в этих статьях по вопросу о воспитании воли, мужества и целеустремлённости?

Эти вопросы фактически сняты с очереди, как многие другие вопросы воспитания. Эти вопросы спрятаны в хитром переплёте псевдонаучной больтовни, прикрыты устаревшим и совершенно чуждым для нас утверждением, что никаких отдельных вопросов воспитания нет, что воспитание неразрывно связано с образовательным процессом.

Честное слово, трудно даже поверить, но такой простой и наивный фокус проделывается… Вместо того чтобы честно и серьёзно работать над вопросами воспитания, сделали умное лицо и заявили:

Воспитание? А зачем? Учитель – он же преподаёт, вот в это самое время он и воспитывает.

История! Вы знаете, одна история сколько может воспитать?

Вы себе представить не можете!..

История, конечно воспитывает. Воспитывает и литература, и математика. Но никакого права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права инженер строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши…

Почему организаторы школьного воспитания поступают так просто? Исключительно потому, что они сами никакого отношения… к целеустремлённости не имеют. Никакие цели их особенно не интересуют, в том числе и цели воспитания.

А кроме того, есть и такое соображение: как-нибудь обойдётся, это же не мост строить, который может рухнуть через месяц. Мы ученика выпустим, кто там разберётся, что он за человек. Как-нибудь обойдётся.

И фактически получилось так, что всё дело воспитательной работы, дело огромной государственной важности, передано в руки разрозненных учителей, среди которых много молодых и неопытных…

.

…Зато спокойно живётся, зато можно проставить в процентах проделанную работу и забыть о том, что во всех других областях люди ищут, дерзают, находят, иногда рискуют, но всегда создают новое.

Мужество! Попробуйте серьёзно воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребёнка ватой и рассказать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – только объект для глазения, развлекательный момент.

Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – всё равно в чём, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Нельзя приступить к воспитанию воли, если предварительно не разрешить вопрос, чем советская воля отличается от воли в буржуазном обществе. Там воля необходима для подавления другого человека, там целеустремлённость направлена к лучшему куску общественного пирога. Не рискуем ли мы подставить эти западные категории вместо наших категорий, когда всю педагогику сводим к так называемому «индивидуальному» подходу?

Волю, мужество, целеустремлённость нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе. Не метод парного влияния от случая к случаю, не метод благополучного непротивления, не метод умеренности и тишины, а организация коллектива, организация требований к человеку, организация реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, – вот что должно составить содержание нашей воспитательной работы…

Мы фактически ученика не воспитываем, мы ничего от него не требуем, кроме самых примитивных тормозов, необходимых для нашего удобства. Мы добиваемся (не всегда), чтобы он тихо сидел в классе, но мы не ставим перед собой никаких целей положительного дисциплинирования. У наших школьников иногда ещё бывает дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления.

Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его «воспитывать». Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, – куда он идёт, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке, – мы не знаем, и узнавать не умеем.

Такие распространённые типы характеров, как «тихони», «исусики», «накопители», «приспособленцы», «шляпы», «разини», «кокеты», «приживалы», «мизантропы», «мечтатели», «зубрилы», проходят мимо нашей педагогической заботы. Иногда мы замечаем их существование, но, во-первых, они нам не мешают, во-вторых, мы всё равно не знаем, что с ними делать.

А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных, а вовсе не шалуны и дезорганизаторы».

Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремлённость, 5, стр. 420 - 425

 

Проблемы, которые сам Макаренко намечал и выделял как особенно важные в создании новой школы – это формирование и использование коллектива, как ведущего средства воспитания, и которые требуют решения:

«а) коллектив и его организация;

б) общее движение коллектива и его законы;

в) общий тон и стиль работы;

г) коллектив педагогов и их центр;

д ) система режима и дисциплины;

е) эстетика коллектива;

ж) связь коллектива с другими коллективами;

з ) индивидуальные особенности коллектива;

и) преемственность поколений в коллективе».

                                                  Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4 стр. 121.

 

В Лавре я почувствовал связь времён.

Сергий Радонежский и Антон Семёнович Макаренко стали для меня идеалами. Чем больше я о них узнавал, тем больше ими восхищался.

 

 Например, я узнал, что Преподобный Сергий, оказывается, является покровителем учащихся. Он даже молитву рекомендовал ученикам.

 

Молитва перед учением.

Преблагий Господи! Низпошли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющего душевныя наши силы, дабы, внимающее преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу!

 

Молитва после учения.

Благодарим Тебя, Создатель, яко сподобил нас благодати Твоей, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего!

 

Кто же он был?

Говорят, что Сергий Радонежский также является покровителем воинов. Существует множество легенд и преданий о знаменитом Сергиевом воинстве. Воины–иноки, воспитанные Преподобным Сергием, специально подготовленные, духовно укреплённые, выдержанные, стойкие, с железной психикой и нервами брали на себя самую страшную часть войны. Собранные в монастыри воины, воспитанные и посвящённые в древние тайны воинов - богатырей, тогда назывались иноческим воинством. Оно было передано князю Дмитрию из рук в руки и определено Сергием Радонежским как засадный полк (откуда потом и возникло название). Тысяча засадников после поединка Пересвета с Челубеем стояли в дубраве Куликовского Урочища и ждала своего часа. И когда он пробил, вышли с мечами, засапожными ножами, а то и просто рукопашным боем решили исход битвы.

Это был шок для противника, когда один Сергиев воин дрался с тремя–четырьмя десятками пеших и конных врагов, и был не остановим ни саблей, ни ударом копья или пущенной стрелой. Они в буквальном смысле прорубали в рядах врага одновременно тысячу дорог, по которым устремлялись княжеские дружинники, и страшны были своей неуязвимостью. Не имея доспехов, воины–иноки невероятным образом уворачивались от смерти и поражали воображение не только противника. Свои воины взирали с удивлением и восхищением, ибо чудилось, что это не засадный полк вышел из дубравы, а десница Господня, спустившись с небес, разит врага.

Способность выживать и сохраняться, не поддаваясь ни времени, ни существующему строю, основанная на древних воинских традициях, позволяла Сергиеву воинству сохранять и передавать узкому кругу посвящённых древние знания и умения. В Сергиевом воинстве были иноки, способные останавливать грозу, отклонять молнии, или наоборот направлять их на супостата.

Мне нравится эта легенда.

 

Возможно ли возродить давно забытые знания?

 

Я думаю, что в Школе Будущего должны соединиться знания материальные и духовные в единое, целостное познание мира. А основой, фундаментом в школе будущего будет нравственность.

       Макаренко говорил:

«Теперь перейдём к самому главному вопросу, к вопросу об установке целей воспитания. Кем, как и когда могут быть установлены цели воспитания, и что такое цели воспитания?

       Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причём в понятие характера я вкладываю всё содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убеждённости, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности, к которой мы должны стремиться.

       Ни что так не учит человека, как личный опыт.

Когда-то мне дали несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина?

И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах. Я должен был прийти к более развёрнутой программе человеческой личности. И, подходя к программе личности, я встретился с таким вопросом: что – эта программа личности должна быть одинакова для всех.

       Я увидел в своей воспитательной работе, что должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней. Тут я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом.

Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант?

       Я считаю, что вопрос должен быть решён так: имеет право! Но как это сделать? В каждом отдельном случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело – иметь право, а другое дело – уметь это сделать».

 Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания (лекции), 5, стр. 118

 

Почему-то в Лавре, когда я думал о будущей школе, было ощущение живого пространства. Я понимал, что нужно сформировать коллектив единомышленников, единую команду. И уже коллектив сотрудников школы должен заложить прочный фундамент нравственности и своим примером вдохновлять учащихся на глубокое осмысление его основ и принципов.

Общий принцип нравственности, я думаю, должен определяться постулатами: человек не должен причинять ущерба себе, другим людям, обществу и природе; соблюдать баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед людьми, обществом, государством.

Нравственная ответственность перед людьми, обществом и государством будет ограничивать права и свободы каждого человека, но не ограничивать в своём личном нравственном проявлении. Что есть нравственно, а что безнравственно - Совесть знает, а Совесть – это  совместное ведание с Творцом бытия. Значит соблюдение нравственного закона – это выражение интуитивного знания о существовании высших сил.  Интуиция – по-русски это чутьё или тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо, или непосредственное постижение истины.

Мостик возвращения к цельности существует.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь