Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НАЧАЛО ШРИ ПУРУШОТТАМА-КШЕТРА ПАРИКРАМЫ
Под руководством Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа 2 октября 2001 г., утро, Нилачала Гаудия Матх (Сваргадвар), Шри Джаганнатха Пури, Индия Отрывок В этой чатурмасье есть месяц Пурушоттама, с завтрашнего дня мы соблюдаем нияма-севу, правила и предписания для этого месяца, это называется Пурушоттама-врата. Начиная с завтрашнего утра, мы будем проводить мангала-арати, затем киртан, потом лекция и потом посещать разные места в Джаганнатха Пури и за его пределами — Алаланатха, Конарк, Бхуванешвар и другие важные места игр Шри Чайтанйи Махапрабху. Во времена Махапрабху, когда гаудия-бхакты приходили в Джаганнатха Пури, они никогда не шли сначала к храму Джаганнатхи. Прежде всего они шли получить даршан Махапрабху в Гамбхире, затем они шли в место, где жил Шрила Харидас Тхакур, оно называется Сиддха Бакула. Мы следуем Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, и тем бхактам, кто находится в их ученической преемственности, поэтому мы тоже идем сначала в эти места. После мы пойдём на Швета Гангу — место Гангаматы Госвамини, в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи, в храм Джаганнатхи и затем вернемся. Я хочу сказать ещё одно, особенно для западных преданных. Не переживайте оттого, что вам не позволяют войти в храм Джаганнатхи, — почему они не разрешают нам войти! Если Джаганнатха Дев настолько милостив, Он тем или иным образом придёт к вам. Он — Патита-павана, поэтому Он всегда с радостью принимает бхакт. Он может выйти из храма. Если мы будем страстно хотеть этого, Он обязан будет выйти из храма. Почему Шримати Радхика должна идти к Кришне? Это Он должен идти к Ней. Следуйте Шри Рупе, Санатане Госвами и Шриле Харидасу Тхакуру. Будьте смиренны. Чайтанья Махапрабху с величайшим смирением стоял за Гаруда-стхамбой и оттуда смотрел на Джаганнатха. Гоура премананде! ………………………….. материалы взяты из вестника " Слуга Слуги" №15(2) от 28 октября 2001г.) Пер. с англ. и редакция Расасиндху д. СЛАВА МЕСЯЦА ПУРУШОТТАМ Шрила Бхактивинод Тхакур
Статья “Шри Пурушоттам-мас-махатмйа” — “Слава месяца Пурушоттам” — была перепечатана из Шри Саджджана-тошани в еженедельной Гаудийа за 14 июля 1928 года (6 том, №47). Копия этого редкого журнала была сделана на св. пожертвования преданных, откликнувшихся на воззвание в “Пути Шри Рупы и Рагхунатхи”. На языке Гаудий статья была переиздана в последнем номере ежеквартального журнала “Бхагавата-Дхарма” Шри Гопинатх Гаудийа Матха (1 год, №2, 1 июня 1996г.). Насколько мне известно, на английский статья не переводилась. На русский переведена с сокращениями, касающимися исключительно перечисления предписанных и запрещенных действий в месяц Пурушоттам.
Ведийские Писания ариев делятся на две части: Смарта и Парамартха.1 Те, кто по своему адхикару2 заслуживают следовать Писаниям смарт, естественным образом привлекаются именно этим разделом Вед. Образ мышления, убеждения, деятельность и представления о цели жизни даются человеку в соответствии с его естественными наклонностями (ручи). Смарты питают большую веру в те Писания, которые отвечают их наклонностям. Из-за того, что адхикара к Парамартха-шастре у них нет, вера в эти Писания у них отсутствует. Такое деление создано Богом, а это значит, что можно не сомневаться — за ним стоит глубокий и мудрый смысл. Смысл, насколько мы только можем понять, заключается в том, что джива, неуклонно держась своего адхикара, сможет постепенно подняться выше. Отступление от своего адхикара влечет за собой падение. В результате своей деятельности человек приобретает адхикар двух видов: кармадхикар и Бхактйадхикар.3 Путь смарт является для человека благом, покуда его адхикар указывает на карму. Когда, перешагнув через кармадхикар, человек вступает в Бхактйадхикар, у него рождается естественное влечение к пути высшего обретения (парамартхик патх). С этой целью Господь сотворил две шастры: Смарта и Парамартха. В своем стремлении укрепить веру людей в карму Смарта-шастра дает множество правил и предписаний. Более того, для того, чтобы пробудить твердую веру в эти правила и предписания, во многих местах Смарта-шастра игнорирует Парамартха-шастру. В действительности, шастра едина, но для людей она являет себя двояко. Дживе не достичь блага, если она не будет убежденно держаться своего адхикара. Поэтому можно видеть, что Писание делится на Смарта- и Парамартха-шастры. Разбив год на двенадцать частей, Смарта-шастра распределила все виды благочестивой кармы между двенадцатью месяцами года. Из-за того, что вся карма, предписанная варнам и ашрамам, оказалась расписанной по двенадцати месяцам, “адхимас” — дополнительный месяц 4 — остался без кармы. Никакой праведной кармы в адхимас нет. Для того, чтобы сохранить совпадение между лунными и солнечными месяцами, через каждые 32 месяца необходимо включать дополнительный месяц.5 Смарты чураются адхимаса, называя его “мала-масом” — скверным месяцем. С презрением они награждают адхимас такими именами, как “малимлуча”, “малинмас” и т.п. Но преосвященная Парамартха-шастра ставит адхимас превыше всех остальных в отношении вечной духовной деятельности. Жизнь скоротечна. Ни одно мгновение жизни не должно быть потрачено впустую. Дело дживы — жить непрерывным служением Хари. Пусть и тот добавочный месяц, который появляется каждые три года, будет еще одной возможностью отдаться Хари-бхаджане — таково внутреннее намерение Парамартха-шастры. А поскольку карми посчитали этот месяц лишенным всякой праведной кармы, Парамартха-шастра объявила это время особенно благоприятным для Хари-бхаджаны. Парамартха-шастра говорит: “Джива! Почему тебе неохота совершать Хари-бхаджану в адхимас? Этот месяц поставлен Господом Голоки превыше всех остальных. Он лучше даже таких благодатных месяцев, как Картика, Магх и Вайшакха. В этот месяц возноси арчану Шри Шри Радхе-Кришне по особым правилам поклонения. Ты обретешь все.” В «Брихан-Нарадийа Пуране» слава адхимаса описывается в тридцать первой главе. Видя верховенство 12 месяцев и собственное унизительное существование, адхимас с великим трудом добрался до Вайкунтхи и поведал свое горе Шри Нарайане. Почувствовав сострадание к адхимасу, Господь Вайкунтхи взял его на Голоку и представил Шри Кришне. Шри Кришна смилостивился, выслушав о несчастьях адхимаса, и сказал: ахам этайр йатха локе пратхитах пурушоттамах “О Рамапати, о Супруг богини Лакшми! Как Я славлюсь в мирах под Именем Пурушоттам, так и адхимас будет знаменит под именем “Пурушоттам”. Я наделил этот месяц всеми достоинствами, которыми обладаю Сам. Подобно Мне, адхимас стал Верховным Господом над всеми месяцами. Весь мир будет поклоняться ему и возносить ему молитвы. Все другие месяцы сакама — с ними связаны надежды на личное удовлетворение, но этот месяц — нишкама, месяц бескорыстной Севы. Любой, кто, не имея никакой корысти или желая иметь все, поклоняется этому месяцу, сжигает всю карму дотла и достигает Меня. Иногда Мои преданные совершают апарадхи, но преданные месяца Пурушоттам будут вечно свободны от апарадх. Все те окончательные идиоты, что проведут этот месяц, не совершая ни джапы, ни дана (пожертвований), ни праведной деятельности, ни омовений, все те, кто будут питать в этот месяц враждебные чувства к деватам, Тиртхам и дваждырожденным, — злосчастные, порочные существа, они станут сырьем для счастья других, а своего счастья не видать им даже во сне. Тот, кто в Пурушоттам-мас с преданностью служит мне арчаной, будет счастливым обладателем богатства и сыновей, а в итоге — жителем Голоки.” В Пуранах слава месяца Пурушоттам описывается во многих местах. В своем предыдущем рождении Драупади была дочерью Медха-риши. Выслушав от Дурвасы славу Пурушоттама, она тем не менее не придала значения этому месяцу, за что в следующем рождении была наказана бременем покорности пяти мужьям. После того, как Пандавы и Драупади исполнили Пурушоттама-врату по наставлению Шри Кришны, они избавились от невзгод лесной жизни в изгнании: эвам сарввешу тиртхешу бхрамантах панду-нанданах Особенно подробно слава месяца Пурушоттам описывается в связи с историей Дридхадханва Раджи и его предыдущей жизни. Отвечая на вопрос Дридхадханва Раджи, Валмики Муни описал ему, как исполнять обеты в Пурушоттам. Нарада узнал об этой беседе в Бадарикашраме от Шри Нараяны Риши. Как в Дхарма-шастре даются ежедневные предписания для брахманов, так и в Сатвата-шастре6 даются каждодневные предписания для слуги Пурушоттама, начиная с брахма-мухурты. Об омовении в Пурушоттам говорится следующее: самудрага надиснанам уттамам парикирттитам Исполнив обет омовения в Пурушоттам, следует сапавитрена хастена курййад ачамана-крийам В Пурушоттам-мас следует служить пуджу Шри Кришне: пурушоттама-масасйа дайватам пурушоттамах Валмики сказал: “О Дридхадханва! Господствующим Божеством месяца Пурушоттам является Сам Пурушоттам Шри Кришна, Верховная Личность, Высший и Единственный Наслаждающийся. Поэтому каждый день этого месяца с преданностью и Верой служи пуджу Всевышнему Пуруше Кришне шестнадцатью подношениями”: шодашайр упачарайш ча пуджайет пурушоттамам Следует возносить поклонение Божественной Чете — Шри Шри Радхе и Кришне: агаччха дева-девеша шри кришна пурушоттама Все те правила, которые следует соблюдать в Пурушоттам, Валмики описывает так: […] шримад бхагаватам бхактйа шротавйам пурушоттаме “[…]10 В месяц Пурушоттам надо с преданностью внимать чтению Шримад Бхагаваты. Сам Всевышний Господь неспособен описать то благо, которое приходит в слушании Шримад Бхагаваты. Бхакты должны поклоняться Шри шалаграма-шиле. Врата в этот месяц превосходит сто огненных жертвоприношений. Совершая огненные жертвоприношения, можно достичь Сварги, но тот, кто исполняет Пурушоттама-врату, достигает Голоки. В теле того, кто соблюдает Пурушоттама-врату, пребывают все святые реки, все Дхамы и все деваты. Ради удовлетворения Пурушоттамы следует подносить лампаду. Если достаток человека позволяет, он должен подносить лампаду на гхи, в противном случае — на сезамовом масле. Ты живешь в лесу, и ни гхи, ни сезамовое масло тебе недоступны, поэтому подноси лампаду на масле иджгуди.11 Ни аштаджга-йога, ни брахма-джнан, ни саджкхйа, ни все ритуалы тантры не идут в сравнение даже с одной шестнадцатой частью подношения лампады Господу в месяц Пурушоттам.” О том, как начинать исполнение этой враты, Валмики сказал: “О Махарадж! Ты должен начать исполнение этой враты с чатурдаши, навами или аштами темной половины месяца Пурушоттам. Пригласив беспримесных вайшнавов-брахманов, с полной самоотдачей положи начало врате. Пятью дхйанами создай прекрасное и безупречное святилище. Установив на святилище четыре каласа, 12 с желанием чистого прити13 к Чатурвйухе укрась четыре стороны святилища лучшими плодами. Водой, покрытой лучшими тканями, установи Чатурвьюху. Установи калас и призови Шри Радху-Мадхаву. Прими Вайшнавачарью, постигшего Веду и Ведаджгу. Повторяя джапу Чатурвьюхи возожги четыре лампады на четырех сторонах. Вместе со своей женой последовательно и с преданной Верой воздай подношения (аргхья), начиная с кокоса. Аргхья-мантра: дева дева намас тубхйам пурана пурушоттама Произнеся эту мантру, предложи поклоны: ванде нава-гхана-шйамам двибхуджам муралидхарам Затем, проведя хому семенами тила, омахивай Господа опахалом (нираджан). Нираджан-мантра: нираджайами девешам индивара-далаччхавим Затем дхйан-мантра: антар-джйотир ананта-ратна-рачите симхасане самстхитам После дхйана поднеси пушпанджали и склонись в поклоне со следующей молитвой: науми нава-гхана-шйамам пита-васа-самачйутам Затем, раздав полные подносы подаяний вайшнавам-брахманам, поднеси дакшину ачарйе. После этого раздай пожертвования. В это время предписывается подавать Бхагавату в дар достойному вайшнаву-брахману. В ладонях обеих рук поднеси брахману сосуд из колокольного сплава. Затем накорми брахманов сладким рисом с гхи. После этого раздай пищу всем и вкуси вместе с членами своей семьи. После того, как врата закончилась, заверши соблюдение обетов.” Все правила, которые даются в этом Писании в связи с Пурушоттама-вратой, должны исполняться каждым набожным человеком, приверженным обязанностям своей варны. В конце книги Шри Сута Госвами говорит, обращаясь к собранию риши в Наймиша-кшетре: бхарате джанурасадйа пурушоттамам уттамам “Те обожатели домашнего очага, подонки среди людей, кто, приняв рождение на земле Бхараты, не слушают катху Шри Пурушоттама-враты и не соблюдают этот обет, злосчастные, они будут только страдать: из-за повторяющихся рождений и смертей и из-за расставания с детьми, друзьями, родными и близкими. О лучшие из дваждырожденных! В этот Пурушоттам-мас не читайте бессмысленных лживых (асат) книг по эстетике, поэтике и пр. Не спите на чужих ложах и не обсуждайте преходящие темы. Не злословьте о других. Не ешьте за чужой счет и не беритесь за чужую работу. Оставив скупость, жертвуйте брахманам. Скупость при наличии денег — причина падения в ад Раурава. Каждый день кормите вайшнавов-брахманов первосортными блюдами. Сам же обетник будет есть в восьмой части суток.20 Царь Индрадйумна, царь шатадйумна, царь Яуванашва и царь Бхагиратха, поклоняясь Пурушоттаму, достигли близости к Верховному Господу. Служите Пурушоттаму всеми своими силами. Пурушоттама-Сева выше любой из садхан и награждает высшим и самым полным из обретений. Прежде Каундилйа Муни непрерывно повторял джапу мантры говарддхана-дхарам… С преданностью повторяя джапу этой мантры в месяц Пурушоттам, вы достигните Пурушоттамадева. Месяц Пурушоттам следует проводить, сосредоточив свои память и мысли на Шри Кришне, чье цвета свежего облака сияюще-темное Тело облачено в солнечно-желтые ткани; Он держит в двух руках Своих флейту Мурали и Он вместе со Шри Радхой. Тот, кто совершает такое служение с Бхакти, обретает все желанное.” Парамартхи — те, кто встали на путь высшего обретения, — трех видов: сваништха, париништхита и нирапекша.21 Перечисленная выше деятельность предписывается сваништха-садхакам. Париништхита-бхакта должен соблюдать Пурушоттама-врату по правилам, данным его ачарьей для Картика-враты и Магх-враты. Нирапекша-бхакты проведут этот священный месяц, с безраздельным (айкантики22) сознанием служа шри бхагават-прасаду и изо дня в день обетованно внимая щри харинаме и творя киртану шри харинамы в стремлении к высшей цели, как говорит об этом «Шри Хари-Бхакти-виласа» в своем высшем наставлении (стих из Вишну-Рахасьи): индрийартхешв-асактанам садайва вимала матих Те, чье сознание, освященное присутствием Бхакти, не привязано к удовлетворению чувств и потому естественно-чисто, стоят выше ложного самомнения (они джитатмы); бхакти, идущим от сердца, они вечно служат наслаждению Шри Кришны. Посты и прочее не могут быть причиной их внутреннего очищения. Поэтому Шрила Санатана Госвами завершает свою книгу такими словами о безраздельных бхактах: эвам экантинам прайах кирттанам смаранам прабхох Шри кришна-смарана и шри кришна-киртана очень дороги безраздельным кришна-бхактам.23 А шри кришна-смарана не бывает без шри кришна-киртаны. Кроме двух этих видов преданного служения, безраздельные преданные не тяготеют ни к каким иным. Они настолько поглощены любовным служением смараной и киртаной, что все остальные виды преданной деятельности неспособны привлечь их интереса. Ими владеет сильное желание с особым, самобытным чувством оказывать служение божественному телу Шри Кришны, поэтому для них предписано служить телу Кришны с определенной долей свободы и в духе, благоприятном их расе. Правила и предписания, данные ведийскими риши, ни в коем случае не ограничивают свободы безраздельных бхакт. Дух служения движет ими естественно и спонтанно. Такова слава безраздельных преданных. В этом году адхимас приходится на месяц шраван.24 Пусть и сваништха-, и париништхита-, и эканта-бхакты соблюдают Пурушоттама-врату, каждый согласно своему адхикару. Господь этого месяца — Бхагаван Враджанатх Шри Кришна, а значит адхимас — любимый месяц для всех вайшнавов, ведь по счастливому стечению обстоятельств в этот месяц иго карма-канды не в силах чинить препятствия преданности. ………………………………. 1Смарта-Шастра описывает путь кармы — благочестивой обрядовой жизни, ведущей к относительно долгому наслаждению на райских планетах Сварги; Парамартха-Шастра говорит о вечном взаимоотношении души, мироздания и Бога, о пути преданного служения Всевышнему Господу (Бхакти) и о Преме — чистой Любви к Богу, высшей (парама) и единственно настоящей цели и богатстве (артха) всякого существования. 2 Адхикар — совокупность качеств, веры или других условий, делающих человека достойным следовать тому или иному разделу Писаний и выполнять ту или иную предписанную деятельность. 3 Как Шрила Бхактивинод объясняет в шестой главе Джайва-дхармы, адхикаром для Бхакти является вера в Хари-катху, которая рождается из общения с беспримесными Вайшнавами; адхикар для кармы — деятельности, предписанной различным ашрамам и варнам — определяется в соответствии с качествами, делающими его пригодным к исполнению того или иного долга, а также в соответствии с рождением и прочими косвенными указателями на эти качества. 4 адхи — сверх-, над-; мас — месяц. 5 В Шри Сурйа-Сиддханте говорится: шад-вахни-три-хуташаджка-титхайашчадхимасаках / кхачатуджка-самудраштакупан ча рави-масаках — “В одной маха-йуге 1 593 336 адхимасов и 51 840 000 солнечных месяцев”. Следовательно, адхимас возникает через каждые 32 месяца 16 дней 4 часа. (Прим. Гаудийи) 6 Дхарма-Шастра — Писания, такие как Ману-Самхита, предназначенные для тех, кто находится в рамках Варнашрамы. Сатвата-Шастра — Писания во главе со Шримад Бхагаватой, которыми живут чистые Вайшнавы — те, кто выше Варнашрамы. 7 “Омовение в море или реке считается наилучшим. Об омовении в пруду или искусственном водоеме сведущие говорят как о среднем. Омовение дома считается обычным омовением грихастх.” 8 “Со священным шнуром в руке совершить ачаман, затем, растерев гопичандану, поставить прекрасные тилаки, устремленные ввысь (урддхва-пундра), затем гопичанданой нанести на тело знаки раковины, чакры, булавы и лотоса.” 9 “О Шри Кришна, Верховный Пуруша, Всебог над Богами богов, вместе со Шри Радхой примите мое поклонение! ” 10 Далее Шрила Бхактивинод Тхакур приводит перечень предписаний и ограничений во время Пурушоттама-враты, данный Валмики Муни. Среди них: вкушать хавишйанна, определенную диету, включающую в себя пшеницу, различные виды риса и шака, йогурт, гхи, океанскую или морскую соль, различные фрукты, тростниковый сахар, вареные овощи без масла и т.д. Полный запрет на рыбу, мясо, мед, горчицу, все виды спиртного, чеснок, хрен, лук, морковь, грибы, листья джута, растительное масло, дважды вареный рис, амиш и пр. К амишу относятся, в частности, лимоны, любое молоко, кроме козьего, коровьего и буйволиного, соль, добытая из солончаков, молочные продукты из медных сосудов, вода из кожанных емкостей и пища, приготовленная для себя. Запрещается питаться за чужой счет, ненавидеть других, вступать в интимные отношения с чужой женой, путешествовать в далекие и чужие края иначе как с целью св. паломничества, оскорблять деват, Веды, Гуру, коров, обетников, женщин, царя и великих личностей. Поощряется целибат, сон на полу, вкушение с листьев и после полудня. Не следует вступать в разговор с женщиной во время месячных, с млеччхой, с падшим, с отступником, с врагом дваждырожденных и с неверующим слову Вед. 11 лесное колючее растение. 12 род кувшина. 13 чистой бескорыстной Любви. 14 “Господи! Господи! Склоняюсь пред Тобой, исконный, Всевышний Пуруша! О Хари, вместе со Шри Радхой примите поднесенную мною аргхйу! ” 15 “Поклоняюсь Господу цвета свежего темного облака, держащему в двух Своих руках свирель, облаченному в солнечножелтые одежды, поклоняюсь Пурушоттаме вместе с Его Шри Радхой.” 16“Опахиваю Тебя с Премой, Господь богов, Возлюбленный Радхики, излучающий прелесть лотоса лепестков, чарующий красотой миллионов божеств любви.” 17“Восседая во Вриндаване на престоле из несметных самолучащихся драгоценных камней, Он, Сама Красота, зовом флейты Своей лишает рассудка замужних девушек Враджа; Каустубха-камень освещает Его грудь, самоцветные венец и серьги украшают Лик, Тело облачено в солнечножелтые одежды — посвящаю память свою и мысли Ему с Радхикой.” 18 “Приношу свои поклоны Господу, Чье цвета нового облака сияюще-темное Тело одето в солнечно-желтые ткани, чью грудь освещает своими лучами Шриватса, склоняюсь перед Ним, Шри Хари, и пред Шри Радхикой. Назад 19 “Поклоняюсь Говардхана-дхари, Гопалу в образе пастуха, поклоняюсь празднику Гокулы, Всебогу Богов, Говинде, Возлюбленному девушек-гопи.” 20 Т.е. в последней части суток. 21“Садхаки [те, кто приняли Бхакти целью своей деятельности] бывают трех видов: 1) сваништха, 2) париништхита и 3) нирапекша. Сваништха-садхак старается удовлетворить Бхагавана Шри Хари, исполняя все обязанности и соблюдая все запреты, предписанные для его варны и ашрама. Париништхита-садхак совершает непосредственно служение Всевышнему Господу, а в общественной жизни следует всем предписаниям и запретам. Оба они — грихастхи. Нирапекша-садхак — агрихастха.” (из статьи Шрилы Бхактивинода Тхакура, цитируется в Гаудийа том 22, №56) Если сваништха-садхак пытается удовлетворить Шри Бхагавана исполнением варнашрама-дхармы (сва-ништха=сва-дхармма-ништха, как говорит о ней, например, общее значение шлоки 3.35 из Гиты: шрейан свадхарммо…), то париништхита-садхак верит в то, что только преданное служение как таковое может удовлетворить Господа. Однако ради поддержания своего тела и своей семьи париништхита-садхак исполняет свой долг в обществе в соответствии с правилами и ограничениями. (Париништхита=асакта, “привязанный”, т.е. все еще связанный общепринятыми и ведическими предписаниями и ограничениями — см. Бха: 4.29.46.) Это то состояние, которое Бхагавата описывает в шлоке джата-шраддхо мат-катхасу нирвиннах сарвва-карммасу/веда духкхатмакан каман паритйаге ’пй анишварах (11.20.27) — “В святом общении у него возникает вера в Хари-катху, которую воспевают святые Вайшнавы, и желание слушать ее и слушать. Он уже не любит никакую карму, он сознает, что удовлетворение чувств ведет к горю, но не может его оставить.” Нирапекша-Вайшнав — тот, кто, повинуясь непреодолимому желанию непрерывного и бескорыстного преданного служения, оставляет все виды долга, не чувствуя к ним ни привязанности, ни ненависти, и живет как акинчана, погруженный в шравану, Киртану и Смарану. Такого Вайшнава Бхагавата описывает в 4 Песни, 29.46: йада йасйанугрихнати бхагаван атма-бхавитах /са джахати матим локе веде ча париништхитам. В приведенной выше цитате Шрилы Бхактивинод Тхакур употребляет слово грихастха в значение “привязанный к грихе, к удовлетворению “себя” и “своего””. Нирапекша-преданность, будучи выше всех предписаний, данных Ведами неверующим в Бхакти дживам в обуздание и исправление, не зависит, следовательно, и от уклада жизни преданного. “Когда гриха-сприха (желание удовлетворять себя и все, что связано с моим телом) по-настоящему уходит прочь, тогда нирапекша акинчана Бхакта, живет он в пуѓстыни или в семье, освящает собой весь этот мир.” (Шрила Бхактивинод Тхакур, Джайва-Дхарма, 7 глава) 22 айкантики — “one-pointed”, “безразделльный”, стремящийся только к счастью Господа и Его Бхакт, и не заботящийся ни о чем другом. Аикантики-Бхакта (или Эканта-Бхакта) пренебрегает частью ведийских предписаний не из невежества и не из лени их исполнять, а потому что не видит в них прямой связи с Бхакти и не желает жертвовать Севой ради второстепенных обязанностей. 23Сегодня, в день разлуки со Шрилой Гададхаром Пандитом Госвами и Шрилой Саччиданандой Бхактивинодом Тхакуром, когда я заканчиваю перевод статьи, Шрила Гурупад-падма Бхакти Прамод Пурии Тхакур так ругал одного из своих учеников после “экстатической” “киртаны” в Шри Гопинатх Гаудийа Матхе: “Киртана должна быть Киртаной! Зачем упражнять свое горло? Киртана существует для удовлетворения Шри Гуру и Гаураджги, а не для своего личного удовольствия или развлечения остальных. Шрила Рупа Госвамипад дал такое определение Киртане в Шри Бхакти-Расамрита-синдху: нама-лила-гунадинам уччайр-бхаша ту кирттанам — “Киританом зовется провозглашение в полный голос Имен, Лил, Качеств и Всего, присущего Личности Господа”. Шрила Джива Госвамипад пишет: бахубхир милитва йад кирттанам тад эва саджкирттанам — “Когда многие собираются вместе и творят Киртану, такая Киртана есть Саджкиртана”. А Шрила Прабхупада объяснял, что Саджкиртана, самйаг кирттанам значит сарввендрийа-двара кирттанам, “Киртана, совершаемая всеми чувствами и всем существом души, без остатка”. Какой смысл выпевать все эти “а-а-а-а-а”? Какой смысл красиво петь и играть на мридаджге, когда наш ум совершенно в другом месте, когда наше сердце не отдано Киртане Его Имени, Лилы и Славы? Мы должны отдавать Киртане ум и все, что имеем. Киртана только ради Его удовлетворения.” 24 В том году, когда Шрила Бхактивинод Тхакур писал эту статью для своего журнала “Шри Саджджанатошани”, адхимас приходился на месяц шраван бенгальского календаря, что примерно соответствует месяцам Шридхар или Хришикеш Вайшнавского или июлю-августу христианского. Однако, поскольку адхимас возникает не через ровное количество лет, а через каждые 32 месяца 16 дней 4 часа, он каждый раз приходится на разное время года. В этом году (510 лет Гаура-эры, 1403 Баджгабды, 1996 год от Р.Х.) месяц Пурушоттам приходится на месяц ашадх бенгальского календаря и разделяет Вайшнавский месяц Ваман на две половины каждая по 15 дней. Месяц Пурушоттам начинается в Гауда-мандале 16 июня в 5.57 утра и заканчивается 15 июля в 8.47 вечера. …………………………. Источник: http: //hari-katha.org/bvinod/purushottam.htm
Отрывки из книги «" Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. Его жизнь и учение" (Стр.179-181)
Шри пурушоттам-врата Преданные и последователи «Шри Гаудия Веданта Самити» соблюдают Пурушоттам-врату (обеты в месяц пурушоттам) так же, как картик-врату. В 4-м и 5-м номерах «Шри Гаудия-патрики» во второй год её издания были напечатаны две статьи о месяце пурушоттам. В одной статье описывается величие месяца пурушоттам, а в другой приводятся указания о том, как соблюдать обеты этого месяца. Вайшнава-ачарья Шрила Тхакур Бхактивинод говорит, что Гаудия-вайшнавы должны соблюдать пурушоттам-врату так же, как картик-врату. К сожалению, календарь смарта-брахманов полностью игнорирует эти обеты. В упомянутых статьях говорится о двух видах шастры: смарта и трансцендентная. В смарта-шастре основополагающим фактором является карма, поэтому месяц пурушоттам считается лишним и бесполезным (так как он високосный) и говорится, что в этот месяц не нужно заниматься никакой особой религиозной деятельностью. Смарты называют этот месяц малмасом, «нечистым месяцем». Однако в трансцендентных шастрах этот високосный месяц считается во всех отношениях самым возвышенным и необычайно благотворным для хари-бхаджана. В статьях «Гаудия-патрики» упоминается немало историй, имеющих серьезное отношение к этой теме, и приводится много важных сведений о високосном месяце, например: превосходство високосного месяца над другими; почему он называется «пурушоттам»; в разделе о величии этого месяца приводится история о Драупади; история о царе Дридхадхаве, рассказанная мудрецом Валмики; правила для омовения в месяц пурушоттам; указание о том, что в этот месяц нужно заниматься только поклонением Радха-Кришне; что нужно делать и чего нельзя делать во время соблюдения этой враты; как соблюдают эту трансцендентную врату преданные сваништха, параништха и нирапекша*(сваништха — преданные, целиком посвятившие себя удовлетворению Господа; параништха — преданные, которые служат и поклоняются Господу, строго следуя всем предписаниям; нирапекша — садхаки, ведущие отреченный образ жизни.); почему экантика-вайшнавов естественным образом привлекает этот месяц; там также говорится, что високосный месяц необычайно дорог бхактам, поскольку в это время нет влияния карма-канды и присущих ей страданий; кроме того, в статье объясняется, что такое хавишьянна (особая пища для соблюдения враты, приготовленная из риса, простых овощей и гхи), как нужно вести себя в этот месяц, что относится к пище категории амиш (невегетарианская), а также описывается результат слушания «Шримад-Бхагаватам» и соблюдения враты, предложение лампад (дипадан) и величие этого служения; говорится, что следует делать в чатурдаши, аштами, навами в кришна-пакшу и раскрывается значение мантры и намаскар-мантры (во время предложения пранам), нираджан-дхьяны и пуш-панджали-мантры; помимо того, там рассказывается, что нужно делать в конце враты и как правильно её завершать.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы