Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Махрамы кто они? О путешествии женщины без махрама. Общение между мужским и женским полом.



Махрамы кто они? О путешествии женщины без махрама. Общение между мужским и женским полом.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Содержание:

  Вступление.

По причине кровного родства.

По причине родства по браку.

По причине молочного родства.

Временные запреты бывают нескольких видов.

Какие части тела женщина может раскрывать перед человеком, который является ей махрамом?

Кормление с целью сделать их запрещенными для женитьбы друг на друге (махрамами).

Может ли мужчина после смерти своей жены жениться на ее племяннице (дочери ее сестры)?

Может ли он жениться на дочери жены отца?

Разрешено ли целовать бабушку, и теть в голову, или не разрешено?

Является ли махрамом сестра жены?

Брат мужа - это смерть.

Жена живет в одном доме с братьями мужа.

Является ли условием, чтобы махрам женщины был совершеннолетним?

Каково положение выхода женщины в путь без махрама?

В хадж без махрама.

Считается ли женщина махрамом для другой женщины, которая не приходится ей родственницей, во время поездки, а так же в других случаях или нет?

Мнение тех кто дозволял отправлятся женщине в путь без махрама если путь безопасный.

Что такое «путь»?

Может ли женщина лететь на самолете без махрама?

Могут ли женщины ходить на рынок и в магазины?

Может ли она отправляться в путь, чтобы окончить учебу, без махрама, так как вынуждена сделать это?

Если женщине разрешено жить одной, то почему ей нельзя путешествовать без махрама?

Выход из дома только с разрешения мужа.

Вождение автомобиля женщинами.

Наставление связанное с выходом женщины из дома.

Фетва относительно постановления совместного обучения мужчин и женщин.

Отделение мужчин и женщин во время семейных визитов

Общение женского пола с мужским в интернете с целью знакомства и женитьбы и т.д.

Шейх Альбани - Общение с невестой до никяха.

Уединение женщины-пассажира в такси, которое ведет мужчина

Работа в смешанном коллективе.

Разговор с женщинами на работе.

Дозволено ли женщине работать по Исламу?

Рукопожатия мужчины и женщины.

35 Снятие женщиной хиджаба\ уединение с отстающим в умственном развитии молодым человеком

Разрешено ли женщине улыбаться не махраму, но не показывая своих зубов и не издавая звука?

Махрам (араб. م َ ح ْ ر َ م ٌ ) происходит от глагола ح َ ر ُ م َ (быть запретным, заповедным, священным) и означает – запретный.

В терминологии шариата махарам – это тот, кому навсегда запрещается жениться на женщине по причине кровного, молочного либо брачного родства.

 

Вступление.

Имам Ибн аль-Асир сказал: “аль-Махрам – это тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников, как отец, сын, брат, дядя и т.п.” См. “ан-Нихая” 1/337.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “аль-Махрам – это тот, с кем дозволено женщине отправляться в путь и оставаться наедине. Это каждый, кому запрещено жениться на женщине”. См. “Ихкамуль-ахкам” 304.

Махрамы могут быть как близкие родственники, так и молочные, а также ставшие таковыми по причине брака (как муж дочери и муж матери). См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 36/200.

 

Сегодня многие знают хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о запрете уединения с посторонней женщиной и смешивании полов. Перечислим некоторые из них:

От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Пусть не уединяется мужчина с женщиной без махрама» (Аль-Бухари и Муслим).

«Если мужчина и женщина уединяются, то шайтан будет третьим с ними» ( приводится у Ахмада, хадис достоверный ).

«Если кому-нибудь из вас пронзят голову железной иглой, это лучше для него чем он прикоснётся к запретной ему женщине» ( ас-сильсиля ас-сахих )

«Пусть не путешествует женщина без махрама» ( Муслим )

Но мало кто может перечислить категории женщин, для которых мужчина является махрамом (махрамом для женщины являются мужчины, за которых она не может выйти замуж) по причине кровного родства, по причине молочного родства, по причине вступления в родственные отношения (брак). Основой этого является аят 23 из суры «Женщины»:

«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, к матерям которых вы вошли, а если вы еще не вошли к ним, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (4; 22-23)

 

Говорит шейх Усеймин: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

" Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, которые вы не должны забывать, и поставил пределы, за которые вы не должны переходить".

Среди установленных Шариатом ограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений. В частности, мужчине запрещено вступать в семейные отношения с женщинами, находящимися с ним в кровном родстве. Запреты мужчинам относительно женщин делятся на два вида: постоянные и временные. Источник книга Шейха Усеймина Брак и развод в Исламе.

Запрещенные для женитьбы женщины в шариате делятся на два вида:

1. Те, которые становятся запрещенными навсегда (до самой смерти), то есть человек не имеет права жениться на этой женщине ни при каких обстоятельствах;

2. Те, которые запрещены, но на определенное время по определенной причине, исчезновение которой в свою очередь делает эту женщину разрешенной для бракосочетания с ней.

 

__________________________________

Фатва.

Вопрос: Разрешено ли вступать в брак с сестрой бывшей жены, если идда жены закончилась и она жива, потому что запрещено быть женатым на двух сестрах одновременно и бывшая жена еще жива?

 

Ответ: Хвала Аллаху. Дозволено вступать в брак с сестрой бывшей жены при условии, что идда первой жены закончилась. Доказательством служит следующий аят: «Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах» (Женщины 4: 23). Передается, что Убейда ас-Сальмани сказал: «Сподвижники, все как один, сошлись во мнении относительно четырех ракаатов Сунны до полуденной молитвы и запрета вступать в брак с женщиной, когда у ее сестры еще не закончилась идда».

Запрет относится к тем случаям, когда брак еще не расторгнут, но в описанной выше ситуации отношения с женой уже закончились разводом. И Аллах знает лучше См. «Аль-Мугни», 7/68-69. Также известно что Усман ибн Афан был женат на двух дочерях Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, сначала на одной, после того как она умерла, женился на второй. За что его называли обладателем двух светочей.

 

Сказал Ибн аль Араби аль-Малики: " Падчерица является запретной по единогласному мнению Уммы". См. " Ахкам аль-Куран", 1-472.

 

__________________________________

Фатва.

Вопрос: Меня вскормила женщина вместе со своими сыновьями. Затем, ее муж умер и после срока идда она вышла замуж за другого и родила от него детей. Являются ли ее дети от второго мужа моими братьями?

 

Ответ шейха Ибн База: Вся хвала Аллаху. Если ситуация такова как вы описали в вопросе и вы были вскормлены ею пятью кормлениями или более того в первые два года вашей жизни, то ее дети от первого мужа являются вашими братьями через ваших молочную мать и отца, и ее дети от второго мужа являются вашими братьями лишь через вашу молочную мать, потому что Аллах сказал в суре Ниса, упоминая о женщинах на которых запрещено жениться (перевод смысла):  «Запрещено вам жениться на ваших матерях, ваших дочерях» и затем Он сказал: «ваших молочных матерях, ваших молочных сестрах».

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Становится махрамом (запрещенным для брака) через кормление грудью то же, что является махрамом через кровную связь» (Согласованная версия)

Majmoo’ Fataawa Ibn Baaz (22/301)

 Большинство ученых говорят о том, что запрет не распространяется только на молочную мать и сестру, упомянутых в Коране. Дауд аз-Захири считает, что запрет ограничивается только на них [Аль-Хауи 2/271]. И нет сомнения в правильности первого мнения, так как оно подкреплено другими доказательствами. Передает Айша, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Запрещается по причине кормления молоком тот, кто запрещается по причине родства» [Аль-Бухари 3161]. Также передает Али, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах запретил по причине молочного кормления то, что запретил по причине родства» [Муслим 3163]. Поэтому эти два хадиса доказательство на то, что все женщины молочного кормления берут те же положения, как и женщины родства (а их семь как об этом упоминалось), на которых человеку запрещено жениться. Например, если вскормила женщина таким кормлением, которое считается запрещающим (скоро инша Аллах это будет подробно объяснено), то она становится его молочной матерью, ее сестра его тетей, ее дочь его сестрой и т.д. и все эти женщины берут все те же положения в отношении взгляда, уединения, путешествия с ними как и запрещенные по причине родства.

И в некоторых ответвлениях этого вопроса есть некоторые разногласия, которые считаю уместным упомянуть в виду важности вопроса. Однако начнем с того в чем нет разногласия среди ученых в этом вопросе.

Сказал шейх-уль-Ислам ибн Таймия: «Если ребенок был вскормлен грудью пятью кормлениями в период двух лет с его рождения до того как он был отлучен от груди, то этот ребенок становится сыном (дочкой) этой женщины по единогласному мнению ученых. Также стали все дети женщины и этого мужчины братьями и сестрами для этого ребенка. И нет разницы между детьми женщины, которые были вскормлены вместе с этим ребенком и теми, кто родился до этого или после. Также стали родственники кормилицы родственниками вскормленного. Ее дети его братья и сестры. Дети их детей, дети его братьев и сестер. Ее отцы и матери (то есть ее отец и отец ее отца и т.д. и мать ее матери ит.д.) стали его дедушками и бабушками. Ее сестры и братья его дядями и тетями. Родственники мужчины, который был причиной молока кормилицы - родственники ребенка также как родственники ее молочной матери. Что же касается родственников вскормленного со стороны родства или также молочного кормления, то они чужие для его молочной матери и ее родственников. Поэтому разрешено молочным братьям этого ребенка женится на его сестрах по родству и наоборот. Что же касается детей брата или сестры его молочной матери, то они разрешены для этого ребенка, также как и дети дяди и тети по родству. В отношении всего этого нет разногласия среди ученых». [Таудих-уль-ахкам мин булуг-уль-марам. Шейха Бассам 3/221]

Однако ученые разошлись в вопросе: «Становится ли человек, чья половая связь с женщиной вскормившей ребенка стала причиной появления молока, отцом ребенка и соответствующе его родственники родственниками ребенка? Также если у человека будет две жены и каждая из них вскормила ребенка, одна мальчика, а другая девочку? То по мнению группы ученых они стали братом и сестрой. Это мнение Ата Таус, аль-Хасан аль-Басри, аш-Шаби, аль-Касим, Уруа, Малик, ас-Саури, аль-Аузаи, аш-Шафии, Исхак ибн Рахауайхи, Абу Убайд, Абу Саур, ибн Мунзир, ханафитские ученые.

Сказал ибн Абдуль-Бар, что фикихы в Хиджазе, Ираке и Шаме, а также группа ахлильхадис берут это мнение.

Обратного мнения придерживаются Саид ибн Мусайб, Абу Саляма ибн АбдуРрахман, Сулейман ибн Ясар, Ата ибн Ясар, ан-Нахаи, Абу Киляба, также это мнение передано от ибн Зубайра и группы сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Доказательство этой группы то, что передано от Зайнаб дочери Абу Суляйма то, что ее вскормила Асма бинт Абу Бакр – жена Зубайра. Сказала Зайнаб: «Зубайр (ее молочный отец) входил ко мне и я расчесывала волосы, брал меня за косу из кос моей головы и говорил: «Расскажи мне что-нибудь», и я считала его своим отцом и его детей моими братьями. Затем Абдуллах ибн Зубайр послал ко мне человека свататься от его имени к моей дочке Умму Кульсум для сына Зубайра Хамзы. И Хамза был от другой женщины, не от Асмы. Я сказала этому посыльному: «Разве Умм Кульсум разрешается ему? Ведь она дочь его сестры (так как Зайнаб молочная дочь Зубайра, то его сыновья ее братья)». Сказал Абдуллах ибн Зубайр «Что касается детей Асмы, то они твои братья, однако дети от другой жены не являются твоими братьями. Пошли кого-нибудь и спроси об этом вопросе». Я послала и спросила и в это время было много сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они казали: «Поистине молочное кормление не запрещает со стороны мужчины никого». И женился Хамза на Умм Кульсум». [Хадис передал имам аш-Шафии в «Муснад» 3/17, иснад хадиса хороший].

Говорит ибн Кудама: «Однако наше доказательство то, что передала Айша, да будет доволен ею Аллах, то, что Афлях брат Абу Куайс попросил разрешения войти к ней после того, как были ниспосланы аяты хиджаба, на что она ответила: «Клянусь Аллахом не запущу тебя до тех пока не спрошу Посланника Аллаха так, как не брат Абу Куайса вскормил меня (т.е. не он вскормил своим молоком для того, чтобы он стал мне отцом, а его брат дядей для меня), однако жена Абу Куайс вскормила меня. Когда она спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он ответил ей: «Разреши ему поистине он твой дядя. Сказал Урва: «Поэтому Айша брала это мнение: запрещения по причине молочного кормления тех, кто запрещается по причине родства». [Аль-Бухари 4811, Муслим 1444].

И это явный текст в этом спорном вопросе, поэтому не обращается внимание на то, что ему противоречит. Что же касается хадиса Зайнаб, то если он и является достоверный, то это аргумент для нас. Так как Зубайр считал ее своей дочкой и она считала его своим отцом. И очевидно, что это было известно среди них (сподвижников). Поэтому действие Зубайра с соединением с согласием на это тех, кто жил в его время более достойно для принятия, чем слово его сына и слово неизвестных (тех кто были спрошены) [См. «аль-Мугний» 2/1639]. 

Как это стало очевидно, что мнение большинства ученых в этом вопросе сильнее, чем другое мнение по причине тех мотивировок, которые упомянул ибн Кудама, ведь нет аргумента ни в чьем слове после слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также хадис Айши передал аль-Бухари и Муслим, то есть иснад его очень сильный, в то время как иснад хадиса Зайнаб намного слабее. И как известно из науки «Усуль фикх» то, что одна из форм взвешивания мнений – взгляд на силу иснадов хадисов, которыми аргументирует та или иная сторона. В случае если два хадиса внешне противоречат друг другу и нельзя их собрать, то тогда предпочтение отдается хадису иснад, которого сильнее как в нашем случае.

Затем следующее ответвление этого вопроса, в котором есть разделение ученых. Оно заключается в следующем:

Запрещаются ли мужчине жениться на молочной матери жены, также как нельзя жениться на матери женщины по крови? Также можно ли ему жениться на молочной дочери жены, на жене молочного сына и жене молочного отца.

Большинство ученых говорят, что эти женщины также являются запрещенными. [см. Бадаи ас-Санаи 5/72].

Условия запрета по причине кормления.

  1. Молоко должно быть из груди женщины (человека). Доказательство этому слово Аллаха: «И ваши матери, которые вас вскормили» [Ан-Ниса 23].
  2. Кормление, которое будет запрещающим является кормлением состоящее из пяти отдельных друг от друга кормлений и выше. Это мнение передано от Айши, ибн Масуд, ибн Зубайра, Ата, Таус, также это одно из мнений имама аш-Шафии.

Сказали другие ученые: «Не обуславливается число в кормлении, которое будет запрещать. Все равно будет вскормлен ребенок большим количеством молока или маленьким, один раз или больше. Доказательство этого мнения слово Аллаха «И ваши матери, которые вас вскормили» [Ан-Ниса 23], также слово Посланника Аллаха: «Запрещается по причине кормления то, что запрещается по причине родства» . Сказали эти ученые: «Эти доказательства обобщенные в отношении кормления, не разделяют между количеством молока и числами кормлений». Это мнение Саида ибн Мусайб, Малика, аль-Аузаи, ханафитских ученых и других.

Другие ученые сказали: «Кормление, которое является запрещенным это кормления состоящее из трех кормлений и выше».

Доказательство этому слово Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не запрещают (через кормление) одно всасывание или два» [Муслим 1451]. Эти ученые сказали: «Понимание от противного в этом хадисе то, что запрещает больше чем два всасывания. Это мнение Абу Саур, Абу Убейд, Дауд, Ибн Мунзира.

Доказательство первой группы ученых (которые говорят, что не запрещает меньше чем пять кормлений) хадис, который передала Айша, да будет доволен ей Аллах, она сказала: «Было ниспослано в Коране десять кормлений известных запрещающих, затем это было отменено и стало пять кормлений известных запрещающих» [Муслим 1452].. Ученые, аргументирующие этим хадисом сказали: «Тексты указывающие на то, что кормление в общем запрещает без конкретизации числа и количества, конкретизированы хадисом Айши, да будет доволен ею Аллах. Также хадис, в котором отрицается запрещение одним всасыванием или двумя своим прямым текстом не противоречит хадису Айши, а его понимание от противного не является текстом, чтобы точно заявлять, что три всасывания запрещают, в то время как хадис Айши явный текст в отношении пяти кормлений. Поэтому собрать между ними очень просто. Не запрещают одно или два, однако запрещают пять» [См. аль-Мугний 2/1971].

Также эти пять кормлений должны быть раздельными друг от друга и в понимании этого возвращается к традиции. Что люди в том или ином месте или народе считают пятью отдельными друг от друга кормлением, то это будет запрещающим кормлением. Это мнение имама аш-Шафии и других ученых» [См. аль-Мугний 2/1971].

 

 

__________________________________

 

4 Временные запреты бывают нескольких видов:

Говорит шейх Усеймин:

1. Запрет на сестру жены, ее теток как по отцовской, так и по материнской линиям.

Запрет действует до тех пор, пока брак не распадется, либо по причине смерти мужа, либо в результате развода. Всевышний Аллах сказал: " И - объединять двух сестер" (Сура " Женщины", аят 23).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " Не объединяйте жену и ее тетку по отцу, жену и ее тетку по матери" (Текст хадиса согласован).

 

2. Запрет, действующий в период, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот период (идда), и в это время ей нельзя делать предложение относительно этого.

 

3. Запрет, действующий в период большого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет с себя ихрам. Есть и другие запреты, о которых мы не говорим, опасаясь затянуть нашу лекцию. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак. Вступать с ней в половые отношения можно только после того, как завершится менструальный период и женщина совершит омовение.

Следует заметить, что эта группа женщин является запрещенной только в вопросе брака, однако во всех остальных вопросах она является чужой для человека. Поэтому ему нельзя на нее смотреть, уединяться с ней, путешествовать и т.д.

 

 

Брат мужа - это смерть.

 

Брат мужа не является махрамом, более того, о его потенциальной опасности предупредил нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сказал посланник Аллаха в хадисе от Укбы ибн Амира: " Запрещено вам входить к женщинам", и сказал человек из Ансаров: " О Посланник Аллаха, а как же родственник мужа? " Он ответил: " Он - смерть". Передал Бухари и Муслим.

Сказал Аль-Куртуби: " Значение этого в том, что вход родственника мужа к жене мужа подобен смерти в порицаемости и вреде, то есть - он запрещен, и его запрет известен. И причина столь сильного предостережения Посланника Аллаха от этого, и уподобление им слова " смерть" по причине легкого отношения людей к этом, со стороны мужа и жены, по причине их привычности к этому, как будто бы он не посторонний для женщины" см. " Тухфатуль-ахуази" 3/251.

Сказал Ан-Навави: " Смысл его слов: " родственник мужа - смерть" - что страх от него больше, чем от других, и зло ожидаемое от него, и искушение - больше, по причине его возможности добраться до женщины и уединиться с ней, причем так, что его не будут порицать, в отличие от постороннего, и желаемое здесь под родственниками мужа - то, что кроме его отцов и детей, что же касается его отцов и детей, то они являются махрамами его жене, и разрешено им уединение с ней, и они не описаны смертью. И подразумеваются в этом хадисе лишь брат, и племянник, и дядя, и сын дяди, и подобные им из тех, кто не является махрамом, и обычаем людей является послабление по отношению к этому, и уединяется с его женщиной его брат, и это и есть смерть, и такой - первее к запрету, чем посторонний, по причине того что мы упомянули". см. " Шарх Сахих Муслим" 14/154

 

 

___________________________________

В хадж без махрама.

 

Что же касается совершения обязательного Хаджа без махрама, то ученые разошлись в этом вопросе. Группа ученых считала, что женщина может, (а некоторые даже сказали, что обязана) совершать Хадж, даже если с ней не будет махрама. И среди дозволявших это, были и сторонники первого мнения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Передается от ‘Ата, Са’ид ибн Джубайра, Ибн Сирина, аль-Ауза’и, Малика и аш-Шафи’и, что махрам не является условием для совершения Хаджа женщиной, и подобное передают от ‘Аиши”. См. “аль-Муфхим” 3/449.

Имам Ибн Батталь говорил: “Имам Малик, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и говорили, что женщина совершает обязательный Хадж с группой надежных женщин, даже если с ней нет махрама! И это дозволяли большинство ученых. И сообщается, что с Ибн ‘Умаром совершали Хадж женщины его соседки”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/532.

Ан-Науауи говорил: “Женщина может поехать в (обязательный) Хадж без махрама, если не опасается за себя, и это наш (шафиитский) мазхаб! ” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/98.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Те ученые, которые не делали махрама условием (для Хаджа) говорили: «Условием является безопасность для женщины и находится в группе надежных мужчин или женщин! »” См. “аль-И’лям” 6/82.

Однако другие ученые считали, что женщины могут совершить и добровольный Хадж без махрама, если они в группе надежных мужчин и женщин, и в качестве довода они опирались на следующие сообщения:

От ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа сообщается, что «‘Умар ибн аль-Хаттаб разрешил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершить Хадж, послав с ними ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа». аль-Бухари 1860.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “И в этом довод на дозволенность путешествия женщины с достойными доверия женщинами, если путь безопасный. И на это указывает согласие ‘Умара, ‘Усмана, ‘Абдур-Рахмана и жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто из сахабов это не порицал! ” См. “Фатхуль-Бари” 4/91.

Также подобное было не один раз, поскольку имам Ибн Са’д приводил с достоверным иснадом, что «Абу Исхакъ ас-Саби’и рассказывал, что видел, как жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали Хадж и во времена аль-Мугъиры ибн Шу’бы». См. “Фатхуль-Бари” 4/87.

Эти сообщения указывают на то, что нет запрета для женщины, совершить добровольный Хадж без махрама, как это говорил имам аль-Байхакъи.

Спросили Шейха аль-Ислама, Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах: «Можно ли женщине, отправиться в Хадж без «махрама»?

Шейх ответил: «Если она, будет из тех женщин, у которых уже прекратились менструальные выделения (из-за климакса*) и она не нуждается в брачных отношениях, и у нее нет «махрама», то по одному из мнений Ученых, ей можно отправиться в Хадж с теми, кому она доверяет. Это является одним из мнений Имама Ахмада, а так же мнением Имамов Малика и аш-Шафии». См. «Маджмуат аль-Фатава» 26\13.

* Это, возрастная перестройка в организме женщины, период угасания половых функций. Чаще всего это наступает, в среднем, в 50 – летнем возрасте. Объективно это проявляется снижением уровня эстрогенов в сыворотке крови и прекращением месячных.

 

Однако все же правильным мнением является то, что женщине не следует совершать ни обязательный, ни добровольный Хадж без махрама, поскольку махрам является условием для выполнения Хаджа женщиной. И это мнение основано на хадисе, который передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом! » аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.

О тех, кто выдвигал различные условия для Хаджа женщины помимо наличия махрама, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Они оставили мнение, основанное на внешнем смысле хадиса, и каждый из них выдвинул условие, на которое у них нет довода! ” См. “аль-Мугъни” 5/31.

Но если женщина все же совершила Хадж без махрама, то по мнению большинства ученых, несмотря на ее грех, ее Хадж действительный! И это же мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, несмотря на то, что женщина совершила ослушание. См. “Фатауа аль-харам аль-макки” 3/49.

Шейх Альбани (рахимаху-Ллах) также сказал: " И то мнение, о дозволенности путешествия женщины без махрама с группой других женщин, невозможно быть спокойным относительно этого даже со стороны действительности. В книге " Турукъ аль-хамама" Ибн Хазма рассказывалось, что как-то группа женщин со стран запада отправилась в Хадж. Когда они возвращались на корабле с Хаджа, каждая из них совершила прелюбодеяние с одним из работников корабля! ". Сл. " Фатауа аль-Имарат", №58.

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Это действие – совершение паломничества без сопровождения махрама – запрещено. На это указывает хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время своей проповеди сказал: „Пусть женщина путешествует только в сопровождении махрама“. Тогда поднялся один мужчина и сказал: „Моя жена выехала для совершения паломничества, а я записался на участие в таком-то сражении“. Пророк, мир ему и благословение, сказал: „Езжай и соверши паломничество со своей женой“» (хадис приводится у аль-Бухари под № 3006 и Муслима под № 1341).

Поэтому, женщине запрещено выходить в путь без сопровождения махрама. Махрамом является мужчина, за которого всегда, а не временно, запрещено выходить замуж. Это может быть родственник или близкий человек по другим, прописанным Шариатом, связям (к примеру, по причине женитьбы или кормления молоком). Махрамом может быть только половозрелый и разумный человек. Человек, не достигший половозрелости, и человек, находящийся не в своём уме, не может быть махрамом. Мудрость в присутствии во время путешествия махрама состоит в охранении женщины в пути и её защите. Чтобы люди, которые не боятся Всевышнего Аллаха и не проявляют милости к Его рабам, не навредили ей.

 

Нет разницы: сопровождают её женщины или нет, находится она в безопасности или нет, даже если она выезжает с женщинами из своей семьи, находясь при этом в совершенной безопасности, ей запрещено выходить в путь без махрама. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мужчине ехать и совершить паломничество со своей женой. Он не спросил его о том, уехала ли она в сопровождении женщин или нет, в безопасности она или нет. Если он, мир ему и благословение, не расспросил об этом, то значит, это не имеет значения. Это и является верным мнением.

В наше время некоторые люди допустили послабления и позволили женщине путешествовать на самолёте без махрама. Это, несомненно, противоречит ясным словам доказательств. Путешествие на самолёте не отличается от другого, во время него также могут возникнуть опасность.

Когда махрам провожает женщину во время путешествия на самолёте до аэропорта, он покидает её уже после того, как она входит в зал ожидания. Она остаётся одна, а самолёт может вылететь по расписанию, а может и опоздать. А возможно самолёт вылетит в определённое время, но вынужден будет вернуться или приземлиться в другом аэропорту, не в том, куда он направляется. Или возможно самолёт приземлится в аэропорту направления, но по каким-либо причинам позже ожидаемого прибытия. Если же самолёт прибудет точно по времени, то ведь и встречающий её махрам может опоздать: проспать, застрять в пробке, у него может сломаться машина или он может опоздать по каким-либо другим причинам. И даже если махрам не опоздает, в самом самолёте её соседом по креслу может оказаться мужчина, который обманет её, который привяжется к ней, а она — к нему.

В заключении, женщина должна бояться Аллаха и не выходить в путь без махрама ни для совершения паломничества, ни ради других целей. Махрамом должен быть половозрелый и разумный мужчина.И Аллаха мы просим о помощи».

Из книги «Далиль аль-ахтаъ аль-ляти йака‘у фиха аль-хаадж уа-ль-му‘тамир».

 

 

_________________________________

16   Считается ли женщина махрамом для другой женщины, которая не приходится ей родственницей, во время поездки, а так же в других случаях или нет?

Ответ шейха Ибн База:

Вся хвала Аллаху, Женщина не может быть махрамом.

Махрам - это мужчина, которому запрещено вступать в брак с женщиной по причине кровного родства, например, если он приходится ей отцом или братом; в случае женитьбы махрамом для женщины являются муж, отец мужа или сын мужа; а так же махрамом для женщины являются молочные родственники, например, отец или сын той женщины, которая ее вскормила, и так далее.

Мужчине не разрешено оставаться наедине с не махрам женщиной или отправляться в поездку вместе с ней, так как Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: " Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом" аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Так же он (мир ему и благословения Аллаха) сказал: " Не остается мужчина наедине с (немахрам) женщиной, что бы шайтан не был третьим" (передали имам Ахмад и другие от хадиса Умара (да будет доволен им Аллах) с достоверной цепочкой). И Аллах источник сил. Источник: Маджму Фатава ва Магалат Мутанавиа ли Самахат аль-Шейх АбдульАзиз ибн Абдуллах ибн Бааз, том 8, стр. 336

 

_________________________________

Что такое «путь»?

Ученые разногласили в определении понятия «путь», и высказывали относительно этого много мнений.

По этой причине имамы также разошлись и относительно расстояния пути, с которого женщине запрещено выходить без махрама. Группа ученых, среди которых Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа и его сторонники, говорили: “Любой путь, который меньше трех дней, женщина может отправляться в него без махрама”, и это мнение также передается от Ибн Мас’уда. См. “ат-Тамхид” 21/54.

При этом они опирались на известный хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий три дня, кроме как с махрамом! » аль-Бухари 1036, Муслим 1338.

Однако это не совсем так, ибо в других хадисах упоминается и меньшее расстояние, чем равное трем дням, как хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий день или два, кроме как с ней ее муж или махрам! » аль-Бухари 2/231. См. «Сахих аль-джами’» 7304.

В другом хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, составляющий расстояние барид, кроме как с махрамом! » Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7304.

Имам Ибн Хузайма, приведя этот хадис, сказал: “Барид – это 12 хашимитских миль”.

А один Хашимитский миль – равен 1848 метрам, что в общей сумме будет немного более 22 км.

Следовательно, в этом хадисе упоминается расстояние меньшее, даже чем один день.

А в одном из хадисов вообще путь не ограничивается каким-либо расстоянием: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом! » аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Объединяет смысл всех хадисов (данной темы), несмотря на различие их содержания, это то, что женщине запрещается любой путь, в котором есть опасение фитны, кроме как с махрамом или мужем, будь этот путь короткий или длинный! ” См. “аль-Истизкар” 27/274.

Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Запрет на путешествие женщины в одиночку связан со временем. И если она преодолеет в одиночку расстояние часа за целый день, то на это тоже распространяется запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 2/660.

 

 

___________________________________________

Ответ:

Прошу Аллаха даровать успех нам и вам и направить ко всякому благу.

Поистине, получение подобного образования, в котором происходит смешение полов, является одним из порицаемых явлений. Эта община не достигнет успеха, кроме как если будет порицать предосудительные дела, как сказал Всевышний Аллах: " Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими " (3: 104). Порицание дурного – это одно из качеств верующих, как сказал Всевышний Аллах: " Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг друга. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз и выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый" (9: 71).

Всевышний Аллах проклял иудеев за то, что они оставили обязанность призывать к одобряемому и запрещать предосудительное. Сказал Всевышний Аллах: " Неверующие сыны Исраиля были прокляты языком Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали! " (5: 78-79). Также сказал Всевышний Аллах о тех, которые нарушили субботу: " Когда они забыли том, что им напоминали, Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво. Когда они ослушались того, что им было запрещено, Мы сказали им: " Будьте обезьянами презренными" " ( 7: 165-166).

Поэтому порицание подобного образования является обязательным, потому что при его получении происходит смешение мужского и женского полов, не являющихся родственниками [Не просто родственниками, а не являются родственниками, запретными друг другу, как например: отец, брат-сестра, молочный брат-молочная сестра, сын-дочь и т.п. А что касается двоюродных братьев и двоюродных сестер, то они не являются запретными друг другу.] друг другу. Сказал Всевышний Аллах: " Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите их через завесу" (33: 53). Это обращение объемлет всех верующих людей.

Также передается от Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) что он сказал: " Не входите к женщинам" . Тогда один человек из ансаров сказал: " О, Посланник Аллаха, что ты скажешь на счет хаму [Хаму – брат мужа.]? " На что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: " Хаму-гибель". От 'Укбы ибн 'Амира в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим"

Хаму является родственником мужа, но несмотря на это о нем было сказано такое, а что тогда говорить о других?!

 

Из порицаемых явлений и результатов смешения полов:

Взгляд мужчин и женщин друг на друга, а наш Господь говорит: " Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей..." (24: 30-31).

Передается, что Джабир спросил пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) о непреднамеренном взгляде, на что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) ответил: " Отведи свой взгляд". " Сахих Муслим" Также Посланник Аллаха r сказал: " Отдавайте дороге ее право". На что сподвижники спросили: " А каковы ее права? ". Тогда посланник ответил: " Отведение взглядов
[От запретного.], удержание от причинения вреда, отвечать на салям, призывать к одобряемому и запрещать предосудительное" От Абу Са'ида аль-Худри в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим"

Передается, что пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: " Кто будет смотреть в дом людей, без их разрешения, тот дает им право выколоть ему его глаза" От Абу Хурейры в " Сахих аль Бухари" и " Сахих Муслим"

Передается, что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: " Поистине, просьба о разрешении Например, перед входом в чей-либо дом и т.п  нужна по причине взгляда". От Сахля ибн Са'да в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим"

Разрешен лишь взгляд на постороннюю женщину при сватовстве, так как это пришло в хадисе от Абу Хурейры: " Я находился с пророком когда к нему пришел человек и сообщил о том, что он женился на девушке из ансар. Тогда Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал ему: " Посмотрел ли ты на нее? " – тот ответил, что нет. Тогда пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: " Иди и посмотри на нее..." От Абу Хурейры в " Сахих Муслим" . Также достоверно установлено, что пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям)сказал: " Если один из вас будет свататься к женщине, и сможет при этом посмотреть на те ее места, которые подтолкнут его к женитьбе на ней, то пусть сделает это". От Джабира ибн 'Абдилляха в " Муснаде" имама Ахмада.

В этих двух хадисах указание на то, что взгляд на постороннюю женщину узаконен в шариате только лишь с намерением жениться на ней. Те же, кто учится в учебных заведениях, в которых происходит смешение полов, услаждают свои взоры тем, что запретил Всевышний Аллах, и нет у них на эти действия оправдания в шариате.

 

Из порицаемых явлений и результатов смешения полов в учебных заведениях и т.п.:

- То, что это уподобление иудеям, ведь именно смута женщин, стала их первой смутой. Как пришло от Посланника Аллах (саля Ллаху `алейхи ва салям): " Остерегайтесь ближней жизни и остерегайтесь женщин, поистине первой смутой (фитной) сынов Исраиля были женщины".[ От Абу Са'ида аль-Худри в " Сахих Муслим". Более того, это происходит непременно. Но, все это малость в сравнении с тем, что в действительности происходит в этих учебных заведениях, что гораздо более тяжко нежели простое рукопожатие. Я имею в виду в наших республиках, а не Йемен.]

А ведь со слов Ибн 'Умара достоверно установлены слова пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) который сказал: " Тот, кто уподобляется какой-либо общине, тот из них".

- К тому же, в подобных учебных заведениях может происходить пожимание рук посторонних девушек, что также является запретным. От Ма'киля ибн Ясара у имама ат-Табарани и др.

Как пришло в достоверном хадисе от пророкаr: " Если бы голову одного из вас пронзили железной иглой, это было бы для него лучше, чем прикосновение к посторонней женщине, не дозволенной ему". В " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим".

Также до нас дошли слова 'Айшы, которая сказала: " Рука пророка никогда не касалась руки посторонней женщины, а присягу от них он принимал словесно" От Ну'мана ибн Башира в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим"

- Смешение полов является причиной порочности сердца. Сказал Всевышний Аллах: " Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших и их сердец." (33: 53). А если сердце станет порочным, порочным станет и все тело, как это пришло в словах пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям): " Поистине, в теле есть кусок плоти, который если будет в порядке, то в порядке будет и все тело, а если испортится, то испортится и все тело. Этим куском плоти является сердце" [Из этого хадиса мы понимаем, что женщины времен пророка были застенчивыми и стеснительными. Это потому что в хадисе указывается на то, что пророк r был настолько стеснительным, что сподвижник даже провел аналогию его скромности с застенчивостью девственной девушки. Что же касается наших республик, то встретить подобную застенчивость у девушек сегодня крайне сложно! Не будет преувеличением, если сказать, что женщины этих стран менее застенчивы, чем мужчины.]

- Смешение полов приводит к потере стыдливости и застенчивости. Во времена пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) женщины были на высшем уровне стыдливости и застенчивости. Более того, сам пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям)был застенчивее девственной девушки, как об этом пришло в хадисе [От Абу Са'ида аль-Худри в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим".]
[От Ибн 'Умара у аль-Хакима в " Мустадраке" с достоверным иснадом.]

- А если потеряется скромность, то потеряется иман (вера). Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): " Стыдливость - спутник имана. Если уйдет один, то уйдет и другой" От Ибн 'Умара у аль-Хакима в " Мустадраке" с достоверным иснадом.

- Смешение полов уменьшает ревность. Как пришло в достоверном хадисе от Мугиры ибн Шу'бы, что Са'д ибн 'Убада сказал: " Если бы я увидел мужчину с моей женой, то ударил бы его мечом, причем острием, а не рукояткой". Когда это дошло до Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям)r, он сказал: " Вы удивляетесь ревности Са'да?! Клянусь Аллахом, я более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я". Также Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: " О, умма Мухаммада, никто не проявляет большей ревности, чем Всевышний Аллах, когда кто-либо из его рабов или рабынь совершает прелюбодеяние" От 'Айшы в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим"

- Смешение полов приводит к прелюбодеянию. Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): " Прелюбодеяние глаз – взор, прелюбодеяние языка – разговор, душа желает, а половой орган подтверждает или отвергает" От Абу Хурайры в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим"

Если же распространится прелюбодеяние, то эта община встретит множество бед. Сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): " О, Мухаджиры! Вы можете быть испытаны пятью вещами. Я же прибегаю к Аллаху от того, чтобы вы застали это: Если в обществе появится разврат и будет совершаться открыто, то распространится среди них чума и страдания, которые не постигали их предшественников. Если будут обманывать в мере и весах, то пребудут годами в бедах, нужде, и несправедливости правителей по отношении к ним. Если люди перестанут выдавать закят, то дождь перестанет проливаться на них, и если бы не животные, дождя не было бы вообще. Если люди будут нарушать договор с Аллахом и Его Посланником [Отказ следования за Кораном и Сунной] Аллах предоставит над ними власть врагу не из них так, что эти враги будут отбирать у них часть их имущества. А если имамы не будут следовать Книге Аллаха и судить по ней, то Всевышний посеет между ними рознь". [От 'Абдуллаха ибн 'Амра в " Муснаде" имама Ахмада и др. Хадис достоверный.]

Также необходимо отметить то, что если человек доволен тем, что его сын, дочь или тот, кто находится на его попечении, смешивается с представителями противоположного пола, тот предает их. Говорит Всевышний Аллах: " О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни" (66: 6). А Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: " Если любой из рабов Аллаха, управляющий какой-либо паствой, не будет делать ей наставлений, то не почувствует запах Рая" [От Ма'киля ибн Ясара в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим". Здесь также можно было привести хадис от ибн 'Умара в " Сахих Муслим": " У каждого из вас есть паства и каждый ответственен за нее...". (прим. переводчика).]

Хвала Аллаху, вышеприведенные доводы указывают на то, что мусульманину запрещено позволять своим детям, или тем, кто находится под его ответственностью, обучаться в подобных учебных заведениях, при этом нет разницы, являются его подопечные молодыми или взрослыми. Ведь это является воспитанием их нечестию и распространением убеждений неверующих, которые жертвуют своим имуществом и силами для того, чтобы отдалить мусульман от их истинной религии. Сказал Всевышний Аллах: " Неверующие из людей Писания и многобожников не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа. Аллах же выделяет Своей милостью того, кого пожелает. Аллах обладает великой милостью" (2: 105). Или: " Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны" (4: 89). Или: " Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии" (2: 120). Многие же мусульмане, да наставит их Аллах на истину, следуют за неверующими так усердно, что даже если те залезут в нору ящерицы, мусульмане залезут в нее, как сообщил об этом Посланник Аллаха [От Абу Са'ида аль-Худри в " Сахих аль-Бухари" и " Сахих Муслим". Сказал посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям): " Вы непременно последуете за теми, кто предшествовал вам пядь за пядью, локоть за локтем.Даже если они залезут в нору ящерицы, вы последуете за ними". Мы спросили: " Иудеи и христиане, о посланник Аллаха? ". На что он сказал: " А кто же еще?! ". В других же риваятах приходит – " Персы и римляне, о посланник Аллаха? ". На что он сказал: " А кто же еще?! ".]

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он направил правителей мусульман на устранение порицаемых явления, в том числе и этого. Также просим у Него того, чтобы Он отдалил от нашей страны и других стран Ислама все смуты, ведь поистине, Он способен на всякую вещь. Достаточно нам Аллаха и Он лучший покровитель.

 

Написал Яхья ибн 'Али аль-Хаджури. 10/ша'бан/1423 г.

 

 

________________________________



Ханафитский мазхаб

Ибн Нуджайм сказал: «Не разрешено мужчине касаться лица или рук женщины, даже если нет риска желания, потому что это в принципе харам и не существует необходимости по которой можно это разрешить» Аль Бахр аль Рааиг, 8: 219

 

Маликитский мазхаб

Мухаммад ибн Ахмад (Улайш) сказал: «Не разрешено мужчине касаться лица или рук немахрам женщин, и не разрешено ему касаться ее руки через преграду. Аиша сказал: « Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) никогда не принимал клятвы женщин пожимая им руки; он принимал клятву только на словах». Согласно другому сообщению: «Его рука никогда не касалась руки женщины, он принимал их клятву только на словах» Манх аль Джалил Шарх Мухтасар Халил, 1: 223

 

Шафиитский мазхаб:

Ан Навави сказал: «Не разрешено касаться женщины в любом случае» Аль Маджму, 4: 515

 

Вали ад Дин аль Ираки сказал: «Это указывает на то что рука Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) не касалась руки женщины, за исключением жен и наложниц, как в случае клятвы так и в других случаях. Если он поступал так несмотря на то, что он был безгрешен и вне подозрений, то для других еще более обязательно следовать этому. Как ясно из текстов, он отказывался от этого, потому что это было харамом для него. Фукаха из наших последователей и другие сказали, что это харам касаться немахрам женщину, даже если он касается частей тела которые не являются ауратом, например лица. Но они разошлись во мнениях, относительно взгляда когда в этом нет желания и нет страха фитны. Запрет на касание строже чем запрет на взгляд, и это харам и нет необходимости, что бы позволить это. Если существует случай вынужденности, например медицинское исследование, удаление зуба, обследование глаз и т.д. и нет женщины которая могла бы сделать это, то разрешено не махраму сделать, из – за необходимости.» Тарх аль Тахриб, 7: 45, 46

 

Мазхаб Ханбали

Ибн Муфлих сказал: «Абу Абдуллах – т.е. Имам Ахмад – был спрошен о мужчине которые пожимает руку женщине. Он сказал: «Нет» и подчеркнул, что это харам. Я спросил: «Следует ли ему пожимать руку через ткань? » Он ответил: «Нет».»

Шейх Таки ад Дин также считал, что это запрещено, и привел довод, что касание более серьезно нежели взгляд. Ал Адаб аль Шариях, 2: 257

Аллаху известно лучше.

 

Вопрос: Разрешено ли приветствовать женщину пожимая ей руки, если на них они оденут покрытие на руку мужчины?

Ответ:

Вся хвала Аллаху. Не разрешено мужчине дотрагиваться до руки женщины которая не является махрамом, даже если она покроет руку тканью, потому что в хадисе переданным Бухари в Сахихе сказано от Урвы, от Аишы, в котором она рассказывает историю о женщинах приносивших бейят (присягу) пророку. Она сказала: «Нет, клянусь Аллахом, его рука никогда не касалась какой либо женщины, принимая присягу, все что говорилось «Я принимаю вашу присягу на основании этого».

 Ахмад передал с сахих иснадом от Умаймы бинт Рагига что она сказала: «Я пришла к Посланнику Аллаха с другими женщинами что бы дать клятву верности, и он принял нашу присягу о следовании тому что в Коране... Мы сказал: «О Посланник Аллаха, ты не пожмешь нам руки? » Он ответил: «Я не жму руку женщинам. То что я говорю сотне женщин, это то что я сказал бы одной женщине»

И для нас в пророке прекрасный пример. Тот Кто послал его сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33: 21)

И Аллах источник сил.

Источник: Фатава аль лажна аль Даимал лил Бухус аль Ильмия валь ифта.

 

_______________________________________

35 Снятие женщиной хиджаба\ уединение с отстающим в умственном развитии молодым человеком

 

 

Вопрос: Я живу в 3-х комнатной квартире с мамой и младшим братишкой. Мой младший братишка, он инвалид и отстает в своем развитии. Ему делали операцию в Новосибирске на сердце. Ему 17 лет (но он учится только в 9-ом классе и школа в которой он учится – там в основном такие же дети). Он не самостоятелен. В смысле он может ходить, кушать, оставаться один дома и гулять наулице. Но отстает он умственно (т.е он не может логически рассуждать и т.д). Я недавно женился, и скоро Ин ша Аллах моя жена переедет ко мне жить (т.е. к нам в квартиру). ВОПРОС: Может ли моя жена ходить перед ним без хиджаба и оставатьcя с ним дома, когда я буду на работе? Этот вопрос очень серьезный, братья. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родственники мужа для жены смерть…». Стоит ли на моем младшем брате тот же хукм? Просто у нас нет возможности жить отдельно и т.д. ДжазакумуЛлаху хойрон! БаракаЛлаху фикум! Жду ответа!

 

Ответ:

Во-первых мы просим Всевышнего Аллаха облегчить вам вашу ситуацию, сделать вас терпеливыми и благодарными, излечить вашего брата.

 

Во-вторых, в том, что касается разрешения снимания вашей жены хиджаба перед вашим братом, то Всевышний Аллах в Коране в суре ан-Нур, аят 31, упомянул те виды людей, перед которыми женщина может снимать хиджаб. Среди них (смысл): «…. И мужчины лишенные вожделения….» (сура ан-Нур, аят 31).

Приводим эту часть аята, так как ваш брат перестал быть ребенком, как это очевидно.

Имам аль-Куртуби после того как упомянул разногласие ученых в определении этого вида мужчин сказал:

«И все эти мнения близки по смыслу, и они сходятся в том, у кого нет понимания, и нет у него никакого интереса к женщинам» См. Тафсир аль-Куртуби 6\523.

 

Как очевидно из вашего описания брата, он все таки является достаточно сознательным для понимания разницы между мужчиной и женщиной, а также для наличия обычного для юноши и мужчины интереса к женщинам.

Это то, что стало ясным из вашего вопроса. В любом случае, точное определение этого момента возвращается к вам.

Затем хотелось бы упомянуть на очень важный момент, на который обратил внимание шейх Усеймин, когда его спросили о возрасте ребенка, перед которым женщина может снимать хиджаб.

А это то, что следует различать между разрешением снимать хиджаб и между разрешением оставаться женщине наедине с ребенком (например семи, восьми лет).

Так как может быть проблема в самой женщине, или эта ситуация спровоцирует то, что могло быть глубоко скрыто в ее мыслях и желаниях. Ведь человек создан слабым и подверженным страстям, выход которых может спровоцировать та или иная ошибка в поведении. Или если даже ничего не произойдет, однако это будет поводом для душевного искушения. См. Ликаат аль-Баб аль-Мафтух 7\31

И конечно на достоверность этого указания шейха Усеймина указывает общий смысл хадиса: «Не останется мужчина с женщиной наедине, кроме как третий с ними будет шайтан». См. Ахмад 114 и др. Сахих ат-Таргиб уа Тархиб шейха Альбани, 1908.

В этом хадисе указание на то, что проблема может исходить в равной степени как со стороны мужчины, так и женщины в равной степени, а это по причине наущения шайтана. Т.е. он толкает их на гнусности, и кто будет из них слабей, или более расположен к этому, то он и проявит инициативу словом, делом, жестом и т.д.

 

Сказал имам аль-Мунауи в тафсире этого хадиса: Т.е. будет (шайтан) третьим посредством наущений, возбуждения страсти, лишения стыда, легкомысленного отношения к греху, так что соединит (т.е. будет причиной) их в половом акте, или в том, что меньше этого из его прелюдий, которые могут привести к нему (прелюбодеянию). См. Файду ль-Кадир 3\78

Поэтому мы советуем вам быть предельно осторожным в вашем положении, и следует взять все возможные и разрешенные шариатом причины для избежания вероятности фитны, неясностей, беспокойств, сомнений, не говоря уже о чем то опаснее этого.

 

___________________________________

Махрамы кто они? О путешествии женщины без махрама. Общение между мужским и женским полом.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Содержание:

  Вступление.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.221 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь