Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чтобы быть цельным, надо быть честным.
Вот и вся формула цельности. И это базовая основа знания. Высшие силы обязательно откликаются на обращения знающего к себе. А пребывающему в ладу с «высшим», неведомым эта сила объясняет закономерность кажущихся «случайными» событий, мимолётных встреч. В результате – решение «не решаемой» проблемы, достижение желаемого результата. Случайность отнюдь не слепа. Слепы те, кто не воспринимает её как следствие своих нравственных или безнравственных мыслей и действий. Нравственность – это общечеловеческая ценность! Нравственность верно служит человеку, а человек в своих мыслях, делах и поступках должен быть верен нравственному принципу. Нравственный принцип по природе своей способен в каждый момент правильно ориентировать человека, группу, коллектив, государство и указывать верный путь. Формируя в себе, внутри коллектива единомышленников и учителей основы нравственности, тем самым сформируется пространство, где дети сами будут изначально жить нравственно в пока ещё безнравственном обществе, и уже своим детям передадут, что называется «с молоком матери» нравственный образ жизни. Не может быть здорового коллектива или общества, в котором его интересы обеспечиваются ценой систематического попирания интересов его отдельных сотрудников или граждан. Здоровый коллектив или здоровое общество – это органичное совмещение интересов каждой личности и всего коллектива. Уверен, что в Школе Будущего все, от директора до детей, будут стоять на страже нравственности. Оказываясь в едином «нравственном поле», все одинаково будут понимать идею (зачем), будут иметь единую цель (куда), знать способ достижения цели (как), будут располагать чёткими критериями оценки степени достижения цели (сколь близко - далеко). Знание способа (как воспитывать нравственность) даст возможность чётко осуществлять стратегическое, оперативное и тактическое планирование достижения цели. Повышение нравственности позволит направлять энергию, внимание «вовнутрь» – на внутреннее самосовершенствование, на более глубокое постижение сущности и смысла собственного бытия, на получение всё более глубоких познаний об окружающем мире. Концепция нравственности, в свою очередь, способна породить удивительную по своей креативной, созидательной мощи нравственную «сверхвласть». А вот что Макаренко говорил о конкретных элементах нравственного воспитания: «Чрезвычайно важный вопрос – это уметь приказывать товарищу и уметь товарищу подчиняться. Это та трудность, которую меньше всего умеют воспитывать, и никогда нельзя было бы воспитать, если бы не создали нравственного коллектива. У нас полное равенство, и поэтому у нас начальство – товарищ, и подчинённый – товарищ. Воспитать умение приказать и подчиниться товарищу – большое достижение в области нравственного воспитания. Мы иногда выбирали командиром двенадцатилетнего мальчишку. Мы понимали, что он командир слабый, но он изо всех сил старался быть командиром хорошим. Дежурный по коммуне имел большую власть. Утром он обходил все спальни, и когда подавалась команда отряду: «Смирно! » – он говорил: «Здравствуйте, товарищи! ». Он являлся начальником на сегодняшний день. Представьте себе, что этот пацан имел право встретить члена бюро комсомольской ячейки и сказать: «Видишь, тряпка лежит, надо её убрать! », и ему отвечали: «Есть! Товарищ командир! ». И если ему не отвечали как следует, он писал рапорт. И в дальнейшем мы этому придавали огромное значение – уметь подчиниться товарищу не потому, что он сильнее физически, не потому, что он умнее, а потому, что его уполномочил коллектив, и потому, что он за коллектив отвечает. Точно так же очень многое можно воспитать в характере по отношению к труду. У очень многих среди молодёжи есть такое представление: это труд плохой, это труд чистый, это грязный труд. В коммуне было правило (уборщиц не было), убирали коммуну авральной работой. Кто натирал паркет, кто мыл стёкла, кто мыл пол, убирал туалет и т.д. На всю уборку выкраивалось 15 минут. Сначала за месяц спорили, кому какая уборка: кто будет убирать театр, кто клуб, кто мой кабинет, а кто будет туалет мыть. Конечно, самой противной уборкой был туалет, и давалась эта уборка самому худшему отряду. Потом решили тянуть жребий. Потом как-то случилось так, что такой-то отряд выделился. Говорят: «Это героический отряд, давайте им дадим мыть туалеты! ». – «А что же вы думаете, не возьмём? ». И стал, как правило, лучший отряд мыть туалеты, и это считалось его привилегией, и он этим гордился: «Вы что, пол натираете, а вот попробуйте туалет убрать». Вот такое отношение к труду должно быть воспитано… Без такой закалки, без воспитания чувства преданности к коллективу и просто, ясного понимания внутриколлективных отношений нравственное воспитание невозможно. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище, 5, стр. 408-409.
Преподобный Сергий продемонстрировал своей жизнью высочайшую святость, что является высшим проявлением нравственности! Не поэтому ли всё, что создано им, существует и поныне, а его молитвы и образ творят чудеса по сей день? Однажды гуляя по территории Лавры, я присоединился к группе экскурсантов. Экскурсию вёл студент Московской Духовной семинарии. Он рассказывал о чудесах в Лавре. Вот что я услышал: «Это случилось в советские времена. Охрана в те времена была милицейская. Пост находился перед Троицким Собором. Два милиционера в 3 часа ночи вышли покурить. Вдруг к ним подходит пожилой монах в очень старых одеяниях и говорит: «Здесь курить нельзя, здесь святое место! ». И прошёл через железную дверь в Троицкий Храм. Милиционеры записали этот случай в журнал».
На этом закончилось моё первое, но я уверен не последнее, посещение Троице-Сергиевой Лавры.
* * *
События, произошедшие со мной в Троице-Сергиевой Лавре, произвели на меня неизгладимое впечатление и определили мой дальнейший жизненный путь. Пока я был один со своей мечтой, но не одинок.
В своей памяти я постоянно возвращаюсь к самым ярким моментам, которые произошли со мной в Лавре и, самое главное, последовавшими за ними чередой случайных или вполне закономерных встреч и событий, которые каким-то непостижимым образом оказались связаны с созданием Школы Нового Поколения.
«Детский вопрос»
«Детский вопрос», а, точнее размышления о том, что же является настоящей целью современного обучения, состоит ли она в том, чтобы развить ум, укрепить волю детей, внушить им любовь к ближнему и чувство взаимной зависимости, братства и, таким образом, упражнять и формировать характер или целью современного образования является сдача экзаменов и только? – занимали мои мысли. Но в случае, если прерогативой образования современное общество назначило сдачу экзаменов, что тогда? В этом случае система не служит развитию здорового соревновательного духа, а пробуждает и взращивает ревность, зависть, почти ненависть в молодых людях, одного к другому, и тем самым приучает их к жизни, исполненной жестокого эгоизма и погони за почестями и деньгами, вместо добрых чувств.
«Много знаний нужных и важных. Но самое главное – как жить» – говорил Лев Толстой. Ещё в середине прошлого века фундаментально занимаясь вопросами образования, Лев Толстой обращал внимание на то, что « развитие ошибочно принимается за цель …». Что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития. В этом заключается ошибка всех педагогических теорий. А что такое экзамены? Это, по сути, просто способ классификации, благодаря которому сводятся в таблицу результаты школьного обучения ребёнка. Современная наука говорит о том, что интеллект является результатом механического взаимодействия в мозговом веществе, и потому столь логично, что современное образование должно быть почти полностью механическим – своего рода автоматической машиной для массового производства очень среднего интеллекта. Такое образование только тренирует физическую память. А что до сколько-нибудь настоящего, глубокого развития способностей думать и размышлять, оно просто невозможно, пока всё должно оцениваться по результатам конкурсных экзаменов. Школьное обучение имеет огромнейшее значение в формировании характера, особенно в моральном отношении. Но современная система образования от начала до конца основана на, так называемых, научных откровениях «борьбе за существование» и «выживании сильнейших». Все усилия верующих в этот культ направлены на то, чтобы от рождения неспособные вытесняли способных. Таким образом, предлагая большие суммы денег, они отвлекают лучших учителей от их подлинных учеников, чтобы натаскать своих, от природы не очень способных потомков. С малолетства это внушается каждому человеку практическим примером и опытом, так же как и прямым поучением до тех пор, пока не станет невозможным искоренить из его сознания, что «Я», низшее, персональное, животное «Я» является целью всего, сутью всей жизни. Здесь мы получаем обильный источник всех последующих страданий, преступлений, бессердечного эгоизма. Эгоизм – это проклятие человечества, плодовитый источник всех зол и преступлений этой жизни, и именно школы являются рассадником его. Я думал, если у меня будет возможность создать школу, что стало бы её основой, её сутью? Наверное, эта школа должна будет учить детей уверенности в себе, любви и уважению к другим людям, альтруизму, взаимному милосердию, и более всего, думать и рассуждать самостоятельно, широко и глубоко мыслить. Чисто механическая работа памяти будет сведена до минимума, учебное время будет отдаваться развитию внутренних чувств, способностей и сокрытых возможностей. Обращение с каждым ребёнком соответствовало бы обращению с ним как с личностью, получающей образование, которое наиболее гармонично и ровно способствовало бы развёртыванию его сил, чтобы наклонности и таланты ребёнка получили своё полное естественное развитие.
У меня шестеро детей (двойняшки, дочь и тройняшки). Мы на протяжении всего времени, пока дети учились, сталкивались с негативными примерами образования в наших школах. Ходить в школу дети очень не любили. А мы, родители, видя, что в школах ведётся целенаправленный процесс уничтожения в наших детях всего лучшего и доброго, ничего не могли с этим сделать. Но и мириться с данным положением вещей тоже не было сил. Я стал интересоваться учителями-новаторами, новыми или хорошо забытыми воспитательными и образовательными методами, школами, которые применяют эти программы. Нашёл одну школу, её опыт показался мне очень интересным, до такой степени, что этот интерес, как путеводная нить, привёл меня туда. Это была школа академика Щетинина. Меня переполняли чувства восхищёния и удивления. Главным образом я был восхищён детьми, их открытостью, умением мыслить и излагать свои мысли. А атмосфера, царящая в школе, наполняла моё сердце радостью оттого, что всё-таки есть школа, в которой дети чувствуют себя хозяевами, из которой не стремятся убежать, а наоборот, не хотят уезжать домой на каникулы, настолько им интересно там жить. Это школа была их домом, домом, который они сами создавали, строили, следили за чистотой и порядком. Жизнь в этом доме напоминала пчелиный улей, кипела, бурлила, двигалась – каждый был вовлечён, а не выполнял повинность. Подъём в 6 утра, пробежка, у ребят марш броски, уроки, они их называют погружениями, сменяются народными танцами, рукопашным боем, индивидуальными занятиями, общественными работами. И так до самого отбоя. Каждый ребёнок знает свои обязанности и с радостью стремится их выполнять. В школе не услышишь рока и репа, звучат народные и казачьи песни. Ребята серьёзно занимаются русским рукопашным боем и сами охраняют свою школу. Меня повергла в шок надпись: «За Родину! », которая была написана мелом на камне в укромном месте. После первого посещения этой школы мне захотелось привезти туда своих детей. Это оказалось возможным, поскольку школа была бесплатная, не коммерческая, хотя и с полным пансионом. Дети жили, работали, строили себе новые терема, поддерживали порядок, готовили пищу, а уроки и учителя в корне отличались от тех школ, в которых прежде учились мои дети. Когда дочери несколько месяцев прожили в школе Щетинина, я спросил у них, а хотели бы они, чтобы и их дети учились в такой школе? – Это было бы замечательно, только с первого класса, а ещё лучше с детского сада! – сказала Вера. – И почему таких школ больше нет в России? – спросила Надежда. – Почему ЮНЕСКО ещё в 1990 году признало эту школу лучшей в мире, а в России не признают? – задала вопрос Любовь. Я не смог ответить своим дочерям на эти вопросы, по наивности предполагая, что Президент России просто не знает о такой школе. Я написал письмо Путину В.В., который в то время был Президентом России, и сам отвёз письмо в Кремль. Спустя некоторое время пришёл ответ, что письмо направили в Министерство образования. Так оно и застряло в недрах министерских кабинетов. Но я был переполнен впечатлениями от этой школы, мне хотелось, чтобы о такой организации образовательного и воспитательного процесса узнало как можно больше людей. В течение семи лет я регулярно посещал эту школу, хотя мои тройняшки давно её закончили. За это время у меня накопилось много материала. Я общался с детьми и сотрудниками этой школы, интересовался другими инновационными образовательными методиками, и как естественное продолжение моих исследований пришла мысль написать книгу. Первый и пока единственный тираж моей книги «Школа академика Щетинина. Возможность встретиться» разошёлся очень быстро, к моему удивлению книгой заинтересовались даже в Америке, где она сейчас готовится к изданию, заканчивается перевод книги. Что интересно, переводчики столкнулись с серьёзной проблемой качественного перевода, поскольку правильно передать такие понятия, как " родочеловек" довольно сложно. На Западе понятия " род", " родовой", утрачены, поэтому разбудить в англоязычных читателях " родовую память" – непростая задача! Кроме того, в английском языке отсутствуют многие значимые языковые связки, которые есть в русском языке и используются Щетининым, например, " древний» – «дерево» – «древо»...
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы